Отпевание усопших, поминание их

1
2004

«Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень»

Библия признаёт что любому человеку суждено умереть. Смерть – это зло, одна мысль, о которой вызывает у нас страх и ужас.

Отпевание усопших, поминание их,
и где находится душа человека после его смерти?

Во всей Библии прослеживается тесная связь между смертью и грехом. Смерть является частью наказания постигшего первого человека Адама, за неповиновение Богу. Тоже самое происходит с его потомками, то-есть, с нами людьми, живущими после него, и даже до сего дня.

Апостол Павел рассматривает смерть, как неизбежное следствие греха – ибо Бог свят, и потому не может терпеть зла (греха). Если мы умираем нераскаянно, нас постигает не только физическая, но и духовная смерть, представляющая собой разъединение с Богом. Новый Завет часто говорит о неверующих и не познавших Бога людях, как о физически живых и в тоже время духовно мёртвых «по преступлениям и грехам».

krestУмерев на Кресте, Иисус взял на Себя все последствия человеческого греха, а Своим воскресением из мёртвых победил смерть. Поэтому, хотя по человеческой природе мы должны умереть, но через веру в Иисуса Христа мы обретаем жизнь вечную. Христианин воскрес от духовной смерти к новой жизни и ожидает кончины века (конца света, конца своей жизни), когда будет побеждена физическая смерть, этот «последний враг»!

Места из Библии для самостоятельного анализа вышеизложенного;

Пс 143:4, Втор 30:1-19, Пс 54:1-17, Быт 3:17-20, Рим 6:16-23, Мф 7:20-27, Еф 2:1-14, Евр 2:13-15, 1 Кор 15:20-26, 2 Кор 5:1-10

Когда Апостол Павел почувствовал приближение смерти, он написал филиппийским христианам:

«Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение…Имею желание разрешиться и быть со Христом»

Он знал, что после смерти христианина ждёт чудесная новая жизнь, ставшая возможной благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа. Но евреи не всегда верили в жизнь после смерти (это кстати, относится и к сегодняшним людям, нашим с вами современникам, они могут чуть-чуть верить, а могут и вообще быть атеистами, но это одно и тоже неверие – «чуть-чуть» и совсем не верить).

В ранние ветхозаветные времена израильтяне думали, будто после смерти человек попадает в подземную страну теней, которую называли «Шеол». Но скоро возник вопрос: как справедливый Бог мог допустить, чтобы добрым людям был уготован столь печальный удел? И израильтяне решили: Шеол – это ещё не всё. В конце времён мёртвые воскреснут; окончательная участь каждого человека будет зависеть от того, как он прожил свою жизнь. Пророк Даниил пишет:

2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
(Дан.12:2) — VI век д.н.э.)

В новозаветные времена (наша эра) одно из израильских течений (сект) «фарисеи» верили и утверждали о воскресение мёртвых, а другое течение «саддукеи» наоборот отрицали воскресение мёртвых – они думали, что ничего такого после смерти нет, мы умираем и всё. Но только приход Мессии (Иисуса Христа) показал, что физическая смерть — это ещё не конец «человеческой личности», жизнь после смерти существует!

Победа Иисуса над смертью и данное Им обещание вечной жизни окончательно развеяли сомнения у Его учеников.

Погребение в древние времена

В ветхозаветные времена смерть – это всегда трагедия. Приготовления к погребению в те времена во многом были такими же, какими они остаются и сегодня. Умершему закрывали глаза, тело обмывали и заворачивали в кусок ткани. В жарком климате похороны приходилось совершать как можно скорее. Тело без гроба несли к месту погребения на деревянных носилках. Родные и друзья покойного рыдали, причитали, посыпали головы пеплом, разрывали на себе одежды, в знак горя сбривали бороды и ходили босиком (это было традицией и зовом (криком) души).

Иногда к общим причитаниям присоединялись голоса специально нанятых профессиональных плакальщиц. Траур обычно длился семь дней, а в особых случаях и дольше (к примеру: Моисея оплакивали тридцать дней). Траур сопровождался постом, но в день похорон устраивали поминальный пир, который иногда происходил прямо у могилы. В соседних с Израилем странах, прежде всего в Египте, тело иногда бальзамировали. Внутренности и мозг удаляли и заполняли тело смолистой мастикой.

pesheraИзраильтяне часто хоронили своих покойников в пещерах. Некоторые пещеры могли вместить всех членов семьи (Быт 50:13), а если возникала необходимость, их расширяли. В скалах вырубали коридоры с полками вдоль стен и на эти полки клали тела усопших.

Богатых людей хоронили в склепах, высеченных в скалах. К погребальной камере в глубине скалы вела узкая лестница. Входное отверстие загораживали каменной плитой или валуном. Во времена Нового Завета для того, чтобы облегчить движение «дверного» камня, его иногда размещали в специально выдолбленном желобе. Количество пещер, даже искусственных, было, конечно, ограниченным. Поэтому, когда от трупа оставался только скелет, кости собирали и складывали в деревянный или каменный сундук, называемый «оссуарием».

Откуда всё это известно? Из Библии, а также, из таких наук, под названием Археология и История.

Бедняков хоронили в неглубоких могилах, на ровных местах. Тело обкладывали камнями и засыпали землёй. С верху клали каменную плиту. Все могилы белили, чтобы они были хорошо заметны. Любое соприкосновение с мёртвым телом, делало человека ритуально «нечистым» (по крайней мере, в израильской религии).

Вот некоторые отрывки из Библии, где отражены обычаи, связанные со смертью и похоронами;

Быт 23 глава, Быт 48:1-7, Быт 49:29-33, Быт 50:1-26, Втор 34:5-8, Втор 14:1-2, 2 Цар 1:9-12, 2 Цар 3:28-37, Иер 9:17-22, Иер 16:5-7, Мф 9:23-24, Мат. 8:21 — 22, Мф 16:1-6, Лк 7:11-15, Иоанн 11: 17-57

 

Человек: плоть и дух

Библия учит, что человек является двойным существом

16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
(2Кор.4:16-18)

18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
(Рим.7:18-23)

3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4 но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
(1Пет.3:3,4)

Таким образом, внешним человеком является смертное тело (плоть) Рим 6:12, внутренним является вечный дух (душа) Деян 7:57-60.

1Слово «душа» в Библии используется для обозначения физической жизни человека Лк 12:16-20.

2Слово «душа» используется также для обозначения всех живых существ на нашей планете Быт 2:19-20.

3И самое главное, слово «душа» используется для обозначения той части человека, которое не может быть растворено смертью (то-есть, бессмертие человеческой сути) Мф 10:28.

Значит, душа человека, может отделяется от тела 1 Фес 5:23. Находиться в его теле Иов 32:8. И продолжать существование после его смерти Лк 23:46. Таким образом, человек есть живая душа, обитающая в живом теле.

Соответственно, как мы можем понять, смерть – это разделение души человека и его тела Иак 2:26.

Человек может быть мертв пока он жив фактически

Если мы не являемся христианами, то мы отделены от Бога нашими грехами Кол 2:12-15, если мы являемся христианами — то мы спасены и живем с Богом, и мы отделены от греха Рим 6:1-4, но также, если мы неверные христиане, то мы мертвы для Бога и также отделены от Него Отк 3:1-3. Человек может быть мёртвым пока он жив физически (1 Тим 5:5-6; Лк 15:11-32), но эта смерть не подразумевает отсутствие существования. Когда кто-то умирает, его дух продолжает жить (Еккл 12:7; Лк 16:19-31; Мф 22:29-32; Отк 20:4; Отк 6:9-10). Соответственно, никто из людей со смертью тела своего, не прекращает своего существования!

Смерть – это для человека своего рода другая форма жизни.

  • Слово «Шеол» встречается в Ветхом Завете (первая часть Библии) 65 раз.
  • Слово «Преисподняя» встречается в Новом Завете (вторая часть Библии) 10 раз, и они — эти слова имеют одно и тоже значение, то-есть, хранилище для бестелесных духов (тех людей, кто умер и похоронен).
  • Слово «Ад» используется 1-н раз в Новом Завете, и слово «Геенна» встречается 11 раз в нём же, тоже для обозначения того, где нечестивые люди будут находиться после своей смерти.

Библия учит, что грешники будут наказаны после своей смерти, там не будет отдыха и покоя им, и это будет с ними продолжаться вечно. Там будет достаточно огня, чтобы была сильная боль, и время будет длиться бесконечно.

Соответственно «Ад» не является просто могилой, как некоторые думают, «Ад» — это то место, где человек (грешный) будет жить вечно и никогда оттуда не вернётся.

Вот места из Библии, которые показывают и подтверждают всё вышесказанное;

Лк 12:4-5, Мф 5:22, 2 Фес 1:6-9, Мф 25:41, Рим 6:23, Евр 10:28-31

Напоследок, нужно сказать, что многие могут усомниться в правильности многих отрывков из Библии, в частности притчи о «Богаче и Лазаре» Лк 16:19-31. На это можно возразить, и сказать что все притчи, высказывания, аналогии и т.д., имеют под собой донесение смысла до читателя или слушателя не прямым, а косвенным языком и от этого не теряется смысл и правда сказанного 2 Цар 12:1-9.

Поэтому мы можем быть уверены, что всё, что говорится в Библии правда!

Никто не будет спорить с тем, что в пословице; «без труда, не вытащишь рыбку из пруда» говорится правда, а не чушь?! Мы же не предаём значения этих слов в искажённом виде, когда нам говорят о них, нам не нужна рыбка, нам нужна, к примеру: серьёзная прибыль или новый айфон от компании Apple, в Библии тоже самое.

Мы понимаем эти слова в правильном контексте: «чтобы что-то получить, нужно трудиться, трудиться и ещё раз трудиться» и никак иначе, и от этого понимания эта пословица становится правдой, а не вымыслом.

Некоторые люди опять могут возразить, «что некоторые купаются в роскоши», допустим сыны олигархов. Опять же, это и подтверждает истинность сказанного. Каким образом? Простым! Во-первых, их, то есть сынов, не так уж и много, а соответственно это, скорее всего исключение из правил, а как известно, исключение и подтверждает правило. И, во-вторых, их отцы трудились, для того чтобы их дети сейчас могли купаться в роскоши. Вот вам и пословица, «без труда, не вытащишь рыбку из пруда» — получается чистая правда, тоже самое написано в Библии.

Итак, подведём итоги сказанного, с учетом нашей темой:

1когда умирает человек, его хоронят по обычаям той земли, где он жил, и это естественно, в этом нет ничего предосудительного. Ведь человек не животное, не птица небесная, чтобы его труп был брошен без погребения.

2поминание усопших, конечно практикуется и это правильно, особенно тогда, когда человек умер. В дальнейшем его могут просто вспоминать, помнить в последующих поколениях, в разговорах, наставлениях, примерах, притчах и т.д., его могут приводить в пример, на память себе или другим людям. Но «поминать», как кокой-то обряд — это не где не практиковалось в Библии, по крайней мере, в том контексте, который сейчас проповедуют «Православные» христиане (Ортодоксальные)!?

3отпевание усопших такая же традиция православных, как и поминание. Из контекста нашей статьи мы можем увидеть, что человек умирает и всё. После него остаётся только память по нём, его физические вещи, которые он оставил после себя (машина, дети и т.д.) и его социальные дела (законы, которые он продвигал, воспитанность его детей, ученики – которых он после себя оставил и т.д и т.п.). Больше он в этот мир не возвращается, а пребывает там, где ему место, то есть, то что он заслужил, то он и получил или получит (если ещё не умер) в загробном мире. Так для чего причитания и отпевания православных верующих по нём, этим они его участь «Там» не облегчат и не скрасят!?

4где находится душа человека после смерти и куда она идёт? Можно ли описать это место, чтобы нам с вами знать, как оно выглядит?

Думаю нет

2 Кор 12:1-4; Иоан 1:18; 1 Иоан 4:12; 1 Кор 2:9; Кол 2:18; 1 Тим 6:16; Отк 21 глава

Эти примеры и текст нашей статьи (тоже с примерами), хорошо и наглядно показывают, что мы можем узнать где будет душа человека (то есть, сам человек после своей смерти), но не можем составить 100% -ю видимость интерьера, температур, орнамента, пространства, время, ощущений в загробном мире, потому что — это не непередаваемо на физическом языке.

chyvstvaЯ могу передать мои ощущения и образ от соприкосновения с тёплым и комфортным офисом, могу передать ощущения от тёплой ванны, работы человека, который роет траншеи, скандала с женой и.т.д., всё это есть в реальности, в физическом мире. Но мир духовный он не передаваем.

Фантастические фильмы показывают его разными красками и образами, но писатели, режиссеры, описывают его сообразно своим ощущениям, своим органам чувств (зрению, осязанию и т.д.), своим сенсорным системам, своим психическим процессам (памяти, воображению, представлению и т.д.).

И они не могут иначе, потому что никто из людей, живущих на земле, не видел духовный мир. А если бы и видел, то у него не нашлось бы слов и человеческих понятий, чтобы описать нашим языком, как реально это будет. Поэтому нам и даны описания загробного мира (Ада, Рая, Неба…), нашим слогом, словом, нашими понятиями, которыми мы люди способны оперировать и понимать.

Так что, где находится душа человека — мы знаем, что её ждёт — тоже знаем, а вот какой будет «дизайн интерьера» каждый увидит в своё время!

Изучал вопрос: Александр С.. Н.Новгород.

  • Стас

    Книга Екклезиаста, или Проповедника 9:4 SYNO

    Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.

    На мертвого не распространяются законы этого мира: законы физики, биологии и морали. А следовательно, нет никакого смысла в том, чтобы что-то исправить.
    Только живой человек ошибается и может это исправить.