Истинный пост состоит не в отказе от пищи, но в смирении и обращении к истине

0
1026

Пост — само понятие, знают многие, но истинный пост не каждый.

Под «постом» можно услышать: диета, график, похудение, вера, но что является первоисточником, что истинно.

Давайте по порядку:
— понятие пост
— пост в Ветхом Завете
— пост в эпоху после Вавилонского плена
— Иисус Христос и соблюдение поста

Пост — как и жертва не является по закону обязательным установлением.

Только в одном случае — в день очищения закон предписывал смирять души, что значит, как думают толкователи, поститься (Лев 16:29,31; 23:27,29,32; Чис 29.7).

29 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами,
30 ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним;
31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.

(Лев.16:29-31)

27 также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;
28 никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего;
29 а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего;
30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее;
31 никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших;
32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу.

(Лев.23:27-32)

27 также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;
28 никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего;
29 а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего;
30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее;
31 никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших;
32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу.

(Лев.23:27-32)

7 И в десятый [день] сего седьмого месяца пусть будет у вас священное собрание: смиряйте [тогда] души ваши и никакого дела не делайте;

(Чис.29:7)
Об этом посте, видимо, упоминается в Деян 27:9

9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,

(Деян.27:9)
Однако многие пророки, цари и даже целый народ часто добровольно оставляли все дела, надевали на себя вретище, отказывались от еды и питья, если им грозила беда или они хотели о чем-то особенно просить Бога.

26 Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом.

(Суд.20:26)

12 и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча.

(2Цар.1:12)

3 И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее.

(2Пар.20:3)

21 И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего,

(Ездр.8:21)

13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

(Пс.34:13)

5 потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши,

(Иоил.3:5)

2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

(Деян.13:2,3)

И это называлось «поститься».
Пост мог продолжаться день или несколько дней.
Наиболее продолжительно — 40 дней, постились Моисей (может быть, дважды или трижды — Исх 24.18; 34.28; Втор 9.9,18), пророк Илия (3Цар 19.8) и Господь Иисус Христос (Мф 4.2).
Их вместе на горе Преображения видели ученики.

Истинный пост состоит не в отказе от пищи, но в смирении и обращении к истине
(Ис 58.3-14; ср. Иер 14.11-12; Зах 7.5).

3 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;
11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
12 И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
13 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, —
14 то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.

(Ис.58:3-14)

11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему.
12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.

(Иер.14:11,12)

5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?

(Зах.7:5)

В Новом Завете нет заповеди о посте, но Апостолы и другие служители Христовы наставлением (1Кор 7.5) и примером (Деян 13.2-3) показали важность поста для святой жизни (ср. Мф 17.21).

5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

(1Кор.7:5)

2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

(Деян.13:2,3)

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

(Матф.17:21)

Пост, поститься [евр. цум, «затягивать (внутренности)»; греч. нестеуо], добровольное воздержание от пищи и время этого воздержания.

I. ПОСТ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Ветхий Завет часто говорит о посте, соблюдавшемся отдельными людьми или всем народом Израиля, но слово цум в пяти книгах Моисея не употребляется.
В день искупления народ должен был «смирять свои души» (Лев 16:29-31; 23:27; ср. Деян 27:9), что, безусловно, включало в себя и воздержание от приема пищи.

29 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами,
30 ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним;
31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.

(Лев.16:29-31)

27 также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;

(Лев.23:27)

9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,

(Деян.27:9)

Пост мог соблюдаться, например, после того, как постящийся давал обет.

14 Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть;

(Чис.30:14)

Особое значение имели пост Моисея на горе в присутствии Бога (Исх 34:28), а также сорокадневный пост Илии, после того как его накормил ангел Господень (3Цар 19:8).

28 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.

(Исх.34:28)

8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.

(3Цар.19:8)

В некоторых местах Писания говорится о том, что люди отказывались не только от еды, но и от воды (Иона 3:5-8; Деян 23:12);

5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.

(Ион.3:5-8)

12 С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел, и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла.

(Деян.23:12)

вероятно, подобное воздержание практиковалось и в дни Поста (Суд 20:26; 1Цар 7:6; Иер 36:6).

26 Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом.

(Суд.20:26)

6 И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.

(1Цар.7:6)

6 итак иди ты и прочитай написанные тобою в свитке с уст моих слова Господни вслух народа в доме Господнем в день поста, также и вслух всех Иудеев, пришедших из городов своих, прочитай их;

(Иер.36:6)

Евреи из Книги Есфирь (Есф 4:16) и апостол Павел (Деян 9:9) соблюдали такой пост в течение трех дней.

16 пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну.

(Есф.4:16)

9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

(Деян.9:9)

О более продолжительных сроках столь строгого поста в Библии не упоминается.
Обычно постящиеся воздерживались только от пищи, а пить воду во время продолжительных поста разрешалось.
Давид ничего не ел семь дней;

16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле.
17 И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.
18 На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое.
19 И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло.
20 Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
21 И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?

(2Цар.12:16-21)

об Иисусе сказано, что Он ничего не ел сорок дней, «а по прошествии их, напоследок взалкал» (Мф 4:2; Лк 4:2).
Даниил три недели питался простой, скудной пищей (Дан 10:3), что в глазах Бога было свидетвом смирения (ст. 12).

3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.

(Дан.10:3)

Вероятно, подобным образом постилась и Анна (Лк 2:37), которая «постом и молитвою служила Богу день и ночь».
В 1Цар 31:13 упоминается о семидневном посте, но о том, как он совершался, ничего не говорится.

13 и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней.

(1Цар.31:13)

Душевное состояние постящегося человека сказывалось на его внешнем виде и поведении: он, как правило, носил вретище, пренебрегал ежедневными омовениями, посыпал голову пеплом (3Цар 21:27; Неем 9:1; ср. Иов 2:12 и след.).

Пост соблюдался по разным причинам:


а) после смерти близких людей (1Цар 31:13; 2Цар 1:12);

13 и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней.

(1Цар.31:13)

12 и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча.

(2Цар.1:12)

б) перед решающими событиями, исход которых полностью зависел от Божьей милости (2Цар 12:16,21-23; Есф 4:3,16 и др.);

16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле.

(2Цар.12:16)

21 И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?
22 И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?

(2Цар.12:21,22)

в) во время искреннего покаяния и смирения пред Богом (1Цар 7:6; 3Цар 21:27; Езд 10:6; Неем 9:1; Иона 3:7 и след.) или для достижения полноценного общения с Богом (Исх 34:28; Втор 9:9,18).

6 И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.

(1Цар.7:6)

27 Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально.

(3Цар.21:27)

6 И встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, сына Елияшивова, и пришел туда. Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев.

(Ездр.10:6)

1 В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих.

(Неем.9:1)

7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,

(Ион.3:7)

28 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.

(Исх.34:28) 

Пост соблюдался и для того, чтобы без помех совершить молитву или подчеркнуть важность обращенной к Богу просьбы (Дан 10:3,12).

II. ПОСТ В ЭПОХУ ПОСЛЕ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНА

1) в послепленный период пост иудеев во многом утратил свой внутренний смысл, а вместе с ним — и значение.
Находясь в Вавилоне, израильтяне соблюдали четыре постных дня в году, а именно: девятый день четвертого месяца (таммуз), в который халдеями был взят Иерусалим (Иер 52:6 и след.), десятый день пятого месяца (ава), в который был разрушен город и сожжен храм (Иер 52:12 и след.), один из дней седьмого месяца (тишри) в память об убийстве Годолии (Иер 41:1 и след.) и десятый день десятого месяца (тевет), когда началась осада Иерусалима (Иер 52:4).
После возвращения из плена эти посты продолжали соблюдаться (Зах 7:3,5), но в пророчестве говорится о наступлении времени, когда народ Божий сделает эти постные дни раздничными (Зах 8:19).
Пророки тщетно пытались противостоять превращению поста в показное, ассчитанное на внешнее впечатление действо (Ис 58:5 и след.; Зах 7:5 и след.);

5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

(Ис.58:5)

5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?

(Зах.7:5)

2) в новозаветное время подобным образом соблюдали пост прежде всего фарисеи.
Они постились два раза в неделю, т.е. намного чаще, чем предписывалось Законом (Лк 18:12; ср. Мф 9:14), — в четверг, в день, когда Моисей взошел на Синай, и в понедельник, когда он спустился с горы.
Иисус порицал людей, соблюдавших пост, «чтобы показаться людям постящимися» (Мф 6:16).

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

(Матф.6:16)

III. ИИСУС ХРИСТОС И СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА

1) Иисус постился 40 дней и ночей, чтобы в тишине и спокойствии пред лицом Бога подготовиться к Своему служению (Мф 4:2).
Он осуждал пост лицемеров (Мф 6:16-18) и указывал, каким должен быть истинный пост — соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом.
На вопрос учеников Иоанна, почему Иисус и Его ученики не постятся так же часто, как они сами и фарисеи, Господь ответил, сравнив Себя и учеников с женихом и гостями на свадьбе, у которых, пока они вместе, нет повода для поста.
Но несколько позже Иисус сказал Своим ученикам, когда те оказались бессильны помочь бесноватому юноше: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9:29, причем слова о посте отсутствуют во многих древних списках);2) в Новом Завете сообщается, что после дня Пятидесятницы апостолы постились.
Так, апостол Павел постился после своего обращения (Деян 9:9) и позднее (2Кор 6:5).

9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

(Деян.9:9)

5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

(2Кор.6:5)

Община в Антиохии постилась до и после отправления Павла и Варнавы на миссионерское служение (Деян 13:2 и след.), а сами апостолы постились при рукоположении пресвитеров в церквах (Деян 14:23);

2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

(Деян.13:2)

23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

(Деян.14:23)

3) Новый Завет предоставляет верующим полную свободу в отношении поста.
По прошествии столетий люди начали относиться к посту все более уважительно, и в средние века он стал обязательным в определенные дни года.

Реформация и здесь совершила переворот, но в скором времени пост в библии его понимании был предан забвению.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью