Пение во время поклонения Богу

Обновление материала от 06.06.2015

10
5945

Содержание

ПЕНИЕ НА БОГОСЛУЖЕНИИ

Какое замечательное благословение Бог дал человечеству через способность петь. Ничто на земле так не трогает сердце и чувства человека, как пение. Песни как ни один другой метод общения, способны передавать самые глубокие чувства.

  • Израильтяне радостно пели, когда перешли через море Красное и освободились от египтян.
    • (Исх. 15:1-21)
  • Давид выразил раскаяние в своих грехах, когда пел псалом.
    • (Пс 50)
  • Мария возрадовалась в песне, когда пришла к Елизавете
    • (Лк 1:46-55)
  • Даже в момент гонений Павел и Сила нашли утешение в пении.
    • (Деян 16:25).
  • Готовясь встретить Свой самый тяжелый час — искупление человечества на кресте, Иисус пел с учениками гимн.
    • (Мт 26:30)

Песни утешают нас в момент отчаяния, выражают наши величайшие радости и искренние мольбы и хвалы к нашему Творцу, Вседержителю и Искупителю — Небесному Богу.

?Многие люди будут спрашивать нас, почему вы не используете в богослужении музыкальные инструменты, например, пианино.

Ответ простой — потому что Новый завет не разрешает инструментальную музыку.

Некоторые скажут: «Новый завет не запрещает использование музыкальных инструментов на богослужении». Это верно. Такого запрета нет. Однако, такое рассуждение противоречит основам понимания Библейских заповедей.

Мы должны придерживаться важного принципа — авторитетности Библии.

Принципы Библии

Иисус сказал, что Ему принадлежит вся власть.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
(Матф.28:18)

Он велел нам верить и делать только то, что Он повелел нам.

17 И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
(Кол.3:17)

7 ибо мы ходим верою, а не видением, —
(2Кор.5:7)

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим.10:17)

24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
(Деян.15:24)

6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
(1Кор.4:6)

9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
(2Иоан.1:9)

Бог повелел нам ни прибавлять, ни отнимать от Его слова.

2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
(Втор.4:2)

32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
(Втор.12:32)

7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.
(Иис.Нав.1:7)

5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него.
6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
(Прит.30:5,6)

18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
(Откр.22:18,19)

!Если мы можем добавить к богослужению музыкальные инструменты, то почему мы не можем добавить к Вечере Господней игру?

Бог дал нам конкретное повеление о том, что делать в поклонении — петь.

Эта заповедь исключает свист, гудение, бой в барабаны, выступление клоунов, игру на пианино, неоновые огни и любое другое нововведение человека.

Мы просто принимаем власть слова Божьего.

ЦЕЛЬ ПЕНИЯ НА БОГОСЛУЖЕНИИ

В своём призыве к церкви в Коринфе, касавшемся их богослужения Павел сказал, что необходимо петь с пониманием.

15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
(1Кор.14:15)

Пение с пониманием исключает использование в поклонении Богу таких «форм» пения, как свист и т.п. Это более понятно в отрывках, которые дают нам заповедь петь.

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
(Еф.5:19)

16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
(Кол.3:16)

!Целью пения является, во-первых, восхваление Бога; а, во-вторых — вдохновение, поучение и увещевание друг друга.

Этого можно достичь только в общении с использованием слов — в псалмах, гимнах и духовных песнопениях.

В значении этих слов существуют некоторые различия.

Псалмы

Псалмы — это песни, которые использовались во время поклонения в храме и синагогах во времена Ветхого завета.

Слово «псалом» буквально значит «песня хвалы». Слово «гимн» — это перевод на греческий язык древнееврейского слова halal, которое значит «восхвалять«. Это слово также переводится «аллилуйя«. Слово «песня» в греческом языке может относиться как к религиозному, так и к светскому пению.

Поэтому богодухновенный автор добавил слово «духовные» (песнопения), чтобы было ясно, что Церковь должна петь на богослужении только религиозные песни.

Инструмент пения

Бог конкретно назвал инструмент нашего пения — наше сердце.

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
(Еф.5:19)

Греческое слово psaho переводится «создавать мелодию». Это слово буквально значит «перебирать струны«, например, перебирать струны гитары.

Бог конкретно определил инструмент, на котором следует играть — сердце. Это не физическое сердце, перекачивающее кровь, но глубина нашей души.

Сердце является центром всей нашей жизнедеятельности. Всё в нас начинается с сердца.

Бог хочет, чтобы мы вкладывали в пение всю глубину нашей души, наши самые сокровенные и искренние чувства и мысли. Такое отношение понятно, потому что христианство — это не религия церемоний или внешней формы, но религия сердца.

Религия сердца

Мы поверили в Иисуса нашим сердцем.

9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
(Рим.10:9,10)

Мы стали христианами, повиновавшись от сердца.

17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
(Рим.6:17)

Мы жертвуем от сердца

7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
(2Кор.9:7)

и исполняем Божью волю от сердца.

6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
(Еф.6:6)

Бог смотрит на наши сердца.

7 Но чрез Иуя, сына Ананиева, уже было [сказано] слово Господне о Ваасе и о доме его и о всем зле, какое он делал пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих, подражая дому Иеровоамову, за что он истреблен был.
(3Цар.16:7)

!Поэтому если наши сердца не принимают участия в пении, то это тщетное поклонение, и оно ничего не значит для Бога.

Павел сказал: «Буду петь духом (с искренним отношением), буду петь и умом» (1 Кор 14:15).

Пойте во славу Божию!

ОБЛАСТЬ МНЕНИЙ

Вид вокальной музыки, которую мы используем на богослужении, относится к области мнений. Исполняем ли мы песнопения, мелодии из классической музыки или народные песни — остается на наше усмотрение.

Однако, если красота пения становится более важной, чем его послание, то у нас неправильный настрой. Если во время пения центром нашего внимания становятся ноты, сочиненные композитором, а не послание песни, то мы стремимся к развлечению, а не к поклонению Богу.

Мы хотим больше угодить собственным ушам, а не нашему Господу.

Я наблюдал, как ведущие пение часто говорят: «Сегодня красиво поёте». Но я редко слышу: «В этой песне прекрасное (или наставляющее) послание».

Также представляется, что подобные замечания отражают заботу об эстетических качествах пения, а не о его послании. Они говорят о том, что мы мало задумываемся о том, где во время поклонения находятся сердца.

Это типичная черта формального соблюдения закона, которая привела к фарисейству во время жизни Христа. Фарисеи больше заботились о форме, чем о состоянии сердца.

!Нам нравится красота мелодий, но она становится помехой для правильного поклонения, если мы позволяем мелодии отвлекать нас от послания.

У нас есть некоторые свидетельства об отношении ранней Церкви к пению на богослужении.

СВИДЕТЕЛЬСТВА РАННЕЙ ЦЕРКВИ

Проконсул Плиний Секунд Младший в письме Римскому императору Траяну в 104 г. н.э. писал о своих исследованиях христиан и их религии и упомянул об их «пении с эховтором«.

Пение с эховтором представляло из себя серию ответов двух поющих групп на одном собрании. Так как этим исполнительским стилем пользовались в языческих театрах и храмах, эховтор не был широко принят в Церкви в течение трёх первых столетий. Однако, он был представлен в Церкви в Сирии в IV в.

Считается, что эта «перекличка» исполнялась в монотонной манере. Нам повезло, что у нас есть собрание псалмов в форме песенника — псалмодия, который дошел до нас в сочинениях Климента Александрийского (240 г н.э.).

Псалмодий написан очень простыми словами (для легкого запоминания). Стиль псалмодия похож на иудейское пение — простое, поэтичное и не очень мелодичное. До четвертого века стихи были в основном цитатами из Писания.

В IV в. н.э. нововведениями стали «мирская музыка» (сочиненная человеком), а также группа церковных служащих, («певчих»), которые пели в театральном музыкальном стиле (вероотступничества всегда стоит у дверей Церкви). К этому времени церковное управление сформировалось по образцу Римского государства.

Сама Церковь раскололась на две церкви — восточную, которая впоследствии стала называться Восточной православной (с управлением в Константинополе) и западную, которая стала называться Римской католической (с управлением в Риме).

В обеих церквах музыка стала искусственной и театральной и далеко ушла от свойственной ей в первом веке простоты.

Неясно, когда было введено пение по нотам, но Римская церковь практиковала его уже к началу движения Реформации (XVI в.).

В большинстве католических церквей в Европе и Америке пели в театральном стиле и использовали хоралы. В начале девятнадцатого столетия в основном отказались от хоралов или изменили их в преддверии появления классической музыки начала ХIХ в.

В пении большинства людей в мире, которые верят в Библию, в основном используется музыка композиторов-классиков — Баха, Моцарта и др.. Когда в церкви были представлены классические мелодии, ей было предъявлено обвинение в том, что она направляется в ад.

Это является поводом задуматься о неразумном влечении мелодией, вместо послания нашего пения.

Мы должны сосредоточиться на послании и стремиться сердцами угодить Богу, а не нашим ушам (себе).

Речитативное пение было введено в западной церкви в IV в. Амвросием.

Песнопение строилось на четырех нотах. В песнопении центральное место занимает содержание, тогда как в большинстве религиозных песен — мелодия.

Мы должны оценить свое отношение к пению. Мы должны думать о смысле, а не о мелодии.

Перед нами стоит трудная задача преодолеть условности обучения, которые заключаются в том, чтобы мы пели в ключе и с четырехголосой гармонией, и которые кажутся чрезвычайно важными для послания.

!При исполнении песен ведущим пение следует ввести обычай перед каждой песней говорить несколько слов о послании, выраженном в этой песне.

Это сконцентрирует наше внимание на сути нашего пения (желание Бога).

Историческая заметка об инструментальной музыке.

В Х в. Римская католическая церковь сделала попытку использовать на богослужении орган. Противостояние было настолько велико, что прошло еще 200 лет, прежде чем орган начали использовать в поклонении. Мартин Лютер, монах-католик, восставший против католической церкви и ставший движущей силой движения Реформации и отцом Лютеранской церкви, назвал орган «инструментом Ваала» (языческого бога соседей древнего Израиля).

До введения католической церковью музыкальных инструментов в X в., о них очень мало говориться в различных трудах по истории церкви.