Обрезание на древнем востоке и у евреев

3
2272

Обрезание — традиционная практика или хирургическая операция («циркумцизия», лат. circumcisio), удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти с различными целями.

НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

Обычай обрезания был широко распространен на Ближнем Востоке, особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян:

24 Но если хочет кто-нибудь хвалиться, пусть хвалится, что он узнал Меня и понимает, что Я — Господь, что добр Я и справедлив, несу земле добро, и делать это Мне угодно». Так говорит Господь.
25 Вот весть Господняя: «Настанет время, когда Я буду наказывать тех, кто обрезан лишь телесно.
26 Я говорю о народах Египта, Иудеи, Едома, Аммона, Моава и обо всех, кто живёт в пустыне, — их мужчины не были обрезаны, но люди Израиля живут с необрезанными сердцами».
(«…все эти народы обрезаны…»)
(Иер.9:24-26)

Практиковался этот ритуал и в Израиле. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у древних финикийцев и филистимлян обрезания не было. В наше время обрезание практикуется некоторыми народностями Африки, Австралии и Америки.

Значение этого обычая трактуется различно. В любом случае, видимо, в первую очередь обрезание носило культовый характер, а медицинское или санитарное соображения не играли здесь существенной роли. Обряд совершался посредством оперативного вмешательства, заключавшегося в удалении крайней плоти у мужчин.

О глубокой древности обычая обрезания говорят библейские свидетельства, согласно которым оно совершалось с помощью каменных ножей (Исх 4:25; Нав 5:2-8 — речь идет именно о каменных ножах).

25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.
(Исх.4:25)

2 В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз.
3 И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания.
4 Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых], весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта;
5 весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан;
6 ибо сыны Израилевы сорок года ходили в пустыне, доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня, и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед,
7 а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, на пути, не обрезывали.
8 Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел.
(Иис.Нав.5:2-8)

Обряд обрезания в Египте. В отличие от Израиля, обрезание совершалось здесь не сразу после рождения.

ОБРЕЗАНИЕ В ИЗРАИЛЕ

Введение обрезания связано с именем Авраама.

9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
10 Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой.
15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;
16 Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
17 И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
(Быт.17:9-17)

Во время странствования по пустыне народ Израиля не придерживался этого обычая, но затем он был восстановлен Иисусом Навином (Нав 5:2 и след.).

Обряд совершался над всеми мужчинами любого возраста (см. Быт 17:10,23; 21:4; Нав 5:2 и след.), но главным образом обрезанию подвергались младенцы мужского пола, не достигшие восьми дней (Быт 17:12; Лев 12:3; Флп 3:5).

Обрезание применялось также к рабам, считавшимся членами семейной общины, и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Пасхи (Быт 34:14-17; Исх 12:48), а позднее — и к полностью принявшим иудаизм.

Как правило, обряд совершался главой дома (Быт 17), реже — матерью (Исх 4:25), а позднее — врачом и могелом (что значит «тот, кто обрезает»).

Во времена Иисуса имя младенцу давалось сразу после обрезания (Лк 1:59). В первых христианских общинах, в том числе и в Иерусалиме, обрезание сначала распространялось на всех без исключения мужчин (о чем свидетельствует спор, разгоревшийся на собрании апостолов), пока Павел не добился, чтобы обрезание не совершалось над обращенными из язычников Деян 15:1-20; Рим 4:12; Гал 2:2 и след.; см. также 1Кор 7:18 и след.

ЗНАЧЕНИЕ ОБРЕЗАНИЯ

В Израиле обрезание было символом завета между Богом и Его народом

Быт 17:9-14; ср. Исх 4:25; 12:48; Нав 5:2 и след.; Деян 7:8; Рим 4:11 и след.

и служило чисто внешним признаком Израиля, отличавшим его от необрезанных, то есть от язычников, олицетворением которых в этом отношении были филистимляне

Суд 14:3; 15:18; 1Цар 14:6; 17:26; 2Цар 1:20

Слово «необрезанный» имело у израильтян презрительный оттенок. И наоборот, во времена эллинизма определенные круги в Израиле стыдились обрезания и всячески старались скрыть следы операции, чтобы во время спортивных соревнований, участники которых по примеру греков состязались без одежды, в них не узнали бы евреев.

Почему именно обрезание стало символом завета, неизвестно.

Но в любом случае оно напоминало израильтянам об обетованиях, заключенных в Божьем завете (относительно потомства, владения землей, Быт 17:4-8), и об обязанностях, возложенных в нем на Израиль (Втор 10:16; 30:6; Иер 4:4; Иез 44:7; Рим 4:11; Гал 5:3).

В Новом Завете выражение «обрезанные» иногда означает еврейскую религиозную общину в ее противопоставлении христианской общине.

8 ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников,
(Гал.2:8)
11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
(Кол.4:11)

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

  • «необрезанные» деревья — это фруктовые деревья, с которых в течение четырех лет после посадки не позволялось собирать урожай (Лев 19:23-25);
  • необрезанные губы, уши, сердца и т.д. олицетворяют греховность и порочность человека (Лев 26:41; Иер 6:10; 9:25; Иез 44:9; Деян 7:51; Кол 2:13). Соответственно, эти органы нуждаются в духовном обрезании, необходимом человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении (Втор 10:16; 30:6; Иер 4:4; 9:26);
  • апостол Павел использует понятие обрезание как символ обновления человека через веру в Христа, которое он называет обрезание Христовым.

11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
(Кол.2:11)

Обрезание Христово заключается в «совлечении греховного тела плоти» и совершается, в отличие от иудейского обряда, не ножом и не по букве Закона, а в сердце и по духу.

29 но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
(Рим.2:29)
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
(Кол.2:11)

Павел выступает против утверждения о том, что иудеем, то есть участником завета с Богом, человека делает наружное обрезание.

28 Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
(Рим.2:28 и след.)

Причастность к Богу основывается на внутреннем духовном обновлении человека. Тем самым иудейское обрезание становится ненужным и бессмысленным.

12 и отцом обрезанных, не только [принявших] обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую [имел он] в необрезании.
(Рим.4:12)
3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
(Гал.2:3)
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
(Гал.5:6)
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
(Гал.6:15)
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
(Кол.2:11)

Свидетельством подлинности этого внутреннего обрезания служит крещение.

12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
(Кол.2:12)

«Обрезание Христово» выступает здесь как понятие, равнозначное «совлечению плоти», подтверждаемому крещением, которое следует понимать как погребение ветхого человека. Таким образом, в Кол 2:12 мы имеем дело с неполным сравнением, и поэтому следует избегать прямого отождествления обрезания и крещения.

В крещении заключен очень важный момент, которого не было в обряде обрезания времен Павла, а именно — крещение доказывает, что Божий завет действен не благодаря какому-либо внешнему знаку, а благодаря Духу, обновляющему человека в вере.

29 но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
(Рим.2:29)
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
(Кол.2:12)

А вы обрезаны в сердце, по Духу?

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью
  • http://vk.com/id310912125 Владимир Сахно

    Обрезание необходимая в прошлом медицинская процедура, ставшая обычаем.Близкородственные браки, бывшие неизбежностью в редконаселенной пустыне Аравии вызывают фимоз,отвердение кожи передней плоти, делающий семяизвержение невозможным.Фимоз и обрезание практикуются во многих районах, обычно там где генофонд скуден.

  • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

    Пришел вопрос от Галины:
    Почему обрезание младенцев проводят именно на восьмой день? С чем это связано? В Библии Джимми Сваггерта объясняют тем, что кровь у младенцев начинает сворачиваться к этому времени. Так ли это?

    Мой ответ ниже:
    Что касается срока 8 дней, то есть несколько вариантов, которые я смог найти:
    1. Символическое значение. Ответ на подобный вопрос раввина:
    — Каждое число несёт в себе какое-то глубинное значение. Поэтому, несомненно, нам важно понять, почему Творец повелел делать обрезание именно на восьмой день. Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо понять, что обозначает это число, какой внутренний смысл оно несёт. Есть три числа, которые «намекают» на наш материальный мир и на его связь с духовным, — 6, 7 и 8. Число 6 связано с материальным миром, поскольку у нашего мира шесть «направлений» — восток, запад, север, юг, верх, низ. А число 7 символизирует духовность, поскольку 7 — точка, из которой исходят эти шесть «направлений», которая даёт жизнь всему материальному. Именно поэтому большинство духовных явлений «основаны» на числе 7. Например, шабат — седьмой день, шмита — седьмой год, праздник Песах и празник Суккот — семь дней. Число же 8 обозначает чудесную способность материального превращаться в духовное.

    2. Физиологические особенности:
    — на 8 день у малыша не развита нервная система в месте, где делают обрезание, но уже сворачивается кровь. Если делать позже, то малыш будет чувствовать боль.
    — обрезание на 8 день прерывает правильное психологическое развитие, так как в тот момент, что ребёнок познаёт мир и радуется ей — ему наносят сильнейшую травму, сопровождаемую болью

    Так как я не медик, то физиологические особенности не могу подтвердить или опровергнуть. Символическое же значение и духовный смысл ближе мне как христианину и имеет уже весомое значение в рамках Нового Завета.

  • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

    Брат Александр прислал следующий комментарий:

    Вопрос: Почему Израильтяне обрезали младенцев на восьмой день?
    Ответ: Потому что это была заповедь Бога, данная человеку по имени Авраам. Бог сказал, что от него (Авраама) произойдёт великий народ Божий. И в знак того, что этот человек принадлежит к Божьему народу, он должен был быть обрезан (крайняя плоть мужчины). Но, как мы знаем из Библии, обрезание — это был не просто символ принадлежности к особенному народу на земле живых, а ещё и духовный символ, который призывал к искреннему и чистому бытию в этом мире.

    Об этом говорится, в таком выражении: «Люди с необрезанными сердцами».

    Но, почему конкретно, обрезание нужно было совершать именно на восьмой день, сказать сложно. Наверное потому, что это была заповедь от Бога. Он так сказал, и так нужно было сделать. Бог всегда знает, что Он говорит, и что Он говорит правильно.
    Но, мы также знаем, что кто принял иудейство или знак Завета с Богом в зрелом возрасте, были обрезаны в зрелом возрасте. Они же не могли вернуться обратно в младенчества, обрезаться там, и сразу же стать опять взрослыми, как были. Абсурдно, правда?!

    Нужно ещё добавить, что некоторые учёные Библии считают, что обрезание на восьмой день было дано Богом потому, что младенец мог окрепнуть после родов достаточно полно за неделю. Набраться сил, адаптироваться, и это был для него благоприятный возраст – семь дней, чтобы выдержать болевой шок и выжить после проделанной над ним ритуальной операции.