История Пасхи
От Иакова до Иосифа
Итак, Иаков возвращается в Ханаан, землю обетованную, которую обещал его народу Бог, по дороге получает смену имени на Израиль.
В Ханаане сыновья Иакова убивают за бесчестие своей сестры Дины сыновей правителя Шехема , из-за чего Иаков уходит в Вефиль.
Бог называет Иакова Израилем (под этим именем станет известным весь народ) – Быт 35:9-10.
Рахиль (жена Иакова) рожает Вениамина (младшего сына, старший Иосиф) и умирает. Иосиф, любимый сын, первенец от Рахиль, продан в рабство братьями в Египет.
Чудесная история превращения от раба-узника во второго правителя Египта. Приводит отца и братьев в Египет (переселяет – дал им в собственность лучшую часть земли)
17 лет израильтяне живут в Египте с Иаковом (сыном Авраама).
Иосиф, сын Иакова, жил в Египте до 110 лет и умер в Египте. На этом заканчивается книга Бытие.
Центральная выдающаяся личность этой книги – Авраам.
Примерно через 400 лет новые события описывает Книга Исход.
Израильтяне размножились, заняли много земель, стали многочисленным народом, а к власти пришёл другой правитель Египта – фараон, который не знал Иосифа, боялся, что израильтяне объединятся с врагами Египта и стал угнетать их, заставлял делать самую тяжелую и неблагодарную работу.
Но, несмотря на это, израильтян становилось всё больше и фараон повелел убивать мальчиков – израильтян – топить в реке (вначале приказал повитухам убивать, но те не стали).
Моисей
Отдельная история про спасение мальчика Моисея и его судьбу.
Это не тема нашего сегодняшнего разговора, но именно Моисей стал вождём еврейского народа, и именно с Моисеем говорил Господь и дал все законы для израильского народа.
Наша сегодняшняя тема затрагивает историю жизни Моисея в части того, что, когда израильтяне уже стонали от рабства, условия их жизни стали совсем невыносимыми, то Бог услышал их стоны и мольбы.
Бог обратился к Моисею, чтобы он вывел народ израильский из Египта и, таким образом, исполнилось обещание Бога вывести израильский народ из этой земли и привести в землю обетованную.
Для этого Бог поручил Моисею пойти к фараону и сказать, чтобы фараон отпустил еврейский народ в пустыню для принесения жертвы Богу. И отпустить всего на три дня.
Но, несмотря на то, что Бог наделил Моисея чудесами, сердце фараона было ожесточено, и он не отпустил израильтян, а ещё больше усилии на них давление.
Тогда, для доказательства силы Бога и чтобы сломить сопротивление фараона, на египетскую землю было послано 10 казней египетских.
И после каждой казни, когда умирали египтяне, погибали стада, погибала земля, фараон сначала обещал отпустить Израиль, а, как только нашествие прекращалось, снова не отпускал их.
И так прошло 9 казней и на 10 раз Господь сказал, что покарает фараона и Египет ещё лишь раз. После этого он отпустит вас, и не просто отпустит, а выгонит.
И Моисей передал фараону: Исх 11 4-10 ЧИТАТЬ
Учреждён праздник Пасхи
То есть, должны были умереть первенцы всех живых существ, за исключением израильтян. И эта смерть должна была повлечь за собой массовый исход евреев из поработившей их страны.
Таким образом, были исполнены обетования Бога Аврааму, Исааку и Иакову.
Желая увековечить это важное событие, Бог учреждает праздник Пасхи, во время которого все последующие поколения должны будут символически повторять его главные элементы.
И это слово было связано со словом паса́х (ивр. פסח — «миновал, прошёл мимо»), которое напоминает о том, что Господь миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта и учредил праздник Пасхи, которая совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена много столетий.
Учреждён праздник Пасхи был 1446 год до н.э.
Итак, мы прочитали и поняли, о какой Пасхе говорится в Библии в Ветхом Завете – что означает это слово и что означает это праздник.
Почему и зачем мы, христиане празднуем Пасху?
Давайте же посмотрим, каким образом и почему этот древнееврейский праздник перешёл в наше время, почему и зачем мы, христиане празднуем Пасху.
Вряд ли кто- то из нас это делает в память о спасении еврейского народа из египетского рабства.
А чтобы понять это, надо обратиться к Новому Завету, когда возникает само понятие христианства и появляется новое значение Пасхи.
В Новом завете Пасха, как праздник, неоднократно упоминается во всех Евангелиях.
Но первое упоминание о пасхе связано с Триумфальным въездом Иисуса в Иерусалим Читаем Ин 11:55-57:
55 Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.
56 Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник?
57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.
(Иоан.11:55-57)
Итак, наступает конец марта и приближается праздник Пасхи. Время земного служения Иисуса подходит концу.
Никакой другой праздник не был столь важным для иудеев и никакой другой праздник не мог быть более подходящий кульминацией в жизни и служении Христа.
Пасха — история, особенности, противоречия.
Когда умер Иисус?
Пасха — детальное изучение
Пасха отмечалось в начале праздника пресных хлебов, который длился 7 дней и служил все эти годы напоминанием об исходе древних предков, израильтян, из египетского рабства.
На Пасху приносили ежегодно в жертву пасхального ягнёнка, как и в начале исхода, когда его кровью израильтяне должны были покропить косяки дверей. Когда по земле египетской прошла смерть и погибли все первенцы в каждой семье, Бог пощадил только те семьи, на чьих дверях была кровь ягнёнка.
Как совершенный Ягнёнок Божий, Иисус и сам должен будет погибнуть ради спасения тех, кто поверит в силу Его крови и примет её.
Название праздника происходят от события, когда смерть «прошла мимо», поразив первенцев в каждой египетской семье.
Вслед за Пасхой, как часть того памятного события, отмечается семидневный праздник Пресных хлебов, который призван напоминать евреям о бегстве их предков из Египта, в течение которого израильтяне ели только пресный хлеб.
Для евреев времени Иисуса было привычно называть оба праздником вместе либо пасхой, либо праздником пресных хлебов.
Согласно Божьему повелению, пасхального ягнёнка следует убивать вечером 14 дня на Пасху и есть пасхальный ужин тем же вечером, который фактически будет уже началом следующего.
В трех Евангелиях описывается (у Матфея, Марка и Луки) описывается как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17—19, Мк. 14:12—16, Лк. 22:8—15) Матфей, Марк и Лука описывают приготовлении учеников к празднованию Пасхи в первый день праздника Пресных хлебов, когда нужно было приносить в жертву пасхального ягненка.
Ученики готовят большую комнату наверху прежде всего для особого пасхального ужина, который они намереваются разделиться с Иисусом вечером следующего дня, видимо даже не предполагая, что обычный ужин в первый день праздника в действительности станет их «последним ужином» с Иисусом.
Хотя в целом Иисус и говорит о происходящем как о части празднования Пасхи, Он, по-видимому, пытается объяснить ученикам, почему для него так важно разделить с ними трапезу накануне фактического пасхального ужина.
Как известно, Иисус говорит следующее: Лк 22:14-16 и сказал им:
очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, Ибо, говорю вам, не попробую больше еды пасхальной, пока не случится это в Царстве Божьем!
Говоря о своих страданиях Иисус предчувствует, что его собственная жертвенная смерть произойдёт вечером следующего дня, и поэтому Он уже не сможет разделить с учениками настоящий пасхальный ужин.
Если торжественный въезд Иисуса в Иерусалим считать 10 днём то 14 днём был четверг, когда Иисус и был распят.
Тогда, в этой предполагаемой параллели наиболее важным оказывается то, что Иисус, как совершенный Ягнёнок Божий, не празднует Пасху с обычном жертвенным ягненком, а Сам становится им – принесённым в жертву точно в назначенный час.
Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника.
Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда».
Что же произошло дальше?
Пасха крестная, воскресная
Первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная», она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи.
После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная».
В 1 веке празднование было еженедельно, но в годовщину празднование было более торжественным. И до 325 года – Первого вселенского собора, в основном, разгорались споры по времени празднования.
На этом Соборе рассматривался вопрос единого дня празднования Пасхи для всего христианского мира.
Однако, свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке.
Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной. А в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова.
Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчётливее, за что получил название «царя дней».
И постоянно, в течение всего этого времени – до настоящего дня, были постоянные распри, выяснения правоты по времени, обрядам и церемониям данного праздника.
Да, традиционные религии признают важность данного празднества, день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчётливее, за что получил название «царя дней».
И признаётся, что ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи христианской – как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа.
В Википедии написано, что Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, ивр. פסח [Pesaḥ]), Воскресе́ние Христо́во, Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник.
И написано, что Древнееврейское слово Пе́сах обозначает иудейскую Пасху.
У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».
Этот праздник установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, которое является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения.
В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».
И, вроде бы написано всё правильно, только как-то подменяются одни понятия другими.
Что поставлено на первое место?
План Господа
- План Господа был показать людям прообраз жертвы для еврейского народа и совершенную жертву для всех людей и всех народов.
- План Господа был показать людям разницу между этими жертвами и разницу последствий этих жертв.
- План Господа был дать людям возможность понять глубину всей жертвы, которую принёс Господь и ту радость, которую мы, признав и приняв её, испытываем в связи с воскресением Христа.
Потому что все мы – каждый человек – может получить бесплатное прощение грехов и надежду на жизнь вечную для своей души.
А что получилось?
В борьбе за власть, за господство земное, люди извратили саму сущность праздника (пасхальная жертва и воскресение ИХ).
Пасха – жертва Иисуса Христа превращена в праздник и объединена с праздником воскресения. Мы печём куличи и варим яйца, освящаем их, стоим на Пасхальной службе и с радостью ждём окончания поста.
Есть ли Господь в этих действиях? Его жертва? Его воскресение? Его любовь и милость? Поразмышляйте над этим …
Видео
Видео История искупления 6.2 – Видеть Иисуса таким, какой Он есть
Сноски
-
- Библия. Синодальный перевод
- Википедия. Пасха
- Автор: Геннадий Щербаков, старейшина Сыктывкарской ЦХ