Меню статьи
Главная
Translate
ДЕТЯМ
Слабовидящим
Telegram

Войдите, чтобы оставить комментарий

Вторник, 23 апреля, 2024

Апостолы в Библии

Апостол

Апостол (посланник) – наименование, относящееся в первую очередь к двенадцати ученикам (Деян. 15.2), избранным и призванным Самим Господом, чтобы быть Ему свидетелями, а также к Павлу, Варнаве, Силе и Тимофею (в русской Библии Апостолами названы также Иаков и Иуда).

Выполняя наказ Господа, апостолы возвещали Благую Весть по всей земле:

  • Мф. 28:19
  • Деян. 1:8; 9:15; 19:10
  • Рим. 1:5, 8; 14:25
  • Кол. 1:6, 23;
  • 1Тим. 3:16
  • Отк. 5:6.

Статья по теме: Сколько было апостолов Христа?

Сам Господь в Евреям 3:1 назван Посланником (в греч. тексте  Апостол). Из двенадцати, избранных Господом, все были галилеяне (Деян.

1:11; 2:7). Филипп – возможно, грек и только Иуда Искариот был из Иудеи.

Апостолы в Библии
Апостолы в Библии

Понятие

Греческое слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает – посланник (др.-греч. ἀπόστολος «посол, посланник» ← ἀποστέλλω «посылать»).

В Септуагинте это слово употребляется в своем буквальном значении «посланник» (3 Цар. 14:6), «посол» (Ис.18:2).

Новый Завет называет Апостолом полномочного посланника, которому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также нести особое служение.

Каждый Апостол – это ученик, но не каждый ученик является Апостолом.

В более узком смысле слова Апостол (как считалось уже в древней Церкви) – это свидетель Воскресшего (Деян. 1:21 и след.; ср. 1Кор.15:1 и след.).

В Новом Завете можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике Апостолом:

  1. Апостол (в Синодальном переводе – «посланник») – лицо, подвластное господину, пославшего его. (Ин.13:16)
  2. Апостолы как посланцы церквей (2 Кор. 8:23, Синод. пер. – «посланники»; Епафродит: Флп. 2:25, Синод. пер. – «посланник»; Андроник и Юния: Рим. 16:7)
  3. Апостолы как миссионеры (= посланники) древнего христианства (Деян. 14:14: «Но Апостолы, Варнава и Павел, услышавши о сем…»)
  4. те двенадцать, которых Иисус назвал Апостолами (Мк. 3:14 и след. – см. греч. текст; Лк. 6:13)
  5. Сам Иисус в Евр. 3:1 назван Апостолом (в Синод. пер. – «Посланником») и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одновременно представляющая мир перед Богом. (ср. священнический чин Иисуса -> Иисус Христос)
  6. существует и понятие «лжеапостолы» (Апостолы – лжецы: Откр. 2:2), лжеучителя, которых Павел иронически называет «высшими Апостолами» (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание «чрезвычайные Апостолы», 2 Кор. 11:5; 12:11), которые в действительности являлись обманщиками (2 Кор. 11:13).

Двенадцать Апостолов

Их имена

Именование «Апостолы» для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса (Лк. 6:13).

1-4: две пары братьев (Мф. 4:18-22; 10:2; Мк. 1:16-20; 3:16-18; Лк. 6:14):

  1. Симон, сын Ионин, прозвище -> Петр [греч. Петрос, арам. кефа, соотв. рус. «камень» (Ин. 1:42)]
  2. Брат Симона -> Андрей (Ин. 1:42)
  3. Иаков, сын Зеведеев (Мк. 1:19)
  4. Брат Иакова -> Иоанн (автор Евангелия, трех посланий и Откровения); оба сына Зеведеевы, согласно Мк. 3:17, были наречены также (может быть, под влиянием Лк. 9:54) -> Воанергес, т.е. «сыны громовы»
  5. Филипп (Мф. 10:3, не путать с диаконом Филиппом: Деян. 6:5; 8:5 и след.)
  6. Варфоломей = Нафанаил (Мф. 10:3; Ин. 1:43-51)
  7. Фома (Ин. 20:24-29)
  8. Матфей, мытарь (Мф. 9:9), он же Левий (Лк. 5:27)
  9. Иаков, сын Алфеев (Мф.10:3)
  10. Фаддей = -> Иуда, сын Иакова (Мф. 10:3 – см. перевод Нового Завета под редакцией еп. Кассиана; Лк. 6:16; Ин. 14:22; Деян. 1:13)
  11. Симон Кананит, или -> Зилот, т.е. «ревнитель» (Мф. 10:4; Лк. 6:15)
  12. Иуда Искариот, т.е. «человек из Кариота», предатель (Мф. 26:14-16; Мк. 14:10 и след.; Лк. 22:3-6; Ин. 13:21-30); после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к Апостолам -> Матфий (Деян. 1:15-26).

