ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ. МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ИСТОРИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В БИБЛИИ

Библия состоит из многочисленных историй мужчин и женщин и их отношений с любящим Отцом, который создал их. Изучение судеб этих людей преисполнено смысла и преображающей силы для нас. Мы можем учиться тому, как поступать и кем быть, наблюдая за положительным примером сотен людей, жизнь которых запечатлена на страницах Священного Писания. Кроме того, мы обретаем обширные познания и мудрость, наблюдая и избегая сокрушительных провалов и отрицательных сторон в жизни людей, упомянутых в Божьем Слове.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

С помощью биографического метода изучения Библии вы пытаетесь выяснить, что определило духовный успех или неудачу в судьбе того или иного человека. Проводя биографическое исследование, вы стараетесь как можно ближе познакомиться с внутренней жизнью определенного человека.

Попросите Господа помочь вам думать и чувствовать, как тот человек так, чтобы это исследование послужило к переменам в вашей жизни. В рамках данного метода вы выбираете определенный библейский персонаж и исследуете Писание с целью изучить его жизненный путь и характер.

Данное изучение переходит в практику, когда вы исследуете свою жизнь в свете изученного и просите Бога помочь вам улучшить свой характер там, где это необходимо.

Все это приводит нас к духовному росту и зрелости во Христе.

ВАЖНОСТЬ БИБЛЕЙСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ

Люди важны для Бога; они созданы по Его образу и подобию, и Библия является письменным свидетельством взаимодействия Бога с разными мужчинами и женщинами. Она также является откровением о Самом Боге, переданное как людям, так и через людей. Для того, чтобы в полной мере понять Библию, необходимо познакомиться с выдающимися людьми Священного Писания.

Большая часть Ветхого Завета представляет собой повествование о судьбах многих людей. Вся книга Бытия, например, связана с именами шести великих людей: Адам, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф. Апостол Павел говорил нам, что Бог дал нам истории Ветхого Завета в назидание, чтобы мы могли усвоить ценные уроки и научиться жить для Него в этом мире.

Он писал: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4). Также он сказал: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11).

Новый Завет — это книга инструкций; Ветхий Завет — книга иллюстраций, хотя оба завета содержат как инструкции, так и иллюстрации. Новозаветные истины наглядно показаны в Ветхом Завете.

Один из лучших способов изучения Ветхого Завета — изучение судеб людей, упомянутых в нем. Это оживляет древние тексты Писания. В Библии, более или менее подробно, упоминаются судьбы более трех тысяч человек.

Как только вы освоите данный метод изучения, перед вами откроется дверь в мир захватывающих и волнительных исследований Божьего Слова, которых хватит на всю жизнь. Изучение биографии всегда интересно и является одним из самых легких методов для личного применения.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ИЗУЧЕНИЮ БИОГРАФИИ

Для эффективного изучения биографии вам необходимо следовать следующим указаниям.

1. Начните с человека, изучение биографии которого будет несложным. Выберите такого человека, чей жизненный путь отражен лишь в нескольких стихах Библии. Изучение жизни одних людей в Писании может занять всего несколько часов, других — несколько недель, а отдельных личностей нужно изучать всю жизнь. Не начинайте с таких людей, как Иисус, Моисей или Авраам. Начните с тех, о ком не упоминается в Библии часто, но кто, при этом, имеет большое значение, таких как Андрей, Варнава или Мария из Вифании.

2. Секрет успеха биографического изучения — в том, чтобы «вжиться» в изучаемого вами человека. Пройти весь путь в его сандалиях. Попытаться заглянуть в его сознание и ощутить то, как он мыслит, чувствует и реагирует на различные жизненные обстоятельства. Попытайтесь увидеть мир с его стороны, его глазами, слушать его ушами, общаться с его друзьями и бороться с его врагами. Станьте этим человеком на время своего изучения. Это возможно, только если вы будете проводить много времени с ним, перечитывая вновь и вновь все, что говорится о нем в Библии. Один друг изучает Авраама всю свою жизнь. Он изучает этот библейский персонаж так долго, что уже перенял у него многие черты характера. Его вера так же сильна, как и вера Авраама.

3. При просмотре ссылок будьте внимательны и не перепутайте разных людей с одинаковыми именами. Убедитесь, что в тексте говорится именно о том человеке, которого вы выбрали для изучения.  Вам бы не хотелось спутать Иоанна Крестителя с Иоанном Богословом или Иоанном Марком. Это были разные люди. Обычно контекст изучаемых стихов показывает, о ком именно идет речь. Например, Библия показывает, что были популярны следующие имена, и дает ссылки на разных людей:

  • Захария — 30 разных мужчин
  • Нафан — 20 мужчин
  • Ионафан — 15 мужчин
  • Иуда — 8 мужчин
  • Мария — 7 женщин
  • Иаков — 5 человек
  • Иоанн — 5 человек

4. Также следует внимательно относиться к случаям, когда разные имена могут относиться к одному и тому же человеку. Поскольку Библия формировалась в иудейско-арамейско-греческом контексте, имена некоторых людей на разных языках писались поразомну, и это коснулось как Ветхого, так и Нового Завета. Апостол Петр, например, известен как Петр, Симон, Симеон и Кифа. Три друга Даниила — Анания, Мисаил и Азария — в основном, известны как Седрах, Мисах и Авденаго. Иногда изменение имени происходило в связи с переменами в характере самого человека, как в случае с Иаковом, который стал Израилем. Поэтому будьте внимательны при изучении Библии и найдите все имена, относящиеся к конкретному человеку.

5. Не обращайтесь к книгам о библейских персонажах, пока не перечитаете всех ссылок в Библии и не получите все возможные откровения из текстов о конкретном человеке. Не позвольте комментатору Библии лишить вас радости личных открытий и сформировать у вас предвзятое мнение о каком-либо человеке. Сначала проведите свое исследование, а уже потом сверяйтесь с другими источниками.

ПРОСТЫЕ ШАГИ ПО БИОГРАФИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ

Форма по биографическому изучению состоит из 10 разделов, которые соответствуют 10 шагам, составляющим данный метод.

Шаг первый: выберите библейский персонаж для изучения

Шаг второй: составьте список всех стихов в Библии об этом человеке

Шаг третий: запишите свои первые впечатления (первое прочтение)

Шаг четвертый: составьте хронологию событий (второе прочтение)

Шаг пятый: постарайтесь узнать этого человека ближе (третье прочтение)

Шаг шестой: определите некоторые из его черт характера (четвертое прочтение)

Шаг седьмой: покажите, как в его жизни проявились другие библейские истины

Шаг восьмой: запишите основной урок (уроки)

Шаг девятый: запишите личное применение

Шаг десятый: сделайте свое исследование удобным для передачи другим людям

Ниже к каждому шагу даны небольшие подсказки. Нажимая на плюс и комментарии сразу откроются.

ПЕРВЫЙ ШАГ: ВЫБЕРИТЕ БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРСОНАЖ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ.

Вы можете начать с такого человека, у которого есть те же слабости, что и у вас, или такие сильные стороны, которые вы хотели бы в себе развить. Выберите человека, чья жизнь даст вам ценное понимание того, как следовать Божьим стандартам жизни и все больше уподобляться Иисусу Христу.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью

ВТОРОЙ ШАГ: СОСТАВЬТЕ СПИСОК ВСЕХ СТИХОВ В БИБЛИИ ОБ ЭТОМ ЧЕЛОВЕКЕ.

С помощью справочных материалов соберите все возможные факты об этом человеке и его жизни. Это могут быть обстоятельства его рождения, основные события в его жизни, его достижения, как о нем отзывались люди, а также сведения о его смерти.

Вы не сможете получить всей «жизненной статистики» о каждом изучаемом человеке, но все же постарайтесь узнать все возможное об этом человеке. Также просмотрите все ссылки, относящиеся к историческому контексту его жизни.

Изучая Даниила, вам необходимо узнать о той эпохе, в которую он жил: вавилонское пленение. При изучении жизни апостола Павла, вам необходимо изучить его миссионерские путешествия.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью

ТРЕТИЙ ШАГ: ЗАПИШИТЕ СВОИ ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ (ПЕРВОЕ ПРОЧТЕНИЕ).

Перечитайте все собранные вами ссылки и сделайте необходимые пометки. Запишите свое первое впечатление об этом человеке. Затем запишите общие наблюдения и важную информацию, которую вы узнали об этом человеке. В конце перечислите любые проблемы, вопросы или затруднения, с которыми вы столкнулись во время чтения библейских стихов.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: СОСТАВЬТЕ ХРОНОЛОГИЮ СОБЫТИЙ (ВТОРОЕ ПРОЧТЕНИЕ).

Если вы рассматриваете важную личность в Библии, перечитайте еще раз все ссылки и составьте хронологию событий в его жизни. Благодаря этому вы получите представление о его жизни и проведете связи между различными событиями.

Далее, при изучении событий, связанных с его жизнью, вы узнаете, в какой именно период они происходили. Относительно менее значительных библейских персонажей или тех людей, о жизни которых написано немного, прочитайте соответствующие ссылки и составьте хронологию на основе имеющейся информации.

Попробуйте прочитать все стихи за один раз и в современном переводе. Это поможет вам прочувствовать ход его жизни. Во время чтения обратите внимание, из каких основных этапов сложилась жизнь данного человека. Затем найдите и запишите, какие перемены в поведении и отношении произошли в человеке с течением времени.

Например, хорошо известные этапы жизни Моисея:

  • Сорок лет при дворе фараона: время становления личности.
  • Сорок лет в Мадиамской земле: время забвения личности.
  • Сорок лет в пустыне: познание того, что Бог есть Личность.

Это настоящий ключ к познанию характера тех или иных людей в Библии. Проследите, как Бог постепенно формировал и менял личность человека, или же как сатана привел его к кончине.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью

ПЯТЫЙ ШАГ: ПОСТАРАЙТЕСЬ УЗНАТЬ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА БЛИЖЕ (ТРЕТЬЕ ПРОЧТЕНИЕ).

Вернитесь к ссылкам и отыщите возможные ответы на вопросы, предложенные в Приложении В. Ответив на некоторые из этих вопросов, вы сможете получить полезные сведения о характере изучаемого вами человека.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью

ШЕСТОЙ ШАГ: ОПРЕДЕЛИТЕ НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЕГО ЧЕРТ ХАРАКТЕРА (ЧЕТВЕРТОЕ ПРОЧТЕНИЕ).

При очередном пересмотре ссылок сверьтесь с приведенным списком положительных и отрицательных черт характера в Приложении С. Перечислите в своей форме для заполнения или на листе бумаги все качества, плохие и хорошие, которые проявились в жизни человека. Укажите, в каких стихах указаны изученные черты характера.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью

СЕДЬМОЙ ШАГ: ПОКАЖИТЕ, КАК В ЕГО ЖИЗНИ ПРОЯВИЛИСЬ ДРУГИЕ БИБЛЕЙСКИЕ ИСТИНЫ.

Изучите жизнь человека для того, чтобы увидеть, как она иллюстрирует другие истины, которым учит Библия. Например, показывает ли его жизнь принцип «что посеешь, то и пожнешь»? Найдите в жизни человека случаи, которые отражают истинность каких-то притч или принципов, содержащихся в псалмах.

Например, можно задать такой вопрос: «Отражает ли его жизнь исполнение обетования «Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего» (Пс. 36:4)?»

Найдите перекрестные ссылки, которые показывают, что говорит Библия о некоторых качествах характера, которые вы находите в жизни этого человека.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью

ВОСЬМОЙ ШАГ: ЗАПИШИТЕ ОСНОВНОЙ УРОК (УРОКИ).

В нескольких предложениях запишите, что, по вашему мнению, какой основной урок нам преподает или показывает жизнь данного человека. Каким словом можно охарактеризовать жизнь этого человека? Какие выдающиеся качества отличали его или ее?

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью

ДЕВЯТЫЙ ШАГ: ЗАПИШИТЕ ЛИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.

Подробные указания о том, как составлять применение смотрите в главе «Молитвенный метод изучения Библии».

В дополнение к принципам, предлагаемым там, вы можете задать себе следующие дополнительные вопросы:

  • Увидел ли я себя в жизни этого человека?
  • Показал ли он мне какие-либо из моих слабостей?
  • Показал ли он мне какие-либо из моих сильных сторон?
  • Что в жизни этого человека впечатлило меня больше всего?
  • Чего мне не хватает в этой сфере?
  • Что я собираюсь с этим делать?

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью

ДЕСЯТЫЙ ШАГ: СДЕЛАЙТЕ СВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОБНЫМ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ДРУГИМ ЛЮДЯМ.

Оформите все полученные знания в виде простого конспекта, который поможет вам не забыть нужную информацию и поделиться своими выводами с другими людьми.

Сделайте его «передаваемым».

Спросите себя: «Какое значение может иметь жизнь этого человека для других? Какими полученными сведениями я могу поделиться, чтобы это помогло кому-то еще?»

Разделите всю информацию на последовательные периоды и/или события и на полученные уроки. Используйте изменения, которые вы нашли и записали. Затем придумайте заглавия для каждого раздела, которые легко запомнить. Постарайтесь, чтобы заглавия отражали основное содержание раздела, прибегнув к рифмовкам, аллитерациям и другим приемам, облегчающим запоминание. Включите свое воображение!

Например, жизнеописание Варнавы можно оформить в виде такого легко передаваемого плана:

  • Он был инвестором и вкладывал деньги в жизнь членов церкви (Деян. 4:36-37).
  • Он был тем, кто представил Савла (позднее Павла) апостолам (Деян. 9:26-28).
  • Он был проверяющим в новой церкви в Антиохии (Деян. 11:22-24).
  • Он был учителем для новообращенных христиан, включая Павла и Марка (Деян. 11:22-26; 15:39).
  • Он был инициатором первого миссионерского путешествия, которое он начал как глава группы, а закончил как член группы (Деян. 13-14).
  • Он был истолкователем доктрины о спасении и Божьем замысле Господа для язычников (Деян. 13-14).
  • Он настаивал на том, чтобы дать Марку еще один шанс для проповеди Божьего Слова (Деян. 15:36-39).

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью

ВЫВОД

Согласно десяти шагам, приведенным выше, предполагается, что вы прочитали все библейские ссылки четыре раза. На самом деле, это самый минимум. Чем чаще вы будете перечитывать тексты о конкретном человеке, тем больше будете узнавать о нем.

КАК ЗАПОЛНЯТЬ ФОРМУ ПО БИОГРАФИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ

В конце главы приведена форма для биографического изучения, которую вы можете скопировать и использовать в качестве руководства для своих записей. Форма содержит 10 шагов, из которых состоит рассмотренный выше метод изучения Библии.

Заполнение формы.

Заполните поля всех 10 разделов, как описано выше. Если вам понадобится больше места, используйте обратную сторону листа формы или используйте другой лист.

Образец заполненной формы.

Смотрите пример изучения жизни Стефана в конце данной главы.

Задание.

В Приложении D есть список главных и второстепенных по значимости мужчин и выдающихся женщин, жизнь которых описывается в Библии. Выберите из этих списков те людей, которые вам особенно интересны. Если вы только знакомитесь с данным методом изучения, то лучше начать со следующих людей:

  1. Мария из Вифании
  2. Андрей
  3. Халев
  4. Руфь
  5. Даниил

Дополнительная литература.

О персонажах Библии, как мужчинах, так и женщинах, написано много книг. Однако не забывайте, что вам не следует приступать к чтению этих книг, пока вы не выполните своего изучения; сначала проведите свое исследование, а потом проверьте, что другим людям удалось узнать о конкретном человеке в Библии.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью