Отпевание усопших, поминание их

12
2252

«Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень»

Библия признаёт что любому человеку суждено умереть. Смерть – это зло, одна мысль, о которой вызывает у нас страх и ужас.

Отпевание усопших, поминание их,
и где находится душа человека после его смерти?

Во всей Библии прослеживается тесная связь между смертью и грехом. Смерть является частью наказания постигшего первого человека Адама, за неповиновение Богу. Тоже самое происходит с его потомками, то-есть, с нами людьми, живущими после него, и даже до сего дня.

Апостол Павел рассматривает смерть, как неизбежное следствие греха – ибо Бог свят, и потому не может терпеть зла (греха). Если мы умираем нераскаянно, нас постигает не только физическая, но и духовная смерть, представляющая собой разъединение с Богом. Новый Завет часто говорит о неверующих и не познавших Бога людях, как о физически живых и в тоже время духовно мёртвых «по преступлениям и грехам».

krestУмерев на Кресте, Иисус взял на Себя все последствия человеческого греха, а Своим воскресением из мёртвых победил смерть. Поэтому, хотя по человеческой природе мы должны умереть, но через веру в Иисуса Христа мы обретаем жизнь вечную. Христианин воскрес от духовной смерти к новой жизни и ожидает кончины века (конца света, конца своей жизни), когда будет побеждена физическая смерть, этот «последний враг»!

Места из Библии для самостоятельного анализа вышеизложенного;

Пс 143:4, Втор 30:1-19, Пс 54:1-17, Быт 3:17-20, Рим 6:16-23, Мф 7:20-27, Еф 2:1-14, Евр 2:13-15, 1 Кор 15:20-26, 2 Кор 5:1-10

Когда Апостол Павел почувствовал приближение смерти, он написал филиппийским христианам:

«Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение…Имею желание разрешиться и быть со Христом»

Он знал, что после смерти христианина ждёт чудесная новая жизнь, ставшая возможной благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа. Но евреи не всегда верили в жизнь после смерти (это кстати, относится и к сегодняшним людям, нашим с вами современникам, они могут чуть-чуть верить, а могут и вообще быть атеистами, но это одно и тоже неверие – «чуть-чуть» и совсем не верить).

В ранние ветхозаветные времена израильтяне думали, будто после смерти человек попадает в подземную страну теней, которую называли «Шеол». Но скоро возник вопрос: как справедливый Бог мог допустить, чтобы добрым людям был уготован столь печальный удел? И израильтяне решили: Шеол – это ещё не всё. В конце времён мёртвые воскреснут; окончательная участь каждого человека будет зависеть от того, как он прожил свою жизнь. Пророк Даниил пишет:

2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
(Дан.12:2) — VI век д.н.э.)

В новозаветные времена (наша эра) одно из израильских течений (сект) «фарисеи» верили и утверждали о воскресение мёртвых, а другое течение «саддукеи» наоборот отрицали воскресение мёртвых – они думали, что ничего такого после смерти нет, мы умираем и всё. Но только приход Мессии (Иисуса Христа) показал, что физическая смерть — это ещё не конец «человеческой личности», жизнь после смерти существует!

Победа Иисуса над смертью и данное Им обещание вечной жизни окончательно развеяли сомнения у Его учеников.

Погребение в древние времена

В ветхозаветные времена смерть – это всегда трагедия. Приготовления к погребению в те времена во многом были такими же, какими они остаются и сегодня. Умершему закрывали глаза, тело обмывали и заворачивали в кусок ткани. В жарком климате похороны приходилось совершать как можно скорее. Тело без гроба несли к месту погребения на деревянных носилках. Родные и друзья покойного рыдали, причитали, посыпали головы пеплом, разрывали на себе одежды, в знак горя сбривали бороды и ходили босиком (это было традицией и зовом (криком) души).

Иногда к общим причитаниям присоединялись голоса специально нанятых профессиональных плакальщиц. Траур обычно длился семь дней, а в особых случаях и дольше (к примеру: Моисея оплакивали тридцать дней). Траур сопровождался постом, но в день похорон устраивали поминальный пир, который иногда происходил прямо у могилы. В соседних с Израилем странах, прежде всего в Египте, тело иногда бальзамировали. Внутренности и мозг удаляли и заполняли тело смолистой мастикой.

pesheraИзраильтяне часто хоронили своих покойников в пещерах. Некоторые пещеры могли вместить всех членов семьи (Быт 50:13), а если возникала необходимость, их расширяли. В скалах вырубали коридоры с полками вдоль стен и на эти полки клали тела усопших.

Богатых людей хоронили в склепах, высеченных в скалах. К погребальной камере в глубине скалы вела узкая лестница. Входное отверстие загораживали каменной плитой или валуном. Во времена Нового Завета для того, чтобы облегчить движение «дверного» камня, его иногда размещали в специально выдолбленном желобе. Количество пещер, даже искусственных, было, конечно, ограниченным. Поэтому, когда от трупа оставался только скелет, кости собирали и складывали в деревянный или каменный сундук, называемый «оссуарием».

Откуда всё это известно? Из Библии, а также, из таких наук, под названием Археология и История.

Бедняков хоронили в неглубоких могилах, на ровных местах. Тело обкладывали камнями и засыпали землёй. С верху клали каменную плиту. Все могилы белили, чтобы они были хорошо заметны. Любое соприкосновение с мёртвым телом, делало человека ритуально «нечистым» (по крайней мере, в израильской религии).

Вот некоторые отрывки из Библии, где отражены обычаи, связанные со смертью и похоронами;

Быт 23 глава, Быт 48:1-7, Быт 49:29-33, Быт 50:1-26, Втор 34:5-8, Втор 14:1-2, 2 Цар 1:9-12, 2 Цар 3:28-37, Иер 9:17-22, Иер 16:5-7, Мф 9:23-24, Мат. 8:21 — 22, Мф 16:1-6, Лк 7:11-15, Иоанн 11: 17-57

 

Человек: плоть и дух

Библия учит, что человек является двойным существом

16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
(2Кор.4:16-18)

18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
(Рим.7:18-23)

3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4 но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
(1Пет.3:3,4)

Таким образом, внешним человеком является смертное тело (плоть) Рим 6:12, внутренним является вечный дух (душа) Деян 7:57-60.

1Слово «душа» в Библии используется для обозначения физической жизни человека Лк 12:16-20.

2Слово «душа» используется также для обозначения всех живых существ на нашей планете Быт 2:19-20.

3И самое главное, слово «душа» используется для обозначения той части человека, которое не может быть растворено смертью (то-есть, бессмертие человеческой сути) Мф 10:28.

Значит, душа человека, может отделяется от тела 1 Фес 5:23. Находиться в его теле Иов 32:8. И продолжать существование после его смерти Лк 23:46. Таким образом, человек есть живая душа, обитающая в живом теле.

Соответственно, как мы можем понять, смерть – это разделение души человека и его тела Иак 2:26.

Человек может быть мертв пока он жив фактически

Если мы не являемся христианами, то мы отделены от Бога нашими грехами Кол 2:12-15, если мы являемся христианами — то мы спасены и живем с Богом, и мы отделены от греха Рим 6:1-4, но также, если мы неверные христиане, то мы мертвы для Бога и также отделены от Него Отк 3:1-3. Человек может быть мёртвым пока он жив физически (1 Тим 5:5-6; Лк 15:11-32), но эта смерть не подразумевает отсутствие существования. Когда кто-то умирает, его дух продолжает жить (Еккл 12:7; Лк 16:19-31; Мф 22:29-32; Отк 20:4; Отк 6:9-10). Соответственно, никто из людей со смертью тела своего, не прекращает своего существования!

Смерть – это для человека своего рода другая форма жизни.

  • Слово «Шеол» встречается в Ветхом Завете (первая часть Библии) 65 раз.
  • Слово «Преисподняя» встречается в Новом Завете (вторая часть Библии) 10 раз, и они — эти слова имеют одно и тоже значение, то-есть, хранилище для бестелесных духов (тех людей, кто умер и похоронен).
  • Слово «Ад» используется 1-н раз в Новом Завете, и слово «Геенна» встречается 11 раз в нём же, тоже для обозначения того, где нечестивые люди будут находиться после своей смерти.

Библия учит, что грешники будут наказаны после своей смерти, там не будет отдыха и покоя им, и это будет с ними продолжаться вечно. Там будет достаточно огня, чтобы была сильная боль, и время будет длиться бесконечно.

Соответственно «Ад» не является просто могилой, как некоторые думают, «Ад» — это то место, где человек (грешный) будет жить вечно и никогда оттуда не вернётся.

Вот места из Библии, которые показывают и подтверждают всё вышесказанное;

Лк 12:4-5, Мф 5:22, 2 Фес 1:6-9, Мф 25:41, Рим 6:23, Евр 10:28-31

Напоследок, нужно сказать, что многие могут усомниться в правильности многих отрывков из Библии, в частности притчи о «Богаче и Лазаре» Лк 16:19-31. На это можно возразить, и сказать что все притчи, высказывания, аналогии и т.д., имеют под собой донесение смысла до читателя или слушателя не прямым, а косвенным языком и от этого не теряется смысл и правда сказанного 2 Цар 12:1-9.

Поэтому мы можем быть уверены, что всё, что говорится в Библии правда!

Никто не будет спорить с тем, что в пословице; «без труда, не вытащишь рыбку из пруда» говорится правда, а не чушь?! Мы же не предаём значения этих слов в искажённом виде, когда нам говорят о них, нам не нужна рыбка, нам нужна, к примеру: серьёзная прибыль или новый айфон от компании Apple, в Библии тоже самое.

Мы понимаем эти слова в правильном контексте: «чтобы что-то получить, нужно трудиться, трудиться и ещё раз трудиться» и никак иначе, и от этого понимания эта пословица становится правдой, а не вымыслом.

Некоторые люди опять могут возразить, «что некоторые купаются в роскоши», допустим сыны олигархов. Опять же, это и подтверждает истинность сказанного. Каким образом? Простым! Во-первых, их, то есть сынов, не так уж и много, а соответственно это, скорее всего исключение из правил, а как известно, исключение и подтверждает правило. И, во-вторых, их отцы трудились, для того чтобы их дети сейчас могли купаться в роскоши. Вот вам и пословица, «без труда, не вытащишь рыбку из пруда» — получается чистая правда, тоже самое написано в Библии.

Итак, подведём итоги сказанного, с учетом нашей темой:

1когда умирает человек, его хоронят по обычаям той земли, где он жил, и это естественно, в этом нет ничего предосудительного. Ведь человек не животное, не птица небесная, чтобы его труп был брошен без погребения.

2поминание усопших, конечно практикуется и это правильно, особенно тогда, когда человек умер. В дальнейшем его могут просто вспоминать, помнить в последующих поколениях, в разговорах, наставлениях, примерах, притчах и т.д., его могут приводить в пример, на память себе или другим людям. Но «поминать», как кокой-то обряд — это не где не практиковалось в Библии, по крайней мере, в том контексте, который сейчас проповедуют «Православные» христиане (Ортодоксальные)!?

3отпевание усопших такая же традиция православных, как и поминание. Из контекста нашей статьи мы можем увидеть, что человек умирает и всё. После него остаётся только память по нём, его физические вещи, которые он оставил после себя (машина, дети и т.д.) и его социальные дела (законы, которые он продвигал, воспитанность его детей, ученики – которых он после себя оставил и т.д и т.п.). Больше он в этот мир не возвращается, а пребывает там, где ему место, то есть, то что он заслужил, то он и получил или получит (если ещё не умер) в загробном мире. Так для чего причитания и отпевания православных верующих по нём, этим они его участь «Там» не облегчат и не скрасят!?

4где находится душа человека после смерти и куда она идёт? Можно ли описать это место, чтобы нам с вами знать, как оно выглядит?

Думаю нет

2 Кор 12:1-4; Иоан 1:18; 1 Иоан 4:12; 1 Кор 2:9; Кол 2:18; 1 Тим 6:16; Отк 21 глава

Эти примеры и текст нашей статьи (тоже с примерами), хорошо и наглядно показывают, что мы можем узнать где будет душа человека (то есть, сам человек после своей смерти), но не можем составить 100% -ю видимость интерьера, температур, орнамента, пространства, время, ощущений в загробном мире, потому что — это не непередаваемо на физическом языке.

chyvstvaЯ могу передать мои ощущения и образ от соприкосновения с тёплым и комфортным офисом, могу передать ощущения от тёплой ванны, работы человека, который роет траншеи, скандала с женой и.т.д., всё это есть в реальности, в физическом мире. Но мир духовный он не передаваем.

Фантастические фильмы показывают его разными красками и образами, но писатели, режиссеры, описывают его сообразно своим ощущениям, своим органам чувств (зрению, осязанию и т.д.), своим сенсорным системам, своим психическим процессам (памяти, воображению, представлению и т.д.).

И они не могут иначе, потому что никто из людей, живущих на земле, не видел духовный мир. А если бы и видел, то у него не нашлось бы слов и человеческих понятий, чтобы описать нашим языком, как реально это будет. Поэтому нам и даны описания загробного мира (Ада, Рая, Неба…), нашим слогом, словом, нашими понятиями, которыми мы люди способны оперировать и понимать.

Так что, где находится душа человека — мы знаем, что её ждёт — тоже знаем, а вот какой будет «дизайн интерьера» каждый увидит в своё время!

Изучал вопрос: Александр С.. Н.Новгород.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью
  • Стас

    Книга Екклезиаста, или Проповедника 9:4 SYNO

    Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.

    На мертвого не распространяются законы этого мира: законы физики, биологии и морали. А следовательно, нет никакого смысла в том, чтобы что-то исправить.
    Только живой человек ошибается и может это исправить.

  • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

    Комментарии от: Щигорева Елена < [email protected]>
    Тема: Письмо с сайта Изучение Библии

    Сообщение:
    Вы пишете, что :»В ранние ветхозаветные времена израильтяне думали, будто после смерти человек попадает в подземную страну теней, которую называли «Шеол»». Мы знаем притчу о Богаче и Лазаре, которую рассказал Христос. Оттуда мы понимаем, что души умерших праведников и нераскаявшихся грешников находились в разных местах. Они находились там до времени смерти Христа за наши грехи. Когда Христос, умерев на кресте, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице (шеоле) духам, сошед, проповедал…»(2Петра 3:18,19), Он вывел души праведников из шеола и поднял их вместе с Собою на небеса дожидаться воплощения в новую безгрешную плоть (Флп.3:21). Так что евреи не «думали», а знали, куда они пойдут после смерти тела.

    • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

      Следует уточнить.

      На момент прихода Иисуса у евреем не было четкого понимания, что будет после смерти.
      В подтверждение данной мысли служит момент из жизни Апостола Павла:

      6 Узнав же Павел, что [тут] одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
      7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
      8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
      9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.
      (Деян.23:6-9)

      Подробнее можно прочитать тут: «Книжники, фарисеи и саддукеи — кто они?» http://www.bible-help.ru/knizhniki-farisei-i-saddukei-kto-oni/

      Именно Иисус дал нам четкое понимание, что будет после смерти и открыл истину. Вначале через притчи, потом через личный пример. До этого, в Ветхом Завете, я не нашел подобных доказательств.

      Отдельная статья посвященная проповеди в аду: «Иисус, когда был мертв — три дня проповедовал в аду?», тут — http://www.bible-help.ru/iisus-kogda-byl-mertv-tri-dnya-propovedoval-v-adu/

      При изучении материала и особенностей воззрения иудеев, можно увидеть неопределенность во взглядах и рассуждениях.

      38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
      39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
      40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
      (Матф.12:38-40)

      • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

        Комментарий от Елены:

        Уважаемый брат Станислав! Библия в книге Иова нам говорит:»О, если бы Ты в преисподней укрывал меня, пока пройдет гнев Твой; положил мне срок, а потом вспомнил обо мне!» (14:13). КАКОЙ срок и КОГДА вспомнил? А потом Иов говорит очень вдохновенно в 19:25-27:»А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою эту; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» Теперь вопрос: ветхозаветные люди ничего не знали о своем посмертии? Жду вашего ответа.
        И еще у меня к вам вопрос очень важный: вы хотите конструктивного диалога или хотите своего монолога? Вы хотите познать Истину Божию или хотите мне проповедовать СВОИ воззрения на нее? Ответьте мне пожалуйста, ибо время коротко.

        • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

          Ответ для Елены:

          Елена, приветствую.

          Моя точка зрения по вопросу смерти и воскресения следующая:

          В первом своем ответе я оперировал к пониманию данного вопроса двух конфессий времен Иисуса (фарисеи и саддукеи), которым были известны все места Ветхого Завета, а кому большая часть — наизусть. Действительно, в Ветхом Завете есть, я бы их назвал, предположения, надежды, упования, где авторы слов выражают тень будущих событий: что будет со мной после смерти?, как Бог спасет меня?, воскресит ли меня?

          Не было учения, четкого понимания, так как это было тайной:

          16 И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
          (1Тим.3:16)

          В разговорах с учителями того времени мы видим, как углубленное знание учителей не могло дать четкого ответа на события после смерти:

          29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
          30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
          31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
          32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
          33 И, слыша, народ дивился учению Его.
          (Матф.22:29-33)

          Истина была проповедана о загробной жизни Свидетелем, который не предполагал, а утверждал, так как был там:

          13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
          (Иоан.3:13)

          То есть: даже имея подсказки о смерти и воскресении из Ветхого Завета даже ученые умы религиозных конфессий не могли придти к единому, четкому мнению по вопросам смерти, души и воскресения.

          Следующим моим аргументом будет образное сравнение:

          Люди до первого века были ограничены в своих знаниях о Царстве Бога. И могли лишь по тени судить, а что будет, когда явиться Истина в мир.

          17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
          (Кол.2:17)
          1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними].
          (Евр.10:1)

          Мое сравнение следующие:
          — чертежи дают только примерное представление о строящемся объекте, тем более чертежи разбросанные на длительном промежутке временного отрезка. Это (чертежи) про книги Ветхого Завета — они были написаны в разное время, разными авторами, но одним Заказчиком.

          До этого никто не мог понять и ответить на вроде простые вопросы для нас сегодня: что будет за здание?, как в него войти?, что будет если не войти?, что будет после смерти?, кто воскреснет и как?…

          Сегодня мы уже видим не только план здания, но и само здание, знаем про Дверь.
          А для остальных все это было образом будущих благ:

          11 Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
          (1Кор.10:11)

          Вы верно заметили, что нужно знать Сущность Бога!
          Буду я ориентировать при изучении здания только на фрагменты отдельно взятого чертежа из Ветхого Завета?
          Думаю в таком подходе я не далеко уйду от вопросов фарисеев и садукеев к Иисусу.

          Но если иметь ключ, можно, например, увидеть в проклятии змея из книги Бытия, пророчество о Иисусе и Его семени, церкви и христианах.
          Что было сложно сделать до прихода Иисуса и что видно сегодня.
          Так как:

          13 а не так, как Моисей, [который] полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
          14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
          15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
          16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
          17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
          18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
          (2Кор.3:13-18)

          —————-

          Мое письмо вам — желание поделиться вдохновением от Слова Божия, это конструктивная цель.
          В нашей задаче, как христиане, мы ориентируемся, в силу своих возможностей, на проповедование Христа распятого своим Спасителем. При аргументации важности спасения мы используем все свои таланты, воззрения.
          Если вы считает, что я противоречу Крови Христа в своих рассуждениях, думаю, вы знаете, что нужно делать =)

          Благодарю вас за диалог.

  • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

    Комментарии от: Щигорева Елена < [email protected]>
    Тема: Письмо с сайта Изучение Библии

    Сообщение:
    Вы пишете:»Таким образом, внешним человеком является смертное тело (плоть) Рим 6:12, внутренним является вечный дух (душа) Деян 7:57-60. Душа человека сама по себе, а дух его особо. Все находится в теле человека. Душа- это психофизическое состояние человека на земле. Дух дается человеку при рождении (Еф.1:22,5;5). Человек троичен 1Фес.5:23.

    • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

      Мне не понятна формулировка души.

      57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
      58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
      59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
      60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
      (Деян.7:57-60)

      ——
      дух: pneu_ma
      1 . ветер, дуновение, веяние;
      2 . дыхание, дух жизни, душа;
      3 . дух;
      син. 2588 (kardi/a), 3563 (nou_v), 5590 (quch/);
      4 . вдохновение, расположение, настроение;
      LXX: 07307 (‘x+wr).

      Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University
      ——

      Статьи на эту тему:
      Что есть душа человеческая? — http://www.bible-help.ru/chto-est-dusha-chelovecheskaya/
      Рай, третье небо и душа — http://www.bible-help.ru/raj-trete-nebo-i-dusha/

      • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

        Комментарий от Елены:

        Уважаемый брат Станислав! Я не очень сильна в компьютере, поэтому на вашем сайте не могу найти свое сообщение. Но я думаю, что я не писала «вечный дух (душа)». Дух и душа человека-совершенно разные понятия. Вы говорите, что вам не понятна формулировка души. Кратко это: психофизическое состояние человека. Тело и его химические реакции — это физическое состояние, а психика-это эмоциональное состояние человека, то есть, реакция на различные события, поведение других людей и т. д. А дух человеку дает Бог при рождении, он называется в Библии «залогом духа» (2Кор.5:5).

        Деян.7:57-60 говорит нам о том, что Стефан понимал, ЧТО пойдет к Богу- не тело его, а дух+душа, то есть, вечная часть человека-праведника, потому что когда умирает неправедный человек, то к Богу также идет его душа и дух, но только на судилище Христовом, куда попадают все души умерших (2Кор.5:10), Христос дает ему приговор по делам его, которые не соответствовали воле Божьей: идти дожидаться суда Божьего пред Белым Престолом (Откр.20) в преисподнюю. Проще если объяснить: праведник всю земную жизнь проходит путь уподобления Богу(«Будьте святы, потому что Я свят»; «Будьте совершены, как совершен Отец Мой Небесный»), который невозможно пройти, не соединив свой залог духа с Духом Святым. Его плотью руководит Дух Святой, и он становится «духовным человеком»(1Кор.15:40,44), то есть, его душа оплодотворяется Духом и становится «тяжелой» (Дан.5:27), то есть, духовной, поэтому она остается по приговору Христа с Ним на Небесах ожидать своего воплощения в новую безгрешную плоть (1Кор.15:51-53; Флп.3:21). А неправедный человек-человек «душевный», то есть, он всю свою жизнь жил так, как он хотел, он завалил залог духа своими похотями и т.д.Он «найден очень легким», поэтому Ек.12:9 :»дух его возвращается к Богу, который и дал его», тело-в землю, а душа-в преисподнюю дожидаться суда.
        Если возникнут вопросы, задавайте. Мне трудно кратко что-то объяснять, чтобы человеку было понятно, потому что необходимо ЗНАТЬ Сущность Бога, Его Троичность, создание человека по образу и подобию Божьему и ВИДЕТЬ БИБЛИЮ В ЦЕЛОМ. Да благословит вас Бог.

        • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

          Мой ответ:

          Елена, добрый день.

          Ссылка на обсуждаемую тему тут: Отпевание усопших, поминание их: http://www.bible-help.ru/otpevanie-usopshix-pominanie-ix/
          Можно оставлять свои комментарии прямо на сайте, после поста.

          Материал, на который я ориентируюсь при изучении вопроса души можно найти тут:
          — Рай, третье небо и душа: http://www.bible-help.ru/raj-trete-nebo-i-dusha/
          — Что есть душа человеческая? http://www.bible-help.ru/chto-est-dusha-chelovecheskaya/

          Я полагаю, что наши с вами рассуждения в большей степени схожи, но из-за разницы в изложении мыслей и ограничений диалога могут возникать пробелы.

          Спасибо, что заходите на сайт.

  • https://plus.google.com/107224194190778769540 Юрий Сикорский

    Здравствуйте. Не могу найти в библии слова про отпевание умерших. Кто это придумал, и кому это выгодно?

    • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

      В Библии я таких мест не нашел. Вероятно, подобная традиция носит исторический контекст конкретного народа и связана с местными обычаями.

      У каждого народа свои особенности похорон. Но стоит помнить, что Новый Завет учит, что важнее то, что делал человек до смерти, а не после нее.

  • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

    Согласен, что в надежде нуждаются живые.