В Новом Завете приведены четыре списка Апостолов:

  1. Мф. 10:2-4
  2. Мк. 3:16-19
  3. Лк. 6:14-16
  4. Деян. 1:13.

Нижеследующее сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные Апостолы в различных книгах Нового Завета, и в какой очередности они упоминаются:

Мф. 10:2 и след.

  1. Симон
  2. Андрей
  3. Иаков
  4. Иоанн
  5. Филипп
  6. Варфоломей
  7. Фома
  8. Матфей
  9. Иаков
  10. Фаддей
  11. Симон
  12. Иуда Искариот.

Мк. 3:16 и след.

  1. Симон
  2. Иаков
  3. Иоанн
  4. Андрей
  5. Филипп
  6. Варфоломей
  7. Матфей
  8. Фома
  9. Иаков
  10. Фаддей
  11. Симон
  12. Иуда Искариот.

Лк. 6:14 и след.

  1. Симон
  2. Андрей
  3. Иаков
  4. Иоанн
  5. Филипп
  6. Варфоломей
  7. Матфей
  8. Фома
  9. Иаков
  10. Симон
  11. Иуда
  12. Иуда Искариот.

Деян. 1:13

  1. Петр
  2. Иаков
  3. Иоанн
  4. Андрей
  5. Филипп
  6. Фома
  7. Варфоломей
  8. Матфей
  9. Иаков Алфеев
  10. Симон Зилот
  11. Иуда, брат Иакова
  12. Матфий.

Призвание двенадцати

Во время Своего земного служения, продолжавшегося всего три года, Иисус Христос стремился к распространению Царства Божьего, проповедуя, уча и исцеляя (Мф. 4:23; 9:35).

В помощники Себе Он избрал двенадцать человек, названных Апостолами, и дал им наставления.

При жизни Иисус призвал множество учеников:

  1. существовал круг пятисот (1Кор.15:6)
  2. круг семидесяти (Лк. 10:1)
  3. круг двенадцати
  4. а среди этих двенадцати – три самых близких ученика: Петр, Иаков и Иоанн.

В собственном смысле слова только эти двенадцать были учениками [греч. матетай], которые сплотились вокруг своего Равви (Ин. 1:38), чтобы жить вместе с Ним.

С тремя из них у Него были особенно доверительные отношения. Им было позволено присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5:37), на горе Преображения (Мф. 17:1) и в Гефсиманском саду (Мф. 26:37). Но и среди этих трех Петр (Мф. 16:13-20) и Иоанн (Ин. 13:23; 19:26 и след.) занимали особое положение.

Как и когда Иисус призвал этих двенадцать – в Евангелиях не дано однозначного ответа. Там приведены:

  • подробная история призвания в изложении Иоанна, позволяющая предположить, что это рассказ очевидца, который не может забыть первой встречи с Иисусом (Ин.1:35-51, прежде всего ст. 39);
  • рассказ о том, как был призван Петр, ловивший рыбу (Лк. 5:1-11);
  • а также краткие истории призвания других Апостолов (Мф. 4:18-22; Мк. 3:13-19 и Лк. 6:12-16).

Вероятно, Иисус собрал вокруг Себя этих двенадцать учеников в результате того, что Его молитва была услышана (Лк. 6:12). Тогда привлечение этих учеников соответствует воле Небесного Отца.

О том, что происходило в сердцах Апостолов в момент призвания, можно догадываться на основании различных евангельских рассказов, например, истории призвания Петра.

Статья по теме: Был ли Апостол Петр первым Папой?

Попав под власть речей (Лк. 5:1 и след.), повелений (ст. 4) и действий (ст. 6) Иисуса, он видит перед собой живого Сына Божьего и осознает себя грешником (ст. 8). Слова Иисуса о прощении (ст. 10) превращают его в нового человека, дарят ему новую жизнь, которая теперь будет проходить не под знаком своего «я», а под руководством Иисуса Христа (ст. 11).

