Еврей это
Еврей − есть всякий потомок Авраама по плоти, который был первым назван этим именем (Быт. 14.13). Слово еврей происходит либо от имени Евера (см. Евер,а), либо от глагола “ебер” − “переходить через” (который произошел, возможно, от слов “из-за реки”(Нав. 24.2-3).
Статья по теме: Завет Бога с Авраамом
Под этим именем израильтяне были широко известны другим народам. После возвращения евреев из плена за ними закрепилось другое название − иудеи (по названию колена Иудина, преобладавшего в Иудейском царстве).
Начиная с разрушения Иерусалима в 70 г. по РХ, евреи стали наиболее жестоко гонимой нацией на свете. Во время последней войны только в немецких концлагерях погибло 6 млн евреев.
В настоящее время евреев в мире насчитывается около 25,3 млн (на 07.09.2021).
Авраам Еврей
В Быт. 10:21 сын Ноя Сим назван отцом “всех сынов Евера”, своего потомка в третьем поколении. Согласно библейским родословиям (Быт. 11:10-26; 1Пар. 1:19-27), к сыновьям Евера относятся все потомки Иоктана и Фалека, от которого происходит Авраам, первый человек, названный в Библии Евреем:
13 И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы.
(Быт.14:13)
Помня о том, что Еврей Авраам − один из “сынов Еверовых”, отметим, однако, что есть и другое истолкование этого слова, встречающееся в Септуагинте: слово “еврей” может обозначать и того, кто “перешел”, “преступил”, кто “происходит с той стороны (Евфрата)”, что также совпадает с данными о личности Авраама (см. Нав. 24:2 и след.).
В Египте Иосиф и его братья именовались как ивримы, т.е. евреи (Быт. 39:14,17; 41:12; 43:32), сам Иосиф называет свою родину “землей Евреев”:
15 ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу.
(Быт. 40:15)
Это слово указывало на принадлежность сыновей Иакова к чужой народности и символично отделяло их от местного населения. Тем не менее сегодня трудно сказать, насколько ёмким было в то время понятие “еврей”.
Исключительно израильтяне
Со временем слово “еврей” приобрело более конкретное значение. Им стали называть исключительно израильтян для противопоставления их другим народам и людям неизраильского происхождения.
Египтяне их также называли евреями (Исх. 1:15,19; 2:6,11,13). Моисей подчеркнуто говорит фараону о “Боге Евреев” (Исх 3:18; 5:3 и др.).
Позже, во времена Саула, филистимляне именовали израильтян евреями (1Цар. 4:6,9; 14:11; 29:3 и др.).
Статья по теме: Еврейский народ, прообраз церкви
Когда корабельщики спросили пророка Иону, из какого он народа, он ответил им: “Я − еврей” (Иона 1:8 и след.).
После плена, рассеяния и слияния идумеев с иудеями, людям, исповедовавшим иудаизм, часто трудно было доказать свое еврейское происхождение. Именно в это время апостол Павел говорит о себе, что он еврей (2 Кор. 11:22; Флп. 3:5), подчеркивая тем самым своё еврейское происхождение.
22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
(2 Кор.11:22)5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
(Фил. 3:5)
Освобождении иудейских рабов
В Ветхом Завете слово “Еврей” употребляется также в тех случаях, когда речь идет об освобождении иудейских рабов, или при особых обстоятельствах (Исх. 21:2; Втор. 15:12; Иер. 34:9,14).
Как израильтяне выделялись среди других народов, так израильтянин-раб занимал особое положение благодаря своей принадлежности к избранному народу, которую он разделял со своим господином (см. Втор. 15:15).
Хабиру
Хабиру (аккад. хапиру, апиру; егип. pr.w) − название, упоминаемое в различных шумерских, древнеегипетских, аккадских, хеттских, митаннийских и угаритских источниках, приблизительно датируемых между 1800 и 1100 гг. до н. э., для группы племён, кочевавших по территории Плодородного полумесяца от северо-востока Месопотамии и Ирана до границ Египетского царства в Ханаане.
В зависимости от источника и эпохи, хабиру описывают как кочевников, или полукочевников, повстанцев, разбойников, совершающих набеги, торговцев, лучников, слуг, рабов, мигрирующую рабочую силу и т. п.
Остается нерешенным вопрос о связи хабиру (упоминаются в различных аккад. клинописных текстах, в егип. текстах − апиру) с библейскими евреями.
Словом “хабиру” обозначены иностранные наемники, разбойники, а также порабощенные и зависимые слои населения, т.е. это слово указывает скорее на социальное положение, чем на принадлежность к к.-л. этнической группе.
Заключения, которые, исходя из этого делают ученые по поводу происхождении слова “Еврей” в Библии, остаются спорными, тем более, что тождество слов “хабиру” и “еврей” не доказано.
Впрочем, одно из сообщений в документах архива Телль-Амарны (XV в. до Р.Х.) даёт некоторые основания для отождествления с израильтянами как минимум тех хабиру, которые там упомянуты.
В частности, призывы о неотложной помощи, адресованные фараону Аменхотепу IV в связи с нападениями хабиру, звучат из Иерусалима в тот период, на который (если принимать раннюю датировку исхода) приходится покорение Ханаана Иисусом Навином.
Фонетически тождество слов “иври” и “хабиру” спорно, но, однако, присутствие слова “хабиру” во внебиблейских источниках допускает возможность отождествления хабиру с евреями. Тем не менее окончательное суждение здесь не вынесено.
Авраам делает шаг веры в ответ на Божий призыв
Сноски
- Библия. Синодальный перевод
- Библейский словарь Вихлянцева
- Количество евреев в мире превысило 25 миллионов человек: rg.ru, jewishagency.org/ru
- Библейский словарь Брокгауза
- Википедия. Хабиру.