Войдите, чтобы оставить комментарий

Среда, 26 ноября, 2025

Институт брака: от Библии до наших дней

БлогИнститут брака: от Библии до наших дней

ИНСТИТУТ БРАКА

Институт брака: от Библии до наших дней. Что такое институт брака?

Как представление о браке изменилось за последние 2000 лет? В этой статье мы рассмотрим, как понимание брака отражается в Библии и как оно эволюционировало с течением времени.

Мы узнаем, что в Ветхом Завете брак был тесно связан с заветом между Богом и народом, а многоженство было распространенной практикой. Новый Завет, напротив, проповедует моногамию и запрещает развод, кроме случаев прелюбодеяния.

Что Библия говорит про секс?

Статья также затрагивает особые требования к браку священников и роль брака в жизни христианской церкви. Наконец, мы увидим, как библейские представления о браке используются в качестве метафоры для описания отношений Бога и Его народа.

Это глубокое исследование эволюции института брака в Священном Писании поможет читателям лучше понять его значение и место в христианской традиции.

СОЮЗ ДВУХ

Институт брака: от Библии до наших дней
Институт брака: от Библии до наших дней

Общественные и правовые нормы

В соответствии с общественными и правовыми нормами, брак подразумевал постоянный союз между мужчиной и женщиной, ознаменованный телесной и духовной общностью.

Из рассказа о сотворении человека следует, что смысл и цель брака состоят в совместной жизни, в общем труде и взаимопомощи.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
(Бытие 2:18)

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
(Бытие 2:20-23)

18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
(Притчи 5:18 и след.)

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
(Матфея 19:4-6)

Согласно Быт. 1:27, Бог учредил этот союз мужчины и женщины также и для рождения потомства.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
(Бытие 1:27 и след.)

Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о заповеди, но и о благословении.

Понятие брак

Брак: 7 этапов семейных отношений

При всем разнообразии форм брачных союзов, встречающихся в Ветхом Завете, в еврейской Библии нет четкого понятия брака. В большей мере − как в исторических повествованиях, так и в предписаниях закона − здесь говорится о практической стороне брака: о заключении брачных союзов; обстоятельствах, препятствующих заключению брака, и др.

Брак в Ветхом Завете можно, пожалуй, сравнить с заветом, который Бог заключил со Своим народом

сравните: Осия 2 глава и

14 Вы скажете: «за что?». За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя.
(Малахия 2:14)

Установление института брака делает детей социально защищенными, создает условия для семейной жизни и упорядочивает быт народа.

Библия о гражданском браке

Отмеченное выше сходство с заветом проявляется в том, что при заключении брака человек делает выбор и принимает на себя определенные обязательства, что способствует организации и сплочению человеческого общества.

Библия считает, что одной из задач брака является искоренение блуда.

2 Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
(1 Коринфянам 7:2)

Важную роль в браке играют дети, прежде всего сыновья.

4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
(Псалом 126:4 и след.)

Рождение детей − это Божье благословение, не получить этот дар − значит быть наказанным и несчастным.

1 И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.
(Бытие 30:1)

6 Соперница её сильно огорчала её, побуждая её к ропоту на то, что Господь заключил чрево её.
(1 Царств 1:6 и след.)

Моногамный брак

Несмотря на то, что в книге Бытия (гл.1, 2) явно подразумевается моногамный брак, т.е. союз одного мужчины с одной женщиной, в израильском обществе долгое время царила полигамия (в отличие, например, от Вавилонии, которая уже примерно к 2100 г. до Р.Х. знала лишь моногамные браки).

Многоженцами были не только Ламех, но и праотцы Авраам и Иаков, а также израильские цари − вплоть до периода Нового Завета.

23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;
(Бытие 4:23)

Из Второзакония 21:15-17 ясно, что о браке мужчины с несколькими женщинами говорится в Законе, хотя, с другой стороны, уже в писаниях пророков встречаются высказывания против полигамных браков.

15 Если у кого будут две жены − одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, [так] и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, −
16 то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой;
17 но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему [принадлежит] право первородства.
(Второзаконие 21:15-17)

Новый Завет явно высказывается в пользу моногамии.

ВЫБОР СУПРУГОВ

Институт брака: от Библии до наших дней
Институт брака: от Библии до наших дней

Вступление в брак

Вступление в брак начиналось с того момента, как отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал её; в редких случаях предложение о браке могло исходить от отца невесты.

4 И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену.
(Бытие 34:4)

6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь.
(Бытие 38:6)

2 Он пошёл и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите её мне в жену.
(Судьи 14:2)

Иногда жених сватался сам, но случалось, что отец жениха или сам жених направляли кого-либо с таким поручением к родителям невесты.

16 Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену;
(Исход 22:16 и след.)

4 но пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку.
(Бытие 24:4 и след.)

Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого брака. (сравните слова «были в тягость» (Бытие 26:35), где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей).

Бывало, что будущие супруги знакомились во время совместной работы.

16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего.
(Исход 2:16 и след.)

7 она сказала: «буду я подбирать и собирать между снопами позади жнецов»; и пришла, и находится [здесь] с самого утра доселе; мало бывает она дома.
(Руфь 2:7 и след.)

Воин мог получить жену в качестве военного трофея.

30 верно, они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина, в добычу полученная разноцветная [одежда] Сисаре, полученная в добычу разноцветная одежда, вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.
(Судьи 5:30)

19 И сказали: вот, каждый год бывает праздник Господень в Силоме, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны.
(Судьи 21:19 и след.)

Жених или его отец должен был заплатить отцу невесты выкуп деньгами, скотом или оказать ему военную или прочую помощь.

(ср. Бытие 34:11 и след.; Иисус Навин 15:16; Судьи 1:12; 1 Царств 17:25; 18:25)

Из текста Исход 20:17 видно, что жена практически причислялась к имуществу мужа, однако предположение, что израильтяне покупали жён, было бы неверным.

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
(Исход 20:17)

Заключенный брачный договор (упоминание о письменном договоре содержится только в Книге Товита) означал обручение девушки, после чего она находилась под опекой мужа; с этого момента он становился её господином [евр. баал], которому она была обязана хранить верность.

23 Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею,
24 то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и [так] истреби зло из среды себя.
25 Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив её, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею,
26 а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его;
27 ибо он встретился с нею в поле, и [хотя] отроковица обрученная кричала, но некому было спасти её.
(Второзаконие 22:23-27)

В Бытие 24:58 у Ревекки, которая не была знакома с будущим мужем, спрашивают её согласия на брак.

58 И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду.
(Бытие 24:58)

Лишь став женой Исаака, она смогла завоевать его любовь.

67 И ввел её Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в [печали] по матери своей.
(Бытие 24:67)

С момента обручения жених получает право сразу или по прошествии определенного времени взять обрученную в свой дом.

Свадьба

Свадьба начиналась с того, что жених, наряженный матерью, с венцом на голове, шел навстречу невесте.

11 Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его.
(Песнь 3:11)

10 Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.
(Исайя 61:10)

В сопровождении друзей и, вероятно, музыкантов.

11 И как там увидели его, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем.
(Судьи 14:11)

Вечером первого свадебного дня подруги выводили невесту навстречу жениху, постепенно к этой процессии присоединялись и другие люди.

15 в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги её,
(Псалом 44:15 и след.)

В честь торжества зажигали факелы и светильники.

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
(Матфея 25:1 и след.)

На свадьбу приглашали множество гостей.

2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
(Иоанна 2:2)

Брачный пир мог продолжаться до семи дней и сопровождался застольем, пением, танцами, играми и загадыванием загадок.

27 окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня ещё семь лет других.
(Бытие 29:27)

12 И сказал им Самсон: загадаю я вам загадку; если вы отгадаете мне её в семь дней пира и отгадаете верно, то я дам вам тридцать синдонов и тридцать перемен одежд;
(Судьи 14:12)

Невесту приводили к жениху под покрывалом.

65 И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.
(Бытие 24:65)

От отца она получала приданое − скот или земельные угодья.