Благодарность за спасение от смерти (Ин. 5:24) для новой жизни заставляет Петра сделать вывод (Лк. 5:10, 11): он должен рассказывать и описывать то, что видел и слышал, так как не может молчать об этом (Деян. 4:20).

Всякое призвание является следствием встречи с Сыном Божьим: обычные, не склонные к религиозному фанатизму люди, оставляют всё, что у них было, чтобы следовать за Ним (Мф. 4:18-22; Лк. 5:11; Ин. 1:43-45)

Двенадцать Апостолов последовали за Христом не потому что были воодушевлены Иисусом или почувствовали потребность распространять Благую Весть, а потому что Он призвал их. Инициатива призвания всегда исходила от Иисуса.

Задачи Апостолов

Однажды призванные следовать за Христом, Апостолы становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключалось и в Его делах).

Иисус направляет Своих посланников (Мф. 10:5 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела – проповедь, благовествование и исцеление – преумножались и приносили плоды (Мф. 13:23; Ин. 15:2, 5, 8).

Понимание апостолами личности Христа

Несмотря на то, что Апостолы постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения (Мк. 10:35-40; Лк. 9:54). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях.

Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра (8:27-30) Иисус хранил тайну Своей личности, например, не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились (7:36).

После того, как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий (8:31 и след.; 9:30 и след.; 10:32 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания.

Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса (Мф. 16:22; Лк. 24:25 и след.; Ин. 2:22; 16:12; 20:9). Так что они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений (Мф. 15:15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность (Лк. 17:5; ср. Мф. 17:20).

Сообщество Апостолов

Апостолы не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом.

Когда Иисус посылал Своих учеников «по два» (Лк. 10:1; ср. также Деян. 1:13), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2 Кор. 2:15 и след.).

Новая ситуация после воскресения

1)В Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность:

  • Петр отрекся от Сына Человеческого (Мф. 26:69-75)
  • Иуда предал Его (Мф. 26:14-16; 27:3-10)
  • а другие Апостолы бежали (Мф. 26:56).

В Ев. от Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с 14:72 по 16:7). В этой ситуации свидетелями выступают женщины.

В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит Апостолов из состояния нерешительности (Ин. 20:19) и подводит к радостной вере (Ин. 20:20), перерастающей в полную убежденность (1Ин. 5:4).

Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручения принять и продолжить Его дело (Ин. 20:21 и след.), т.е. – проповедь Царства Божиего (Мф. 24:14; Деян.1:3,8).

Воскресший Иисус дает Апостолам обетование пребывать с ними Своим Духом (Мф. 28:20; Ин. 14:16). Торжественно повторяется и особое поручение -> Петру (Мф.16:16-19 и Ин. 21:15-19).

Можно с уверенностью утверждать, что понятие Апостол «получило свое непреходящее значение только благодаря событиям Пасхи» (H.W.Bayer. Gal.brief im NTD: Gal 1:5).

Петр определяет Апостола как человека «из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян.1:21 и след.).

После воскресения поручение, которое было дано воскресшим Иисусом Апостолам, утрачивает все пространственные и временные ограничения: Евангелие надлежит проповедовать до края земли (Деян.1:8) и во все дни до скончания века (Мф. 28:18-20).

2) Но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие Апостол переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса Иакова, который тоже назван Апостолом:

19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.
(Гал.1:19)

3) Апостолы были руководителями древней Церкви. Среди церковных служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место (1Кор. 12:28; Еф. 4:11).

После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на землю (Деян. 1:3), и поэтому круг Апостолов не расширился. Из этого правила есть только одно исключение – Павел (1Кор.15:8).

Статья по теме: Апостол Павел — некий изверг?

По дороге в Дамаск произошла его встреча с воскресшим Христом, в результате которой гонитель христиан Савл стал «избранным сосудом» в руках Иисуса (Деян. 9:15).

Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии (1Кор. 15:10; Гал. 1:8,15 и след.), хотя его всегда заботила не собственная значимость, а важность дела (1Кор. 3:5).

Это особое предназначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений (Деян. 15:22 и след.; 16:3; 21:17 и след.; Гал. 2:9 и след.).

Апостолы и Церковь

Время Апостолов давно прошло. Но совершенное и сказанное ими имеет для христиан всех времен и направлений непреходящее и решающее каноническое значение.

Свидетельство Апостолов сохранилось для мира в виде основополагающего для христиан Нового Завета. В процессе отбора, который в конечном итоге привел к созданию канона, вопрос об апостольском авторстве был определяющим.

Благодаря Апостолам была основана Церковь (Деян. 2:1 и след.). Эта Церковь постоянно разрасталась благодаря свидетельству Апостолов, которых не могли сдержать ни угрозы (Деян. 4:17,20), ни преследования (Деян. 12:1 и след.).

Стремление Апостолов к проповеди Евангелия было сильнее их воли к жизни (2 Кор. 11:23-28). Их свидетельства зависели не от уровня их образованности (Деян. 4:13; 2 Кор. 11:6), а от того огня, который горел в их сердцах (Лк. 12:49; 24:32; Деян. 4:20) и разгорался тем ярче, чем яростней его пытались загасить (Деян. 4:1-4; ср. также 2 Кор. 13:8).

Ничто не могло остановить Апостолов в их стремлении выполнить поручение Учителя: «Итак идите, сделайте все народы учениками и крестите их» (Мф. 28:19, досл. перевод греч. текста).

Именно поэтому их слово обладало силой, определяющей и приводящей в движение историю (Рим. 1:16). Так, их свидетельство «о великих делах Божиих» (Деян. 2: 11) и «учение Апостолов» (Деян. 2:42) стали фундаментом, на котором воздвигнуто здание Церкви: все вводимые в это здание (Еф. 3:6) оказываются «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе».

20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем],
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
(Еф. 2:20-22)

6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
(Еф. 3:6)

Апостолы в Библии

Апостолы в Библии
Апостолы в Библии
  1. Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами. (2 Кор.12:12)
  2. некто, посланный с официальным поручение.

Тематический словарь:

  • А. ПЕТР И ПАВЕЛ как тема Деяний => Деян. 19:11
    • ЗАЩИТА как тема послания к Галатам => Гал. 1:10
    • САМОЗАЩИТА как тема второго послания к Коринфянам => 2 Кор. 12:19.
  • Б. Иисус – апостол, посланный Богом => Евр. 3:1.
  • В. Апостолы, посланные Иисусом
    • 1. Двенадцать учеников Христа – Его апостолы
      • получили великое поручение до Его воскресения => Мф. 10:5-10
      • получили великое поручение после Его воскресения => Мф. 28:19 ; Деян. 1:8.
    • 2. Апостол Павел
      • его обращение и призвание => Деян. 9:5,6 ; Деян. 22:8-10 ; Деян. 26:15-18
      • защита своего апостольского служения => 1Кор. 9:1,2 ; 2 Кор 10:1-11:33; 2 Кор 12:11-13 ; Гал 1:1-2:10
      • Павел – апостол язычников => Рим. 11:13 ; Рим. 15:16 ; Гал. 2:8, 9.
    • 3. Другие апостолы
      • Варнава с Павлом => Деян. 14:4
      • Иаков, брат Господень => Гал. 1:19
      • Андроник и Юния => Рим. 16:7
      • Сила и Тимофей с Павлом => 1Фес. 2:6.
  • Г. Обязанности апостолов Христа
    • апостольство – один из даров Божиих => 1Кор. 12:28 ; Еф. 4:11
    • закладывают основание церкви => Еф. 2:20 ; Откр. 21:14
    • свидетельствуют о Христе => Деян. 1:8
    • несут правильное учение => Деян. 2:42
    • служат словом => Деян. 6:2,4
    • принимают решения, касающиеся церкви => Деян. 15:1,2 ; Гал. 2:1-3, 7-10.
  • Д. Признаки апостольства
    • видели воскресшего Христа => Деян. 1:21,22 ; 1Кор. 9:1
    • творили чудеса и знамения => 2 Кор. 12:12 {C}
    • подвергались преследованиям за имя Господа => Деян. 5:40, 41 ; 2 Кор. 11:22-33.

Видео

История искупления 5.1 – Иисус призывает учеников у Галилейского моря

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Библейский словарь В. П. Вихлянцева
  3. Википедия: Апостолы
  4. Библейский словарь Брокгауза
  5. Тематический словарь NIV (c) Zondervan/IBS.
Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

Больше на Изучение Библии

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading