Углубленное изучение главы

0
1219

Как выполнять углубленное изучение главы книги Библии

Важный этап изучения книги Библии — это разбор каждой главы соответствующей книги. После выполнения обзора, получив общее четкое представление о книге, переходите к изучению ее отдельных частей. Поскольку разделение на главы в большинстве случаев благонадежно, это лучший путь для исследования частей книги.

Определение

Анализ главы предполагает получение основательных знаний путем тщательного, подробного и систематичного изучения каждого абзаца, предложения и слова.

Данный метод складывается из трех частей: краткое содержание главы, последовательный анализ каждого стиха и общий вывод по главе. Ход работы можно фиксировать либо в предложенной форме для заполнения, либо на отдельном листе бумаге.

Зачем нужен анализ главы?

Анализ главы, вкупе с обзором и обобщением книги, позволяет вам понять Библию так, как она и была написана: как единое целое.

Также, в рамках данного метода, вам не нужно прибегать ко многих справочным материалам или помощи, что позволит вам изучать Писание самостоятельно.

+Для христиан этот метод является основным способом усвоения Божьего Слова. Обучаясь методу анализа главы вы можете получить библейское образование, сравнимое с богословским образованием, которое можно получить в институтах и колледжах. Здесь вы найдете множество дополнительных идей, относящихся к популярному метода изучения.

Простые шаги выполнения разбора главы

В рамках данного метода вы начнете с введения (краткого содержания главы) — это первый шаг, затем проведете последовательный анализ стихов (шаги со второго по пятый) и завершите изучение, сделав общий вывод по главе (шестой и седьмой шаги).

Шаг первый: запишите краткое содержание главы

Шаг второй: запишите свои наблюдения

Шаг третий: задайте вопросы, помогающие при истолковании

Шаг четвертый: сопоставьте изучаемую главу с другими текстами Писания

Шаг пятый: перечислите некоторые из возможных применений

Шаг шестой: сделайте выводы

Шаг седьмой: напишите применение

Первый шаг: запишите краткое содержание главы.

Начините изучение с многократного прочитывания главы. Благодаря этому вы составляете общее представление о главе в целом. После нескольких прочтений, опишите общее содержание главы, воспользовавшись одним из подходов, описанных ниже. На этом этапе не пытайтесь истолковывать полученную информацию, но просто ознакомьтесь с содержанием главы.

Сделать это вы можете, воспользовавшись одним из трех подходов:

1Перескажите главу. Самый простой способ — пересказать главу своими словами. Изложите ее содержание так, чтобы его можно было передать другому человеку. За примером вы можете обратиться к каким-либо современным пересказам.

2Составьте план-конспект. Другим простым способом пересказа является составление конспекта, пункты которого соответствуют смысловым абзацам главы. Озаглавьте каждый абзац, а затем в каждом из них выделите подпункты.

3Перепишите главу, не изменяя формулировок и фраз. Используйте  в изложении только подлежащие, сказуемые и дополнения. Это отличный подход для пересказа некоторых писем Павла, которые наполнены пространными предложениями, трудными для восприятия. Записав краткое содержание главы, дайте ей название, которое придумали во время обзора книги, явилось в ходе данного изучения.

Второй шаг: запишите свои наблюдения.

На этом этапе вы приступаете к последовательному анализу стихов главы. Начните с наблюдения. Внимательно изучите каждое предложение и слово и запишите все, что заметите. Вы ищете ответ на вопрос: «О чем здесь говорится»?

Прежде чем приступать к истолкованию значения того или иного стиха, вам нужно выяснить, о чем в нем говорится на самом деле. Цель наблюдения состоит в том, чтобы полностью окунуться в содержание соответствующего отрывка Библии. Добросовестного исследователя Библии отличает умение замечать в тексте то, чего не замечают другие.

Причины, по которым люди не замечают библейских фактов.

Есть три причины, почему мы часто не замечаем что-то и пропускаем так много в библейских текстах:

  1. Мы слишком торопливо просматриваем текст. Нам нужно сбавить темп и не увлекаться ускоренным чтением.
  2. Мы не записываем наших наблюдений. Жан Луи Родольф Ассассин, профессор зоологии, преподававший в Гардварде в XIX веке, обучая своих студентов искусству наблюдения, говорил так: «Самый лучший глаз — это карандаш». Мы должны записывать свои наблюдения, тогда мы будем видеть гораздо больше.
  3. Мы слишком быстро сдаемся. Чем дольше мы выжимаем лимон, тем больше сока мы получим из него. Но, в отличие от лимона, Библию невозможно «выжать» полностью. Мы можем изучать текст сотни раз, но никогда не исчерпаем все богатства, заложенные в нем.

Поэтому нам не следует сдаваться слишком быстро, напротив, мы должны продолжать трудиться — и чем дольше, тем лучше.

Задавайте вопросы.

Как мы уже сказали, секрет эффективного изучения Библии заключается в том, чтобы научиться задавать верные вопросы (прочитать можно тут — ссылка). Единственным ограничением количеству вопросов, которые вы можете задать по тексту Писания, является ваше желание продолжать задавать их.

По мере освоения искусства изучения Библии, будет возрастать и количество самых разнообразных вопросов, благодаря чему вы сможете замечать все больше и больше.

+Итак, ключом к эффективному наблюдению является сочетание усердия, терпеливости, количества задаваемых вопросов и записи всех наблюдений.

В Приложении F, в помощь вашим исследованиям, предложен список из 30 идей, из которого вы можете выбрать те, которые лучше всего подходят вам.

Третий шаг: задайте вопросы, помогающие при истолковании.

После тщательного исследования изучаемого отрывка, вы можете перейти к истолкованию. На этом этапе вы задаете вопросы интерпретирующего характера, а затем занимаетесь поиском ответов на них.

Благодаря этому упражнению вы откроете для себя замысел и основную мысль библейского автора путем раскрытия значения его идей.

Обычно вопросы, касающиеся истолкования, начинаются со слов что, какой (каков) или почему. Вот несколько примеров таких вопросов:

  • Почему автор сказал это?
  • Каково значение ____________ ?
  • В чем состоит важность ____________?
  • Что подразумевается под ____________?
  • Почему это важно?

Должно найтись достаточное количество вопросов, которые помогут при истолковании. Никогда не считайте какой-либо вопрос слишком глупым. Всегда записывайте каждый вопрос в форме, даже если вы не можете найти ответ на него. Возможно, позже, при изучении другой главы, вы сможете найти ответ на него; в этом случае, вернитесь к форме соответствующей главы и запишите ответ. Помните, что, чем больше вопросов вы зададите, тем больше вы узнаете из текста.

Записывайте трудные для истолкования места.

Фиксируя свои вопросы по значению текста, имеет смысл записывать и любые трудности, возникающие с пониманием написанного. Два основных вида трудностей: личные трудности (вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы в будущем или пункты для будущего изучения) и возможные трудности (вопросы, не беспокоящие вас в настоящее время, но которые желательно изучить ради помощи другим людям, обеспокоенных этими вопросами).

Поиск верного значения текста.

Составив список вопросов по истолкованию, постарайтесь найти ответы на них. Вы можете делать это разными способами.

1Изучите контекст. Всегда начинайте с этого действия, поскольку зачастую ответы на ваши вопросы можно найти в стихах, которые находятся непосредственно до или после изучаемого вами фрагмента.

Всегда истолковывайте фрагмент в свете его контекста. Возможно, потребуется вернуться к вашим наблюдениям или к обзору книги, для того, чтобы рассмотреть контекст и найти ответы на ваши вопросы.

  • Кто говорит?
  • Кому адресованы эти слова?
  • Что говорится в тексте?
  • Где это говорится?
  • Каковы обстоятельства?
  • Какова главная тема сказанного?
  • Видна ли цель этих слов?
  • Какие другие справочные материалы поясняют сказанное?

Вы можете избежать неверной истолкования, если начнете с изучения контекста данного стиха.

2Определите значение слов и фраз. Вы должны истолковывать текст, пользуясь точным и верным значением слов. Проверьте значение важных слов по библейскому словарю, лексическому справочнику или по толковому словарю.

3Изучите грамматические особенности и синтаксис предложений. Иногда проблема при истолковании может решиться, если вы составите схему предложения или попытаетесь понять, какими грамматическими приемами воспользовался автор данного абзаца.

4Сравните несколько переводов текста. Используйте разные переводы Библии, чтобы увидеть, как разные переводчики переводят то или иное слово, фразу или абзац.

5Изучите общий исторический контекст отрывка. Истолковывайте текст в свете исторического, культурного, географического, экономического, социального контекста книги, а также в свете современных событий.

Это только подтверждает, как важно провести общий обзора книги, прежде чем приступать к анализу отдельных глав. Воспользуйтесь справочными материалами для изучения общего исторического контекста, авторского замысла и других важных факторов.

6Сравните изучаемый текст с другими фрагментами Писания. На следующем этапе изучения — при сопоставлении — вы получите некоторые ответы на вопросы по истолкованию благодаря сравнению текстов Писания.

7В крайнем случае, обратитесь к комментарию. После того как вы испробовали все способы самостоятельного истолкования текста, и вам не помогли даже перекрестные ссылки, обратитесь к трудам известных исследователей Библии.

При изучении Писания вы можете пользоваться комментариями, но только после самостоятельной работы. Сравните ваше истолкование с результатами трудов посвященных своему делу христиан и узнайте, сходится ли ваш ответ с их ответом. Если ваше истолкование верно, будьте уверены, что Господь и в прошлом открывал эту истину другим прилежным исследователям Библии. Если никто из исследователей не согласен с вами, вероятно, ваше истолкование неверно.

Четвертый шаг: сопоставьте изучаемую главу с другими текстами Писания.

На этом этапе вам нужно найти перекрестные ссылки к стихам изучаемой главы, чтобы получить дальнейшие пояснения по значению текста.

Этот шаг основан на принципе истолкования, который гласит: «Библия истолковывает саму себя; Писание лучше всего объясняется самим Писанием».

Вы можете часто сталкиваться с ситуациями, когда вам нужно истолковать отрывки, которые неясны сами по себе. Задайтесь вопросом: «Как другие тексты Писания соотносятся и разъясняют изучаемый фрагмент?»

Шаги для поиска перекрестных ссылок.

Вот некоторые практические пути для сопоставления стихов:

  1. Прежде всего, найдите перекрестные ссылки в изучаемой книге. Это внутреннее сопоставление.
  2. Во-вторых, сравните текст в произведениях одного и того же автора. Это внешнее сопоставление.
  3. После этого, проведите сравнение с другими книгами в том же Завете.
  4. Наконец, сопоставьте ссылки по всему тексту Писания.

Вы можете найти перекрестные ссылки в учебной Библии, справочной Библии, или же исследуя похожие слова в библейской симфонии.

Виды перекрестных ссылок.

Существует несколько видов перекрестных ссылок. Вот некоторые из них:

  • Простые перекрестные ссылки. Это то, что иногда называется параллельными перекрестными ссылками, потому что они содержат информацию о том же предмете, что и стих, который вы анализируете.
  • Показательные перекрестные ссылки. Такая ссылка, которая может указывать на реальное событие или человека, наглядно показывает содержание изучаемого вами стиха.
  • Контрастные перекрестные ссылки. Такие ссылки содержат информацию, обратную той, что содержится в вашем стихе. Это может выглядеть противоречием, но на самом деле это является подходом к вопросу с другой точки зрения.

Предупреждение относительно перекрестных ссылок. Всегда проверяйте контекст стихов, которые вы выбрали в качестве перекрестных ссылок. Иначе, они будут утверждать что-то, чего не предполагал автор.

Пятый шаг: перечислите некоторые из возможных применений.

Заключительным этапом последовательного анализа стихов является запись некоторых возможных применений.

+Помните о том, что ваша цель изучения Библии заключается не в самом истолковании, а в применении.

Поскольку одна глава может иметь много возможных применений, вам нужно перечислить только некоторые из них. Позднее, в рамках седьмого шага, вы выберете одно из них, запишете его и будете работать над ним в течение предстоящей недели.

Вы уже понимаете, что не можете работать больше, чем над одним применением в неделю. Лучше записать лишь одно применение и полностью выполнить его, практикуя эту истину в своей жизни, чем записать несколько применений, и не суметь выполнить ни одного из них.

Шестой шаг: сделайте выводы.

