Войдите, чтобы оставить комментарий

Среда, 26 ноября, 2025

Пение во время поклонения Богу

БлогПение во время поклонения Богу

Пение во время поклонения Богу

Бог дал человечеству одно из уникальных благословений — способность петь. Ничто на земле так не трогает сердце и чувства человека как пение.

Песни, как ни один другой метод общения, способны передавать самые глубокие чувства.

  • Израильтяне радостно пели, когда перешли через море Красное и освободились от египтян (Исх. 15:1-21)
  • Давид выразил раскаяние в своих грехах, когда пел псалом (Пс. 50)
  • Мария возрадовалась в песне, когда пришла к Елизавете (Лк. 1:46-55)
  • Даже в момент гонений Павел и Сила нашли утешение в пении (Деян. 16:25).
  • Готовясь встретить Свой самый тяжёлый час — искупление человечества на кресте — Иисус пел с учениками гимн (Мт. 26:30)

Песни утешают нас в момент отчаяния, выражают наши величайшие радости, искренние мольбы и хвалы к нашему Творцу, Вседержителю и Искупителю — Небесному Богу.

?Многие люди будут спрашивать нас:” Почему вы не используете в богослужении музыкальные инструменты? Например, пианино”.

Ответ простой — потому что Новый завет не разрешает инструментальную музыку.

Некоторые скажут: «Новый завет не запрещает использование музыкальных инструментов на богослужении». Это верно. Такого запрета нет.

Однако, такое рассуждение противоречит основам понимания Библейских заповедей.

Мы должны придерживаться важного принципа — авторитетности Библии.

Принципы Библии

Иисус сказал, что Ему принадлежит вся власть.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
(Матф. 28:18)

Он велел нам верить и делать только то, что Он повелел нам.

17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
(Кол. 3:17)

7 ибо мы ходим верою, а не видением, —
(2 Кор.5:7)

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим. 10:17)

24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
(Деян. 15:24)

6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
(1 Кор. 4:6)

9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нём, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
(2 Иоан. 1:9)

Бог повелел нам ни прибавлять, ни отнимать от Его слова.

2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
(Втор. 4:2)

32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
(Втор. 12:32)

7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.
(Иис. Нав. 1:7)

5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него.
6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
(Прит. 30:5,6)

18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
(Откр. 22:18,19)

!Если мы можем добавить к богослужению музыкальные инструменты, то почему мы не можем добавить к Вечере Господней игру?

Бог дал нам конкретное повеление о том, что делать в поклонении — петь.

Эта заповедь исключает свист, гудение, бой в барабаны, выступление клоунов, игру на пианино, неоновые огни и любое другое нововведение человека.

Мы просто принимаем власть слова Божьего.

Цель пения на Богослужении

В своём призыве к церкви в Коринфе, касавшемся их богослужения Павел сказал, что необходимо петь с глубоким пониманием.

15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
(1 Кор. 14:15)

Пение с пониманием исключает использование в поклонении Богу таких “форм” пения, как свист и т.п. Это более понятно в отрывках, которые дают нам заповедь петь.

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
(Еф. 5:19)

16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
(Кол. 3:16)

!Целью пения является, во-первых, восхваление Бога; а, во-вторых — вдохновение, поучение и увещевание друг друга.

Этого можно достичь только в общении с использованием текстов из псалмов, гимнов и духовных песнопений.

В значении этих слов существуют некоторые различия.

Псалмы

Псалмы — это песни, которые использовались во время поклонения в храме и синагогах во времена Ветхого завета.

Слово “псалом” буквально значит “песня хвалы”. Слово “гимн” — это перевод на греческий язык древнееврейского слова halal, которое значит “восхвалять“. Это слово также переводится “аллилуйя“. Слово “песня” в греческом языке может относиться как к религиозному, так и к светскому пению.

Поэтому богодухновенный автор добавил слово “духовные” (песнопения), чтобы было ясно, что Церковь должна петь на богослужении только религиозные песни.

Инструмент пения

Бог конкретно назвал инструмент нашего пения — наше сердце.

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
(Еф. 5:19)

Греческое слово psaho переводится “создавать мелодию”. Это слово буквально значит “перебирать струны“, например, перебирать струны гитары.

Бог конкретно определил инструмент, на котором следует играть — это сердце. Это не физическое сердце, перекачивающее кровь, но глубина нашей души.

Сердце является центром всей нашей жизнедеятельности. Всё в нас начинается с наших мыслей и желаний сердца.

Истина Сегодня. Журнал
Инструментальная музыка в поклонении

Бог хочет, чтобы мы вкладывали в пение всю глубину нашей души, наши самые сокровенные и искренние чувства и мысли. Такое отношение понятно, потому что христианство — это не религия церемоний или внешней формы, но религия сердца.

Религия сердца

Мы поверили в Иисуса нашим сердцем.

9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
(Рим. 10:9,10)

Мы стали христианами, повиновавшись от сердца.

17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
(Рим. 6:17)

Мы жертвуем от сердца

7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
(2 Кор. 9:7)

и исполняем Божью волю от сердца.

6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
(Еф. 6:6)

Бог смотрит на наши сердца.

7 Но чрез Иуя, сына Ананиева, уже было [сказано] слово Господне о Ваасе и о доме его и о всём зле, какое он делал пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих, подражая дому Иеровоамову, за что он истреблён был.
(3 Цар. 16:7)

!Поэтому если наши сердца не принимают участия в пении, то это тщетное поклонение, и оно ничего не значит для Бога.

Павел сказал: “Буду петь духом (с искренним отношением), буду петь и умом” (1 Кор. 14:15).

Пойте во славу Божию!

Область мнений

Вопросы о жанрах вокальной музыки, которую мы используем на богослужении, относятся к области мнений. Исполняем ли мы песнопения, мелодии из классической музыки или народные песни — всё это поётся на наше усмотрение.

Однако, если красота пения становится более важной, чем смысл послания, то у нас неправильный настрой.

Если во время пения центром нашего внимания становится красивое исполнение произведения, а не глубина, смысл послания, то мы стремимся к культурному досугу, а не поклонению Богу.

Мы хотим больше угодить собственным ушам, а не нашему Господу.

Я наблюдал, как ведущие пения часто говорят: “Сегодня красиво поёте”. Но я редко слышу: “В этой песне прекрасное (или наставляющее) послание”.

Подобные замечания отражают заботу об эстетических качествах пения, а не о его смысловом послании. Мы не придаём значения и мало задумываемся о том, где во время музыкального поклонения находятся наши сердца.

Это одна из черт формального соблюдения закона, которая привела к фарисейству во время жизни Христа. Фарисеи больше заботились о форме, чем о состоянии сердца.

!Нам нравится красота мелодий, но она становится помехой для правильного поклонения, если мы позволяем мелодии отвлекать нас от послания.

У нас есть некоторые свидетельства об отношении ранней Церкви к пению на богослужении.

Свидетельства ранней церкви

Проконсул Плиний Секунд Младший в письме Римскому императору Траяну в 104 г. н. э. писал о своих исследованиях христиан и их религии и упомянул об их “пении с эховтором“.

Пение с эховтором представляло из себя серию ответов двух поющих групп на одном собрании. Так как этим исполнительским стилем пользовались в языческих театрах и храмах, эховтор не был широко принят в Церкви в течение трёх первых столетий. Однако, он был представлен в Церкви в Сирии в IV в.

Музыкальные инструменты на Богослужении — Игра и Война

Считается, что эта “перекличка” исполнялась в монотонной манере. Нам повезло, что у нас есть собрание псалмов в форме песенника-псалмодия, который дошел до нас в сочинениях Климента Александрийского (240 г. н. э.).

Псалмодий написан очень простыми словами (для лёгкого запоминания). Стиль псалмодия похож на иудейское пение: простое, поэтичное и не очень мелодичное. До IV в. стихи для исполнения были в основном цитатами из Писания.

В IV в. н. э. нововведениями стали “мирская музыка” (сочинённая человеком), а также группа церковных служащих (“певчих”), которые пели в театральном музыкальном стиле (вероотступничество всегда стоит у дверей Церкви). К этому времени церковное управление формировалось по образцу Римского государства.

Сама Церковь раскололась на две церкви — восточную, которая впоследствии стала называться Восточной православной (с управлением в Константинополе), и западную, которая стала называться Римской католической (с управлением в Риме).

В обеих церквах музыка стала искусственной и театральной и далеко ушла от свойственной ей в I в. простоты.

Неясно, когда было введено пение по нотам, но Римская церковь практиковала такое пение уже к началу движения Реформации (XVI в.).

Спрашивайте
Использование музыкальных инструментов во время Богослужения

В большинстве католических церквей в Европе и Америке пели в театральном стиле и использовали хоралы. В начале XIX столетия в основном отказались от хоралов или изменили их в преддверии появления классической музыки начала ХIХ в.

В пении большинства людей в мире, которые верят в Библию, в основном используется музыка композиторов-классиков: Баха, Моцарта и др. Когда в церкви были представлены классические мелодии, ей было предъявлено обвинение в том, что она направляется в ад.

Это является поводом задуматься о неразумном увлечении мелодией, вместо смысла послания нашего пения.

Мы должны сосредоточиться на послании и стремиться сердцами угодить Богу, а не нашим ушам (себе).

Речитативное пение было введено в западной церкви в IV в. Амвросием.

Песнопение строилось на четырех нотах. В песнопении центральное место занимало содержание, тогда как в большинстве религиозных песен мелодия.

Мы должны оценить своё отношение к пению. Мы должны думать о смысле, а не о мелодии.

Перед нами стоит трудная задача в преодолении условности обучения, которые тоже чрезвычайно важны для передачи послания и заключаются в том, чтобы мы пели в данном ключе и четырехголосой гармонии.

! Ведущим пения перед исполнением песен следует ввести обычай говорить несколько слов о послании, которое заложено в эту песню.

Это сконцентрирует наше внимание на сути нашего пения (желание Бога).

Историческая заметка об инструментальной музыке

В Х в. Римская католическая церковь сделала попытку использовать на богослужении орган. Противостояние было настолько велико, что прошло еще 200 лет, прежде чем орган начали использовать в поклонении.

Секта
Историческая схема отступлений от Библии, от истины

Мартин Лютер, монах-католик, восставший против католической церкви и ставший движущей силой движения Реформации и отцом Лютеранской церкви, назвал орган “инструментом Ваала” (языческого бога соседей древнего Израиля).

До введения католической церковью музыкальных инструментов в X в., о них очень мало говориться в различных трудах по истории церкви.

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Джеймс Меттенбринк. Как изучать Библию. Руководство для христиан

Об авторе

Джеймс Меттенбринк. Как изучать Библию. Руководство для христиан
Джеймс Меттенбринк. Как изучать Библию. Руководство для христиан

Джеймс Меттенбринк родился в 1946 году. Он рос в семье фермеров, которая жила близ Гранд Айленда в штате Небраска, США. В семье было шестеро детей. В течение 21 года Дж. Меттенбринк служил техником-связистом и менеджером по эксплуатации коммуникаций в Военно-воздушных силах США.

Автор имеет учёные степени по технологии связи в Общественном колледже Военно-воздушных Сил, по гуманитарным наукам в университете шт. Мэриленд, степень бакалавра искусств и магистра гуманитарных наук (религии) в Южно-Христианском университете г. Монтгомери, шт. Алабама.

Хотя автор воспитывался в лютеранской семье, он стал христианином в 1974 году. Он начал проповедовать в Церквах Христа в 1979 году. Дж. Меттенбринк проповедовал общинам в Германии, России, США и Турции.

Он преподавал в качестве адъюнкт-профессора Библии в Южно-Христианском университете. У автора есть один сын, Крейг.

Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал

10 КОММЕНТАРИИ

Mastodon