Дочь Иеффая. Жертвоприношение людей у иудеев Суд. 11:30-31

1
88

Дочь Иеффая

Большинство изучающих Библию вспоминают краткую историю Иеффая и его дочери в жертвоприношение Судей 11: 29-40:

29 И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам.
30 И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
31 то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.
32 И пришел Иеффай к Аммонитянам — сразиться с ними, и предал их Господь в руки его;
33 и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель -Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми.
34 И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери.
35 Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься.
36 Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом — и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам.
37 И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими.
38 Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах.
39 По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля,
40 что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году.

Став судьей Израиля, «был на Иеффае Дух Господень» и «пошел к Аммонитянам» (11:29).

И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.
(11: 30-31).

Согласно Священному Писанию, Иеффай победил Аммонитян, и его дочь первой встретила его, когда он вернулся домой (11:32-34), что означало, что она должна была «стать Господней», принесенной «во всесожжение».

Дочь Иеффая. Жертвоприношение людей у иудеев
Дочь Иеффая. Жертвоприношение людей у иудеев

Книга Судей 11: 39 говорит: Иеффай «совершил над нею обет свой, который дал».

Иеффай принес свою дочь во всесожжение?

Допустимо ли, что Иеффай буквально принес свою дочь во всесожжение (Судьи 11: 29-40)?

Да, это допустимо.

К сожалению, многие дети в древней истории были принесены в жертву руками могущественных вождей, и даже некоторых злых царей Иудеи; 2-я Паралипоменон 28:1-3; 33: 6-9.

Но если Иеффай действительно принес в жертву свою дочь, то он совершил тяжкий грех, так как человеческие всесожжения были осуждены/запрещены Богом (Второзаконие 12:31; 18:10).

Более того, если Иеффай действительно сжег свою дочь в жертву Господу, Он сделал это без Божьего согласия (и такое молчание со стороны Бога не может быть здраво и благоразумно истолковано как одобрение). «Сноска №1»

«Жертва» в переносном смысле.

Гораздо лучшее объяснение вопроса Иеффая сосредоточено вокруг того факта, что иногда «жертва» предлагается в переносном смысле.

Если современный человек часто метафорически говорит о «жертвовании» деньгами, сном, временем, энергией и т. д. во имя благих целей, допустим, что такое образное жертвоприношение также имело место в древнем Израиле.

На самом деле, за сотни лет до дней Иеффая, с тех пор как израильтяне бежали из египетского рабства после десятой казни (смерти первенцев Египта), народ Израиля «приносил» в жертву Богу и людей, и животных.

Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они.
сказал Господь (Исход 13:2).

В определенном смысле «все, разверзающее ложесна, мужеского пола» должны были быть «принесены в жертву Господу» (Исход 13:15). Но как именно все первенцы мужского пола были принесены в жертву Богу особым образом?

Были ли они все буквально принесены в жертве всесожжения? Все первенцы мужского пола среди чистых животных были буквально сожжены, но не среди нечистых.

Нечистые животные, такие как осел, были «искуплены» агнцем (Исход 13:13; Числа 18:15). То есть осел должен был быть освобожден или спасен от жертвенной смерти с заменой. «Сноска №2»

Точно так же «все первенцы человеческие» среди израильтян были искуплены.

Вместо того чтобы буквально приносить в жертву каждого израильского первенца мужского пола (как они делали это со своим скотом — Исход 13:2,12-16; 22:29-30), Бог отделил себе Левитов для религиозного служения «чтобы они могли служить Господу». (Числа 8:11).

Бог сказал:

12 вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых; левиты должны быть Мои,
13 ибо все первенцы — Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь.
(Чис.3:12,13)

  • Как отдавали Господу чистых животных? В буквальном смысле слова жертвоприношения.
  • Как отдавали Господу первенцев мужского пола? Не в буквальном смысле всесожжения, но в жертвенном служении Богу (ср. Римлянам 12: 1).

Левиты — символическая жертва Господу

Интересно, что Числа 8 указывает на то, что посвящение Левитов было своего рода приношением — символической жертвой потрясания. После того как Бог повелел израильтянам «возложить руки на Левитов» (так как они «приносили» их в жертву Господу; ср. Левит 4: 13-15), Он сказал:

10 и приведи левитов их пред Господа, и пусть возложат сыны Израилевы руки свои на левитов;
11 Аарон же пусть совершит над левитами посвящение их пред Господом от сынов Израилевых, чтобы отправляли они служение Господу;
12 а левиты пусть возложат руки свои на голову тельцов, и принеси одного в жертву за грех, а другого во всесожжение Господу, для очищения левитов;
13 и поставь левитов пред Аароном и пред сынами его, и соверши над ними посвящение их Господу;
14 и так отдели левитов от сынов Израилевых, чтобы левиты были Моими.
15 После сего войдут левиты служить скинии собрания, когда ты очистишь их и совершишь над ними посвящение их; ибо они отданы Мне из сынов Израилевых:
16 вместо всех первенцев из сынов Израилевых, разверзающих всякие ложесна, Я беру их Себе;
17 ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе
18 и взял левитов вместо всех первенцев у сынов Израилевых;
(Чис.8:10-18) «Сноска №3»

Подобно левитам, которые были символически принесены в жертву Господу, весьма вероятно, что Иеффай также «принес в жертву» свою дочь.

Она могла быть «принесена в жертву» как «всесожжение» в скинии в том смысле, что она стала одной из «женщин, служащих при входе в шатер собрания» (Исход 38:8; ср. 1 Царств 2: 22).

Возможно, как и Анна столетиями спустя, дочь Иеффая была «принесена в жертву» чтобы служить Богу «постами и молитвами день и ночь», чтобы никогда больше не покидать пределы скинии (ср. Луки 2: 36-38).

Оплакивали не смерть

Такое образное предложение вполне логично в свете того факта, что дочь Иеффая и ее друзья никогда не оплакивали ее смерть. Они оплакивали — только не ее смерть.

В чем же была их печаль?

Они «оплакивали ее девственность» (Судьи 11:38).

В самом деле, трижды упоминается ее девственность (11:37-39), последний из которых отмечается сразу после открытия, что Иеффай «совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа» (11:39).

Если Иеффай, тяжело согрешая, убил свою дочь в буквальном всесожжении, повторное оплакивание ее девственности не имеет смысла. «Сноска №4»

Как заключил Дэйв Миллер, такие заявления «совершенно излишни и бессердечны … если она была предана смерти». «Сноска №5»

С другой стороны, если дочь Иеффая должна была быть «принесена в жертву» Богу, чтобы вечно служить в его скинии и прожить остаток своей жизни как одинокая, бездетная служанка Господа, то вполне логично, что она и ее друзья оплакивали бы ее долговременную девственность.

Когда мы позволяем Библии объяснять Библию, символическое приношение дочери Иеффая имеет совершенный смысл.

СНОСКИ

  1. Правда, в Книге Судей 11:29 указывается, что «был на Иеффае Дух Господень» до его путешествия через Галаад, Манассию и Массифу.
    Однако наличие «духа Господня» не означает, что человек никогда не мог грешить и совершать глупости (например, Самсон).
    Эта фраза встречается у судей семь раз. Это может указывать на посвящение Богом судьи, как в случае с Гофониилоь, когда «на нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля» (Судьи 3:10).
    В других случаях это больше относится к мужеству и сверхчеловеческой силе, которые Господь дал им, как в случае Самсона (Судьи 14: 6; 14: 19; 15: 14).
    Иеффай был мужественным вождем, но он не был безгрешен (Судьи 11:3; Римлянам 3:23).
  2. Если владелец осла не хотел выкупать осла, он должен был «сломать ему шею» (Исход 13:15). Однако он не мог пожертвовать им.
    Короче говоря, осел должен был быть выкуплен или убит.
    (Заметка переводчика: Синодальный перевод этого стиха не согласует с другими переводами.
    В английских переводах Исход 13:15 «Every firstborn of a donkey you shall redeem with a lamb, or if you will not redeem it you shall break its neck…»
    Священное Писание Восточный Перевод «За первородного ослика принесите выкуп – ягнёнка, а если не выкупите, то сверните ослику шею».
    Русский Синодальный Перевод «а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его;»)
  3. Оригинальная цитата, где включена фраза «приношение портясания» взята из Английского Стандартного Перевода – English Standard Version (ESV) и Нового Русского Перевода – New Russian Translation (NRT). Ударение добавлено автором.
  4. Если бы кто-то собирался убить вашу незамужнюю дочь, чувствовали бы вы необходимость оплакивать ее девственность или ее неминуемую смерть?
  5. Dave Miller (2013), “Jephthah’s Daughter,” Reason & Revelation, 33[8]:95, August, http://apologeticspress.org/.

Переведено из статьи Jephthah’s Daughter by Dave Miller, Ph.D.
опубликованной на сайте apologeticspress.org.
Автор перевода: Виталий Коваленко

1 КОММЕНТАРИЙ