Как исследовать разные темы в Писании?

0
1266

Тематический метод изучения Библии

В вводной части статей мы отметили, что секрет эффективного изучения Библии заключается в правильной постановке вопросов.

При тематическом изучении Библии вы заранее определяете ряд вопросов, которые зададите по выбранной теме. Ваши вопросы должны выстраиваться вокруг «проворных слуг», как их назвал на том, что Редьярд Киплинг в сказке «Слоненок» (перевод на русский: Самуил Маршак):

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, —
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Принципы активного изучения Библии

Для активного изучения Библии не требуется ничего сверхъестественного. Это просто, когда вы усвоите основные принципы. Пять общих принципов, которые вам нужно запомнить, независимо от применяемого вами метода изучения.

Размышления тут

Используйте «проворных слуг» Киплинга при подготовке вопросов по изучаемой теме. Вот эти важнейшие вопросы: Как? Почему? Кто? Что? Когда? Где?

Определение

Тематический метод изучения Библии заключается в разборе библейской темы с помощью не более пяти заранее подготовленных вопросов. Вы исследуете эту тему во всех текстах Библии или в отдельной книге, задавая только данный круг вопросов, потом делаете свои выводы и записываете личное применение.

Тематический метод изучения похож на предметный подход (будем исследовать подход отдельно), но у него есть два важных отличия. Во-первых, тематическое изучение короче, чем предметное, потому что вы исследуете меньшее количество стихов. По сути, это сокращенный вариант предметного изучения. Изучаемый предмет может включать в себя множество тем.

Например, такой предмет, как «Молитва», можно разбить на следующие темы: «Молитвы Иисуса», «Молитвы новозаветных авторов», «Условия для ответа на молитву», «Обетования, связанные с молитвой», «Ходатайственная молитва» и многие другие.

Изучая определенную тему, вы сосредотачиваетесь только на тех местах в Писании, которые относятся к выбранной теме. Для сравнения, предметное изучение потребует исследования всех возможных стихов, относящихся к этой области.

Во-вторых, тематическое изучение отличается от предметного количеством задаваемых вопросов. При предметном изучении вы задаете множество различных вопросов, потому что ваша задача — получить как можно больше информации по изучаемому предмету.

Тематическое изучение ограничено постановкой не более пяти вопросов, потому что вам нужно найти ответы на узкий тщательно отобранный круг вопросов. Составив список всех стихов, относящихся к определенной теме, вы исследуете каждый стих, задавая только эти конкретные вопросы.

Вам нужно ограничивать количество вопросов, поскольку по одной теме может быть 100, 200 и более ссылок. Если в вашем списке будет слишком много вопросов, вы просто увязнете в нем и вскоре охладеете. Вы устанете от изучения еще до того, как закончите его.

Однажды моя жена решила заняться тематическим изучением, выбрав выражение «Божья рука». В своей тематической библии она нашла только семь стихов, в которых использовалась эта фраза, а в своей подробной она обнаружила 210 ссылок по теме, под словом «рука».

Если бы она решила задать 15 или 20 вопросов по каждому стиху, то читать ей, не перечитать.

Чем полезен данный метод изучения Библии?

Цель данного метода — узнать, как можно больше по заданной теме с помощью конкретных, заранее подготовленных вопросов, которые вы будете задавать по каждому стиху, выбранному для изучения.

Этот метод потребует использования определенных справочных материалов, и в этом есть много плюсов, также мы дадим несколько практических советов по их использованию.

Справочные материалы, которые вам понадобятся

Для использования этот метода изучения Библии вам потребуются следующие справочные материалы:

  • Учебная Библия.
  • Подробная библейская симфония.
  • Тематическая Библия.

Цитаты из Библии — электронная версия

Полезная программа для изучения Библии вобрала в себя Ветхий и Новый Заветы, в том числе комментарии проповедников и полезные справочные материалы.

Рекомендует скачать

Преимущества данного метода изучения

Здесь перечислены некоторые преимущества использования данного метода изучения Библии.

1. Вам не потребуется много справочных материалов.

Для краткого изучения хватит и тематической Библии. Но, поскольку в тематической Библии нет полного списка всех ссылок по определенной теме, вам пригодится подробная симфония.

Вы можете составить список всех слов, которые относятся к данной теме, а затем проверить каждое слово в симфонии и выбрать стихи, имеющие к ней непосредственное отношение.

2. Вы можете воспользоваться этим методом,

Вы можете воспользоваться этим методом, когда у вас нет времени на изучение определенной тематики в полном объеме, поскольку предмет слишком пространен или же содержит большое количество библейских ссылок.

3. Этот метод является эффективным способом для предварительного знакомства с предметом

Этот метод является эффективным способом для предварительного знакомства с предметом путем обзора ключевых моментов в составляющих его темах, прежде чем приступать к регулярному предметному изучению. Также к этому подходу можно прибегнуть, когда вам нужно найти ответы на конкретные вопросы по данной теме.

Благодаря этому методу вы можете узнать то, что хотите, не тратя драгоценного времени на выяснение второстепенных для этой темы вопросов.

4. Этот метод личного изучения Библии является самым простым для составления проповеди или урока на неделе.

После изучения, составьте небольшой план, превратив рассмотренные вопросы в основные пункты разговора, а затем поделитесь ответами из Библии со своей группой, классом или прихожанами.

5. Этот метод хорош для обучения «Тимофея» - новообращенного христианина.

Его будет достаточно легко освоить и применить на практике человеку, который никогда не занимался личным изучением Слова.

Несколько советов по применению данного метода

Из-за простоты данного изучения и опасности отойти от темы, необходимо дать несколько советов и предостережений.

1. Не задавайте слишком много вопросов. Даже если тема, относящаяся к какому-то предмету, настолько обширна, что имеет сотни ссылок. Если в вашем списке будет слишком много вопросов, то изучение не будет эффективным.

В рамках изучения конкретной темы, вам следует задать не более трех вопросов.

2. Иногда тематическое изучение потребует лишь одного вопроса.

Вот несколько примеров:

  • Что ненавидит Господь?
  • Что мы должны «претерпевать», согласно Новому Завету?
  • Над какими вещами нам, христианам, нужно «рассуждать»?
  • Что отличает глупца, согласно книге Притчей?
  • Что, по словам Соломона (в Притчах), приводит к нищете?

3. Если, как это часто бывает, вы не найдете ответ на свой вопрос в одном стихе, просто оставьте пустое место в форме для заполнения и перейдите к следующему вопросу.

4. Если вы не можете найти ни одного ответа в найденных вами стихах, возможно, вам нужно переформулировать свои вопросы. Ваши вопросы могут быть неправильными.

Возможно, вы задаете такие вопросы, на которые Бог не будет отвечать. Пересмотрите стихи и выясните, что в действительности говорит Господь, приведя свои вопросы в соответствие с тем, что Он желает открыть вам в этих текстах.

5. Если вы хотите узнать все, что сказал Бог в Библии по конкретной теме, вам нужно воспользоваться подробной симфонией и просмотреть все относящиеся к ней слова. И это большой труд.

Помните, что тематические Библии не дают всей информации, и вам понадобится хорошая библейская симфония.

Простые этапы тематического изучения

В рамках тематического изучения, прежде чем обращаться к ссылкам, вам необходимо определиться с вопросами. Эти вопросы должны включать некоторые из шести относительных местоимений,полезных в исследованиях: Что? Почему? Когда? Как? Где? Кто?

С помощью этих слов, в различных вариациях, можно задать бесчисленное множество вопросов во время личного изучения Библии. Например, если вам нужно изучить тему «Гнев в книге Притчей», то вы можете задать такие вопросы:

  • Что характерно для разгневанного человека?
  • Что вызывает гнев?
  • Что является следствием гнева?
  • Что может усмирить гнев?

Во всех четырех вопросах использовалось местоимение «Что?», но вы могли бы сформулировать столько же вопросов с помощью остальных пяти местоимений.

  • Шаг первый: выберите тему для изучения
  • Шаг второй: перечислите все стихи, которые вы собираетесь изучить
  • Шаг третий: определитесь с вопросами, которые будете задавать
  • Шаг четвертый: задайте вопросы по каждой ссылке
  • Шаг пятый: сделайте выводы из своего изучения
  • Шаг шестой: напишите личное применение

Теперь рассмотрим каждый шаг подробнее.

Первый шаг: выберите тему для изучения.

Выберите интересующую вас тему. Если вы впервые обратились к такого рода изучению, начните с небольшой темы. В образцах ниже, «Задания» предложены некоторые советы с вопросами и образец заполненной формы.

Второй шаг: перечислите все стихи, которые вы собираетесь изучить.

С помощью трех пособий — учебную Библию, подробную симфонию и тематическую Библию — составьте перечень всех библейских стихов, которые относятся к выбранной вами теме.

При работе с симфонией, не забудьте изучить синонимы и другие схожие слова и понятия. Выберите из списка стихи, наиболее важные для данной темы (за исключением случая, когда вы хотите узнать все, что написано в Библии по вашей теме).

Третий шаг: определитесь с вопросами, которые будете задавать.

Как выяснить, какие вопросы следует задать? Выпишите те, в ответах на которые вы заинтересованы больше всего.

Что именно вы хотели бы узнать в выбранной теме? Составьте список, состоящий из не более пяти вопросов. Помните, что иногда вам нужно будет задать всего лишь один вопрос.

Запишите ваш вопрос (или вопросы) в форме для заполнения или на чистом листе бумаги.

Четвертый шаг: задайте вопросы по каждой ссылке.

Перечитайте все ссылки и задайте ваши вопросы по каждому стиху. Запишите все найденные ответы в соответствующих разделах вашей формы или на листе бумаги.

Иногда у вас получится ответить на все вопросы в конкретном стихе, но чаще вы сможете ответить лишь на часть из них.

Порой в определенном стихе может не оказаться ответов на ваши вопросы. Если вы не нашли ответа на вопрос, не заполняйте этот раздел формы. Если вы не находите ответов ни на один из ваших вопросов, начните заново и подготовьте новый список вопросов.

Пятый шаг: сделайте выводы из своего изучения.

Прочитав все ссылки и ответив на вопросы, вернитесь к началу и сформулируйте краткий ответ на каждый из вопросов.

Вы можете составить конспект, сгруппировав вместе сходные стихи и сделав вопросы основными пунктами конспекта. Так вам будет легче поделиться своими открытиями с группой по изучению Библии, на уроке, богослужении или с вашим «Тимофеем».

Шестой шаг: напишите личное применение.

Для того, чтобы ваши открытия перешли из теории в практику и стали реальностью в вашей жизни, вам следует составить личное применение, которое будет практичным, выполнимым и ощутимым.

Если вам нужна помощь в составлении эффективного применения, пересмотрите шаги в молитвенном методе изучения Библии (тут ссылка).

Как заполнять форму по тематическому изучению?

Заполнение формы

Заполните разделы формы (или на вашем листе) в следующем порядке:

  1. Тема: выберите тему для изучения и убедитесь, что она не слишком обширна и не является основным предметом.
  2. Список ссылок: перечислите столько ссылок из Библии, сколько необходимо для вашего изучения.
  3. Вопросы: перечислите вопросы (не более пяти), которые вы будете задавать по каждому стиху.
  4. Ответы на вопросы: задайте выбранные вами вопросы по каждому стиху и запишите под ними ответы в соответствующем разделе (вопрос А — в разделе А, ответ B — в разделе B и т.д.). Если в форме не будет достаточно места, то используйте дополнительные листы.
  5. Выводы: запишите свои выводы и заключения по изученным стихам.
  6. Применение: составьте личное, практичное, выполнимое и ощутимое применение.

Задание

Начните тематическое изучение Библии с простых тем, с небольшим количеством ссылок в Писании. Освоив данный метод изучения Библии, вы сможете брать более сложные темы, используя большее количество библейских стихов.

Вот несколько идей, с которых вы можете начать, включая примеры вопросов, которые вы можете задать. (Не ограничивайте себя этим кругом вопросов, придумайте свои вопросы по данной теме.)

  1. Изучаемая тема: познание Божьей воли. (Найдите слово «воля» в симфонии, а также библейские ссылки на волю Божью, волю Бога, волю Господа и любые другие связанные с этим слова). Примерные вопросы:
    • Какие конкретные вещи составляют Божью волю?
    • Почему я должен следовать Божьей воле? (Причина и следствие.)
    • Как я должен исполнять Божью волю? (Отношение и поступки.)
  2. Изучаемая тема: послушание. (Проверьте слова «повиноваться», «послушание», «исполнять», «заповеди», «делать» и другие аналогичные слова). Примерные вопросы:
    • Почему послушание имеет большое значение?
    • Что является результатом послушания?
    • Что является результатом непослушания?
    • Как мне следует повиноваться Господу?
  3. Изучаемая тема: прославление Господа в псалмах. (Обратите внимание на то, как эта тема была ограничена Псалтирью. Посмотрите такие слова, как «прославление», «поклонение», «благодарение» и «радость».) Примерные вопросы:
    • Почему мне следует прославлять Господа?
    • Как мне следует прославлять Господа?
    • Когда мне следует прославлять Господа?
    • Каковы результаты прославления Господа?
  4. Изучаемая тема: молитвы Иисуса. (Обратите внимание на то, как эта тема была сведена к одному аспекту молитвы. Найдите эту тему в тематической Библии, а также слова «молиться» и «молитва» в симфонии, выбирая только те места в Евангелиях, где есть описание того, как молился Иисус.) Вот несколько примерных вопросов, но также вам следует научиться составлять многие другие вопросы по своему выбору.
    • Как часто мне нужно молиться?
    • Когда молился Иисус?
    • Почему я должен молиться так же, как молился Иисус?
    • О чем молился Иисус?
    • Кому мне следует молиться?

Образец заполненной формы

Смотрите пример «Определение «ученика», данное Иисусом».

Вы можете распечатать копию данной таблицы для заполнения и, используя уже готовые примеры, заполнять самостоятельно свои.