19 Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние.
(Иисус Навин 15:19)

В знак того, что жених принял невесту в своё владение, он простирал над ней полу своей одежды, показывая тем самым, что берёт на себя обязательство заботиться о жене и защищать её.

9 И сказал [ей Вооз]: кто ты? Она сказала: я Руфь, раба твоя, простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник.
(Руфь 3:9)

Многоженство (полигамия)

Многоженство (полигамия), отчасти порождаемое стремлением иметь больше детей, практически являлось и признаком богатства.

13 И взял Давид ещё наложниц и жён из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона.
(2 Царств 5:13)

1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью.
3 И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жёны его сердце его.
4 Во время старости Соломона жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.
5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
8 Так сделал он для всех своих чужестранных жён, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
(3 Царств 11:1-8)

Мужчина мог иметь несколько равноправных жен либо одну жену и несколько наложниц − последние могли быть рабынями.

В Бытие 16; 21; 29:30; 30:1 и след. говорится о том, какие трудности возникали в браке, если муж предпочитал одну из жен, а также из-за ревности и раздоров.

ЗАКОН И БРАК

Брак у израильтян
Брак у израильтян

Брак у израильтян

Средний возраст вступавших в брак израильтян составлял 18 лет; по мнению раввинов, девушка могла вступать в брак по достижении 12 лет, юноша в 13 лет, что объясняется ранним половым созреванием в южных странах.

Во времена патриархов выбор жены совершался в собственном роду или племени.

Бытие 24 глава:

3 Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всём народе моём, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: её возьми мне, потому что она мне понравилась.
(Судьи 14:3)

Дочерям, наследовавшим родовой удел, позднее было запрещено выходить замуж за пределами колена, к которому они принадлежали (Числа 36:5-12), поскольку удел должен был переходить по наследству только в этом колене.

5 И дал Моисей повеление сынам Израилевым, по слову Господню, и сказал: правду говорит колено сынов Иосифовых;
6 вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отца своего,
7 чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих;
8 и всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих,
9 и чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу.
10 Как повелел Господь Моисею, так и сделали дочери Салпаадовы.
11 И вышли дочери Салпаадовы Махла, Фирца, Хогла, Милка и Ноа в замужество за сыновей дядей своих;
12 в племени сынов Манассии, сына Иосифова, они были жёнами, и остался удел их в колене племени отца их.
(Числа 36:5-12)

Закон запрещал брак между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, а также по первой боковой линии и между родственниками супругов.

7 Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.
8 Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.
9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.
10 Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота.
11 Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя [по отцу], не открывай наготы её.
12 Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему.
13 Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей.
14 Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тётка твоя.
15 Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы её.
16 Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.
17 Наготы жены и дочери её не открывай; дочери сына её и дочери дочери её не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные её; это беззаконие.
(Левит 18:7-17)

11 Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них.
(Левит 20:11)

21 И сказал Ахитофел Авессалому: войди к наложницам отца твоего, которых он оставил охранять дом свой; и услышат все Израильтяне, что ты сделался ненавистным для отца твоего, и укрепятся руки всех, которые с тобою.
(2 Царств 16:21)

Запрещались и браки между сводными или приемными братьями и сестрами,

9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.
(Левит 18:9)

Сравним:

12 да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою;
(Бытие 20:12)

а также браки одного мужчины с двумя сестрами.

18 Не бери жены вместе с сестрою её, чтобы сделать её соперницею, чтоб открыть наготу её при ней, при жизни её.
(Левит 18:18)

В ранний период израильской истории не возникало сложностей, когда израильтяне брали в жены иноплеменниц, причём эти женщины, естественно, принимали веру мужей.

  • Бытие 41:45 − Иосиф
  • Исход 2:21; Числа 12:1 − Моисей;
  • ср. также Судьи 14:1; 2 Царств 11:3.

Позднее браки с женщинами из других племен, а также с язычницами, запрещались из-за опасности удаления от Бога.

1 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,
2 и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
3 и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;
4 ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и [тогда] воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.
(Второзаконие 7:1-4)

16 А в городах сих народов, которых Господь Бог твой даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души,
(Второзаконие 20:16 и след.)

10 Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмёшь их в плен,
(Второзаконие 21:10 и след. и книга Ездры 9 глава)

Показателен в этом отношении пример царя Соломона (3 Царств 11:1-11), который под влиянием своих иноплеменных жён отошёл от веры в единого Бога;

1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью.
3 И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жёны его сердце его.
4 Во время старости Соломона жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.
5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
8 Так сделал он для всех своих чужестранных жён, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
9 И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце своё от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему
10 и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь.
11 И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;
(3 Царств 11:1-11)

Брак у священников

Особые установления действовали в отношении брака священников.

Так, первосвященник мог иметь лишь одну жену, причём жениться ему следовало только на израильтянке, и только на девице (Левит 21:14); ни один священник не имел права жениться на вдове, отверженной, опороченной женщине или на блуднице.

14 вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену;
(Левит 21:14)

Брак деверя

У израильтян был известен и брак деверя (левиратный брак), цель которого − не допустить вымирания рода.

Если мужчина умирал бездетным, то его брат должен был жениться на жене своего умершего брата для «восстановления семени».

8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.
(Бытие 38:8)

5 Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, —
6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.
7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»;
8 тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять её»,
9 [тогда] невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему».
10 и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого.
(Второзаконие 25:5-10)

Первый сын от этого союза носил имя умершего и считался его наследником. Во всех прочих случаях женитьба на невестке была запрещена.

16 Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.
(Левит 18:16)

21 Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они.
(Левит 20:21)

ИНТЕРЕСЫ МУЖЧИНЫ

Поскольку в браке учитывались прежде всего интересы мужчины, который мог иметь нескольких жен, то ясно, что мужчины пользовались значительно большей свободой, чем женщины.

Закон и брак

Состоя в браке, муж не должен был прелюбодействовать. Прелюбодеянием считалась половая связь с замужней или обрученной с другим мужчиной женщиной.

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
(Исход 20:17)

10 Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, − да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.
(Левит 20:10)

Оно воспринималось как преступное посягательство на собственность другого мужчины.

В Исход 20:17 в перечне того, чего праведный человек не должен желать из имущества ближнего своего, жена занимает место в одном ряду с домом, рабом, рабыней, волом и ослом; несколько иначе сказано о жене во Второзаконии 5:21, где ей в аналогичном перечне отведено самостоятельное место.

Если о таком прелюбодеянии становилось известно, смертная казнь через побиение камнями грозила как мужчине, так и женщине.

22 Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и [так] истреби зло от Израиля.
(Второзаконие 22:22 и след.)

Если же замеченная в прелюбодеянии женщина была рабыней, то мужчина отделывался принесением жертвы повинности.

20 Если кто переспит с женщиною, а она раба, обручённая мужу, но ещё не выкупленная, или свобода ещё не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная:
21 пусть приведёт он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности, овна в жертву повинности своей;
22 и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха, которым он согрешил, и прощён будет ему грех, которым он согрешил.
(Левит 19:20-22)

Если мужчина вступал в половую связь с незамужней и необручённой девушкой, он обязан был жениться на ней, уплатив выкуп за невесту даже в том случае, если уже был женат; развестись с ней он не мог ни при каких обстоятельствах.

16 Если обольстит кто девицу необручённую и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет её] себе в жену;
(Исход 22:16 и след.)

28 Если кто-нибудь встретится с девицею необручённою, и схватит её и ляжет с нею, и застанут их,
(Второзаконие 22:28 и след.)

Смертная казнь через побиение камнями настигала обручённую девушку только в том случае, если она, находясь в многолюдном месте, например, в городе, не звала на помощь при попытке посягнуть на её честь.

23 Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею,
(Второзаконие 22:23 и след.)

Столь строгие установления были призваны предотвратить распадение браков.

Насколько широко было распространено прелюбодеяние, можно судить по таким местам Библии, как Притчи 2:16-19; 6:24-35; 7:5-27.

Приношение ревнования

О привилегиях мужчины свидетельствует и приношение ревнования (приношение воспоминания), которого мог потребовать муж, если у него возникали малейшие, даже безосновательные подозрения относительно поведения своей жены.

В этом случае муж приносил священнику определенную меру муки, а жена должна была выпить горькую, наводящую проклятие воду, в которую были смыты написанные на свитке проклятия.

  • Если жена была виновна в супружеской измене, то это проклятие должно было поразить её, и она становилась бесплодной.
  • Если же она была чиста, проклятие не могло коснуться её.

Мужчина подобному испытанию не подвергался.

11 И сказал Господь Моисею, говоря:
12 объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему,
13 и переспит кто с ней и излиёт семя, и это будет скрыто от глаз мужа её, и она осквернится тайно, и не будет на неё свидетеля, и не будет уличена,
14 и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, —
15 пусть приведёт муж жену свою к священнику и принесёт за неё в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на неё елея и не кладёт ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии;
16 а священник пусть приведёт и поставит её пред лице Господне,
17 и возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмёт священник земли с полу скинии и положит в воду;
18 и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.
19 И заклянёт её священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие;
20 но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего, −
21 тогда священник пусть заклянёт жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоём, и да соделает Господь лоно твоё опавшим и живот твой опухшим;
22 и да пройдёт вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот [твой] и опало лоно [твое]. И скажет жена: аминь, аминь.
23 И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;
24 и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдёт в неё вода, наводящая проклятие, ко вреду её.
25 И возьмёт священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесёт сие приношение пред Господом, и отнесёт его к жертвеннику;
26 и возьмёт священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжёт на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды;
27 и когда напоит её водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдёт в неё, ко вреду её, и опухнет чрево её и опадёт лоно её, и будет эта жена проклятою в народе своём;
28 если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.
29 Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится,
30 или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник всё по сему закону, —
31 и будет муж чист от греха, а жена понесёт на себе грех свой.
(Числа 5:11-31)

Развод

Развод также являлся исключительно прерогативой мужчины.

В соответствии с Второзаконием 24:1, он имел право развестись с женой, если находил в ней «что-нибудь противное».

1 Если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего,
(Второзаконие 24:1)

Это установление допускает множество толкований. Если первоначально оно, вероятно, действовало только в случае неблагонравного поведения, то ко времени проповеди Иисуса законоучители были готовы предоставить мужчине право развода с женой, если она вызывала хотя бы малейшее его неудовольствие.

В этом случае муж должен был дать ей разводное письмо (см. Исайя 50:1), с которым женщина могла вернуться в родительский дом (Левит 22:13) и снова выйти замуж.

1 Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил её? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша.
(Исайя 50:1)

13 когда же дочь священника будет вдова, или разведённая, и детей нет у неё, и возвратится в дом отца своего, как [была] в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его.
(Левит 22:13)

Правда, первый муж не мог вновь взять её к себе, даже если её второй муж умирал или если она вновь получала развод.

4 то не может первый её муж, отпустивший её, опять взять её себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
(Второзаконие 24:4)

Только соблазнив незамужнюю девицу, мужчина не имел права развестись с ней, как и в том случае, если муж после женитьбы несправедливо обвинил свою жену в том, что она не была девственницей до свадьбы.

13 Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит её,
14 и будет возводить на неё порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашёл у неё девства»,
15 то отец отроковицы и мать её пусть возьмут и вынесут [признаки] девства отроковицы к старейшинам города, к воротам;
16 и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и [ныне] он возненавидел её,
17 и вот, он взводит [на неё] порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города.
18 Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его,
19 и наложат на него сто [сиклей] серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою.
(Второзаконие 22:13-19)

НАРУШЕНИЯ В РАЗВОДЕ

Нарушение в разводе
Нарушение в разводе

Запрет на развод

Уже пророки боролись не только с вероломными нарушениями установлений о разводе, но и выступали против разводов вообще

15 Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство. Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей.
16 Если ты ненавидишь её, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроёт одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно.
(Малахия 2:15,16)

Малахия 2:16: «Я ненавижу развод, говорит Господь»,  так говорится в переводе М. Лютера и в ряде современных переводов; еврейский текст здесь не совсем ясен и может вызывать двоякое толкование; сравните, однако, расторжение брака с иноплеменными женами при Ездре и Неемии: Ездра 10; Неемия 13:23 и след.

Второй брак. Причины для христиан

Они считали моногамный брак единственно возможной в нравственном отношении формой брачного союза.

5 Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф − имя Его; и Искупитель твой − Святый Израилев: Богом всей земли назовётся Он.
(Исайя 54:5 и след.)

19 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии.
(Осия 2:19 и след.)

В Новом Завете Господь совершенно отвергает развод, поясняя, что он был допущен только по жестокосердию народа.

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
(Матфея 19:3 и след.)

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от неё;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
(Марка 10:2-12)

В результате свободной практики разводов в новозаветные времена женщина была полностью отдана во власть мужчины.

Иисус категорически запретил развод.

В Новом Завете отрицается право мужа на расторжение брака (Марка 10:11), и даже вожделеющий взгляд в сторону другой женщины осуждается как прелюбодеяние.

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
(Матфея 5:27 и след.)

Иисус говорит, что развод толкает к прелюбодеянию.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
(Матфея 5:32)

Единственным исключением, дающим право на развод, Он признаёт «вину прелюбодеяния».

9 но Я говорю вам: кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует.
(Матфея 19:9)

Об этом упоминается только в названном стихе (поэтому его называют «оговоркой Матфея»). Однако женщина, совершившая прелюбодеяние, была прощена Иисусом.

2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
(Иоанна 8:2-11)

сравним:

24 то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и [так] истреби зло из среды себя.
(Второзаконие 22:24)

Обязательство безусловной верности

Для Павла брак также означает обязательство безусловной верности.

10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, −
(1 Коринфянам 7:10 и след.)

Прелюбодеяние, будучи грехом, препятствует человеку наследовать Царство Божие.

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники − Царства Божия не наследуют.
11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
(1 Коринфянам 6:9-11)

3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
(1 Фессалоникийцам 4:3)

4 Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
(Евреям 13:4)

В частности, Павел хотя и высказывает пожелание, чтобы все люди, как и он, оставались безбрачными, но всё же считает, что каждый должен следовать дарованию, данному ему Богом.

7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет своё дарование от Бога, один так, другой иначе.
(1 Коринфянам 7:7 и след.)

Здесь вновь возникает тема отказа от брака во имя Царства Божиего.

32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
(1 Коринфянам 7:32 и след.)

В особые времена и в особых обстоятельствах безбрачие позволяет человеку стать более свободным для служения Господу, о чём уже говорилось в Луке:

29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для Царствия Божия,
(Лука 18:29 и след.).

Главным же остается послушание в вере, чему супружество не должно мешать!

20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
(Лука 14:20)

ХРИСТИАНСКИЙ БРАК

ХРИСТИАНСКИЙ БРАК
ХРИСТИАНСКИЙ БРАК

Павел отвергает развод для членов церкви

Если же развод всё же произошел, новое бракосочетание после расторжения брака невозможно, разве что возвращение к прежнему супругу.

10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, −
(1 Коринфянам 7:10 и след.)

Если один из супругов оказывается неверующим, то для христиан это не может служить причиной для развода.

13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
(1 Коринфянам 7:13 и след.)

Если неверующий расторгает брак, то христианин не связан обязательством сохранять узы брака.

15 Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь.
(1 Коринфянам 7:15)

Из этого становится ясно, что отношение человека ко Христу вовсе не препятствует его супружеским отношениям, однако по своей значимости превосходит их.

сравним:

26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
(Лука 14:26)

22 Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
(Ефесянам 5:22 и след.)

18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
(Колоссянам 3:18 и след.)

Мы также находим здесь требование к супругам подчиняться друг другу, причём это особенно относится к женам.

21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
(Ефесянам 5:21)

С другой стороны, перед Богом исчезают все человеческие различия.

11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
(1 Коринфянам 11:11 и след.)

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
(Галатам 3:28)

11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём − Христос.
(Колоссянам 3:11)

Это стирание различий между теми, кто «во Христе», происходит по мере исчезновения ветхого человека и облечения в нового.

10 и облёкшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
(Колоссянам 3:10 и след.)

27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
(Галатам 3:27 и след.)

Все эти разграничения полностью устраняются только «во Христе Иисусе».

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
(Галатам 3:28)

Наше пребывание «во Христе», наше спасение, не может не влиять на нашу практическую жизнь, наоборот, оно всё больше должно сказываться на ней.

10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
(Колоссянам 3:10)

БРАК И ЦЕРКОВЬ

БРАК И ЦЕРКОВЬ
БРАК И ЦЕРКОВЬ

Правила поместного собрания

В отношении епископов, диаконов и пресвитеров действует установление − «муж одной жены»!

2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
(1 Тимофея 3:2 и следующие стихи по 12)

6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
(Титу 1:6)

К вдовам, призванным к служению в церкви, выдвигается требование, чтобы каждая была «женою одного мужа».

9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
(1 Тимофея 5:9)

Всё это невозможно толковать иначе, как допущение лишь одного брака. Такое требование Павел выдвигает, исходя из той обстановки, в которой, несмотря на общепризнанность единобрачия, разводы совершались всё же часто и произвольно, так же как имели место прелюбодеяние и блуд.

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
(1 Коринфянам 6:9)

БОГ И БРАК

БОГ И БРАК
БОГ И БРАК

Брак как метафора

Из сказанного выше становится ясно, почему Библия использует понятие брака как метафору для обозначения отношений между Богом и Его народом.

Здесь предполагается единобрачие.

5 Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф − имя Его; и Искупитель твой − Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.
(Исайя 54:5 и след.)

5 Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и [как] жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой.
(Исайя 62:5)

2 иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную.
(Иеремия 2:2 и след., 3 глава)

19 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии.
(Осия 2:19 и след.)

Всё это, в свою очередь, не может не иметь знаменательного значения для человеческого брака: в Ефесянам 5:32 брак как таинство сравнивается с отношением Христа к Его Церкви.

32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
(Ефесянам 5:32)

И поскольку в Библии много раз говорится об избрании одного народа и об обязательствах, принятых на Себя Богом по отношению к этому народу, то и человек должен принять в отношении своего избранника только одно решение, раз и навсегда.

Что такое счастье?

Таким образом понятие «брак» описывается применительно к отношениям между Богом и Его народом. Обручение в этом смысле можно приравнять к браку − всё это олицетворяет верность Господа, Его готовность сохранять союз даже вопреки человеческой неверности.

20 И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа.
(Осия 2:20)

Бог взывает к Своему народу, стремится привести его в Свой дом. Он готов восстановить нарушенный союз. Соответственно, отпадение от Бога, поклонение чуждым богам и идолам сравнивается с прелюбодеянием.

6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала.
(Иеремия 3:6 и след.)

7 Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц.
(Иеремия 5:7 и след.)

25 Вот жребий твой, отмеренная тебе от Меня часть, говорит Господь, потому что ты забыла Меня и надеялась на ложь.
(Иеремия 13:25 и след., Иезекииль 16; Осия 2:4 и след., и др.)

Это же сравнение используется и в Новом Завете, когда о неверующих, неверных и отпавших говорится как о «роде лукавом и прелюбодейном».

39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
(Матфея 12:39)

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидёт в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
(Марка 8:38)

22 Вот, Я повергаю её на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.
(Откровение 2:22)

Но и радость соединения Бога с Его народом, выражены в Откровении 19:7; 21:2; 22:17 и др., и изображается под влиянием представлений о свадебном торжестве, поскольку именно с ним израильтяне связывали понятие величайшего ликования.

БРАК В БИБЛИИ

  • – см. {C} в Бытие 2:24, Иеремия 3:14 и 1 Коринфянам 7:7.
  • А. Бог и брак
    • 1. Бог чтит брак
      • – установлен в саду Едема => Бытие 2:18, 21-24 {C}
      • – заповедь повторена в Новом Завете => Матфея 19:5 ; Ефесянам 5:31
      • – установления в Ветхом Завете => Левит 20:10-21 ; Числа 36:1-12 ; Второзакония 25:5-10
      • – Иисус на свадьбе => Иоанна 2:1,2
      • – должно чтить брак => Малахия 2:15 ; Евреям 3:4.
    • 2. Моногамия и полигамия
      • – моногамия − это идеал => Бытие 2:24 ; 1 Тимофея 3:2,12
      • – полигамия в Ветхом Завете => Бытие 29:16-30 ; 1 Царств 1:1,2 ; 1 Царств 25:42,43 ; 3 Царств 11:1-3
      • – полигамия приводит к конфликтам => Бытие 30:1 ; Левит 18:18 ; 1 Царств 1:3-8.
    • 3. Прелюбодеяние
      • – запрещено во всех случаях => Исход 20:14 ; Левит 18:20
      • – прелюбодей не наследует Царства Божия, => Галатам 5:19-21 ; 1 Коринфянам 6:9
    •  4. Браки с неверующими запрещены
      • – в законе Ветхого Завета => Исход 34:15,16 ; Второзаконие 7:3,4
      • – примерами из Ветхого Завета => Судьи 16:4-21 ; 3 Царств 11:1-8 ; Ездра 9:1-5,10-15 ; Неемия 13:23-27
      • – в Новом Завете => 1 Коринфянам 7:12-16 ; 2 Коринфянам 6:14-18.
    •   5. Постоянство брака
      • – брак − союз на всю жизнь => Матфея 19:3-6,9 ; Римлянам 7:2,3 ; 1 Коринфянам 7:39
      • – Бог ненавидит развод => Малахия 2:16
      • – развод разрешен по жестокосердию => Второзаконие 24:1-4 ; Матфея 19:7,8.
  • Б. Быть одному и быть женатым
    • 1. Возможность остаться одному
      • – это подарок от Бога => 1 Коринфянам 7:7,8 {C}
      • – предпочтительно во времена кризиса => 1 Коринфянам 7:25-28
      • – даёт возможность полностью посвятить себя Богу => 1 Коринфянам 7:32-35.
    • 2. Цели брака
      • – достижение человеческого счастья => Бытие 2:18
      • – личная любовь => Притчи 5:15-20 ; Песнь 2:3-7 ; Песнь 8:5-7
      • – дети => Бытие 1:27,28 ; Малахия 2:15 ; 1 Тимофею 5:14
      • – недопущение безнравственности => 1 Коринфянам 7:2,8,9.
  • В. Свадьбы в Библии
    • – Исаака => Бытие 24:62-67
    • – Иакова => Бытие 29:21-28
    • – Самсона => Судьи 14:10-19
    • – царя => Псалом  44:1-17
    • – Иисус на свадьбе в Кане => Иоанна 2:1-11
    • – притчи Иисуса о свадьбе => Матфея 22:1-14 ; Матфея 25:1-13 ; Лука 14:8-11.
  • Г. Обязанности супругов
    • – муж должен заботиться о благе жены => Ефесянам 5:25 ; Колоссянам 3:19 ; 1 Петра 3:7
    • – жена должна подчиняться своему мужу => Ефесянам 5:22 ; Колоссянам 3:18 ; 1 Петра 3:1
    • – равная ответственность => 1 Коринфянам 7:1-5,32-35.
  • Д. Брак как духовный символ
    • – Бог − супруг Израиля => Исайя 54:5
    • – духовный брак => Иеремия 3:14 {C} ; Осии 2:16, 19, 20
    • – Христос − жених церкви => Марка 2:19, 20 ; Иоанна 3:29
    • – Христос − муж церкви => 2 Коринфянам 11:2 ; Ефесянам 5:22-32
    • – Церковь − невеста Христова => Ефесянам 5:22-24 ; Откровение 21:2,9,10
    • – брачная вечеря Агнца на небесах => Матфея 22:1-10 ; Матфея 25:1-10 ; Откровение 19:7,9.

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Библейский словарь Брокгауза
  3. Тематический словарь NIV (c) Zondervan/IBS
Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал
Mastodon