Институт брака

0
1915

БРАК СЕГОДНЯ И 2000 ЛЕТ НАЗАД

Сегодня представление о браке сильно отличается от того, что было 15 лет назад. А что, если взглянуть на брак более раннего периода?

Например, у моей пробабушки брак был в 16 лет и ее сватали без ее согласия. Всего в ее семье в общем счете было 18 детей, большая часть которых погибло во вторую мировую войну.

Интересно взглянуть на брак в Библии, какой был брак 2000 лет назад?

ТЕМЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНЫ

СОЮЗ ДВУХ

1. Общественные и правовые нормы

В соответствии с общественными и правовыми нормами, брак подразумевал постоянный союз между мужчиной и женщиной, ознаменованный телесной и духовной общностью.

Из рассказа о сотворении человека следует, что смысл и цель брака состоят в совместной жизни, в общем труде и взаимопомощи.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
(Быт.2:18)

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
(Быт.2:20-23)

18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
(Прит.5:18 и след.)

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
(Матф.19:4-6)

Согласно Быт 1:27, Бог учредил этот союз мужчины и женщины также и для рождения потомства.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
(Быт.1:27 и след.)

Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о заповеди, но и о благословении.

2. Понятие БРАК

При всем разнообразии форм брачных союзов, встречающихся в Ветхом Завете, в еврейской Библии нет четкого понятия брака; в значительной большей мере, как в исторических повествованиях, так и в предписаниях закона здесь говорится о практической стороне брака: о заключении брачных союзов, об обстоятельствах, препятствующих заключению брака, и т.п.

Брак в Ветхом Завете можно, пожалуй, сравнить с заветом, который Бог заключил со Своим народом

сравните Ос. 2 главу и

14 Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя.
(Мал.2:14)

Установление института брака делает детей социально защищенными, создает условия для семейной жизни и упорядочивает быт народа.

Отмеченное выше сходство с заветом проявляется в том, что при заключении брака человек делает выбор и принимает на себя определенные обязательства, что способствует организации и сплочению человеческого общества.

Библия считает, что одной из задач брака является искоренение блуда.

2 Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
(1Кор.7:2)

Важную роль в браке играют дети, прежде всего сыновья.

4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
(Пс.126:4 и след.)

Рождение детей — это Божье благословение, не получить этот дар — значит быть наказанным и несчастным.

1 И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.
(Быт.30:1)

6 Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее.
(1Цар.1:6 и след.)

3. Моногамный брак

Несмотря на то, что в книге Бытия 1 и 2  явно подразумевается моногамный брак, т.е. союз одного мужчины с одной женщиной, в израильском обществе долгое время царила полигамия (в отличие, например, от Вавилонии, которая уже примерно к 2100 г. до Р.Х. знала лишь моногамные браки).

Многоженцами были не только Ламех, но и праотцы Авраам и Иаков, а также израильские цари — вплоть до периода Нового Завета.

23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;
(Быт.4:23)

Из Втор 21:15-17 ясно, что о брак мужчины с несколькими женщинами говорится в Законе, хотя, с другой стороны, уже в писаниях пророков встречаются высказывания против полигамных браков.

15 Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, [так] и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, —
16 то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой;
17 но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему [принадлежит] право первородства.
(Втор.21:15-17)

Новый Завет явно высказывается в пользу моногамии.

ВЫБОР СУПРУГОВ

1. Вступление в брак

Вступление в брак начиналось с того момента, как отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее; в редких случаях предложение о браке могло исходить от отца невесты.

4 И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену.
(Быт.34:4)

6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь.
(Быт.38:6)

2 Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену.
(Суд.14:2)

Иногда жених сватался сам, но случалось, что отец жениха или сам жених направляли кого-либо с таким поручением к родителям невесты.

16 Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену;
(Исх.22:16 и след.)

4 но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.
(Быт.24:4 и след.)

Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого брака. (сравните слова «были в тягость» в Быт 26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей).

Бывало, что будущие супруги знакомились во время совместной работы.

16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего.
(Исх.2:16 и след.)

7 она сказала: «буду я подбирать и собирать между снопами позади жнецов»; и пришла, и находится [здесь] с самого утра доселе; мало бывает она дома.
(Руф.2:7 и след.)

Воин мог получить жену в качестве военного трофея.

30 верно, они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина, в добычу полученная разноцветная [одежда] Сисаре, полученная в добычу разноцветная одежда, вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.
(Суд.5:30)

19 И сказали: вот, каждый год бывает праздник Господень в Силоме, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны.
(Суд.21:19 и след.)

Жених или его отец должен был заплатить отцу невесты выкуп деньгами, скотом или оказать ему военную или прочую помощь.

(ср. Быт 34:11 и след.; Нав 15:16; Суд 1:12; 1Цар 17:25; 18:25)

Из текста Исх 20:17 видно, что жена практически причислялась к имуществу мужа, однако предположение, что израильтяне покупали жен, было бы неверным.

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
(Исх.20:17)

Заключенный брачный договор (упоминание о письменном договоре содержится только в Книге Товита) означал обручение девушки, после чего она поступала под опеку мужа; с этого момента он становился ее господином [евр. баал], которому она была обязана хранить верность.

23 Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею,
24 то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и [так] истреби зло из среды себя.
25 Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею,
26 а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его;
27 ибо он встретился с нею в поле, и [хотя] отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее.
(Втор.22:23-27)

В Быт 24:58 у Ревекки, которая не была знакома с будущим мужем, спрашивают ее согласия на брак.

58 И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду.
(Быт.24:58)

Лишь став женой Исаака, она смогла завоевать его любовь.

67 И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в [печали] по матери своей.
(Быт.24:67)

С момента обручения жених получает право сразу или по прошествии определенного времени взять обрученную в свой дом.

2. Свадьба

Свадьба начиналась с того, что жених, наряженный матерью, с венцом на голове, шел навстречу невесте.

11 Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его.
(Песн.3:11)

10 Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.
(Ис.61:10)

В сопровождении друзей и, вероятно, музыкантов.

11 И как там увидели его, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем.
(Суд.14:11)

Вечером первого свадебного дня подруги выводили невесту навстречу жениху, постепенно к этой процессии присоединялись и другие люди.

15 в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее,
(Пс.44:15 и след.)

В честь торжества зажигали факелы и светильники.

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
(Матф.25:1 и след.)

На свадьбу приглашали множество гостей.

2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
(Иоан.2:2)

Брачный пир мог продолжаться до семи дней и сопровождался застольем, пением, танцами, играми и загадыванием загадок.

27 окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других.
(Быт.29:27)

12 И сказал им Самсон: загадаю я вам загадку; если вы отгадаете мне ее в семь дней пира и отгадаете верно, то я дам вам тридцать синдонов и тридцать перемен одежд;
(Суд.14:12)

Невесту приводили к жениху под покрывалом.

65 И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.
(Быт.24:65)

От отца она получала приданое — скот или земельные угодья.

19 Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние.
(Иис.Нав.15:19)

В знак того, что жених принял невесту в свое владение, он простирал над ней полу своей одежды, показывая тем самым, что берет на себя обязательство заботиться о жене и защищать ее.

9 И сказал [ей Вооз]: кто ты? Она сказала: я Руфь, раба твоя, простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник.
(Руф.3:9)

3. Многоженство (полигамия)

Многоженство (полигамия), отчасти порождаемое стремлением иметь больше детей, практически являлось и признаком богатства.

13 И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона.
(2Цар.5:13)

1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью.
3 И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его.
4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.
5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
8 Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
(3Цар.11:1-8)

Мужчина мог иметь несколько равноправных жен либо одну жену и несколько наложниц; последние могли быть рабынями.

В Быт 16; 21; 29:30; 30:1 и след. говорится о том, какие трудности возникали в браке, если муж предпочитал одну из жен, а также из-за ревности и раздоров.

ЗАКОН И БРАК

1. Брак у израильтян

Средний возраст вступавших в брак израильтян составлял 18 лет; по мнению раввинов, девушка могла вступать в брак по достижении 12 лет, юноша — 13 лет, что объясняется ранним половым созреванием в южных странах.

Во времена патриархов выбор жены совершался в собственном роду или племени.

Быт 24 глава

3 Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась.
(Суд.14:3)

Дочерям, наследовавшим родовой удел, позднее было запрещено выходить замуж за пределами колена, к которому они принадлежали (Чис 36:5-12), поскольку удел должен был переходить по наследству только в этом колене.

5 И дал Моисей повеление сынам Израилевым, по слову Господню, и сказал: правду говорит колено сынов Иосифовых;
6 вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отца своего,
7 чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих;
8 и всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих,
9 и чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу.
10 Как повелел Господь Моисею, так и сделали дочери Салпаадовы.
11 И вышли дочери Салпаадовы Махла, Фирца, Хогла, Милка и Ноа в замужество за сыновей дядей своих;
12 в племени сынов Манассии, сына Иосифова, они были женами, и остался удел их в колене племени отца их.
(Чис.36:5-12)

Закон запрещал брак между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, а также по первой боковой линии и между родственниками супругов.

7 Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.
8 Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.
9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.
10 Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота.
11 Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя [по отцу], не открывай наготы ее.
12 Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему.
13 Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей.
14 Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя.
15 Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее.
16 Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.
17 Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие.
(Лев.18:7-17)

11 Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них.
(Лев.20:11)

21 И сказал Ахитофел Авессалому: войди к наложницам отца твоего, которых он оставил охранять дом свой; и услышат все Израильтяне, что ты сделался ненавистным для отца твоего, и укрепятся руки всех, которые с тобою.
(2Цар.16:21)

Запрещались и браки между сводными или приемными братьями и сестрами,

9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.
(Лев.18:9)

Сравним

12 да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою;
(Быт.20:12)

а также браки одного мужчины с двумя сестрами.

18 Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.
(Лев.18:18)

В ранний период израильской истории не возникало сложностей, когда израильтяне брали в жены иноплеменниц, причем эти женщины, естественно, принимали веру мужей.

  • Быт 41:45 — Иосиф;
  • Исх 2:21; Чис 12:1 — Моисей;
  • ср. также Суд 14:1; 2Цар 11:3

Позднее браки с женщинами из других племен, а также с язычницами запрещались из-за опасности отпадения от Бога.

1 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,
2 и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
3 и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;
4 ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и [тогда] воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.
(Втор.7:1-4)

16 А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души,
(Втор.20:16 и след.)

10 Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен,
(Втор.21:10 и след.)

и книга Езд. 9 глава

Показателен в этом отношении пример царя Соломона (3Цар 11:1-11), который под влиянием своих иноплеменных жен отошел от веры в единого Бога;

1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью.
3 И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его.
4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.
5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
8 Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
9 И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему
10 и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь.
11 И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;
(3Цар.11:1-11)

2. Брак у священников

Особые установления действовали в отношении брака священников.

Так, первосвященник мог иметь лишь одну жену, причем жениться ему следовало только на израильтянке, и только на девице (Лев 21:14); ни один священник не имел права жениться на вдове, отверженной, опороченной женщине или на блуднице;

14 вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену;
(Лев.21:14)

3. Брак деверя

У израильтян был известен и брак деверя (левиратный брак), цель которого — не допустить вымирания рода.

Если мужчина умирал бездетным, то его брат должен был жениться на жене своего умершего брата для «восстановления семени».

8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.
(Быт.38:8)

5 Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, —
6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.
7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»;
8 тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять ее»,
9 [тогда] невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему».
10 и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого.
(Втор.25:5-10)

Первый сын от этого союза носил имя умершего и считался его наследником. Во всех прочих случаях женитьба на невестке была запрещена.

16 Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.
(Лев.18:16)

21 Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они.
(Лев.20:21)

ИНТЕРЕСЫ МУЖЧИНЫ

Поскольку в браке учитывались прежде всего интересы мужчины, который мог иметь нескольких жен, то ясно, что мужчины пользовались значительно большей свободой, чем женщины.

1. Закон и брак

Состоя в браке, муж не должен был прелюбодействовать. Прелюбодеянием считалась половая связь с замужней или с обрученной с другим мужчиной женщиной.

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
(Исх.20:17)

10 Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.
(Лев.20:10)

Оно воспринималось как преступное посягательство на собственность другого мужчины.

В Исх 20:17 в перечне того, чего праведный человек не должен желать из имущества ближнего своего, жена занимает место в одном ряду с домом, рабом, рабыней, волом и ослом; несколько иначе сказано о жене во Втор 5:21, где ей в аналогичном перечне отведено самостоятельное место.

Если о таком прелюбодеянии становилось известно, смертная казнь через побиение камнями грозила как мужчине, так и женщине.

22 Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и [так] истреби зло от Израиля.
(Втор.22:22 и след.)

Если же замеченная в прелюбодеянии женщина была рабыней, то мужчина отделывался принесением жертвы повинности.

20 Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная:
21 пусть приведет он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности, овна в жертву повинности своей;
22 и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха, которым он согрешил, и прощен будет ему грех, которым он согрешил.
(Лев.19:20-22)

Если мужчина вступал в половую связь с незамужней и необрученной девушкой, он обязан был жениться на ней, уплатив выкуп за невесту даже в том случае, если уже был женат; развестись с ней он не мог ни при каких обстоятельствах.

16 Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену;
(Исх.22:16 и след.)

28 Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их,
(Втор.22:28 и след.)

Смертная казнь через побиение камнями настигала обрученную девушку только в том случае, если она, находясь в многолюдном месте, например, в городе, не звала на помощь при попытке посягнуть на ее честь.

23 Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею,
(Втор.22:23 и след.)

Столь строгие установления были призваны предотвратить распадение браков.

Насколько широко было распространено прелюбодеяние, можно судить по таким местам Библии, как Притч 2:16-19; 6:24-35; 7:5-27.

2. Приношение ревнования

О привилегиях мужчины свидетельствует и приношение ревнования (приношение воспоминания), которого мог потребовать муж, если у него возникали малейшие, даже безосновательные, подозрения относительно поведения своей жены.

В этом случае муж приносил священнику определенную меру муки, а жена должна была выпить горькую, наводящую проклятие воду, в которую были смыты написанные на свитке проклятия.

  • Если жена была виновна в супружеской измене, то это проклятие должно было поразить ее, и она становилась бесплодной.
  • Если же она была чиста, проклятие не могло коснуться ее.

Мужчина подобному испытанию не подвергался.

11 И сказал Господь Моисею, говоря:
12 объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему,
13 и переспит кто с ней и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на нее свидетеля, и не будет уличена,
14 и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, —
15 пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии;
16 а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне,
17 и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;
18 и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.
19 И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие;
20 но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего, —
21 тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим;
22 и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот [твой] и опало лоно [твое]. И скажет жена: аминь, аминь.
23 И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;
24 и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее.
25 И возьмет священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесет сие приношение пред Господом, и отнесет его к жертвеннику;
26 и возьмет священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжет на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды;
27 и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем;
28 если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.
29 Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится,
30 или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону, —
31 и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой.
(Чис.5:11-31)

3. Развод

Развод также являлся исключительно прерогативой мужчины.

В соответствии с Втор 24:1, он имел право развестись с женой, если находил в ней «что-нибудь противное».

1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего,
(Втор.24:1)

Это установление допускает множество толкований. Если первоначально оно, вероятно, действовало только в случае неблагонравного поведения, то ко времени проповеди Иисуса законоучители были готовы предоставить мужчине право развода с женой, если она вызывала хотя бы малейшее его неудовольствие.

В этом случае муж должен был дать ей разводное письмо (см. Ис 50:1), с которым женщина могла вернуться в родительский дом (Лев 22:13) и снова выйти замуж.

1 Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша.
(Ис.50:1)

13 когда же дочь священника будет вдова, или разведенная, и детей нет у нее, и возвратится в дом отца своего, как [была] в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его.
(Лев.22:13)

Правда, первый муж не мог вновь взять ее к себе, даже если ее второй муж умирал или если она вновь получала развод.

4 то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
(Втор.24:4)

Только соблазнив незамужнюю девицу, мужчина не имел права развестись с ней, как и в том случае, если муж после женитьбы несправедливо обвинил свою жену в том, что она не была девственницей до свадьбы.

13 Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее,
14 и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства»,
15 то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут [признаки] девства отроковицы к старейшинам города, к воротам;
16 и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и [ныне] он возненавидел ее,
17 и вот, он взводит [на нее] порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города.
18 Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его,
19 и наложат на него сто [сиклей] серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою.
(Втор.22:13-19)

НАРУШЕНИЯ В РАЗВОДЕ

1. Запрет на развод

Уже пророки боролись не только с вероломными нарушениями установления о разводе, но и выступали против разводов вообще

15 Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство. Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей.
16 Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно.
(Мал.2:15,16)

Мал 2:16: «Я ненавижу развод, говорит Господь», — так говорится в переводе М.Лютера и в ряде современных переводов; еврейский текст здесь не совсем ясен и может вызывать двоякое толкование; сравните, однако, расторжение брака с иноплеменными женами при Ездре и Неемии: Езд 10; Неем 13:23 и след..

Они считали моногамный брак единственно возможной в нравственном отношении формой брачного союза.

5 Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.
(Ис.54:5 и след.)

19 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии.
(Ос.2:19 и след.)

В Новом Завете Господь совершенно отвергает развод, поясняя, что он был допущен только по жестокосердию народа.

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
(Матф.19:3 и след.)

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
(Мар.10:2-12)

В результате свободной практики разводов в новозаветные времена женщина была полностью отдана во власть мужчины.

Иисус категорически запретил развод.

В Новом Завете отрицается право мужа на расторжение брака (Мар. 10:11), и даже вожделеющий взгляд в сторону другой женщины осуждается как прелюбодеяние.

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
(Матф.5:27 и след.)

Иисус говорит, что развод толкает к прелюбодеянию.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
(Матф.5:32)

Единственным исключением, дающим право на развод, Он признает «вину прелюбодеяния».

9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
(Матф.19:9)

Об этом упоминается только в названном стихе (поэтому его называют «оговоркой Матфея»). Однако женщина, совершившая прелюбодеяние, была прощена Иисусом.

2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
(Иоан.8:2-11)

сравним

24 то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и [так] истреби зло из среды себя.
(Втор.22:24)

2. Обязательство безусловной верности

Для Павла брак также означает обязательство безусловной верности.

10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, —
(1Кор.7:10 и след.)

Прелюбодеяние, будучи грехом, препятствует человеку наследовать Царство Божие.

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.
11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
(1Кор.6:9-11)

3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
(1Фесс.4:3)

4 Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
(Евр.13:4)

В частности, Павел хотя и высказывает пожелание, чтобы все люди, как и он, оставались безбрачными, но все же считает, что каждый должен следовать дарованию, данному ему Богом.

7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
(1Кор.7:7 и след.)

Здесь вновь возникает тема отказа от брака во имя Царства Божиего.

32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
(1Кор.7:32 и след.)

В особые времена и в особых обстоятельствах безбрачие позволяет человеку стать более свободным для служения Господу, о чем уже говорилось в Луке:

29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
(Лук.18:29 и след.).

Главным же остается послушание в вере, чему супружество не должно мешать!

20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
(Лук.14:20)

ХРИСТИАНСКИЙ БРАК

Павел отвергает развод для членов церкви.

Если же развод все же произошел, новое бракосочетание после расторжения брака невозможно, разве что возвращение к прежнему супругу.

10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, —
(1Кор.7:10 и след.)

Если один из супругов оказывается не-верующим, то для христиан это не может служить причиной для развода.

13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
(1Кор.7:13 и след.)

Если неверующий расторгает брак, то христианин не связан обязательством сохранять узы брака.

15 Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь.
(1Кор.7:15)

Из этого становится ясно, что отношение человека ко Христу вовсе не препятствует его супружеским отношениям, однако по своей значимости превосходит их.

сравним

26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
(Лук.14:26)

22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
(Еф.5:22 и след.)

18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
(Кол.3:18 и след.)

Мы также находим здесь требование к супругам подчиняться друг другу, причем это особенно относится к женам.

21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
(Еф.5:21)

С другой стороны, перед Богом исчезают все человеческие различия.

11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
(1Кор.11:11 и след.)

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
(Гал.3:28)

11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
(Кол.3:11)

Это стирание различий между теми, кто «во Христе» , происходит по мере исчезновения ветхого человека и облечения в нового.

10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
(Кол.3:10 и след.)

27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
(Гал.3:27 и след.)

Все эти разграничения полностью устраняются только «во Христе Иисусе».

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
(Гал.3:28)

Наше пребывание «во Христе», наше спасение, не может не влиять на нашу практическую жизнь, наоборот, оно все больше должно сказываться на ней.

10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
(Кол.3:10)

БРАК И ЦЕРКОВЬ

Правила поместного собрания

В отношении епископов, диаконов и пресвитеров действует установление «муж одной жены»!

2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
(1Тим.3:2 и следующие стихи по 12)

6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
(Тит.1:6)

К вдовам, призванным к служению в церкви, выдвигается требование, чтобы каждая была «женою одного мужа».

9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
(1Тим.5:9)

Все это невозможно толковать иначе, как допущение лишь одного брака. Такое требование Павел выдвигает, исходя из той обстановки, в которой, несмотря на общепризнанность единобрачия, разводы совершались все же часто и произвольно, так же как имели место прелюбодеяние и блуд.

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
(1Кор.6:9)

БОГ И БРАК

Брак как метафора

Из сказанного выше становится ясно, почему Библия использует понятие брака как метафору для обозначения отношений между Богом и Его народом.

Здесь предполагается единобрачие.

5 Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.
(Ис.54:5 и след.)

5 Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и [как] жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой.
(Ис.62:5)

2 иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную.
(Иер.2:2 и след., 3 глава)

19 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии.
(Ос.2:19 и след.)

Что, в свою очередь, не может не иметь знаменательного значения для человеческого брака: в Еф 5:32 брак как таинство сравнивается с отношением Христа к Его Церкви.

32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
(Еф.5:32)

И поскольку в Библии много раз говорится об избрании одного народа и об обязательствах, принятых на Себя Богом по отношению к этому народу, то и человек должен принять в отношении своего избранника только одно решение — раз и навсегда.

Так «брак» применитеден к отношениям между Богом и Его народом, а обручение в этом смысле можно приравнять к браку — олицетворяет верность Господа, Его готовность сохранять союз даже вопреки человеческой неверности.

20 И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа.
(Ос.2:20)

Бог взывает к Своему народу, стремится привести его в Свой дом. Он готов восстановить нарушенный союз. Соответственно, отпадение от Бога, поклонение чуждым богам и идолам сравнивается с прелюбодеянием.

6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала.
(Иер.3:6 и след.)

7 Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц.
(Иер.5:7 и след.)

25 Вот жребий твой, отмеренная тебе от Меня часть, говорит Господь, потому что ты забыла Меня и надеялась на ложь.
(Иер.13:25 и след.)

Иез 16; Ос 2:4 и след. и др.

Это же сравнение используется и в Новом Завете, когда о неверующих, неверных и отпавших говорится как о «роде лукавом и прелюбодейном».

39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
(Матф.12:39)

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
(Мар.8:38)

22 Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.
(Откр.2:22)

Но и радость соединения Бога с Его народом, выражены в Откр 19:7; 21:2; 22:17 и др., изображается под влиянием представлений о свадебном торжестве, поскольку именно с ним израильтяне связывали понятие величайшего ликования.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью