Дочь Иеффая
Большинство изучающих Библию вспоминают краткую историю Иеффая и его дочери в жертвоприношение Судей 11: 29-40:
29 И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам.
30 И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
31 то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.
32 И пришел Иеффай к Аммонитянам – сразиться с ними, и предал их Господь в руки его;
33 и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель -Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми.
34 И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери.
35 Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься.
36 Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом – и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам.
37 И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими.
38 Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах.
39 По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля,
40 что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году.
Став судьей Израиля, «был на Иеффае Дух Господень» и «пошел к Аммонитянам» (11:29).
И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.
(11: 30-31).
Согласно Священному Писанию, Иеффай победил Аммонитян, и его дочь первой встретила его, когда он вернулся домой (11:32-34), что означало, что она должна была “стать Господней”, принесенной “во всесожжение”.

Книга Судей 11: 39 говорит: Иеффай “совершил над нею обет свой, который дал”.
Иеффай принес свою дочь во всесожжение?
Допустимо ли, что Иеффай буквально принес свою дочь во всесожжение (Судьи 11: 29-40)?
Да, это допустимо.
К сожалению, многие дети в древней истории были принесены в жертву руками могущественных вождей, и даже некоторых злых царей Иудеи; 2-я Паралипоменон 28:1-3; 33: 6-9.
Но если Иеффай действительно принес в жертву свою дочь, то он совершил тяжкий грех, так как человеческие всесожжения были осуждены/запрещены Богом (Второзаконие 12:31; 18:10).
31 не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим.
32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
(Втор.12:31,32)9 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии:
10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,
11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;
12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего;
13 будь непорочен пред Господом Богом твоим;
14 ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой.
(Втор.18:9-14)
Более того, если Иеффай действительно сжег свою дочь в жертву Господу, Он сделал это без Божьего согласия (и такое молчание со стороны Бога не может быть здраво и благоразумно истолковано как одобрение). «Сноска №1»
“Жертва” в переносном смысле.
Гораздо лучшее объяснение вопроса Иеффая сосредоточено вокруг того факта, что иногда “жертва” предлагается в переносном смысле.
Если современный человек часто метафорически говорит о “жертвовании” деньгами, сном, временем, энергией и т. д. во имя благих целей, допустим, что такое образное жертвоприношение также имело место в древнем Израиле.
На самом деле, за сотни лет до дней Иеффая, с тех пор как израильтяне бежали из египетского рабства после десятой казни (смерти первенцев Египта), народ Израиля “приносил” в жертву Богу и людей, и животных.
Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они.
сказал Господь (Исход 13:2).
В определенном смысле “все, разверзающее ложесна, мужеского пола” должны были быть “принесены в жертву Господу” (Исход 13:15). Но как именно все первенцы мужского пола были принесены в жертву Богу особым образом?
Были ли они все буквально принесены в жертве всесожжения? Все первенцы мужского пола среди чистых животных были буквально сожжены, но не среди нечистых.
Нечистые животные, такие как осел, были “искуплены” агнцем (Исход 13:13; Числа 18:15). То есть осел должен был быть освобожден или спасен от жертвенной смерти с заменой. «Сноска №2»
Точно так же “все первенцы человеческие” среди израильтян были искуплены.
Вместо того чтобы буквально приносить в жертву каждого израильского первенца мужского пола (как они делали это со своим скотом – Исход 13:2,12-16; 22:29-30), Бог отделил себе Левитов для религиозного служения “чтобы они могли служить Господу”. (Числа 8:11).
Бог сказал:
12 вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых; левиты должны быть Мои,
13 ибо все первенцы – Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь.
(Чис.3:12,13)
- Как отдавали Господу чистых животных? В буквальном смысле слова жертвоприношения.
- Как отдавали Господу первенцев мужского пола? Не в буквальном смысле всесожжения, но в жертвенном служении Богу (ср. Римлянам 12: 1).
Левиты – символическая жертва Господу
Интересно, что Числа 8 указывает на то, что посвящение Левитов было своего рода приношением – символической жертвой потрясания. После того как Бог повелел израильтянам “возложить руки на Левитов” (так как они “приносили” их в жертву Господу; ср. Левит 4: 13-15), Он сказал:
10 и приведи левитов их пред Господа, и пусть возложат сыны Израилевы руки свои на левитов;
11 Аарон же пусть совершит над левитами посвящение их пред Господом от сынов Израилевых, чтобы отправляли они служение Господу;
12 а левиты пусть возложат руки свои на голову тельцов, и принеси одного в жертву за грех, а другого во всесожжение Господу, для очищения левитов;
13 и поставь левитов пред Аароном и пред сынами его, и соверши над ними посвящение их Господу;
14 и так отдели левитов от сынов Израилевых, чтобы левиты были Моими.
15 После сего войдут левиты служить скинии собрания, когда ты очистишь их и совершишь над ними посвящение их; ибо они отданы Мне из сынов Израилевых:
16 вместо всех первенцев из сынов Израилевых, разверзающих всякие ложесна, Я беру их Себе;
17 ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе
18 и взял левитов вместо всех первенцев у сынов Израилевых;
(Чис.8:10-18) «Сноска №3»
Подобно левитам, которые были символически принесены в жертву Господу, весьма вероятно, что Иеффай также “принес в жертву” свою дочь.
Она могла быть “принесена в жертву” как “всесожжение” в скинии в том смысле, что она стала одной из “женщин, служащих при входе в шатер собрания” (Исход 38:8; ср. 1 Царств 2: 22).
Возможно, как и Анна столетиями спустя, дочь Иеффая была “принесена в жертву” чтобы служить Богу “постами и молитвами день и ночь”, чтобы никогда больше не покидать пределы скинии (ср. Луки 2: 36-38).
Оплакивали не смерть
Такое образное предложение вполне логично в свете того факта, что дочь Иеффая и ее друзья никогда не оплакивали ее смерть. Они оплакивали – только не ее смерть.
В чем же была их печаль?
Они “оплакивали ее девственность” (Судьи 11:38).
В самом деле, трижды упоминается ее девственность (11:37-39), последний из которых отмечается сразу после открытия, что Иеффай “совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа” (11:39).
Если Иеффай, тяжело согрешая, убил свою дочь в буквальном всесожжении, повторное оплакивание ее девственности не имеет смысла. «Сноска №4»
Как заключил Дэйв Миллер, такие заявления «совершенно излишни и бессердечны … если она была предана смерти». «Сноска №5»
С другой стороны, если дочь Иеффая должна была быть “принесена в жертву” Богу, чтобы вечно служить в его скинии и прожить остаток своей жизни как одинокая, бездетная служанка Господа, то вполне логично, что она и ее друзья оплакивали бы ее долговременную девственность.
Когда мы позволяем Библии объяснять Библию, символическое приношение дочери Иеффая имеет совершенный смысл.
СНОСКИ
- Правда, в Книге Судей 11:29 указывается, что “был на Иеффае Дух Господень” до его путешествия через Галаад, Манассию и Массифу.
Однако наличие “духа Господня” не означает, что человек никогда не мог грешить и совершать глупости (например, Самсон).
Эта фраза встречается у судей семь раз. Это может указывать на посвящение Богом судьи, как в случае с Гофониилоь, когда “на нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля” (Судьи 3:10).
В других случаях это больше относится к мужеству и сверхчеловеческой силе, которые Господь дал им, как в случае Самсона (Судьи 14: 6; 14: 19; 15: 14).
Иеффай был мужественным вождем, но он не был безгрешен (Судьи 11:3; Римлянам 3:23). - Если владелец осла не хотел выкупать осла, он должен был “сломать ему шею” (Исход 13:15). Однако он не мог пожертвовать им.
Короче говоря, осел должен был быть выкуплен или убит.
(Заметка переводчика: Синодальный перевод этого стиха не согласует с другими переводами.
В английских переводах Исход 13:15 “Every firstborn of a donkey you shall redeem with a lamb, or if you will not redeem it you shall break its neck…”
Священное Писание Восточный Перевод “За первородного ослика принесите выкуп – ягнёнка, а если не выкупите, то сверните ослику шею”.
Русский Синодальный Перевод “а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его;”) - Оригинальная цитата, где включена фраза “приношение портясания” взята из Английского Стандартного Перевода – English Standard Version (ESV) и Нового Русского Перевода – New Russian Translation (NRT). Ударение добавлено автором.
- Если бы кто-то собирался убить вашу незамужнюю дочь, чувствовали бы вы необходимость оплакивать ее девственность или ее неминуемую смерть?
- Dave Miller (2013), “Jephthah’s Daughter,” Reason & Revelation, 33[8]:95, August, http://apologeticspress.org/.
Переведено из статьи Jephthah’s Daughter by Dave Miller, Ph.D.
опубликованной на сайте apologeticspress.org.
Автор перевода: Виталий Коваленко





