ВСТРЕЧА ИРОДА С ГАЛИЛЕЯНИНОМ

Пилат

Правитель Понтий Пилат сказал первосвященникам и всему народу, что он не нашел никакой вины в Иисусе. «Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места».

4 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.
5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
(Лук 23:4-5).

«Настаивали» это перевод греческого слова epischuon (начальная форма – epischuo) со значением «добиваться (своего)», «упорствовать». Противники Иисуса не оставляли своих попыток убедить Пилата в том, что он заблуждался, не находя никакой вины в Нем. Они стояли на своем! В следующем стихе сказано:

6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он галилеянин?
(Лук 23:6).

В то время Галилеей правил один из представителей династии Иродов. Когда Пилат понял, что Иисус был подвластен Ироду, он отправил Его к нему, благо, что Ирод как раз находился в Иерусалиме.

7 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
(Лук 23:7).

Ирод

Когда Ирод увидел Иисуса, он очень обрадовался, потому что давно хотел с Ним встретиться и посмотреть, как Он совершает чудеса. Иисус ничего не ответил Ироду, хотя тот обращался к Нему с многими вопросами.

8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,
9 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.
(Лук 23:8-9).

Господь понимал, что правитель Галилеи ищет развлечений, и потому «ничего не отвечал ему». Ирод «очень обрадовался», увидев Иисуса, но эта радость была вызвана неправильными побуждениями. Ирод задавал Иисусу многие вопросы, но возлюбленный врач Лука не сохранил для нас содержание ни одного из этих вопросов, хотя узнать о них было бы крайне интересно.

11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.
12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.
(Лук 23:11-12).

«Светлую» это перевод греческого слова lampran (начальная форма – lampros; вероятно, от него произошло слово «лампа») со значением «яркий», «блестящий», «сверкающий», «цветистый», «роскошный».

Пышные одежды, в которые Иисуса облачили Его противники, символизировали их ненависть и презрение к Тому, Кто возлюбил их настолько, чтобы принять смерть за их грехи.

«Уничижив» это перевод слова exouthenesas (начальная форма – exoutheneo), которое означает «относиться с пренебрежением, презрением». Исаия предсказывал, что Иисус будет унижен в этом мире (см. Ис. гл. 53).

Исаия 53 глава

1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.
(Ис 53).

«Насмеявшись» в данном тексте это expaiexas (начальная форма – empaizo), что означает «поднимать на смех; высмеивать», «издеваться».

Церковь в начале своего существования вспоминала эту совместную попытку Пилата и Ирода унизить Иисуса:

27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
(Деян 4:27).

Непримиримые прежде люди становятся друзьями, когда им предоставляется возможность ранить Христа. Даже враждующие религиозные группы примиряются друг с другом во взаимном презрении к истинной церкви Христовой.

Презирать и гнать церковь Христову это, с точки зрения Библии, то же самое, что презирать и гнать Самого Христа!