Татьяна, добрый день. Спасибо, что читаете наш сайт. Меня зовут Станислав, я постараюсь вам помочь.

Наш вопрос будет по словам Павла:

5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
(2Кор.13:5)

Свои исследование вопроса я бы начал с контекста стиха и уточнил следующие моменты:

  1. о чем говорит Павле в этой главе?
  2. что имеет ввиду Апостол, когда просит испытывать себя?
  3. как это применять сегодня?

Вот, что мне удалось найти по 2Кор.13:5.

Причины письма.

В последних четырех главах Павел обращается к проблеме лжеапостолов (11:13), которые прибыли в Коринф и, оспаривая авторитет Павла, искажали суть благовестия.

Тит принес Павлу благоприятные известия относительно разрешения прежних проблем в коринфской общине; однако эта новая проблема требовала особого внимания. Хотя Павел и выразил доверие коринфской церкви (7:16), по-видимому, не все ее члены были до конца готовы поддержать Павла. После в главе 9 тон послания резко меняется: чувства надежды и благодарения уступают место искреннему негодованию, с которым Павел отстаивает подлинность своего апостольского звания.

2 Кор.13:5

В греческой грамматике местоимения «вы» и «вы сами» имеют большое эмфатическое значение. Павел бьет своих обвинителей их же оружием: вместо того, чтобы проверять его апостольство, им нужно было проверить подлинность своей веры.

14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
(Иак.2:14-26)

Он обращает внимание на несоответствие двух положений: их вера истинна, а его апостольство – нет. Павел был их духовным отцом, и если его апостольство не было истинным, то такова же была и их вера.

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
(1Кор.4:15)

Истинность их спасения была доказательством истинности его апостольства.

Этот стих (2Кор.13:5) связан с первой частью стиха 3 так: «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне… испытывайте самих себя, в вере ли вы?»

Они сами служили доказательством его апостольства. Ведь именно через него они познали Спасителя. Если им требовались доказательства, то посмотрели бы на самих себя.

Стих 5 часто понимают неверно: будто мы должны искать подтверждений верности нашего спасения в самих себе. Но такой поиск привел бы только к сомнениям и разочарованиям. Уверенность в спасении приходит прежде всего через Слово Божье. В то самое мгновение, когда мы уверовали в Христа, крестились — родились свыше, и это верно, ибо так учит Библия.

Проходит время, и мы начинаем замечать другие свидетельства новой жизни — новую любовь к святости, новую ненависть к греху, любовь к ближнему, праведность жизни, послушание, отделение от мира.

Но Павел не имеет в виду, что коринфяне должны углубиться в самоанализ в поисках доказательств верности спасения. Нет, он хочет, чтобы в своем спасении они нашли подтверждение его апостольства.

Есть только два варианта: или Иисус Христос в них, или они не то, чем должны быть. Слово, переведенное как «не то», обычно используется для описания металлов, которые после испытания оказались поддельными. То есть или коринфяне истинно верующие, или они «не то» и не прошли испытание.

Если Христос не говорил в нем, то Христос не жил в них. Если Христос был в них, то Он должен говорить в апостоле, ибо он был средством общения. «Вы ищете доказательство на то, Христос ли говорит во мне: …Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?», а об этом они совершенно не думали.

Итог письма.

Павел доказывает, что его власть посланника выше власти посланников-самозванцев 2Кор 13:1-11

Павел подводит итог письму, в котором он старался изо всех сил не оттолкнуть коринфян, поскольку считает их младенцами в духе (1Кор 3:1-3), людьми, которые ведут себя словно капризные и непоседливые дети или подростки, неспособные сосредоточить на чем-либо свои мысли.

1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?
(1Кор.3:1-3)

По этой причине структура письма очень современна, так как люди в наши дни привыкли к перегруженным информацией сообщениям и мультимедийным презентациям, в отличие от предыдущих веков, когда превалировал последовательный обмен информацией.

В «проповеди» можно обнаружить несколько «пунктов», не связанных с темой напрямую:

  1. Неправда, что я потерпел неудачу.
  2. Я считаю свои слабости преимуществом.
  3. Я не поступаю по плоти.
  4. Я делаю все посредством Божьей силы.
  5. Все, что я делаю, делается ради вас.
  6. Будучи посланником Мессии, я уполномочен Богом.
  7. Я честен и откровенен.
  8. Мои письма призваны принести вам пользу.
  9. Вы достойные люди, обладающие великой силой.
  10. Не поддавайтесь на обман лжепосланников.
  11. Наше страдание и слабость на благо вам, это еще одна сторона моей силы.
  12. Я без малейшего колебания воспользуюсь своей властью, когда буду у вас.

Апостол не останавливается подробно ни на одном из этих пунктов, но постоянно возвращается к ним, поднимая их наряду с другими вопросами, в различных сочетаниях и контекстах, в надежде на то, что коринфяне, слушая человека, читающего письмо вслух, просто повторяя за ним, задумаются и почувствуют необходимость в перемене.

Только в конце Павел четко говорит о цели своего письма, в ст. 5-10, а особенно в ст. 9-10; он хочет, чтобы коринфяне стали совершенными и чтобы для этого ему не пришлось воспользоваться своей властью, проявить твердость по отношению к ним, поскольку Господь дал ему эту власть для назидания, а не для разрушения.

Испытывайте самих себя сегодня.

Мы можем говорить об уверенности, непоколебимости веры.

Вот свидетельства веры:

  • непреложное и искреннее доверие ко Христу (1Пет 1:5; Кол 1:23; Евр 3:6),
  • перемена нравственного состояния, приводящая к послушанию Богу (Мф 7:21; 1Ин 2:3-6,29; 3:6,9,10; 5:1-3,18),
  • непрестанное возрастание в освящении (1Пет 1:5-11; 1Ин 3:3),
  • очевидные плоды Духа (Гал 5:22,23),
  • в том числе любовь к собратьям по вере (1Ин 3:14; 4:7),
  • благие плоды в жизни других людей как результат их собственного влияния (Мф 7:15-20; Мк 4:20; Ин 15:1-8),
  • неизменная верность апостольскому учению (1Ин 4:6,15)
  • и внутреннее свидетельство Святого Духа (1Ин 4:13; Рим 8:15,16).

Духовный опыт.

Каждый человек в поисках Бога приходит к Иисусу. Для спасения души человек креститься, получает прощение грехов и дар — Святого Духа. С этого момента мы начинаем жить во Христе.

15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
(1Иоан.4:15,16)

Христиане служат Богу каждый день в мире, сталкиваются с грехом, борятся.
Собираются вместе на урок, на Богослужение. И уже в воскресный день есть испытание для христиан:

28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
(1Кор.11:28,29)

Вам знаком этот практический совет от Апостола Павла?