«Проповедуй слово, настой во время и не во время…» 2 Тим 4:2

Крепость

Иерусалим охватили волнения. Толпа хотела убить Павла [Деян 21:31]. Офицер римской армии, тысяченачальник Клавдий Лисий [Деян 23:26], пришёл на помощь Павлу со своими воинами [Деян 21:31-32]. Воинам пришлось нести Павла по лестнице в крепость, в то время, как толпа кричала: «Смерть ему!» [Деян 21:34-36].

31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
33 Тогда тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями, и спрашивал: кто он, и что сделал.
34 В народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши по причине смятения узнать ничего верного, повелел вести его в крепость.
35 Когда же он был на лестнице, то воинам пришлось нести его по причине стеснения от народа,
36 ибо множество народа следовало и кричало: смерть ему!
(Деян 21:31-36).

«Крепость» это перевод формы греческого слова parembole, состоящего из предлога para (вдоль; вблизи; напротив) и emballo (бросать; кидать). Словом parembole обозначали боевой порядок войска, расположение станом, казармы, военное укрепление, крепость.

Исследователи считают, что в данном отрывке речь идёт о крепости Антония, примыкавшей к иерусалимскому храму. Лестница, на которую принесли Павла, вела от храма на его северо-западной оконечности к крепости Антония.

Иудейский историк Иосиф Флавий писал об этой крепости:

«Замок Антония с двумя галереями на внешней храмовой площади, западной и северной, образовал угол. Построен он был на отвесной со всех сторон скале, вышиною в пятьдесят локтей (примерно 22,5 м). … В целом он имел форму башни, но на своих четырех углах он опять был обставлен четырьмя башнями, из которых две были пятидесяти локтей вышины (22,5 м), а две другие, а именно нижняя и восточная, – семидесяти (31,5 м), так что с них можно было обозревать всю храмовую площадь.

Там, где замок соприкасался с храмовыми галереями, от него к последним вели лестницы, по которым солдаты квартировавшего всегда в замке римского легиона вооруженными спускались вниз, чтобы, разместившись по галереям, надзирать за народом в праздничные дни с целью предупреждать мятежные волнения. Точно, как храм для города, так и Антония для храма, служила цитаделью» (Флавий, И. «Иудейская война» // кн. 5; гл. 5; п. 8; ст. 498-499).

Стоя на лестнице, Павел спросил тысяченачальника Клавдия Лисия: «Можно ли мне сказать тебе нечто? А тот сказал: ты знаешь по-гречески?» [Деян 21:37]. Вслед за этим, и последовавшими вопросом и ответом, Клавдий дал Павлу позволение обратиться к народу. И Павел начал своё оправдание.

Оправдание Павла

37 При входе в крепость Павел сказал тысяченачальнику: можно ли мне сказать тебе нечто? А тот сказал: ты знаешь по-гречески?
38 Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?
39 Павел же сказал: я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города; прошу тебя, позволь мне говорить к народу.
40 Когда же тот позволил, Павел, стоя на лестнице, дал знак рукою народу; и, когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке так:
1 Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами.
(Деян 21:37-22:1).

На лестнице крепости Павел сказал: «Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами» [Деян 22:1].

«Оправдание» это перевод греческого слова apologia, что означает «защита, оправдание; заступничество». Форма этого слова переведена «защищаться» в Книге Деяний 25:16 и 26:2. Павел употребил это же слово в Послании к Филиппийцам 1:7 и 1:17, говоря о защите Евангелия.

16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
(Деян 25:16).

2 царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи.
(Деян 26:2).

7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
(Флп 1:7).

17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
(Флп 1:17).

Слово «апологетика» происходит от этого же корня и означает раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности религиозных представлений о Библии как о слове Божьем и о Христе.

И хотя «апологетика», как наука массовых религиозных конфессий, чужда «истинным христианам», она имеет место быть во взаимоотношениях между христианами и представителями других конфессий, религиозных групп, и атеистов, как мы и можем видеть выше, в случае с Апостолом Павлом.

Найти время

Будучи под стражей в городе Кесарии, Апостол Павел использовал предоставляемые ему возможности для проповедования. Правитель Феликс и его жена Друзилла выслушали Павла, который рассказал им о своей вере, рассуждая о праведности, воздержании и будущем суде. Слушая проповедь Павла, Феликс «пришел в страх» [Деян 24:24-25]:

24 Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса.
25 И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя.
(Деян 24:24-25).

Слово «страх» в 25 стихе, это перевод слова emphobos (страх; испуг). Термин «фобия» со значением «навязчивое состояние страха» происходит от греческого phobos.

И это неудивительно, ведь Павел писал в Послании к Евреям, что «слово Божие живо…»:

12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
(Евр 4:12-13).

На Феликса подействовала сила Божия [Рим 1:16]. Нет сомнений в том, что проповедь Павла о суде приводила в ужас всякого разумного и здравомыслящего человека! Придя в страх от проповеди Павла, Феликс сказал ему: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» [Деян 24:25].

16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину.
(Рим 1:16).

Теперь, нам остаётся лишь гадать, нашёл ли правитель время, чтобы призвать Павла. Если нет, он поступил очень неразумно, откладывая своё повиновение учению Апостола.

Грешник, тебе не следует откладывать принятие Иисуса Христа. Может так сложиться, что впоследствии у тебя не будет времени для этого самого важного дела. Если тебе нужна помощь, ты можешь связаться с общиной церкви Христа, которая существует в той местности, где ты живёшь. Не думай, что ты сможешь сделать это потом. Возможно, ты не найдешь для этого времени.

Иногда люди говорят: «У меня времени больше, чем денег!». Тогда их можно спросить: «А сколько у вас денег?» Если человек ответит, тогда его можно спросить ещё раз: «А откуда вы знаете, что у вас есть время?»

Можно лишь надеяться на то, что Феликс и Друзилла в конечном итоге нашли время, чтобы повиноваться Христу. Если они, и многие другие люди, подобные им, теперь на небесах, то оказавшись там, мы, я думаю, обрадуемся, увидев их!

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью
  • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

    Спасибо за материал. Очень интересно!