Вернитесь к результатам пяти первых шагов, пересмотрите их и запишите свои выводы по этой главе.

Эти выводы могут включать дополнительные наблюдения, некоторые ваши истолкования, темы, которые вы обнаружили, возможные темы и персонажи, которых вы хотите изучить в будущем, слова, которые вы хотите изучить, и ряд мыслей, посетивших вас.

Седьмой шаг: напишите применение.

Сейчас вернитесь к возможным применениям, которые вы перечислили в на пятом этапе изучения, и выберите одно из них, чтобы поработать с ним на следующей неделе.

К этому времени вы уже должны обладать достаточным практическим опытом составления личного, практичного, выполнимого и существенного применения.

Если вам нужна дополнительная помощь, вернитесь к молитве в  изучении Библии. Формулируйте свое применение в настоящем, а не будущем времени. Задайтесь вопросом: «Что я собираюсь сделать сейчас?»

1

Первый шаг: запишите краткое содержание главы.

Начините изучение с многократного прочитывания главы. Благодаря этому вы составляете общее представление о главе в целом. После нескольких прочтений, опишите общее содержание главы, воспользовавшись одним из подходов, описанных ниже. На этом этапе не пытайтесь истолковывать полученную информацию, но просто ознакомьтесь с содержанием главы.

Сделать это вы можете, воспользовавшись одним из трех подходов:

1Перескажите главу. Самый простой способ — пересказать главу своими словами. Изложите ее содержание так, чтобы его можно было передать другому человеку. За примером вы можете обратиться к каким-либо современным пересказам.

2Составьте план-конспект. Другим простым способом пересказа является составление конспекта, пункты которого соответствуют смысловым абзацам главы. Озаглавьте каждый абзац, а затем в каждом из них выделите подпункты.

3Перепишите главу, не изменяя формулировок и фраз. Используйте  в изложении только подлежащие, сказуемые и дополнения. Это отличный подход для пересказа некоторых писем Павла, которые наполнены пространными предложениями, трудными для восприятия. Записав краткое содержание главы, дайте ей название, которое придумали во время обзора книги, явилось в ходе данного изучения.

2 шаг

Второй шаг: запишите свои наблюдения.

На этом этапе вы приступаете к последовательному анализу стихов главы. Начните с наблюдения. Внимательно изучите каждое предложение и слово и запишите все, что заметите. Вы ищете ответ на вопрос: «О чем здесь говорится»?

Прежде чем приступать к истолкованию значения того или иного стиха, вам нужно выяснить, о чем в нем говорится на самом деле. Цель наблюдения состоит в том, чтобы полностью окунуться в содержание соответствующего отрывка Библии. Добросовестного исследователя Библии отличает умение замечать в тексте то, чего не замечают другие.

Причины, по которым люди не замечают библейских фактов.

Есть три причины, почему мы часто не замечаем что-то и пропускаем так много в библейских текстах:

  1. Мы слишком торопливо просматриваем текст. Нам нужно сбавить темп и не увлекаться ускоренным чтением.
  2. Мы не записываем наших наблюдений. Жан Луи Родольф Ассассин, профессор зоологии, преподававший в Гардварде в XIX веке, обучая своих студентов искусству наблюдения, говорил так: «Самый лучший глаз — это карандаш». Мы должны записывать свои наблюдения, тогда мы будем видеть гораздо больше.
  3. Мы слишком быстро сдаемся. Чем дольше мы выжимаем лимон, тем больше сока мы получим из него. Но, в отличие от лимона, Библию невозможно «выжать» полностью. Мы можем изучать текст сотни раз, но никогда не исчерпаем все богатства, заложенные в нем.

Поэтому нам не следует сдаваться слишком быстро, напротив, мы должны продолжать трудиться — и чем дольше, тем лучше.

Задавайте вопросы.

Как мы уже сказали, секрет эффективного изучения Библии заключается в том, чтобы научиться задавать верные вопросы (прочитать можно тут — ссылка). Единственным ограничением количеству вопросов, которые вы можете задать по тексту Писания, является ваше желание продолжать задавать их.

По мере освоения искусства изучения Библии, будет возрастать и количество самых разнообразных вопросов, благодаря чему вы сможете замечать все больше и больше.

+Итак, ключом к эффективному наблюдению является сочетание усердия, терпеливости, количества задаваемых вопросов и записи всех наблюдений.

В Приложении F, в помощь вашим исследованиям, предложен список из 30 идей, из которого вы можете выбрать те, которые лучше всего подходят вам.

3 шаг

Третий шаг: задайте вопросы, помогающие при истолковании.

После тщательного исследования изучаемого отрывка, вы можете перейти к истолкованию. На этом этапе вы задаете вопросы интерпретирующего характера, а затем занимаетесь поиском ответов на них.

Благодаря этому упражнению вы откроете для себя замысел и основную мысль библейского автора путем раскрытия значения его идей.

Обычно вопросы, касающиеся истолкования, начинаются со слов что, какой (каков) или почему. Вот несколько примеров таких вопросов:

  • Почему автор сказал это?
  • Каково значение ____________ ?
  • В чем состоит важность ____________?
  • Что подразумевается под ____________?
  • Почему это важно?

Должно найтись достаточное количество вопросов, которые помогут при истолковании. Никогда не считайте какой-либо вопрос слишком глупым. Всегда записывайте каждый вопрос в форме, даже если вы не можете найти ответ на него. Возможно, позже, при изучении другой главы, вы сможете найти ответ на него; в этом случае, вернитесь к форме соответствующей главы и запишите ответ. Помните, что, чем больше вопросов вы зададите, тем больше вы узнаете из текста.

Записывайте трудные для истолкования места.

Фиксируя свои вопросы по значению текста, имеет смысл записывать и любые трудности, возникающие с пониманием написанного. Два основных вида трудностей: личные трудности (вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы в будущем или пункты для будущего изучения) и возможные трудности (вопросы, не беспокоящие вас в настоящее время, но которые желательно изучить ради помощи другим людям, обеспокоенных этими вопросами).

Поиск верного значения текста.

Составив список вопросов по истолкованию, постарайтесь найти ответы на них. Вы можете делать это разными способами.

1Изучите контекст. Всегда начинайте с этого действия, поскольку зачастую ответы на ваши вопросы можно найти в стихах, которые находятся непосредственно до или после изучаемого вами фрагмента.

Всегда истолковывайте фрагмент в свете его контекста. Возможно, потребуется вернуться к вашим наблюдениям или к обзору книги, для того, чтобы рассмотреть контекст и найти ответы на ваши вопросы.

  • Кто говорит?
  • Кому адресованы эти слова?
  • Что говорится в тексте?
  • Где это говорится?
  • Каковы обстоятельства?
  • Какова главная тема сказанного?
  • Видна ли цель этих слов?
  • Какие другие справочные материалы поясняют сказанное?

Вы можете избежать неверной истолкования, если начнете с изучения контекста данного стиха.

2Определите значение слов и фраз. Вы должны истолковывать текст, пользуясь точным и верным значением слов. Проверьте значение важных слов по библейскому словарю, лексическому справочнику или по толковому словарю.

3Изучите грамматические особенности и синтаксис предложений. Иногда проблема при истолковании может решиться, если вы составите схему предложения или попытаетесь понять, какими грамматическими приемами воспользовался автор данного абзаца.

4Сравните несколько переводов текста. Используйте разные переводы Библии, чтобы увидеть, как разные переводчики переводят то или иное слово, фразу или абзац.

5Изучите общий исторический контекст отрывка. Истолковывайте текст в свете исторического, культурного, географического, экономического, социального контекста книги, а также в свете современных событий.

Это только подтверждает, как важно провести общий обзора книги, прежде чем приступать к анализу отдельных глав. Воспользуйтесь справочными материалами для изучения общего исторического контекста, авторского замысла и других важных факторов.

6Сравните изучаемый текст с другими фрагментами Писания. На следующем этапе изучения — при сопоставлении — вы получите некоторые ответы на вопросы по истолкованию благодаря сравнению текстов Писания.

7В крайнем случае, обратитесь к комментарию. После того как вы испробовали все способы самостоятельного истолкования текста, и вам не помогли даже перекрестные ссылки, обратитесь к трудам известных исследователей Библии.

При изучении Писания вы можете пользоваться комментариями, но только после самостоятельной работы. Сравните ваше истолкование с результатами трудов посвященных своему делу христиан и узнайте, сходится ли ваш ответ с их ответом. Если ваше истолкование верно, будьте уверены, что Господь и в прошлом открывал эту истину другим прилежным исследователям Библии. Если никто из исследователей не согласен с вами, вероятно, ваше истолкование неверно.

4 шаг

Четвертый шаг: сопоставьте изучаемую главу с другими текстами Писания.

На этом этапе вам нужно найти перекрестные ссылки к стихам изучаемой главы, чтобы получить дальнейшие пояснения по значению текста.

Этот шаг основан на принципе истолкования, который гласит: «Библия истолковывает саму себя; Писание лучше всего объясняется самим Писанием».

Вы можете часто сталкиваться с ситуациями, когда вам нужно истолковать отрывки, которые неясны сами по себе. Задайтесь вопросом: «Как другие тексты Писания соотносятся и разъясняют изучаемый фрагмент?»

Шаги для поиска перекрестных ссылок.

Вот некоторые практические пути для сопоставления стихов:

  1. Прежде всего, найдите перекрестные ссылки в изучаемой книге. Это внутреннее сопоставление.
  2. Во-вторых, сравните текст в произведениях одного и того же автора. Это внешнее сопоставление.
  3. После этого, проведите сравнение с другими книгами в том же Завете.
  4. Наконец, сопоставьте ссылки по всему тексту Писания.

Вы можете найти перекрестные ссылки в учебной Библии, справочной Библии, или же исследуя похожие слова в библейской симфонии.

Виды перекрестных ссылок.

Существует несколько видов перекрестных ссылок. Вот некоторые из них:

  • Простые перекрестные ссылки. Это то, что иногда называется параллельными перекрестными ссылками, потому что они содержат информацию о том же предмете, что и стих, который вы анализируете.
  • Показательные перекрестные ссылки. Такая ссылка, которая может указывать на реальное событие или человека, наглядно показывает содержание изучаемого вами стиха.
  • Контрастные перекрестные ссылки. Такие ссылки содержат информацию, обратную той, что содержится в вашем стихе. Это может выглядеть противоречием, но на самом деле это является подходом к вопросу с другой точки зрения.

Предупреждение относительно перекрестных ссылок. Всегда проверяйте контекст стихов, которые вы выбрали в качестве перекрестных ссылок. Иначе, они будут утверждать что-то, чего не предполагал автор.

5 шаг

Пятый шаг: перечислите некоторые из возможных применений.

Заключительным этапом последовательного анализа стихов является запись некоторых возможных применений.

+Помните о том, что ваша цель изучения Библии заключается не в самом истолковании, а в применении.

Поскольку одна глава может иметь много возможных применений, вам нужно перечислить только некоторые из них. Позднее, в рамках седьмого шага, вы выберете одно из них, запишете его и будете работать над ним в течение предстоящей недели.

Вы уже понимаете, что не можете работать больше, чем над одним применением в неделю. Лучше записать лишь одно применение и полностью выполнить его, практикуя эту истину в своей жизни, чем записать несколько применений, и не суметь выполнить ни одного из них.

6 шаг

Шестой шаг: сделайте выводы.

Вернитесь к результатам пяти первых шагов, пересмотрите их и запишите свои выводы по этой главе.

Эти выводы могут включать дополнительные наблюдения, некоторые ваши истолкования, темы, которые вы обнаружили, возможные темы и персонажи, которых вы хотите изучить в будущем, слова, которые вы хотите изучить, и ряд мыслей, посетивших вас.

7 шаг

Седьмой шаг: напишите применение.

Сейчас вернитесь к возможным применениям, которые вы перечислили в на пятом этапе изучения, и выберите одно из них, чтобы поработать с ним на следующей неделе.

К этому времени вы уже должны обладать достаточным практическим опытом составления личного, практичного, выполнимого и существенного применения.

Если вам нужна дополнительная помощь, вернитесь к молитве в  изучении Библии. Формулируйте свое применение в настоящем, а не будущем времени. Задайтесь вопросом: «Что я собираюсь сделать сейчас?»

Учебная форма для разбора главы

Ссылка на скачивание материала — тут.

Шесть приложений общим размеров в 500 kB.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью