Голиаф
Голиаф – (ивр. גלית – Гольят ) – огромный филистимлянский воин, потомок великанов-рефаимов в Ветхом Завете. Молодой Давид, будущий царь Иудеи и Израиля, побеждает Голиафа в поединке с помощью пращи, а затем отрубает его голову (1Цар. 17:49-51). Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян (1Цар. 17:52).
Давид убил Голиафа?
Широко известна легенда о том, как юноша Давид убил филистимского богатыря Голиафа:
- великан Филистимлянин => 1Цар 17:4-7
- поносил Израиль => 1Цар 17:8-11
- Давид предложил сразиться с ним => 1Цар 17:32-37
- Давид поразил его => 1Цар 17:48-51
- Давид завладел его мечом => 1Цар 21:9
И менее известно то обстоятельство, что в другом месте Библии убийство Голиафа приписывается совсем не Давиду. Приведем это место:
19 Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей.
(2Цар.21:19)
Может быть, это какой-нибудь другой Голиаф? Нет, все приметы совпадают:
- “Голиаф из Гефа” (т.е. гефянин)
- “древко копья его, как навой у ткачей” [I книга Царств, гл. XVII, ст.4,7.].
3 И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина.
4 И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди.
5 Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди;
6 медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его;
7 и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец.
(1Цар.17:3-7)
Понятно, что и Давид и Елханан не могли убить одного и того же человека, значит по меньшей мере, в одном из этих двух случаев в Библии ошибка. Интересно, что в другой “исторической” книге Ветхого Завета – Паралипоменоне видна попытка, как-то устранить противоречие между двумя свидетельствами книги Царств.
В ней говорится, что:
5 И опять была война с Филистимлянами. Тогда Елханам, сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей.
(1Пар.20:5)
Здесь уже налицо третья версия одного и того же события. Интересно то обстоятельство, что такое имя, как “Лахми”, больше нигде не встречается; видимо, его не было у семитических народов Палестины. Похоже на то, что автор Паралипоменона стараясь спасти версию о геройском подвиге Давида, придумал для Елханана (он называет его Елханамом) другого противника и назвал его первым попавшимся словом.
Статья по теме: Библия, интересные факты
В начале истории о становлении Давида как царя, говорится, что он победил трёхметрового война по имени Голиаф. Понятно, что такие войны, как Голиаф – не будут бегать и сражаться с деревянными мечами, копьями, латами и т.п. вещами. Он был поистине “здоровым” воином, но надо учесть, что и все филистимляне, как мы знаем – были не слабые, а рослые и здоровые люди.
Итак, Давид побеждает Голиафа в начале своей «карьеры», но затем жизнь продолжается и течёт своим чередом. Люди растут, умножаются, возмужают, занимаются своими дела, насущными проблемами, строят планы и т. д.
Вспыхивают новые войны, в семьях бывает не по одному, а по нескольку детей, кто-то умирает в детстве (как один из братьев царя Давида), кто-то в юности, кто-то в зрелом возрасте на войне с иноплеменниками. И об этом мы читаем во 2 Цар 21 главе:
15 И открылась снова война между Филистимлянами и Израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с Филистимлянами; и Давид утомился.
16 Тогда Иесвий, один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида.
17 Но ему помог Авесса, сын Саруин, и поразил Филистимлянина и умертвил его. Тогда люди Давидовы поклялись, говоря: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля.
18 Потом была снова война с Филистимлянами в Гобе; тогда Совохай Хушатянин убил Сафута, одного из потомков Рефаимов.
19 Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей.
20 Было еще сражение в Гефе; и был [там] один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов,
21 и он поносил Израильтян; но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давидова.
22 Эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его.
(2Цар.21:15-22)
У Голиафа, которого убил Давид мог быть брат, родной или двоюродный. Или, как мы бы сейчас назвали однофамилец, ведь имя Голиаф можно дать не одному мальчику. И даже из одного и того же города. Тем более, что «Рефаимы» – это название исполинов, возможно у них была династия и в числе их был не один Голиаф, а несколько.
Тем более, как я уже говорил – филистимляне не были маленького роста сами по себе и они были сильны. Так, что нет ничего удивительного в том, что израильтянам приходилось сталкиваться с большим количеством “здоровяков”, да ещё и с похожими именами.
Статья по теме: Имя Иисус — на 93 языках мира
P.S. Разон, Резон, Иофора, Иофор, Иетро, Рагуил, Реуэл – вы можете не поверить, но если верить библейской энциклопедии, то все эти имена принадлежат одному и тому же человеку.
У евреев такой язык, что одного и того же человека можно назвать по разному и это не будет ошибкой. Даже в русском языке есть подобное, да и в других наверное тоже. Меня можно называть Саша, Александр, Шура, Алекс, по немецки это звучит, как Алекзендер. Так, что всё очень понятно и прозрачно выглядит, если немного поразмышлять и поискать информацию об интересующем нас вопросе.
Справочники
Голиаф (евр. Гольят):
- великан Голиаф из Гефа, хорошо вооруженный “единоборец из стана филистимского”, которого Давид победил с помощью пращи (1 Цар 17). Голиаф предположительно, был одним из енакимов, остатки которых укрылись в Гефе (Нав 11:22);
- согласно 2 Цар 21:19, Голиафа был убит Елхананом, однако в 1Пар 20:5 говорится, что Елханан убил брата Голиафа, Лахмия. Вероятно, здесь имеет место ошибка переписчика, поэтому в обоих случаях, согласно 1Пар 20:5, следует читать: “брата Голиафа”. Елханан.
Давид и Голиаф
- филистимский великан, уроженец Гефа. Ростом Голиаф был 6 локтей с пядью, кольчуга его весила 5000 сиклей, древко его копья походило на навой у ткача, в самом копье было 600 сиклей железа. Единоборство Голиафа с Давидом происходило «в долине дуба» между «Сокхофом и Азекой» (1 Цар 17:19). Меч Голиафа, взятый Давидом, хранился сначала в Номве, а потом в Иерусалиме. Последний псалом Псалтири написан Давидом после поражения Голиафа (Пс 150)
- (2 Цар 21:19) – другой великан Голиаф, тоже гефянин, убитый Елхонаном, сыном Ягаре-Оргима Вифлеемского. Древко его копья походило на задний вал ткацкого станка.
Сноски
- Библия. Синодальный перевод
- Википедия. Голиаф
- Тематический словарь NIV (c) Zondervan/IBS
- Библейская Энциклопедия Брокгауза – Голиаф
- Иллюстрированная библейская энциклопедия – Голиаф