Пение во время поклонения Богу

2
885

Пение на Богослужении

Какое замечательное благословение Бог дал человечеству через способность петь. Ничто на земле так не трогает сердце и чувства человека, как пение. Песни как ни один другой метод общения, способны передавать самые глубокие чувства.

  • Израильтяне радостно пели, когда перешли через море Красное и освободились от египтян.
    • (Исх. 15:1-21)
  • Давид выразил раскаяние в своих грехах, когда пел псалом.
    • (Пс 50)
  • Мария возрадовалась в песне, когда пришла к Елизавете
    • (Лк 1:46-55)
  • Даже в момент гонений Павел и Сила нашли утешение в пении.
    • (Деян 16:25).
  • Готовясь встретить Свой самый тяжелый час — искупление человечества на кресте, Иисус пел с учениками гимн.
    • (Мт 26:30)

Песни утешают нас в момент отчаяния, выражают наши величайшие радости и искренние мольбы и хвалы к нашему Творцу, Вседержителю и Искупителю — Небесному Богу.

?Многие люди будут спрашивать нас, почему вы не используете в богослужении музыкальные инструменты, например, пианино.

Ответ простой — потому что Новый завет не разрешает инструментальную музыку.

Некоторые скажут: «Новый завет не запрещает использование музыкальных инструментов на богослужении». Это верно. Такого запрета нет. Однако, такое рассуждение противоречит основам понимания Библейских заповедей.

Мы должны придерживаться важного принципа — авторитетности Библии.

Принципы Библии

Иисус сказал, что Ему принадлежит вся власть.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
(Матф.28:18)

Он велел нам верить и делать только то, что Он повелел нам.

17 И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
(Кол.3:17)

7 ибо мы ходим верою, а не видением, —
(2Кор.5:7)

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим.10:17)

24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
(Деян.15:24)

6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
(1Кор.4:6)

9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
(2Иоан.1:9)

Бог повелел нам ни прибавлять, ни отнимать от Его слова.

2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
(Втор.4:2)

32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
(Втор.12:32)

7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.
(Иис.Нав.1:7)

5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него.
6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
(Прит.30:5,6)

18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
(Откр.22:18,19)

!Если мы можем добавить к богослужению музыкальные инструменты, то почему мы не можем добавить к Вечере Господней игру?

Бог дал нам конкретное повеление о том, что делать в поклонении — петь.

Эта заповедь исключает свист, гудение, бой в барабаны, выступление клоунов, игру на пианино, неоновые огни и любое другое нововведение человека.

Мы просто принимаем власть слова Божьего.

Цель пения на Богослужении

В своём призыве к церкви в Коринфе, касавшемся их богослужения Павел сказал, что необходимо петь с пониманием.

15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
(1Кор.14:15)

Пение с пониманием исключает использование в поклонении Богу таких «форм» пения, как свист и т.п. Это более понятно в отрывках, которые дают нам заповедь петь.

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
(Еф.5:19)

16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
(Кол.3:16)

!Целью пения является, во-первых, восхваление Бога; а, во-вторых — вдохновение, поучение и увещевание друг друга.

Этого можно достичь только в общении с использованием слов — в псалмах, гимнах и духовных песнопениях.

В значении этих слов существуют некоторые различия.

Псалмы

Псалмы — это песни, которые использовались во время поклонения в храме и синагогах во времена Ветхого завета.

Слово «псалом» буквально значит «песня хвалы». Слово «гимн» — это перевод на греческий язык древнееврейского слова halal, которое значит «восхвалять«. Это слово также переводится «аллилуйя«. Слово «песня» в греческом языке может относиться как к религиозному, так и к светскому пению.

Поэтому богодухновенный автор добавил слово «духовные» (песнопения), чтобы было ясно, что Церковь должна петь на богослужении только религиозные песни.

Инструмент пения

Бог конкретно назвал инструмент нашего пения — наше сердце.

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
(Еф.5:19)

Греческое слово psaho переводится «создавать мелодию». Это слово буквально значит «перебирать струны«, например, перебирать струны гитары.

Бог конкретно определил инструмент, на котором следует играть — сердце. Это не физическое сердце, перекачивающее кровь, но глубина нашей души.

Сердце является центром всей нашей жизнедеятельности. Всё в нас начинается с сердца.

Бог хочет, чтобы мы вкладывали в пение всю глубину нашей души, наши самые сокровенные и искренние чувства и мысли. Такое отношение понятно, потому что христианство — это не религия церемоний или внешней формы, но религия сердца.

Религия сердца

Мы поверили в Иисуса нашим сердцем.

9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
(Рим.10:9,10)

Мы стали христианами, повиновавшись от сердца.

17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
(Рим.6:17)

Мы жертвуем от сердца

7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
(2Кор.9:7)

и исполняем Божью волю от сердца.

6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
(Еф.6:6)

Бог смотрит на наши сердца.

7 Но чрез Иуя, сына Ананиева, уже было [сказано] слово Господне о Ваасе и о доме его и о всем зле, какое он делал пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих, подражая дому Иеровоамову, за что он истреблен был.
(3Цар.16:7)

!Поэтому если наши сердца не принимают участия в пении, то это тщетное поклонение, и оно ничего не значит для Бога.

Павел сказал: «Буду петь духом (с искренним отношением), буду петь и умом» (1 Кор 14:15).

Пойте во славу Божию!

Область мнений

Вид вокальной музыки, которую мы используем на богослужении, относится к области мнений. Исполняем ли мы песнопения, мелодии из классической музыки или народные песни — остается на наше усмотрение.

Однако, если красота пения становится более важной, чем его послание, то у нас неправильный настрой. Если во время пения центром нашего внимания становятся ноты, сочиненные композитором, а не послание песни, то мы стремимся к развлечению, а не к поклонению Богу.

Мы хотим больше угодить собственным ушам, а не нашему Господу.

Я наблюдал, как ведущие пение часто говорят: «Сегодня красиво поёте». Но я редко слышу: «В этой песне прекрасное (или наставляющее) послание».

Также представляется, что подобные замечания отражают заботу об эстетических качествах пения, а не о его послании. Они говорят о том, что мы мало задумываемся о том, где во время поклонения находятся сердца.

Это типичная черта формального соблюдения закона, которая привела к фарисейству во время жизни Христа. Фарисеи больше заботились о форме, чем о состоянии сердца.

!Нам нравится красота мелодий, но она становится помехой для правильного поклонения, если мы позволяем мелодии отвлекать нас от послания.

У нас есть некоторые свидетельства об отношении ранней Церкви к пению на богослужении.

Свидетельства ранней церкви

Проконсул Плиний Секунд Младший в письме Римскому императору Траяну в 104 г. н.э. писал о своих исследованиях христиан и их религии и упомянул об их «пении с эховтором«.

Пение с эховтором представляло из себя серию ответов двух поющих групп на одном собрании. Так как этим исполнительским стилем пользовались в языческих театрах и храмах, эховтор не был широко принят в Церкви в течение трёх первых столетий. Однако, он был представлен в Церкви в Сирии в IV в.

Считается, что эта «перекличка» исполнялась в монотонной манере. Нам повезло, что у нас есть собрание псалмов в форме песенника — псалмодия, который дошел до нас в сочинениях Климента Александрийского (240 г н.э.).

Псалмодий написан очень простыми словами (для легкого запоминания). Стиль псалмодия похож на иудейское пение — простое, поэтичное и не очень мелодичное. До четвертого века стихи были в основном цитатами из Писания.

В IV в. н.э. нововведениями стали «мирская музыка» (сочиненная человеком), а также группа церковных служащих, («певчих»), которые пели в театральном музыкальном стиле (вероотступничества всегда стоит у дверей Церкви). К этому времени церковное управление сформировалось по образцу Римского государства.

Сама Церковь раскололась на две церкви — восточную, которая впоследствии стала называться Восточной православной (с управлением в Константинополе) и западную, которая стала называться Римской католической (с управлением в Риме).

В обеих церквах музыка стала искусственной и театральной и далеко ушла от свойственной ей в первом веке простоты.

Неясно, когда было введено пение по нотам, но Римская церковь практиковала его уже к началу движения Реформации (XVI в.).

В большинстве католических церквей в Европе и Америке пели в театральном стиле и использовали хоралы. В начале девятнадцатого столетия в основном отказались от хоралов или изменили их в преддверии появления классической музыки начала ХIХ в.

В пении большинства людей в мире, которые верят в Библию, в основном используется музыка композиторов-классиков — Баха, Моцарта и др.. Когда в церкви были представлены классические мелодии, ей было предъявлено обвинение в том, что она направляется в ад.

Это является поводом задуматься о неразумном влечении мелодией, вместо послания нашего пения.

Мы должны сосредоточиться на послании и стремиться сердцами угодить Богу, а не нашим ушам (себе).

Речитативное пение было введено в западной церкви в IV в. Амвросием.

Песнопение строилось на четырех нотах. В песнопении центральное место занимает содержание, тогда как в большинстве религиозных песен — мелодия.

Мы должны оценить свое отношение к пению. Мы должны думать о смысле, а не о мелодии.

Перед нами стоит трудная задача преодолеть условности обучения, которые заключаются в том, чтобы мы пели в ключе и с четырехголосой гармонией, и которые кажутся чрезвычайно важными для послания.

!При исполнении песен ведущим пение следует ввести обычай перед каждой песней говорить несколько слов о послании, выраженном в этой песне.

Это сконцентрирует наше внимание на сути нашего пения (желание Бога).

Историческая заметка об инструментальной музыке.

В Х в. Римская католическая церковь сделала попытку использовать на богослужении орган. Противостояние было настолько велико, что прошло еще 200 лет, прежде чем орган начали использовать в поклонении. Мартин Лютер, монах-католик, восставший против католической церкви и ставший движущей силой движения Реформации и отцом Лютеранской церкви, назвал орган «инструментом Ваала» (языческого бога соседей древнего Израиля).

До введения католической церковью музыкальных инструментов в X в., о них очень мало говориться в различных трудах по истории церкви.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью
  • Step

    Ну не знаааю.. Некоторые христиане могут так в сердце славить Бога, что лучше бы они делами Его прославляли нежели своим искренним «пением». Не, я не против, можно так петь Богу дома, но в церкви нужны ведущие прославление инструменты. Иначе, для царь Давид, написавший самую большую книгу в Библии о прославлении Бога, сам игравший на гуслях написал: «пойте песнь новую, пойте СТРОЙНО с восклицанием», «… Пойте на гуслях» и даже «…на десятиструнной псалтири». Скажете, ну это ветхий завет, мы живем по новому? И неужто Царь Давид попал в ад из за игры на гуслях???
    И почему то мы забываем что «проклят, кто дело Господне делает небрежно…» И я думаю что прославление Его имени должно быть не только от чистого сердца (а это несомненно на первом месте — Да и Аминь согласен с автором), но еще и красиво, качественно, стройно и с восклицанием, используя все что создал Господь для Его славы! Наши голоса, наши руки, всяческие инструменты!

    • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

      Для меня важными аргументами пения Нового Завета являются — цель и задачи пения. И вы правы, что за прославлением должны идти дела =)

      Например, в статье «Можно ли прославлять Бога в песнопении под инструменты?» — http://www.bible-help.ru/pesnopenie-pod-instrumenty/, я рассуждал над тем,что эстетическая составляющая может уводить от Бога.
      Умение петь правильно, зная ноты, умея играть на инструментах, с дирижером …, заставляют накладывать на простое и понятное Богослужение, ограничения для «не талантливого» христианина. Это уже фарисейство, рассуждение формата, что является работой в субботу, а что нет. Мы начинаем задуматься о вещах, которые не спасают душу. Как бы я красиво не пел — попадание в ноты, не спасет меня от греха!