назад
След

ЗЛО. БИБЛЕЙСКИЙ СЛОВАРЬ БРОКГАУЗА

ЗЛО, ЗЛОБА, ЗЛОБНЫЙ.

Эти понятия не обозначают определенное человеческое свойство или качество, они, скорее, выражают внутреннею, враждебную Богу позицию, проявляющуюся во всех областях жизни.

Добро и зло — два полюса, между которыми человек должен сделать выбор. В самом начале истории человек познал добро и зло (Быт 3:1 и след.), проявив непослушание Богу, но и теперь он не в состоянии творить добро собственными силами:

1. Бог сотворил мир совершенной гармонии, согласия и свободы, в котором все подчинялось Его праведной воле. И творение это, по мнению Господа, было «хорошо весьма».

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
(Быт.1:31)

Бог не желал миру зла и не создавал его. Об этом говорится в Быт 3 главе, можно сравнить с Ис 45:6 и след..

Этому утверждению соответствуют библейские высказывания:

  • о бренности всего злого (см. Пс 5:5; 33:17; 36:9; 139:12; Притч 24:20; Иез 36:29-33),
  • об уничтожении зла (дьявола)
  • и об окончательном отделении зла от добра (Мф 13:49 и след.; Откр 20:10,14 и след.)

2.Полная гармония предполагала, что человек, как высшее и разумнейшее из Божьих созданий, будет придерживаться пути истинного не в силу естественной необходимости, а руководствуясь добровольным послушанием (Быт 2:17), т.к. создан по образу Божьему (Быт 1:27). Поэтому человеку был предоставлен свободный выбор между смирением и непослушанием в виде запрета, преступить который его никто не понуждал.

В Быт 3 (в гл. 3-11 речь идет о грехе, само же слово «грех» впервые встречается в гл. 4) впервые говорится о существовании зла, но не сообщается о его происхождении.

Оно просто существует как данность, и из Быт 3 становится очевидно, что происходит оно не от Бога, т.к. все сотворенное Богом было «хорошо весьма».

Далее зло связывается с личностью, которая получает имя «лукавый» (Мф 13:19; Еф 6:16; 1Ин 2:13 и след.; 5:18). Но и здесь сведения о происхождении «лукавого» отсутствуют.

3.Лукавый — это дьявол [от греч. диаболос], сеющий раздор и смуту. Этим и определяется сущность зла. Все, что нарушает Божий порядок и мешает планам Господа, есть зло, а силой, подталкивающей к подобному нарушению, является злоба и сопротивление Божьей воле.

Таким образом, зло — это любое существо или явление, от которых исходит противление Богу.

Втор 1:34 и след.; Иер 13:10; Флп 3:2; 2Фес 2:3 и след.

Но злоба — это не только стремление противодействовать исполнению Божьего плана спасения, это восстание против Бога, покушение на Божье владычество. Тем самым, зло — не просто пассивный «противник»: злые силы постоянно хотят завладеть Божьей собственностью. При этом зло, «духи злобы» (Еф 6:12), стремятся к воплощению (Лк 8:32; 11:24-26).

По примеру воплощения Духа Божьего в христианской Церкви, зло тоже стремится обрести телесную форму.

3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,
(Пс.63:3)

В еврейском тексте этого стиха употреблено то же слово — сод, которое обычно служит для обозначения «совета» народа Божьего (Иез 13:9), «сонма» святых (Пс 88:8) и даже «совета» Господа (Иер 23:18,22); в Пс 110:1 «совет» праведных отождествляется с общиной.

4.Зло стремится распространяться. Лукавый (сатана) и злые люди не удовлетворяются отрицанием божественного порядка для самих себя, они хотят разрушить его в человеческом теле (Мк 9:20-22; Лк 13:16), в браке (1Кор 7:5), в вопросах собственности (Мих 2:1) и в человеческих отношениях (Притч 15:28; 17:4; Втор 15:9; Ис 9:16).

Любое проявление Божьей воли возмущает их, и они прилагают все силы, чтобы воспрепятствовать ее исполнению.

1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
2 И родились у него семь сыновей и три дочери.
(Иов.1:1,2)

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
(Матф.5:10)

14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
(1Фесс.2:14-16)

С тех пор как через человека зла проникло в мир (Рим 5:12), оно стремится оспорить права Творца на этот мир.

12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили.
(Рим.5:12)

В Библии говорится

  • о «лукавом веке» (Гал 1:4; сравним 1Ин 5:19),
  • об оскверненной лукавством земле (Иер 3:2; сравним Чис 13:20),
  • о злых зверях (Быт 37:20, в Синод. пер. — «хищный»; Лев 26:6, — Синод. пер. — «лютый»),
  • злом и лукавом времени (Пс 36:19, — Синод. пер. — «лютое»; Еф 5:16).

Взбунтовавшийся человек утратил общение с Богом и оказался во власти болезней и смерти.

24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
(Рим.7:24)

5.До грехопадения дьявол не имел в мире достаточной власти, чтобы самостоятельно разрушить Божий порядок. Не имеет он власти и в Церкви Христовой: его действия, направленные против апостолов Иисуса и Его Церкви, обречены на неудачу благодаря присутствию в Церкви Самого Христа. Дьявол достигает своей цели лишь в том случае, если ему удается совратить членов Церкви к непослушанию, то есть к противлению Богу.

14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
(Рим.5:14)

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
(Матф.4:1-11 и парал. места)

Именно поэтому Библия постоянно предостерегает против искусителя!

6.Зло страшится быть узнанным, поэтому оно скрывается (Пс 28:3; 2Кор 11:13-15) и действует «в глубине» и «в темноте» (Ис 29:15; Иез 8:12; Ин 3:19 и след.). Но Иисус Христос Своим Вторым пришествием уничтожит тьму (2Фес 2:8).

3 Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими.
(Пс.28:3)

13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
(2Кор.11:13-15)

15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?»
(Ис.29:15)

12 И сказал мне: видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: «не видит нас Господь, оставил Господь землю сию».
(Иез.8:12)

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
(Иоан.3:19 и след.)

8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
(2Фесс.2:8)

7.Для совращения человека к злу недостаточно нарушения Божьей заповеди по неведению; поэтому искуситель намеренно расспрашивает Еву о запрете Бога (Быт 3:1).

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
(Быт.3:1)

Чтобы искушаемый стал виновным, в нем пробуждают желание, которое толкает его на непослушание Богу.

7 Что же скажем? Неужели [от] закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10 а я умер; и таким образом заповедь, [данная] для жизни, послужила мне к смерти,
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
(Рим.7:7-11)

14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
(Иак.1:14)

8.Осознание зла приходит не в результате долгих размышлений и поучений, а благодаря голосу совести, который дает о себе знать после совершения греховного поступка.

24 И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их;
(1Цар.15:24)

13 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь;
(2Цар.12:13)

3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
(Матф.27:3,4 и след.)

«Отягощенная» совесть служит человеку предостережением!

9.Зло кроется в самом человеке: Быт 6:5; Втор 15:9; Мф 24:48; Иак 1:14 и след.; 3:14; 4:1 и след.. Страх говорит об осознании человеком своих грехов: Быт 3:10; Рим 2:9.

Человеческое сердце слишком привязано к злу.

21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
(Мар.7:21)

Лишь в результате искреннего отречения от зла (Пс 118:101; 138:24; Иер 25:5; Деян 8:22) и полного очищения (Иер 4:14) Кровью Христовой (Евр 9:14), а также замены «сердца каменного» (Иез 36:26) живым, сотворенным Богом заново (Пс 50:12) можно разорвать узы, связывающие человека со злом, и отвратить его от греха (Притч 24:1).

В противном случае человек подвергается Божьему суду за злые поступки либо сразу (Иер 1:16), либо «при кончине века» (Мф 13:49).

Придет время, когда отречься от Зла будет уже невозможно; в Библии об этом времени говорится: «Неправедный пусть еще делает неправду» (Откр 22:11).

10.Иисус Христос, Своей смертью и воскресением победивший зло, не только искупил человеческие грехи (Кол 1:20), но и принес людям освобождение от власти злых сил. Поэтому апостолы требуют от христиан отказаться от злобы (1Пет 2:1; Иак 1:21) и побеждать зло добром (Рим 12:21).

20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
(Кол.1:20)

1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
(1Пет.2:1)

21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
(Иак.1:21)

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
(Рим.12:21)

Людям, преуспевающим во зле (2Тим 3:13), христиане должны противопоставить добрые дела (Евр 5:14) и свою истинную веру!

13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
(2Тим.3:13)

14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
(Евр.5:14)

11.До полного искоренения зла (Откр 20:10) христианину еще предстоит оружием веры бороться против поколебленных сил зла.

11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,
(Еф.6:11-21)

Понимая, что его враги — нечеловечек, нечестивые силы, «духи злобы» и «мироправители тьмы», христианин до самой смерти будет снова и снова обращаться к Господу с просьбой: «Избавь нас от лукавого» (Мф 6:13), и тогда верою в «Его Царство» он в этой битве познает силу и славу Бога.

33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
(Иоан.16:33)

Христианин знает, что умер для греха (Рим 6:6-8), но он должен подтверждать это знание, всегда поступая в жизни, как умерший для греха, ибо то, что уже стало для него реальностью, должно осуществляться вновь и вновь.

6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
(Рим.6:6-8)

назад
След