Грешно выкидывать хлеб
Бывает, что после трапезы остается хлеб. Некоторые его не выкидывают, потому что считают, что это грешно.
Давайте сегодня разберемся: накажет нас Бог, если мы выкинем еду или хлеб…
Какая роль отведена хлебу в Библии?
Хлеб с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт 3:19; 14:18; 21:14 и др.).
В 2Цар 9:7 под “Хлебом” подразумевается еда в целом, так же как и в молитве “Отче наш”:
“Хлеб наш насущный дай нам на сей день”
(Мф 6:11; ср. также Лев 26:5; Пс 36:25; 103:15; Ис 30:20; 58:7).
Единственно известный вначале ячменный Хлеб (Суд 7:13; 4Цар 4:42) позднее становится пищей исключительно бедняков, а пшеничный, доступный ранее лишь зажиточным людям, получает всеобщее распространение.
Выпечкой хлеба занимались домашние хозяйки, которые для тяжелой работы привлекали служанок или рабынь. Профессиональные пекари были исключением, хотя они встречались не только в Египте (Быт 40:1) или в Римской империи, но и в Израиле во времена правления царей (1Цар 8:13; Ос 7:4 и след.); так, в Иер 37:21 упоминается “улица хлебопеков”.
Хлеб использовали в пищу, для подкрепления сил.
Грех в жизни человека
Грех – это то, что разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом.
Мне кажется, именно в понимании греха кроется непонимание того, можно или нет выкидывать хлеб.
Пример ошибочного суждения о церемониях в принятии пищи были развеяны Иисусом:
16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления –
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека.
(Матф.15:16-20)
Иисус акцентирует внимание не на предметах быта или предшествующему омовению рук, а на состоянию сердца человека. Именно из сердца исходят злые помыслы, которые и являются разделением между Богом и нами.
Мы можем не выкидывать хлеб, еду, а чтить важность хлеба, но потом сквернословить, обманывать или красть.
Бог предупреждает нас:
13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
(Ис.29:13)
Остаток еды будет лучше отдать голодающим, скормить животным, нежели выкинуть.
В отношении еды Иисус показал нам различие между церемониями, этическими нормами и тем, что в действительности важно Богу.
В культуре русского человека по прежнему остается память о военных годах, когда не хватало еды. Каждая крошка была на вес золота и было сложно представить, что кто-то мог выкинуть хлеб. Такое отношение к пище встречается и по сегодняшний день.
К спасению души хлеб или иная обыденная пища не имеют отношения
Иисус – наш хлеб
В Пс 103:15 о хлебе говорится, что он укрепляет сердце человека;
15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
(Пс.103:15)
Сам Иисус метафорически называет Себя Хлебом Божьим или “хлебом жизни, Который сходит с небес” (Ин 6:33,35,41,50 и след.,58).
33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
(Иоан.6:33-35)41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.
(Иоан.6:41)50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
(Иоан.6:50)58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
(Иоан.6:58)
Этим Иисус говорит, что решающим условием для обретения вечной жизни является связь с Ним, вера в Него. Таким образом, выражение “вкушать хлеб” (Лк 14:15) означает единение за общей трапезой в Царстве Божьем.
15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
(Лук.14:15)
Во время Вечери Господней Иисус назвал Своим телом хлеб, принимаемый Церковью (Мф 26:26).
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
(Матф.26:26)
Этот хлеб символизирует единство Церкви, достигнутое жертвенной смертью Иисуса и постоянно подтверждаемое и свидетельствуюмое (1Кор 10:16 и след.; 11:26).
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
(1Кор.10:16,17)26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
(1Кор.11:26)
Упоминание хлеба в сочетании с вином (Быт 14:18) служит указанием на пышный пир, а в сочетании с водой (Притч 25:21; Иез 12:18) означает простую, но сытную пищу.
Слова “отпускай”, “дели хлеб свой” выражают призыв к щедрой благотворительности (Еккл 11:1; Ис 58:7). Однако уже в Ветхом Завете, где подчеркивается, что Бог заботится о человеческом благополучии (Исх 16:8; 23:25; Лев 26:5), говорится о том, что:
3 Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек;
(Втор.8:3)
Но духовную пищу дано вкусить лишь тем, кто верует в Иисуса.
Источник
- Библия. Синодальный перевод
- Библейский словарь Брокгауза