Меню статьи
Главная
Translate
ДЕТЯМ
Слабовидящим
Telegram

Войдите, чтобы оставить комментарий

Вторник, 27 февраля, 2024

Что значит обрезание в Библии, на древнем востоке и у евреев?

Что значит обрезание в Библии?

Обрезание — традиционная практика или хирургическая операция («циркумцизия», лат. circumcisio), удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти с различными целями.

Что значит обрезание в библии, на древнем востоке и у евреев?
Что значит обрезание в Библии, на древнем востоке и у евреев?

На древнем востоке

Обычай обрезания был широко распространен на Ближнем Востоке, особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян:

24 Но если хочет кто-нибудь хвалиться, пусть хвалится, что он узнал Меня и понимает, что Я − Господь, что добр Я и справедлив, несу земле добро, и делать это Мне угодно». Так говорит Господь.
25 Вот весть Господняя: «Настанет время, когда Я буду наказывать тех, кто обрезан лишь телесно.
26 Я говорю о народах Египта, Иудеи, Едома, Аммона, Моава и обо всех, кто живёт в пустыне, − их мужчины не были обрезаны, но люди Израиля живут с необрезанными сердцами».
(«…все эти народы обрезаны…»)
(Иер. 9:24-26)

Практиковался этот ритуал и в Израиле. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у древних финикийцев и филистимлян обрезания не было.

В наше время обрезание практикуется некоторыми народностями Африки, Австралии и Америки.

Статья по теме: Библейская стилистика: образы и прообразы

Значение этого обычая трактуется различно. В любом случае, видимо, в первую очередь обрезание носило культовый характер, а медицинское или санитарное соображения не играли здесь существенной роли.

Обряд совершался посредством оперативного вмешательства, заключавшегося в удалении крайней плоти у мужчин.

О глубокой древности обычая обрезания говорят библейские свидетельства, согласно которым оно совершалось с помощью каменных ножей (Исх. 4:25; Нав. 5:2-8 − речь идет именно о каменных ножах).

25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.
(Исх. 4:25)

2 В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз.
3 И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания.
4 Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых], весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта;
5 весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан;
6 ибо сыны Израилевы сорок года ходили в пустыне, доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня, и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед,
7 а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, на пути, не обрезывали.
8 Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел.
(Иис. Нав. 5:2-8)

Обряд обрезания в Египте. В отличие от Израиля, обрезание совершалось здесь не сразу после рождения.

Обрезание у евреев

Введение обрезания связано с именем Авраама.

9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
10 Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой.
15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;
16 Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
17 И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
(Быт. 17:9-17)

Во время странствования по пустыне народ Израиля не придерживался этого обычая, но затем он был восстановлен Иисусом Навином (Нав. 5:2 и след.).

Обряд совершался над всеми мужчинами любого возраста (см. Быт. 17:10,23; 21:4; Нав. 5:2 и след.), но главным образом обрезанию подвергались младенцы мужского пола, не достигшие восьми дней (Быт. 17:12; Лев. 12:3; Флп. 3:5).

Статья по теме: Миква — скопление воды

Обрезание применялось также к рабам, считавшимся членами семейной общины, и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Пасхи (Быт. 34:14-17; Исх. 12:48), а позднее — и к полностью принявшим иудаизм.

Как правило, обряд совершался главой дома (Быт. 17), реже − матерью (Исх 4:25), а позднее − врачом и могелом (что значит «тот, кто обрезает»).

Во времена Иисуса имя младенцу давалось сразу после обрезания (Лк .1:59).

В первых христианских общинах, в том числе и в Иерусалиме, обрезание сначала распространялось на всех без исключения мужчин (о чем свидетельствует спор, разгоревшийся на собрании апостолов), пока Павел не добился, чтобы обрезание не совершалось над обращенными из язычников [Деян. 15:1-20; Рим. 4:12; Гал. 2:2 и след.; см. также 1Кор. 7:18 и след.]

Значение обрезания

В Израиле обрезание было символом завета между Богом и Его народом

[Быт. 17:9-14; ср. Исх. 4:25; 12:48; Нав. 5:2 и след.; Деян. 7:8; Рим. 4:11 и след.]

и служило чисто внешним признаком Израиля, отличавшим его от необрезанных, то есть от язычников, олицетворением которых в этом отношении были филистимляне

[Суд. 14:3; 15:18; 1Цар. 14:6; 17:26; 2Цар. 1:20]

Слово «необрезанный» имело у израильтян презрительный оттенок.

И наоборот, во времена эллинизма определенные круги в Израиле стыдились обрезания и всячески старались скрыть следы операции, чтобы во время спортивных соревнований, участники которых по примеру греков состязались без одежды, в них не узнали бы евреев.

Почему именно обрезание стало символом завета − неизвестно.

Но в любом случае оно напоминало израильтянам об обетованиях, заключенных в Божьем завете (относительно потомства, владения землей, Быт. 17:4-8), и об обязанностях, возложенных в нем на Израиль (Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4; Иез. 44:7; Рим. 4:11; Гал. 5:3).

В Новом Завете выражение «обрезанные» иногда означает еврейскую религиозную общину в ее противопоставлении христианской общине.

8 ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников,
(Гал. 2:8)
11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
(Кол. 4:11)

Метафорическое значение

  • «необрезанные» деревья — это фруктовые деревья, с которых в течение четырех лет после посадки не позволялось собирать урожай (Лев. 19:23-25);
  • необрезанные губы, уши, сердца и т.д. олицетворяют греховность и порочность человека (Лев. 26:41; Иер. 6:10; 9:25; Иез. 44:9; Деян. 7:51; Кол. 2:13). Соответственно, эти необходимые для жизни органы нуждаются в духовном обрезании у человека, который пренебрегает заветом Господа и нуждается в Божьем прощении (Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4; 9:26);
  • апостол Павел использует понятие обрезание как символ обновления человека через веру в Христа, которое он называет обрезание Христовым.

11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
(Кол. 2:11)

Обрезание Христово заключается в «совлечении греховного тела плоти» и совершается, в отличие от иудейского обряда, не ножом и не по букве Закона, а в сердце и по духу.

29 но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
(Рим. 2:29)
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
(Кол. 2:11)

Павел выступает против утверждения о том, что иудеем, то есть участником завета с Богом, человека делает наружное обрезание.

28 Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
(Рим. 2:28 и след.)

Причастность к Богу основывается на внутреннем духовном обновлении человека. Тем самым иудейское обрезание становится ненужным и бессмысленным.

12 и отцом обрезанных, не только [принявших] обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую [имел он] в необрезании.
(Рим. 4:12)
3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
(Гал. 2:3)
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
(Гал. 5:6)
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
(Гал. 6:15)
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
(Кол. 2:11)

Свидетельством подлинности этого внутреннего обрезания служит крещение.

12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
(Кол. 2:12)

«Обрезание Христово» выступает здесь как понятие, равнозначное «совлечению плоти», подтверждаемому крещением, которое следует понимать как погребение ветхого человека.

Статья по теме: Библейское крещение — 3 урока

Таким образом, в Кол. 2:12 мы имеем дело с неполным сравнением, и поэтому следует избегать прямого отождествления обрезания и крещения.

В крещении заключен очень важный момент, которого не было в обряде обрезания времен Павла, а именно крещение доказывает, что Божий завет действен не благодаря какому-либо внешнему знаку, а благодаря Духу, обновляющему человека в вере.

29 но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
(Рим. 2:29)
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
(Кол. 2:12)

А вы обрезаны в сердце, по Духу?

Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

3 КОММЕНТАРИИ

Больше на Изучение Библии

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading