Апостол
Апостол (посланник) – наименование, относящееся в первую очередь к двенадцати ученикам (Деян. 15.2), избранным и призванным Самим Господом, чтобы быть Ему свидетелями, а также к Павлу, Варнаве, Силе и Тимофею (в русской Библии Апостолами названы также Иаков и Иуда).
Выполняя наказ Господа, апостолы возвещали Благую Весть по всей земле:
- Мф. 28:19
- Деян. 1:8; 9:15; 19:10
- Рим. 1:5, 8; 14:25
- Кол. 1:6, 23;
- 1Тим. 3:16
- Отк. 5:6.
Статья по теме: Сколько было апостолов Христа?
Сам Господь в Евреям 3:1 назван Посланником (в греч. тексте Апостол). Из двенадцати, избранных Господом, все были галилеяне (Деян.
1:11; 2:7). Филипп – возможно, грек и только Иуда Искариот был из Иудеи.
Понятие
Греческое слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает – посланник (др.-греч. ἀπόστολος «посол, посланник» ← ἀποστέλλω «посылать»).
В Септуагинте это слово употребляется в своем буквальном значении “посланник” (3 Цар. 14:6), “посол” (Ис.18:2).
Новый Завет называет Апостолом полномочного посланника, которому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также нести особое служение.
Каждый Апостол – это ученик, но не каждый ученик является Апостолом.
В более узком смысле слова Апостол (как считалось уже в древней Церкви) – это свидетель Воскресшего (Деян. 1:21 и след.; ср. 1Кор.15:1 и след.).
В Новом Завете можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике Апостолом:
- Апостол (в Синодальном переводе – “посланник”) – лицо, подвластное господину, пославшего его. (Ин.13:16)
- Апостолы как посланцы церквей (2 Кор. 8:23, Синод. пер. – “посланники”; Епафродит: Флп. 2:25, Синод. пер. – “посланник”; Андроник и Юния: Рим. 16:7)
- Апостолы как миссионеры (= посланники) древнего христианства (Деян. 14:14: “Но Апостолы, Варнава и Павел, услышавши о сем…”)
- те двенадцать, которых Иисус назвал Апостолами (Мк. 3:14 и след. – см. греч. текст; Лк. 6:13)
- Сам Иисус в Евр. 3:1 назван Апостолом (в Синод. пер. – “Посланником”) и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одновременно представляющая мир перед Богом. (ср. священнический чин Иисуса -> Иисус Христос)
- существует и понятие “лжеапостолы” (Апостолы – лжецы: Откр. 2:2), лжеучителя, которых Павел иронически называет “высшими Апостолами” (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание “чрезвычайные Апостолы”, 2 Кор. 11:5; 12:11), которые в действительности являлись обманщиками (2 Кор. 11:13).
Двенадцать Апостолов
Их имена
Именование “Апостолы” для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса (Лк. 6:13).
1-4: две пары братьев (Мф. 4:18-22; 10:2; Мк. 1:16-20; 3:16-18; Лк. 6:14):
- Симон, сын Ионин, прозвище -> Петр [греч. Петрос, арам. кефа, соотв. рус. “камень” (Ин. 1:42)]
- Брат Симона -> Андрей (Ин. 1:42)
- Иаков, сын Зеведеев (Мк. 1:19)
- Брат Иакова -> Иоанн (автор Евангелия, трех посланий и Откровения); оба сына Зеведеевы, согласно Мк. 3:17, были наречены также (может быть, под влиянием Лк. 9:54) -> Воанергес, т.е. “сыны громовы”
- Филипп (Мф. 10:3, не путать с диаконом Филиппом: Деян. 6:5; 8:5 и след.)
- Варфоломей = Нафанаил (Мф. 10:3; Ин. 1:43-51)
- Фома (Ин. 20:24-29)
- Матфей, мытарь (Мф. 9:9), он же Левий (Лк. 5:27)
- Иаков, сын Алфеев (Мф.10:3)
- Фаддей = -> Иуда, сын Иакова (Мф. 10:3 – см. перевод Нового Завета под редакцией еп. Кассиана; Лк. 6:16; Ин. 14:22; Деян. 1:13)
- Симон Кананит, или -> Зилот, т.е. “ревнитель” (Мф. 10:4; Лк. 6:15)
- Иуда Искариот, т.е. “человек из Кариота”, предатель (Мф. 26:14-16; Мк. 14:10 и след.; Лк. 22:3-6; Ин. 13:21-30); после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к Апостолам -> Матфий (Деян. 1:15-26).
В Новом Завете приведены четыре списка Апостолов:
- Мф. 10:2-4
- Мк. 3:16-19
- Лк. 6:14-16
- Деян. 1:13.
Нижеследующее сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные Апостолы в различных книгах Нового Завета, и в какой очередности они упоминаются:
Мф. 10:2 и след.
- Симон
- Андрей
- Иаков
- Иоанн
- Филипп
- Варфоломей
- Фома
- Матфей
- Иаков
- Фаддей
- Симон
- Иуда Искариот.
Мк. 3:16 и след.
- Симон
- Иаков
- Иоанн
- Андрей
- Филипп
- Варфоломей
- Матфей
- Фома
- Иаков
- Фаддей
- Симон
- Иуда Искариот.
Лк. 6:14 и след.
- Симон
- Андрей
- Иаков
- Иоанн
- Филипп
- Варфоломей
- Матфей
- Фома
- Иаков
- Симон
- Иуда
- Иуда Искариот.
Деян. 1:13
- Петр
- Иаков
- Иоанн
- Андрей
- Филипп
- Фома
- Варфоломей
- Матфей
- Иаков Алфеев
- Симон Зилот
- Иуда, брат Иакова
- Матфий.
Призвание двенадцати
Во время Своего земного служения, продолжавшегося всего три года, Иисус Христос стремился к распространению Царства Божьего, проповедуя, уча и исцеляя (Мф. 4:23; 9:35).
В помощники Себе Он избрал двенадцать человек, названных Апостолами, и дал им наставления.
При жизни Иисус призвал множество учеников:
- существовал круг пятисот (1Кор.15:6)
- круг семидесяти (Лк. 10:1)
- круг двенадцати
- а среди этих двенадцати – три самых близких ученика: Петр, Иаков и Иоанн.
В собственном смысле слова только эти двенадцать были учениками [греч. матетай], которые сплотились вокруг своего Равви (Ин. 1:38), чтобы жить вместе с Ним.
С тремя из них у Него были особенно доверительные отношения. Им было позволено присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5:37), на горе Преображения (Мф. 17:1) и в Гефсиманском саду (Мф. 26:37). Но и среди этих трех Петр (Мф. 16:13-20) и Иоанн (Ин. 13:23; 19:26 и след.) занимали особое положение.
Как и когда Иисус призвал этих двенадцать – в Евангелиях не дано однозначного ответа. Там приведены:
- подробная история призвания в изложении Иоанна, позволяющая предположить, что это рассказ очевидца, который не может забыть первой встречи с Иисусом (Ин.1:35-51, прежде всего ст. 39);
- рассказ о том, как был призван Петр, ловивший рыбу (Лк. 5:1-11);
- а также краткие истории призвания других Апостолов (Мф. 4:18-22; Мк. 3:13-19 и Лк. 6:12-16).
Вероятно, Иисус собрал вокруг Себя этих двенадцать учеников в результате того, что Его молитва была услышана (Лк. 6:12). Тогда привлечение этих учеников соответствует воле Небесного Отца.
О том, что происходило в сердцах Апостолов в момент призвания, можно догадываться на основании различных евангельских рассказов, например, истории призвания Петра.
Статья по теме: Был ли Апостол Петр первым Папой?
Попав под власть речей (Лк. 5:1 и след.), повелений (ст. 4) и действий (ст. 6) Иисуса, он видит перед собой живого Сына Божьего и осознает себя грешником (ст. 8). Слова Иисуса о прощении (ст. 10) превращают его в нового человека, дарят ему новую жизнь, которая теперь будет проходить не под знаком своего “я”, а под руководством Иисуса Христа (ст. 11).
Благодарность за спасение от смерти (Ин. 5:24) для новой жизни заставляет Петра сделать вывод (Лк. 5:10, 11): он должен рассказывать и описывать то, что видел и слышал, так как не может молчать об этом (Деян. 4:20).
Всякое призвание является следствием встречи с Сыном Божьим: обычные, не склонные к религиозному фанатизму люди, оставляют всё, что у них было, чтобы следовать за Ним (Мф. 4:18-22; Лк. 5:11; Ин. 1:43-45)
Двенадцать Апостолов последовали за Христом не потому что были воодушевлены Иисусом или почувствовали потребность распространять Благую Весть, а потому что Он призвал их. Инициатива призвания всегда исходила от Иисуса.
Задачи Апостолов
Однажды призванные следовать за Христом, Апостолы становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключалось и в Его делах).
Иисус направляет Своих посланников (Мф. 10:5 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела – проповедь, благовествование и исцеление – преумножались и приносили плоды (Мф. 13:23; Ин. 15:2, 5, 8).
Понимание апостолами личности Христа
Несмотря на то, что Апостолы постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения (Мк. 10:35-40; Лк. 9:54). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях.
Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра (8:27-30) Иисус хранил тайну Своей личности, например, не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились (7:36).
После того, как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий (8:31 и след.; 9:30 и след.; 10:32 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания.
Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса (Мф. 16:22; Лк. 24:25 и след.; Ин. 2:22; 16:12; 20:9). Так что они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений (Мф. 15:15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность (Лк. 17:5; ср. Мф. 17:20).
Сообщество Апостолов
Апостолы не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом.
Когда Иисус посылал Своих учеников “по два” (Лк. 10:1; ср. также Деян. 1:13), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2 Кор. 2:15 и след.).
Новая ситуация после воскресения
1)В Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность:
- Петр отрекся от Сына Человеческого (Мф. 26:69-75)
- Иуда предал Его (Мф. 26:14-16; 27:3-10)
- а другие Апостолы бежали (Мф. 26:56).
В Ев. от Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с 14:72 по 16:7). В этой ситуации свидетелями выступают женщины.
В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит Апостолов из состояния нерешительности (Ин. 20:19) и подводит к радостной вере (Ин. 20:20), перерастающей в полную убежденность (1Ин. 5:4).
Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручения принять и продолжить Его дело (Ин. 20:21 и след.), т.е. – проповедь Царства Божиего (Мф. 24:14; Деян.1:3,8).
Воскресший Иисус дает Апостолам обетование пребывать с ними Своим Духом (Мф. 28:20; Ин. 14:16). Торжественно повторяется и особое поручение -> Петру (Мф.16:16-19 и Ин. 21:15-19).
Можно с уверенностью утверждать, что понятие Апостол “получило свое непреходящее значение только благодаря событиям Пасхи” (H.W.Bayer. Gal.brief im NTD: Gal 1:5).
Петр определяет Апостола как человека “из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его” (Деян.1:21 и след.).
После воскресения поручение, которое было дано воскресшим Иисусом Апостолам, утрачивает все пространственные и временные ограничения: Евангелие надлежит проповедовать до края земли (Деян.1:8) и во все дни до скончания века (Мф. 28:18-20).
2) Но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие Апостол переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса Иакова, который тоже назван Апостолом:
19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.
(Гал.1:19)
3) Апостолы были руководителями древней Церкви. Среди церковных служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место (1Кор. 12:28; Еф. 4:11).
После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на землю (Деян. 1:3), и поэтому круг Апостолов не расширился. Из этого правила есть только одно исключение – Павел (1Кор.15:8).
Статья по теме: Апостол Павел — некий изверг?
По дороге в Дамаск произошла его встреча с воскресшим Христом, в результате которой гонитель христиан Савл стал “избранным сосудом” в руках Иисуса (Деян. 9:15).
Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии (1Кор. 15:10; Гал. 1:8,15 и след.), хотя его всегда заботила не собственная значимость, а важность дела (1Кор. 3:5).
Это особое предназначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений (Деян. 15:22 и след.; 16:3; 21:17 и след.; Гал. 2:9 и след.).
Апостолы и Церковь
Время Апостолов давно прошло. Но совершенное и сказанное ими имеет для христиан всех времен и направлений непреходящее и решающее каноническое значение.
Свидетельство Апостолов сохранилось для мира в виде основополагающего для христиан Нового Завета. В процессе отбора, который в конечном итоге привел к созданию канона, вопрос об апостольском авторстве был определяющим.
Благодаря Апостолам была основана Церковь (Деян. 2:1 и след.). Эта Церковь постоянно разрасталась благодаря свидетельству Апостолов, которых не могли сдержать ни угрозы (Деян. 4:17,20), ни преследования (Деян. 12:1 и след.).
Стремление Апостолов к проповеди Евангелия было сильнее их воли к жизни (2 Кор. 11:23-28). Их свидетельства зависели не от уровня их образованности (Деян. 4:13; 2 Кор. 11:6), а от того огня, который горел в их сердцах (Лк. 12:49; 24:32; Деян. 4:20) и разгорался тем ярче, чем яростней его пытались загасить (Деян. 4:1-4; ср. также 2 Кор. 13:8).
Ничто не могло остановить Апостолов в их стремлении выполнить поручение Учителя: “Итак идите, сделайте все народы учениками и крестите их” (Мф. 28:19, досл. перевод греч. текста).
Именно поэтому их слово обладало силой, определяющей и приводящей в движение историю (Рим. 1:16). Так, их свидетельство “о великих делах Божиих” (Деян. 2: 11) и “учение Апостолов” (Деян. 2:42) стали фундаментом, на котором воздвигнуто здание Церкви: все вводимые в это здание (Еф. 3:6) оказываются “утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе”.
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем],
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
(Еф. 2:20-22)6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
(Еф. 3:6)
Апостолы в Библии
- Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами. (2 Кор.12:12)
- некто, посланный с официальным поручение.
Тематический словарь:
- А. ПЕТР И ПАВЕЛ как тема Деяний => Деян. 19:11
- ЗАЩИТА как тема послания к Галатам => Гал. 1:10
- САМОЗАЩИТА как тема второго послания к Коринфянам => 2 Кор. 12:19.
- Б. Иисус – апостол, посланный Богом => Евр. 3:1.
- В. Апостолы, посланные Иисусом
- 1. Двенадцать учеников Христа – Его апостолы
- получили великое поручение до Его воскресения => Мф. 10:5-10
- получили великое поручение после Его воскресения => Мф. 28:19 ; Деян. 1:8.
- 2. Апостол Павел
- его обращение и призвание => Деян. 9:5,6 ; Деян. 22:8-10 ; Деян. 26:15-18
- защита своего апостольского служения => 1Кор. 9:1,2 ; 2 Кор 10:1-11:33; 2 Кор 12:11-13 ; Гал 1:1-2:10
- Павел – апостол язычников => Рим. 11:13 ; Рим. 15:16 ; Гал. 2:8, 9.
- 3. Другие апостолы
- Варнава с Павлом => Деян. 14:4
- Иаков, брат Господень => Гал. 1:19
- Андроник и Юния => Рим. 16:7
- Сила и Тимофей с Павлом => 1Фес. 2:6.
- 1. Двенадцать учеников Христа – Его апостолы
- Г. Обязанности апостолов Христа
- апостольство – один из даров Божиих => 1Кор. 12:28 ; Еф. 4:11
- закладывают основание церкви => Еф. 2:20 ; Откр. 21:14
- свидетельствуют о Христе => Деян. 1:8
- несут правильное учение => Деян. 2:42
- служат словом => Деян. 6:2,4
- принимают решения, касающиеся церкви => Деян. 15:1,2 ; Гал. 2:1-3, 7-10.
- Д. Признаки апостольства
- видели воскресшего Христа => Деян. 1:21,22 ; 1Кор. 9:1
- творили чудеса и знамения => 2 Кор. 12:12 {C}
- подвергались преследованиям за имя Господа => Деян. 5:40, 41 ; 2 Кор. 11:22-33.
Видео
История искупления 5.1 – Иисус призывает учеников у Галилейского моря
Сноски
- Библия. Синодальный перевод
- Библейский словарь В. П. Вихлянцева
- Википедия: Апостолы
- Библейский словарь Брокгауза
- Тематический словарь NIV (c) Zondervan/IBS.