Клятва в Ветхом и Новом Завете

0
2484

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

В Синодальном перереводе два еврейских слова переданы словом «клятва»:

1существительное шевуаклятва«) имеет тот же корень, что и числительное шева («семь»).

Этимологическая связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22-32 — Беэршева, Синодальный перевод — Вирсавия = «колодец семи» или «колодец клятвы»);

22 И было в то время, Авимелех с Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь;
23 и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь.
24 И сказал Авраам: я клянусь.
25 И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы.
26 Авимелех же сказал: не знаю, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал [о том] доныне.
27 И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз.
28 И поставил Авраам семь агниц из [стада] мелкого скота особо.
29 Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц, которых ты поставил особо?
30 [он] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь.
31 Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись
32 и заключили союз в Вирсавии. И встал Авимелех, и Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую.
(Быт.21:22-32)

 

2существительное ала, в отличие от шевуа, переводится не только как «клятва», но и как «проклятие», «заклинание». В значении «проклятие» это слово употреблено в

1 Если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил, то он понесет на себе грех.
(Лев.5:1)

23 И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;
(Чис.5:23)

24 Люди Израильские были истомлены в тот день; а Саул заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи.
(1Цар.14:24) и др.

Как «клятва» оно переведено в Быт 26:28: «поставим между нами и тобою клятву, и заключим с тобою союз», — а также в 2Цар 21:7.

7 Но пощадил царь Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саулова, ради клятвы именем Господним, которая была между ними, между Давидом и Ионафаном, сыном Сауловым.
(2Цар.21:7)

О клятве «поступать по закону Божию» идет речь и в

29 пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвою и проклятием — поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его,
(Неем.10:29)

 

II. ФОРМЫ КЛЯТВЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, о чем он говорит. Ветхий Завет знает различные формы клятвы:

1

Клятва, скреплявшая союз или подтверждавшая договор, могла сопровождаться торжественным закланием животных и рассечением их туш;

10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
(Быт.15:10)

28 И поставил Авраам семь агниц из [стада] мелкого скота особо.
29 Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц, которых ты поставил особо?
30 [он] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь.
31 Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись
(Быт.21:28-31)

18 и отдам преступивших завет Мой и не устоявших в словах завета, который они заключили пред лицем Моим, рассекши тельца надвое и пройдя между рассеченными частями его,
(Иер.34:18 и след.)

2
клянущийся поднимал правую руку или обе руки,

22 Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли,
(Быт.14:22)

40 Я подъемлю к небесам руку Мою и говорю: живу Я во век!
(Втор.32:40)

7 И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится.
(Дан.12:7)

5 И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу
(Откр.10:5)

поэтому словосочетание «поднять руку» в некоторых случаях означает «поклясться»;

8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь.
(Исх.6:8)

30 не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, [клялся] поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина;
(Чис.14:30)

3иногда приносящий клятву должен был положить руку «под стегно» (бедро) того, кому он клялся.

2 И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое
(Быт.24:2)

9 И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем.
(Быт.24:9)

29 И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и [клянись], что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте,
(Быт.47:29)

Это могло означать:

а) связь с обрядом обрезания;

б) указание на то, что потомство, происходящее из чресел, будет мстителем за возможное нарушение клятвы;

4
в более поздние времена клятвы стали приносить перед жертвенником.

31 Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей,
(3Цар.8:31)

 

III. ФОРМУЛЫ КЛЯТВЫ И ЕЕ СВЯТОСТЬ

1
Клятва облекалась в различные формулы:

«Бог … да судит между нами» (Быт 31:53); «да живет душа твоя» (1Цар 1:26; 17:55; 2Цар 14:19); «клянусь жизнью… (указывается, чьей жизнью)» (Быт 14:15; 2Цар 11:11); «жив Господь…» (1Цар 14:39; 19:6; 2Цар 15:21; 3Цар 18:10); «жив Господь и жива душа твоя» (1Цар 20:3); клятва «небом», «землею», «храмом», «Иерусалимом» (Мф 5:34 и след.; 23:16 и след.).

Клятва, не содержавшие имени Господа, возникли, вероятно, из опасения нарушить третью заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога
твоего, напрасно…» (Исх 20:7);

2святость клятвы была нерушима. Ложная клятва, называемая в Библии «ложным свидетельством», каралась
таким же наказанием, какое предназначалось обвиненному, чья вина подтверждалась истинными свидетельствами

16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
(Исх.20:16)

12 Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.
(Лев.19:12)

16 Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении,
17 то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни;
18 судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего,
19 то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя;
(Втор.19:16-19)

4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, [хотя бы] злому, и не изменяет;
(Пс.14:4)

2 Хотя и говорят они: «жив Господь!», но клянутся ложно.
(Иер.5:2)

9 Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете,
(Иер.7:9)

59 Ибо так говорит Господь Бог: Я поступлю с тобою, как поступила ты, презрев клятву нарушением союза.
(Иез.16:59)

4 Говорят слова [пустые], клянутся ложно, заключают союзы; за то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля.
(Ос.10:4)

17 Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь.
(Зах.8:17)

 

IV. КЛЯТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Клятве придавалось важное значение в общественной и политической жизни, особенно в судебных разбирательствах. Клятва в суде всегда имела формулу произносимого судьей заклятия, на которое присягающий должен был ответить «аминь»

сравните:

22 и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот [твой] и опало лоно [твое]. И скажет жена: аминь, аминь.
(Чис.5:22)

и

15 проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь.
(Втор.27:15 и след.)

63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
(Матф.26:63 и след.)

 

Клятва в суде могла быть либо клятвой свидетеля, либо клятвой очищения:

1свидетель должен был произнести клятву до допроса. Присягнувший клялся сказать все, что ему известно по данному делу, в соответствии с истиной. Если он о чем-то умалчивал, то считался подлежащим Божьему проклятию;

Притч 29:24: «Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие [произносимое судьей заклятие], но не объявляет о том [всей правды]».

Если же утаивший правду позднее хотел избавиться от своей вины, то он мог исповедаться и принести жертву повинности;

1 Если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил, то он понесет на себе грех.
2 Или если прикоснется к чему-нибудь нечистому, или к трупу зверя нечистого, или к трупу скота нечистого, или к трупу гада нечистого, но не знал того, то он нечист и виновен.
3 Или если прикоснется к нечистоте человеческой, какая бы то ни была нечистота, от которой оскверняются, и он не знал того, но после узнает, то он виновен.
4 Или если кто безрассудно устами своими поклянется сделать что-нибудь худое или доброе, какое бы то ни было дело, в котором люди безрассудно клянутся, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в том.
5 Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил,
(Лев.5:1-5 и след.)

2Клятва очищения применялась только в том случае, если имело место нанесение ущерба собственности, а истинного виновника выявить не удавалось

Исх 22:7 и след.,10 и след.; Лев 6:1 и след.; 3Цар 8:31 и след.

Если такая клятва была дана, то дело считалось решенным, и только опровержение со стороны самого покаявшегося могло свидетельствовать о ложности этой клятвы. Причиненный ущерб в этом случае подлежал возмещению с добавлением одной пятой от его величины, а во искупление допущенной несправедливости виновный (лжесвидетель) приносил жертву повинности.

V. ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С КЛЯТВОЙ

Третья заповедь запрещает опрометчивые клятвы и ложные свидетельства.

Поскольку клятва была призывом к Господу, то Писание запрещает клясться идолами.

7 Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц.
(Иер.5:7)

16 И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: «жив Господь!», как они научили народ Мой клясться Ваалом, то водворятся среди народа Моего.
(Иер.12:16)

5 и тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся царем своим,
(Соф.1:5)

Израильтяне легко прибегали к клятве, чтобы придать своим утверждениям дополнительный вес, поэтому Иисус запретил Своим ученикам (христианам — примечание редактора) клясться.

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
(Матф.5:33-37)

Святым, стоящим во свете Божьем и в истине, клятва не нужна.

Возможно, запрет, наложенный Иисусом, касается не клятвы как таковой, а такого обращения с истиной, которое вызывает необходимость клятвы. И следовательно, запрет Иисуса не касается клятв такого рода, которые требует, например, государство.

Вторая точка зрения, которой придерживается редактор этого материала, напротив.

Считаю, что словами Иисуса в Матф.5:33-37 стоит исполнять в буквальном смысле и не подвергать себя обязательствам клятвы.

3 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.
4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: «это — ошибка!» Для чего тебе [делать], чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
(Еккл.5:3-5)

Нагорная проповедь

Очень интересно отметить, что в Нагорной Проповеди Иисус часто напоминает иудеям то, что им уже было известно. Иудейские учители всегда требовали, чтобы люди говорили только правду.

«Мир прочно держится на трех вещах: на справедливости, истине и мире».

«Четыре человека не могут явиться в присутствии Бога: зубоскал, лицемер, лгун и сплетник».

«Давший слово и изменивший ему подобен идолопоклоннику».

Представители школы Шаммаи были настолько преданы истине, что запрещали даже обычную в обществе вежливую учтивость, например, делать невесте комплимент за ее красоту, если она в действительности ничем не выделялась. Еще строже относились иудейские учители к истине, если она клятвенно заверена.

Это неоднократно отмечено в Ветхом Завете.

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
(Исх.20:7)

Эта заповедь не имеет никакого отношения к ругательствам; она осуждает человека, который клянется в подтверждение истинности своих слов, или обещает что-то, ссылаясь на Бога, но делает это с целью обмануть.

3 если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его.
(Чис.30:3)

21 Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех;
(Втор.23:21)

Две точки зрения отрицательно влияли на клятву во времени Иисуса Христа.

1С одной стороны была широко распространена, так сказать, легкомысленная божба, когда клялись и божились там, где в этом не было необходимости и где это вообще не было уместно.

Стало слишком обычным предварять какое-нибудь заявление словами: «Клянусь твоей жизнью», или «Клянусь моей головой», или «Да не видать мне утешения Израилева, если…»

Раввины объявляли греховным и неуместным употребление любых клятв в утверждении простого предложения, как, например: «Это масличное дерево». «Да» в устах праведника — это «да», — говорили они, — а его «нет» — «нет». И нынче еще уместны такие предостережения.

Слишком часто люди бессмысленнейшим образом употребляют самые священные слова и выражения, бездумно и неуважительно произносят самые священные имена. Священные слова нужно употреблять для священных дел.

2Была у иудеев еще одна привычка, некоторым образом еще хуже этой; ее можно назвать уклончивой божбой. Иудеи делили клятвы на совершенно обязательные и не обязательные.

Любая клятва, в которой упоминалось имя Божье, была совершенно обязательной, а клятва, в которой можно было избежать упоминания имени Божьего, считалось не обязывающей. И потому, если человек клялся именем Бога, он твердо выполнял свою клятву, а если он клялся небом или землей, или Иерусалимом, или своей головой, то считал себя вправе нарушить эту клятву.

И потому такая уклончивость была доведена до высокого искусства. А стояла за этим идея, что, если упомянуто было имя Бога, то Он становился соучастником договора, а если же Его имя не упоминалось, Бог не имел к делу никакого отношения.

Вкладываемая Иисусом в Его слова идея совершенно ясна.

Иисус говорит, что никто не может посчитать, что Бог не имеет никакого отношения к тому или иному делу или договору, потому что Бог всегда уже присутствует повсюду.

Небеса — это престол Божий; земля — подножие ног Его; Иерусалим — город Божий; голова тоже не принадлежит самому человеку, потому что он не может ни одного волоса сделать черным или седым; и жизнь его тоже принадлежит Богу. Все в мире принадлежит Ему, и потому, независимо от того, упоминается в связи со всем этим имя Божье или нет, Он всегда присутствует при этом.

И в этом великая непреходящая истина: жизнь нельзя делить на сферы, в которых Бог присутствует, и на сферы, в которых Он не присутствует.

Нельзя говорить в церкви одним языком, а на заводе или в конторе — другим. Нельзя устанавливать для церкви одни нормы поведения, а другие — для деловых отношений. Бога нельзя призывать в одни сферы жизни и устранить из других. Он присутствует везде, во всех сферах жизни и областях деятельности. Он слышит все слова, а не только те, что обращены к Нему и связаны с Его именем, ибо нет такой фразы, которая исключила бы Бога из деловых отношений.

Мы будем считать священными все наши обеты и обещания, если будем помнить, что все они произносятся в присутствии Бога.

VI. КЛЯТВА БОЖЬЯ

По свидетельству Библии, Бог сопровождает Клятвой великие обетования Своим избранникам,

16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,
(Быт.22:16)

4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
(Пс.88:4 и след.)

4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
(Пс.109:4)

11 Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.
(Пс.131:11)

13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
(Евр.6:13 и след.)

17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
(Евр.6:17)

21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, —
(Евр.7:21)

а также предвозвещения Суда.

34 И Господь услышал слова ваши, и разгневался, и поклялся, говоря:
(Втор.1:34 и след.)

14 и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.
(1Цар.3:14)

11 и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».
(Пс.94:11)

2 Клялся Господь Бог святостью Своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками и остальных ваших удами.
(Ам.4:2)

Подкрепляя незыблемость Своих обещаний, Он клянется Самим Собой.

 

Над материалом работал: