РАДИО
Слабовидящим
Translate
ДЕТЯМ

10 заповедей данных Моисею

10 заповедей, данных Моисею

Десять заповедей — предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом в присутствии сынов Израиля на горе Синай, на пятидесятый день после Исхода из Египта.

Исход 20:2-17:

2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
13 Не убивай.
14 Не прелюбодействуй.
15 Не кради.
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
(Исх. 20:2-17)

10 заповедей данных Моисею
10 заповедей, данных Моисею

Основа Синайского завета

Десять заповедей (Исх. 20:3-17; Втор. 5:7-21) — основа Синайского завета Бога с Его народом и основа всего Моисеева законодательства.

Они были написаны Самим Богом на каменных скрижалях (пластинах) и даны в руки Моисею (Исх. 24:12; 31:18; 32:16; Втор. 9:10).

В Исх. 34:28 они названы «десятисловие».

Первые скрижали с заповедями Моисей разбил (Исх. 32:19; Втор. 9:17), но взамен них получил новые с теми же словами (Исх. 34:28-29; Втор. 10:1-5).

Десять заповедей, как и молитва Господня (образец всех молитв), делятся ровно на две части. Первая из них указывает на отношение человека к Богу, вторая – человека к человеку (ср. Мф. 22:36-40).

Основной Закон израильтян

Десять Заповедей перечислены в Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-18.

В Ветхом Завете они названы «словами завета» (Исх. 34:28), или «десятословием» (Исх. 34:28; Втор. 4:13), а в Новом Завете – «заповедями» [греч. энтолай; Мф. 19:17; Рим.13:9].

В современной литературе Десять заповедей часто именуют «Декалогом» (от греч. дека – «десять» и логос – «слово»).

Десятословие  – первая часть обширного законодательства Моисея, свидететельство заключения Завета на горе Синай. Это основной Закон израильтян, который был написан на двух каменных плитах (в Синодальном переводе – «скрижали») самим Богом (Исх. 24:12; 31:18; 32:16; Втор. 4:13; 10:4).

Моисей передал скрижали народу, который был свидетелем провозглашения Десяти заповедей, но слышать Божьих речей он не мог (Исх.19; 20).

Статья по теме: Алтарь Моисея и 12 столбов. Координаты Гугл панорамы

О размерах скрижалей (Исх. 32:15) в Библии ничего не говорится. Но известно, что Десять заповедей были размещены на двух сторонах каждой скрижали.

Результаты археологических раскопок позволяют предположить, что для Десяти заповедей было бы достаточно двух плит высотой около 10 см.

В Библии нет нумерации заповедей

В Библии нет нумерации заповедей, но, исходя из текста, можно предложить следующее деление:

Введение: Я Господь, Бог твой… (Исх. 20:2).

2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
(Исх. 20:2)

  1. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (ст. 3)
  2. Не делай себе кумира… (ст. 4-6)
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… (ст. 7)
  4. Помни день субботний… (ст. 8-11)
  5. Почитай отца твоего и мать твою… (ст. 12)
  6. Не убивай (ст. 13)
  7. Не прелюбодействуй (ст. 14)
  8. Не кради (ст. 15)
  9. Не произноси ложного свидетельства… (ст. 16)
  10. Не желай дома ближнего твоего… (ст. 17).

У иудеев и христиан существовали разные варианты деления заповедей и распределения их на двух плитах.

Филон Александрийский, Иосиф Флавий, раннехристианская Церковь, а в настоящее время –православная и большинство протестантских церквей придерживаются указанного выше деления.

В Талмуде введение рассматривается как первая заповедь, а стихи в Исх. 20:3-6 объединены во вторую.

Согласно Филону, Иосифу Флавию, Талмуду, Иринею Лионскому, на каждой плите было по пять заповедей, позднее же стали считать, что на одной плите было четыре заповеди, а на другой – шесть. Из этого следовало, что согласно концепции Августина, на одной плите было три заповеди, а на другой – семь, а согласно концепции Ж. Кальвина, соотвенно, – четыре и шесть.

Августин объединил в одну заповедь ст. 2-6 и, чтобы сохранить общее число заповедей, разделил последнюю на девятую и десятую. В этом ему последовали католическая и лютеранская церкви. Но в результате такого деления, произошло смешение понятий идолослужения и почитания изображений. Запрет на поклонение изображениям не всегда выполнялся и, в конце концов, исчез из катехизиса.

Журнал «Истина Сегодня» : Характеристики закона Моисея

Таким образом, на первой плите были записаны заповеди, касающиеся отношения к Богу, а на второй — ваимоотношений между людьми.

Две редакции Десяти заповедей

Обе редакции Десяти заповедей в принципе одинаковы, но в них по-разному мотивируется заповедь о соблюдении субботы.

Так, в Исх. 20:11, в основе заповеди лежит история сотворения мира, а во Втор. 5:15 – избавление Израиля от египетского рабства: в своих прощальных словах Моисей указывает на событие, более близкое народу.

Кроме того, в Исх. 24:17, в заповеди «Не желай…», слово «дом» служит обобщающим понятием семьи и собственности, а во Втор. 5:21 – вначале названа жена.

Древневосточные своды законов

О том, что Синайское законодательство не было чем-то абсолютно новым, свидетельствуют древневосточные своды законов, которые в большинстве своем были составлены значительно раньше.

Самый известный из них – свод законов Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), царя Вавилона. Законы Хаммурапи, в свою очередь, представляли собой переработанный вариант более раннего законодательства.

Статья по теме: Почему в египетских летописях нет упоминания об Исходе?

Они имеют много параллелей с другими ветхозаветными законами (с так называемым казуистическим правом, построенным по образцу: «Если … то…»), но лишь некоторые из них схожи по форме с заповедями десятословия (например, так называемым аподиктическое право: «Ты не должен…»).

Некоторое сходство с Десятью заповедями имеют клятвы невиновности умерших в египетской «Книге мертвых» и списке прегрешений, использовавшимся в ассириских молитвах за больного, а также в заклинаниях, предназначенных для более сильного магического воздействия на божество.

Отличие от прочих законодательств

В отличие от прочих законодательств, целью которых было регулирование общественных отношений, суть десятословия состоит в признании направляющей воли Господа, «единого Бога» (Исх. 20:3; Втор. 6:4), указующего Своему народу праведные пути в этом мире и перекрывающего пути ложные.

Четко определяемое Господом требование «ты должен» или «ты не должен» (букв. «ты не будешь») отличает Десять заповедей от любых других библейских и небиблейских казуистических законов, действующих по принципу «если … то…»: если кому-либо сделает (или не сделает) что-либо, то его нужно наказать таким-то образом.

Предпосылкой Десяти заповедей были Божественное откровение и осуществленное Богом освобождение Израиля из египетского рабства, о чем ясно говорится в преамбуле (Исх. 20:2) к этому основному израильскому Закону.

Божий дар, принятый народом Израиля и предшествующий выдвигаемому Богом требованию, делает необходимым выполнение этого требования. И поэтому народ Господень должен жить по Божьему Закону, всем сердцем служа Господу Богу и своему ближнему:

2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
(Лев.19:2)

В Новом Завете

В Новом Завете Иисус и Апостолы неоднократно ссылаются на эти заповеди, за исключением заповеди о соблюдении субботы:

  • Мф. 19:18, 19
  • Мк. 10:19
  • Лк. 18:20
  • Рим. 13:9
  • Иак. 2:11.

Статья по теме: 6 принципов в Ветхом Завете для понимания Божьей воли

При этом, указывая на необходимость прежде всего внутреннего, а не внешнего соблюдения заповедей, они выделяют два основных требования: любовь к Богу и любовь к ближнему (Мф. 22:36-40; Рим.13:9).

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
(Матф. 22:36-40)

9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
(Рим.13:9)

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Википедия: Десять заповедей
  3. Библейский словарь В. П. Вихлянцева
  4. Библейский словарь Брокгауза.
Stanislav C.
Stanislav C.https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал