РАДИО
Слабовидящим
Translate
ДЕТЯМ

Истинный пост

Истинный пост

Пост — религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия пищи и питья (полностью или определённого вида), сопряжённая с другими духовно-аскетическими практиками.

Само понятие пост знают многие, но истинный пост — не каждый. Под «постом» можно услышать: диета, график, похудение, вера. Но что является первоисточником, а что истинно?

Давайте по порядку:

  1. понятие пост
  2. пост в Ветхом Завете
  3. пост в эпоху после Вавилонского плена
  4. Иисус Христос и соблюдение поста.

Понятие пост

Пост, как и жертва, не является по закону обязательным установлением. Только в одном случае — в день очищения — закон предписывал смирять души, что значит, как думают толкователи, поститься:

29 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами,
30 ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним;
31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.
(Лев.16:29-31)

27 также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;
28 никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего;
29 а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего;
30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее;
31 никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших;
32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу.
(Лев. 23:27-32)

27 также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;
28 никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего;
29 а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего;
30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее;
31 никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших;
32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу.
(Лев. 23:27-32)

7 И в десятый [день] сего седьмого месяца пусть будет у вас священное собрание: смиряйте [тогда] души ваши и никакого дела не делайте;
(Чис.29:7).

Об этом посте, видимо, упоминается в Деяниях 27:9:

9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,
(Деян. 27:9).

Однако многие — пророки, цари и даже целый народ — часто добровольно оставляли все дела, надевали на себя вретище, отказывались от еды и питья, если им грозила беда или они хотели о чем-то особенно просить Бога:

26 Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом.
(Суд. 20:26)

12 и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча.
(2 Цар.1:12)

3 И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее.
(2 Пар.20:3)

21 И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего,
(Ездр. 8:21)

13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
(Пс. 34:13)

5 потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши,
(Иоил. 3:5)

2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
(Деян.13:2,3)

И это называлось «поститься».

Пост мог продолжаться день или несколько дней. Наиболее продолжительно — 40 дней. В Библии постились:

  • Моисей (может быть, дважды или трижды — Исх. 24:18; 34:28; Втор. 9:9,18)
  • пророк Илия (3 Цар. 19:8)
  • и Господь Иисус Христос (Мф. 4:2). Их вместе на горе Преображения видели ученики.

Истинный пост состоит не в отказе от пищи, но в смирении и обращении к истине:

3 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;
11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
12 И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
13 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, —
14 то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
(Ис. 58:3-14)

11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему.
12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.
(Иер.14:11,12)

5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?
(Зах. 7:5)

В Новом Завете нет заповеди о посте, но Апостолы и другие служители Христовы наставлением (1 Кор. 7:5) и примером (Деян. 13:2-3) показали важность поста для святой жизни (ср. Мф. 17:21):

5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
(1 Кор.7:5)

2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
(Деян. 13:2,3)

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
(Матф. 17:21)

Пост, поститься — [евр. цум, «затягивать (внутренности)»; греч. нестеуо] добровольное воздержание от пищи и время этого воздержания.

Пост в Ветхом Завете

Ветхий Завет часто говорит о посте, соблюдавшемся отдельными людьми или всем народом Израиля, но слово цум в пяти книгах Моисея не употреблялся.
В день искупления народ должен был «смирять свои души» (Лев. 16:29-31; 23:27; ср. Деян. 27:9), что, безусловно, включало в себя и воздержание от приема пищи:

29 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами,
30 ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним;
31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.
(Лев. 16:29-31)

27 также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;
(Лев. 23:27)

9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,

(Деян. 27:9).

Пост мог соблюдаться, например, после того, как постящийся давал обет:

14 Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть;
(Чис. 30:14).

Особое значение имели пост Моисея на горе в присутствии Бога (Исх. 34:28), а также сорокадневный пост Илии, после того как его накормил ангел Господень (3 Цар. 19:8):

28 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.
(Исх. 34:28)

8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.
(3 Цар. 19:8)

В некоторых местах Писания говорится о том, что люди отказывались не только от еды, но и от воды:

5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
(Ион. 3:5-8)

12 С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел, и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла.
(Деян. 23:12)

Вероятно, подобное воздержание практиковалось и в дни Поста:

26 Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом.
(Суд. 20:26)

6 И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.
(1 Цар. 7:6)

6 итак иди ты и прочитай написанные тобою в свитке с уст моих слова Господни вслух народа в доме Господнем в день поста, также и вслух всех Иудеев, пришедших из городов своих, прочитай их;
(Иер. 36:6).

Евреи из Книги Есфирь (Есф. 4:16) и апостол Павел (Деян. 9:9) соблюдали такой пост в течение трех дней:

16 пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну.
(Есф. 4:16)

9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
(Деян. 9:9)

О более продолжительных сроках столь строгого поста в Библии не упоминается. Обычно постящиеся воздерживались только от пищи, а пить воду во время продолжительных постов разрешалось.

Давид ничего не ел семь дней:

16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле.
17 И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.
18 На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое.
19 И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло.
20 Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
21 И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?
(2 Цар. 12:16-21)

Об Иисусе сказано, что Он ничего не ел сорок дней, «а по прошествии их, напоследок взалкал» (Мф. 4:2; Лк. 4:2).

Даниил три недели питался простой, скудной пищей (Дан. 10:3), что в глазах Бога было свидетельством смирения (ст. 12):

3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.
(Дан. 10:3)

Вероятно, подобным образом постилась и Анна (Лк. 2:37), которая «постом и молитвою служила Богу день и ночь».

В 1 Цар. 31:13 упоминается о семидневном посте, но о том, как он совершался, ничего не говорится:

13 и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней.
(1 Цар. 31:13)

Душевное состояние постящегося человека сказывалось на его внешнем виде и поведении: он, как правило, носил вретище, пренебрегал ежедневными омовениями, посыпал голову пеплом (3 Цар. 21:27; Неем. 9:1; ср. Иов. 2:12 и след.).

Причины поста

Пост соблюдался по разным причинам:

а— после смерти близких людей (1 Цар. 31:13; 2 Цар. 1:12):

13 и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней.
(1 Цар. 31:13)

12 и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча.
(2 Цар. 1:12)

б— перед решающими событиями, исход которых полностью зависел от Божьей милости:

16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле.
(2 Цар. 12:16)

21 И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?
22 И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?
(2 Цар. 12:21,22)

в— во время искреннего покаяния и смирения пред Богом (1 Цар. 7:6; 3 Цар. 21:27; Езд. 10:6; Неем. 9:1; Иона 3:7 и след.) или для достижения полноценного общения с Богом (Исх. 34:28; Втор. 9:9,18):

6 И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.
(1 Цар. 7:6)

27 Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально.
(3 Цар. 21:27)

6 И встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, сына Елияшивова, и пришел туда. Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев.
(Ездр. 10:6)

1 В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих.
(Неем. 9:1)

7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
(Ион. 3:7)

28 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.
(Исх. 34:28)

Пост соблюдался и для того, чтобы без помех совершить молитву или подчеркнуть важность обращенной к Богу просьбы (Дан. 10:3,12).

Пост в эпоху после Вавилонского плена

В период после возвращения из плена

1В этот период пост иудеев во многом утратил свой внутренний смысл, а вместе с ним и значение поста. Находясь в Вавилоне, израильтяне соблюдали четыре постных дня в году, а именно:

  • девятый день четвертого месяца (таммуз), в который халдеями был взят Иерусалим (Иер. 52:6 и след.),
  • десятый день пятого месяца (ава), в который был разрушен город и сожжен храм (Иер. 52:12 и след.),
  • один из дней седьмого месяца (тишри) в память об убийстве Годолии (Иер. 41:1 и след.)
  • и десятый день десятого месяца (тевет), когда началась осада Иерусалима (Иер. 52:4).

После возвращения из плена эти посты продолжали соблюдаться (Зах. 7:3,5), но в пророчестве говорится о наступлении времени, когда народ Божий сделает эти постные дни праздничными (Зах. 8:19).

Пророки тщетно пытались противостоять превращению поста в показное, рассчитанное на внешнее впечатление действо (Ис. 58:5 и след.; Зах. 7:5 и след.):

5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
(Ис. 58:5)

5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?
(Зах. 7:5)

В новозаветное время

2 В новозаветное время подобным образом соблюдали пост прежде всего фарисеи. Они постились два раза в неделю, т.е. намного чаще, чем предписывалось Законом (Лк. 18:12; ср. Мф. 9:14):

  • в четверг, в день, когда Моисей взошел на Синай,
  • и в понедельник, когда он спустился с горы.

Иисус порицал людей, соблюдавших пост, «чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6:16):

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
(Матф. 6:16)

Иисус Христос и соблюдение поста

Истинный пост состоит не в отказе от пищи, но в смирении и обращении к истине
Истинный пост состоит не в отказе от пищи, но в смирении и обращении к истине

Иисус постился

1 Иисус постился 40 дней и ночей, чтобы в тишине и спокойствии пред лицом Бога подготовиться к Своему служению (Мф. 4:2).

Он осуждал пост лицемеров (Мф. 6:16-18) и указывал, каким должен быть истинный пост — соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом.

На вопрос учеников Иоанна, почему Иисус и Его ученики не постятся так же часто, как они сами и фарисеи, Господь ответил, сравнив Себя и учеников с женихом и гостями на свадьбе, у которых, пока они вместе, нет повода для поста.

Но несколько позже Иисус сказал Своим ученикам, когда те оказались бессильны помочь бесноватому юноше: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29), причем слова о посте отсутствуют во многих древних списках).

Апостолы постились

2 В Новом Завете сообщается, что после дня Пятидесятницы апостолы постились. Так, апостол Павел постился после своего обращения (Деян. 9:9) и позднее (2 Кор. 6:5):

9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
(Деян. 9:9)

5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
(2 Кор. 6:5).

Статья по теме: Библия о мясе, что можно есть?

Община в Антиохии постилась до и после отправления Павла и Варнавы на миссионерское служение (Деян. 13:2 и след.), а сами апостолы постились при рукоположении пресвитеров в церквах (Деян. 14:23):

2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
(Деян. 13:2)

23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
(Деян. 14:23)

Полная свобода в отношении поста

3 Новый Завет предоставляет верующим полную свободу в отношении поста.
По прошествии столетий люди начали относиться к посту всё более уважительно, и в средние века пост стал обязательным в определенные дни года.

Реформация и здесь совершила переворот, но в скором времени пост в Библии и его понимание было предано забвению.

Истинный пост состоит не в отказе от пищи, но в смирении и обращении к истине!

Ссылки:

  1. Википедия. Пост
  2. Библия. Синодальный перевод
  3. Библейский словарь Брокгауза
  4. Библейский словарь В. П. Вихлянцева
Stanislav C.https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал