Завет Бога с Авраамом

0
5875

Завет Бога с Авраамом наполнен особым смыслом для христиан.

Его значимость подкрепляется многократными упо­минаниями. Шесть раз Бог говорил об этом завете при жизни Авраама, а затем возобновил его с Исааком и Иаковом. Павел разъясняет его смысл в Посланиях к Римлянам, Галатам и Ев­реям. Помимо этого, есть множество указаний на этот завет в других многочисленных отрывках Писания.

Завет с Богом это, несомненно, особая тема в жизни Авраама, о которой говорится в главах 12-25 Книги Бытия. Последние стихи одиннадцатой главы Книги Бытия рассказывают о том, что Авра­ам со своей семьей оставил родной город, Ур Халдейский, чтобы идти в Ханаан. Автор предваряет свою историю сообщением о том, что Сарра, жена Авраама, была бесплодной.

Уже в это время Авраам следовал призыву Бога (Деян. 7:2).

2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
(Деян.7:2)

По неизвестным нам причинам эта семья остановилась в Харране, который расположен на территории современной Сирии, и оставалась там до смерти отца Авраама. В Харране Бог по­вторил Свой призыв (12:1-3), и на этот раз призыв содержал первую часть завета.

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
(Быт.12:1-3)

Бог обещал Аврааму благословить его, возвеличить его имя, произвести от него великий народ, благословить благословляющих его и проклясть проклинающих его.

Бог доба­вил, что в Аврааме благословятся все народы земли.

Эти обе­щания были обусловлены тем, что Авраам должен был оставить семью и родину, чтобы отправиться в землю, которую укажет Бог. В дальнейшем Бог продолжил общение с Авраа­мом, раскрывая Свои обещания и ожидаемые результаты.

Долгий путь

Путешествие из Харрана в Ханаан было долгим и опасным, но Авраам не питал никаких сомнений. Он отправился в путь, как только Бог закончил говорить с ним. «И пошел Аврам, как сказал ему Господь». Мы не знаем всех подробностей этого путешествия. Возможно, таким образом Бог говорит нам, что Он и Авраам не считали дорогу чем-то значимым и достойным упоминания. Важным было то, что Авраам оставил Харран и пришел в Ханаан.

Аврааму пришлось оставить семью и друзей; это было необходимо, чтобы он, по желанию Бога, обрел необходимую веру. Семья этого человека по-прежнему поклонялась идолам и не отказывалась от них еще много лет. Когда внук Авраама Иаков вернулся в Харран, чтобы взять жену из рода Авраама, его жена Рахиль украла идолов своего отца (Быт. 31:19).

19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.
(Быт.31:19)

Когда Авраам прибыл в Ханаан, Бог явился ему и вновь подтвердил завет. На этот раз Бог прибавил обещание о том, что земля, в которую пришел Авраам, будет отдана его по­томкам (12:7).

Павел утверждает, что Авраам, покидая роди­ну, не знал, куда он направлялся.

8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
(Евр.11:8)

Остаток своей жизни он провел в Ханаане и там же был похоронен. Более того, он жил в Ханаане как странник, в шатрах, перемещаясь в поисках пастбищ для своего стада или скрываясь от хананеев, не желавших соседствовать с ним.

Павел толкует кочевой образ жизни Авраама как символ его ожиданий лучшего отечества, то есть, небес, которые были его настоящим домом.

12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
(Евр.11:12-16)

Можно предположить, что вначале у Авраама не было полного понимания Божьего завета. Однако со временем он достиг великих высот как в вере, так и в знании.

Это аналогично тому пути, который христианин начинает как младенец во Христе и, как можно надеяться, заканчивает во всей полноте Христовой.

13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
(Еф.4:13)

Авраам оступился однажды, когда при­шел с Саррой в Египет.

10 И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди.
20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.
(Быт.12:10-20)

В Ханаане начался голод, и Авраам повел свою семью в Египет (предвестие того, что сделают его потомки по времена Иакова). По дороге в Египет Авраам начал опасаться, что егип­тяне могут убить его, чтобы завладеть Саррой, которая была очень красивой женщиной. Он убедил Сарру представиться его сестрой. И действительно, фараон узнал о Сарре и захотел взять ее в жены. Когда он привел ее во дворец, Бог послал напасти на царский дом, и фараон быстро понял, что было их причиной. Царь разгневался, что нетрудно понять, но вернул Сарру и дал Аврааму богатые дары, с тем, чтобы тот оставил страну. К тому времени Авраам был состоятельным человеком; теперь он стал по-настоящему богатым (13:2).

Несомненно, Авраам впоследствии размышлял об этом случае. Возможно, однажды он шлепнул себя по лбу и сказал: «Конечно! Ведь Бог сказал, что Он благословит благословляю­щих меня и проклянет проклинающих меня. Я должен был догадаться, что Он не позволит убить меня и забрать у меня жену».

Глубокая вера образуется благодаря сочетанию жизненного опыта и молитвенного отношения к нему.

Укрепленная вера Авраама проявляется в действии по его возвращении из Египта. Он и его племянник Лот разбогатели, и их стада стали настолько большими, что они уже не могли со­седствовать в той части южного Ханаана, который теперь назы­вают пустыней Негев. Авраам великодушно дал своему пле­мяннику возможность выбора пастбищных земель. Лот, забо­тясь о собственных интересах, выбрал хорошо орошаемые до­лины реки Иордан, недалеко от великих и нечестивых городов Содома и Гоморры.

Однажды четыре царя с востока пошли войной против Содома и Гоморры, попутно захватив Лота и его семью. Авра­ам посчитал нападение на Лота нападением на самого себя, со­брал войско из друзей и верных слуг и отправился выручать Лота. Большую трудность представляла даже погоня за уходя­щими царями, — Аврааму пришлось пройти около трехсот ки­лометров, прежде чем он настиг их у Дамаска. Авраам напал на них ночью, нанес им полное поражение, освободил пленников и вернул все захваченное имущество.

Эта победа наверняка была особенно приятной для Авра­ама. Она вновь показала намерение Бога благословлять и хра­нить его. Если бы Авраам не доверял Богу, то его погоня за четырьмя царями, окруженными опытными воинами, была бы самоубийством.

Возможно, эта победа была приятной и по другим причинам. Эти цари были из той самой земли, которую оставил Авраам, чтобы прийти в Ханаан. Исследователи считают, что Кедорлаомер, царь Елама, был тем самым монархом, под властью которого Авраам жил в Уре Халдейском. Род Авраама был хорошо известен, поэтому, вероятно, царь знал, или ему сообщили, кого он захватил в лице Лота. Это был вызов, на который Авраам дал достойный ответ.

Приливы и отливы веры

Иногда самым большим испытанием для веры становится не критическая ситуация, а повседневная рутина.

Можно предположить, что именно это произошло с Авраамом. Бог, конечно, благословил его богатством, но что же произошло с обещанием сделать из семени Авраама великий народ? Прошло уже много времени в Ханаане, но Сарра была по-прежнему бесплодной. Их биологические часы неумолимо отсчитывали время. Аврааму было около 85 лет, а Сарра была всего на десять лет моложе.

После сражения с царями Бог явился Аврааму в видении и сказал:

«Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика» (15:1).

Ответ Авраама, который может показаться резким, вероятно, указывает на то, что занимало все его мысли.

«Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска».

Если у Авраама не будет детей, то его наследником станет главный управляющий.

Бог заверил Авраама, что его наследником будет не Ели­езер, но ребенок, рожденный от семени Авраама. Бог говорил с Авраамом, убеждая его в том, что Он не забыл обещание, и что оно будет исполнено. Несомненно, это помогло на некоторое время снять беспокойство Авраама и Сарры.

Но часы продолжали отсчитывать время, а ребенка по-прежнему не было. Поэтому Сарра решила помочь Богу выполнить Его обещание (16:1-2). Она дала Аврааму в жены свою служанку Агарь со словами: «Может быть, я буду иметь детей от нее». Этот поступок вызывает у нас неприятие, но такая практика была довольно распространенной на востоке. Законы некоторых народов требовали того, чтобы бесплодная жена обеспечивала себе замену.

Несмотря на благие намерения, которые может иметь человек, не следует переходить за рамки того, что говорит Бог. Ничего хорошего у Сарры не получилось. Она хотела избавиться от позора бездетности, но вместо этого принесла в свой дом презрение.

Агарь стала презирать свою хозяйку, потому что смогла дать Аврааму то, чего не могла сделать Сарра.

Проблемы в семье

Напряженность между Саррой и Агарью достигла такого уровня, что это отразилось на отношениях между Саррой и Ав­раамом (16:5). Сарра настолько жестко обходилась с Агарью, что та убежала. В видении ангел велел Агари вернуться к госпоже и обещал, что потомки ее ребенка станут великим народом.

Агарь родила сына, которого Авраам назвал Измаилом. Авраам любил Измаила и с радостью сделал бы его своим наследником. Однако Бог не изменил Своего решения.

Прошло тринадцать лет, во время которых, как можно предположить, Авраам утратил былую стойкость веры. Бог явил­ся ему, чтобы вновь подтвердить завет (глава 17). На этот раз Бог дал Аврааму знамение завета.

Следует помнить, что в свое время знамение своего завета с Богом получил Ной.

Библия: законы физики, радуга.

Все мы с вами видели радугу.  Красота ее заметна особенно во время дождей в августе. Но не все знают ее значение, историю возникновения радуги. Давайте...

Символом завета с Авраамом стало обрезание. Именно в этот раз Бог из­менил имя патриарха с «Аврама», что означало «вознесенный отец», на «Авраама» со значением «отец народов» или «отец множества». Имя его жены было изменено с «Сары» на «Сар­ру». Первое имя означало «моя княгиня»; второе — «княгиня». Смысл этого в том, что Сарре предстояло стать княгиней для народов, а не только для Авраама.

Когда Бог сказал, что Сарра станет матерью народов, Авраам рассмеялся и мысленно посчитал эту идею нелепой (17:17). Он просил Бога, чтобы его наследником мог стать Измаил. Однако Бог отверг Измаила как обещанное семя, через которого должны прийти благословения завета, и напомнил о Своем изначальном обещании.

Нам понятно, какому испытанию подверглась вера Авраама. Ему было 99 лет; Павел говорит, что его тело было «омертвелым», и Авраам это знал.

12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
(Евр.11:12)

Сарра также уже вышла из возраста дето­рождения.

Отступление в повествовании

В определенный момент в повествование об Аврааме вклинивается отступление, рассказывающее о разрушении Содома и Гоморры и несчастьях Лота (главы 18 и 19). В этом отступлении говорится об образовании двух народов, которые будут тесно связаны с Израилем на протяжении столетий.

Царство Божие

Библия о конце света

Очень часто человек поднимает вопрос "когда конец света?". Как правило свои фантазии находят себя в фильмах, учениях, гаданиях, но не одно из них не ссылается к первоисточнику...

Авраам просил Бога не истреблять Содом и Гоморру. Вероятно, он опасался, что в пламени огня погибнут некоторые члены семьи Лота. Но среди множества жителей этих городов не нашлось даже десяти праведников, ради которых Бог согласился пощадить Содом и Гоморру.

Бог послал ангелов, чтобы предупредить Лота, но его зятья отказались выйти из города, восприняв все это как шутку.

14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
(Быт.19:14)

Даже его жена оглянулась назад и превратилась в соляной столп. Какой ужасный конец для человека, которому для жизни в этих городах были даны прекрасные стартовые возможности!

Но на этом история Лота не закончилась. Со своими незамужними дочерьми он начал жить в пещере на Мертвом море. Несомненно, они пребывали в удрученном состоянии, и этим девушкам, привыкшим к городской жизни, вряд ли нравилось жить в пещере.

Надо отдать им должное — они проявили максимум изобретательности. Они дважды напоили своего отца, так что он не отдавал себе отчета в своих поступках, и забеременели от него.

Сын старшей дочери стал родоначальником Моава (моавитян), а сын младшей — аммонитян. При чтении Библии стоит обращать внимание на взаимоотношения этих народов с Израилем.

Дитя обетования

Совершенно неожиданно в Книге Бытия появляется следующее утверждение:

«И призрел Господь на Сарру, как ска­зал; и сделал Господь Сарре, как говорил» (21:1)

Сарра зачала и родила Аврааму ребенка «в старости его». Они назвали сына Исааком.

Хотя Библия сообщает об этом довольно сдержанно, нет сомнений в том, что ребенка приняли со всей радостью и любовью, которые на протяжении многих лет ждали своего часа. Однако рождение Исаака пробудило давнее соперничество между Саррой и Агарью, и на этот раз в нем был замешан Измаил.

Дети довольно быстро улавливают настроение своих родителей, и Измаил, которому к этому времени уже исполнилось семнадцать лет, стал дразнить Исаака в тот день, когда Авраам праздновал его отлучение от груди. Исааку было около трех лет; в те времена детей отлучали от груди позднее, чем теперь. Сарра заметила насмешки и разозлилась.

Она вновь потребовала выгнать Агарь и Измаила из дома. Измаил стал достаточно взрослым, чтобы вместе с матерью выжить в пустынной местности, поэтому Бог сказал Аврааму не беспоко­иться и отпустить их.

Иносказание об Агари и Сарре

Иносказание — это выражение какого-нибудь отвлеченного понятия, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе; в данном случае, в виде образов и прообразов. Иудаистские учителя проникли в...

Павел объясняет духовный смысл истории об этих двух женщинах и их сыновьях в Послании к Галатам 4:21-31.

21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26 а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.
27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
(Гал.4:21-31)

Конечно, долгожданное исполнение обещания Бога о рождении Исаака полностью возродило и укрепило веру Авра­ама. Однако самое большое испытание было еще впереди.

«Принеси его во всесожжение»

Так же сдержанно, как автор Книги Бытия объявил о рождении Исаака, он описывает повеление Бога, чтобы Авраам принес своего ребенка в жертву всесожжения.

«Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (22:2).

Бог сказал это так, чтобы Авраам четко знал, о ком идет речь. У него был еще один сын, Измаил, который уже не жил с ним в одном доме. При этом Авраам имел возможность убедиться в том, что его любовь к Исааку была хорошо известна: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь».

Как Авраам ответит на это?

На следующий день, ранним утром, Авраам отправился в путь на север, взяв с собой Исаака и двух слуг. То, что он рано вышел из дома, говорит не о его желании принести сына в жертву. Напротив, он хотел исполнить трудную задачу, чтобы она поскорее осталась в прошлом.

На третий день пути в отдалении они увидели гору. Считается, что впоследствии на этой горе стоял храм.

Тайны Библии

Каждый раз удивляюсь, когда уже знакомые места из Библии заставляют взглянуть на историю с другой стороны.История Авраама, человека, поверившего Богу. Предлагаю сегодня вспомнить часть этой удивительной...

Авраам велел слугам остаться с ослом, пока «я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». В этих словах подразумевается следующее. Авраам верил в то, что он приведет Исаака назад после поклонения; он не рассчитывал на то, что Бог остановит принесение Исаака в жертву.

Павел объясняет (Евр. 11:19), что Авраам верил в способность Бога воскресить Исаака из мертвых.

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
(Евр.11:19)

Авраам считал, что ему придется пойти до конца и заколоть своего сына. Несмотря на то, что Авраам был готов принести Исаака в жертву, он по-прежнему верил в то, что именно Исаак будет его наследником обетования.

Вера дает человеку возможность поступать правильно, даже если при этом он не до конца понимает Бо­жий замысел.

По пути на гору Исаак спросил: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?».

Исаак был вдумчивым ребенком; в тот момент ему, вероятно, было около десяти лет. Склонность к размышлениям (см. 24:63) подсказала ему, что происходило нечто странное, и, возможно, он даже догадался, что сейчас произойдет.

Отец ответил ему: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой».

Восприимчивый ребенок тонко чувствует поведение родителей. Вероятно, непривычная серьезность, отсутствие разговоров, задумчивые взгляды со стороны отца и скрытность относительно цели этого путешествия помогли Исааку заподозрить неладное.

Придя на гору, Авраам незамедлительно принялся за дело. Он возвел жертвенник и положил на него дрова; затем он связал Исаака и возложил его на жертвенник.

Что в такой ситуации можно сказать своему сыну? Что Исаак говорил своему отцу? Плакал ли он? Можно задать еще много подобных вопросов. К счастью, автор упустил эти подробности. Мы знаем лишь то, что для Авраама это было невероятное проявление веры.

Когда Авраам занес нож, чтобы отнять жизнь Исаака, ангел Господень воззвал к нему:

«Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что бо­ишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твое­го, для Меня»

В этот момент Авраам увидел барана, рога которого запутались в зарослях кустарника. Он освободил Исаака и принес барана в жертву вместо сына.

Почему Богу потребовалось такое испытание Авраама? Хотя ангел сказал: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога», мы не думаем, что это испытание было только для Бога.

Подобно всем Его деяниям, оно было на пользу каждого вовлеченного в него человека.

Исаак был возвышен в своей юности. Оказавшись на жертвеннике не за свои грехи, он стал символом Иису­са Христа.

Авраам утвердился в своей вере. Зачастую мы не знаем, как мы встретим испытания. Авраам получил возможность заслужить титул «отец верных», и он использовал эту возможность.

16 Итак по вере, чтобы [было] по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
(Рим.4:16)

Возможно, самое замечательное благословение этой истории было предназначено для людей, которые жили и живут позднее, включая нас. Отец, приносящий своего сына в жертву, дал людям возможность подготовиться к тому, что истинный Отец человечества отдаст Своего возлюбленного Сына в жертву за человека.

Если бы иудеи поняли этот символичный урок во всей его полноте, то смерть Иисуса на кресте не была бы для них камнем преткновения.

23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
(1Кор.1:23)

Смерть Сарры и Авраама

Наполненная событиями жизнь Сарры и Авраама подходила к концу. Они стали людьми веры, которую требовал Бог. Они дали миру семя, в котором благословятся все народы. Они так никогда и не вернулись в Месопотамию, даже на короткое время, что, возможно, символизирует христиан, которые оставляют мир ради Царства Божьего и не оглядываются назад.

Через несколько лет после почти состоявшегося жерт­воприношения Исаака возлюбленная жена Авраама умерла в возрасте 127 лет (23:1). Авраам купил поле для погребения недалеко от Хеврона у хеттеянина по имени Ефрон. Очевидно, это поле располагалось в долине, и на одном его конце, к которому примыкала возвышенность, находилась пещера. Эта пещера при Махпеле стала гробницей Сарры и, впоследствии, нескольких патриархов.

После смерти Сарры Авраам поручил слуге найти жену для Исаака из числа его родственников. К этому времени он четко представлял себе, что у Бога был особый замысел в отношении Исаака. Он знал, что родословная еврейского народа и Мессии должна сохраняться в чистоте. Кроме того, ему сообщили, что его брат Нахор и его жена Милка были благословле­ны сыновьями и дочерьми (22:20-24). Итак, Авраам отправил в Харран своего слугу, чтобы сосватать жену для Исаака.

Этот слуга был хеттеянином, но, очевидно, он уверовал в единого Бога, потому что он молился Господу об успехе своего предприятия, и Бог даровал ему удачу. У колодца при въезде в Харран он встретил молодую женщину по имени Ревекка. Красивая и умная девушка оказалась внучкой Нахора. После довольно продолжительных переговоров между слугой Авраама, с одной стороны, и Вафуилом, отцом Ревекки, и ее братом Лаваном, с другой стороны, право окончательного решения предоставили Ревекке. Ее спросили: «Пойдешь ли с этим человеком?», и она ответила: «Пойду».

В тот вечер, когда караван верблюдов привез Ревекку и ее кормилицу, данную ей в услужение отцом, в пристанище семьи Авраама в Ханаане, Исаак гулял в поле, размышляя и оплакивая смерть матери. Он увидел караван, а Ревекка увидела его. Она спустилась с верблюда и накрылась покрывалом. Исаак отвел ее в шатер, который прежде занимала его мать, и это было особой честью. Ревекка стала женой Исаака; его лю­бовь к ней стала утешением для него после смерти матери.

Хотя в Библии сказано, что Авраам был «стар и в летах преклонных» (24:1), очевидно, что омоложение, данное Богом его телу и сделавшее возможным рождение Исаака, произвело длительный эффект.

Он взял другую жену по имени Хеттура, которая родила ему еще шестерых сыновей. Эти дети, родившиеся на закате жизни Авраама, несомненно, приносили ему много радости, но все основные события его жизни уже закончились.

Имена этих сыновей названы в родословных, например, в 1 Книге Паралипоменон, но, помимо этого, о них ничего неизвестно.

«И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнию, и приложился к народу своему» (25:8).

Авраам умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил погребли его в пещере при Махпеле, рядом с его любимой Саррой.

Подведение итогов

Завет Бога с Авраамом обещал ему и его потомкам великие благословения. Многие обещания исполнились при жизни Авраама, например, богатство, покровительство Бога и наследник. Другие обещания претворились в жизнь позднее, когда его потомки стали великим народом, обрели собственную землю и приняли закон из руки и от сердца Бога.

Этот завет по-прежнему действует. Некоторые его положения исполнились только в христианскую эпоху. Обещание о том, что в Аврааме будут благословлены «все племена земные», исполнилось только тогда, когда Иисус, придя в этот мир, умер за грехи всех людей и призвал верующих из всех народов в Свое царство.

Теперь, когда этот завет исполнился полностью, его обетования касаются только духовных и вечных ценностей, а не материальных и преходящих благ.

Царство не ограничено географическими рамками; оно — духовное; оно — для всех.

Покровительство, которое нам дает Бог, защищает нас не от хананеев, но от нашего реального врага, — дьявола. Наши благословения это вечное богатство, а не земные сокровища, и наш дом это небеса, а не Ханаан.

Даже символ завета изменился, и обрезание плоти превратилось в обрезание сердца.

28 Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
(Рим.2:28,29)

Все истинные верующие это дети Авраама, потому что он есть отец верных. Истинный завет с Авраамом, задуманный Богом от начала и явленный в Новом Завете, стал заветом для каждого человека, который принимает его по вере.

image_pdfСохранить материалimage_printРаспечатать статью