Содержание
ПЕНИЕ НА БОГОСЛУЖЕНИИ
Какое замечательное благословение Бог дал человечеству через способность петь. Ничто на земле так не трогает сердце и чувства человека, как пение. Песни как ни один другой метод общения, способны передавать самые глубокие чувства.
- Израильтяне радостно пели, когда перешли через море Красное и освободились от египтян.
- (Исх. 15:1-21)
- Давид выразил раскаяние в своих грехах, когда пел псалом.
- (Пс 50)
- Мария возрадовалась в песне, когда пришла к Елизавете
- (Лк 1:46-55)
- Даже в момент гонений Павел и Сила нашли утешение в пении.
- (Деян 16:25).
- Готовясь встретить Свой самый тяжелый час — искупление человечества на кресте, Иисус пел с учениками гимн.
- (Мт 26:30)
Песни утешают нас в момент отчаяния, выражают наши величайшие радости и искренние мольбы и хвалы к нашему Творцу, Вседержителю и Искупителю — Небесному Богу.
?Многие люди будут спрашивать нас, почему вы не используете в богослужении музыкальные инструменты, например, пианино.
Ответ простой — потому что Новый завет не разрешает инструментальную музыку.
Некоторые скажут: «Новый завет не запрещает использование музыкальных инструментов на богослужении». Это верно. Такого запрета нет. Однако, такое рассуждение противоречит основам понимания Библейских заповедей.
Мы должны придерживаться важного принципа — авторитетности Библии.
Принципы Библии
Иисус сказал, что Ему принадлежит вся власть.
18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
(Матф.28:18)
Он велел нам верить и делать только то, что Он повелел нам.
17 И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
(Кол.3:17)7 ибо мы ходим верою, а не видением, —
(2Кор.5:7)17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим.10:17)24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
(Деян.15:24)6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
(1Кор.4:6)9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
(2Иоан.1:9)
Бог повелел нам ни прибавлять, ни отнимать от Его слова.
2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
(Втор.4:2)32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
(Втор.12:32)7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.
(Иис.Нав.1:7)5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него.
6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
(Прит.30:5,6)18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
(Откр.22:18,19)
!Если мы можем добавить к богослужению музыкальные инструменты, то почему мы не можем добавить к Вечере Господней игру?
Бог дал нам конкретное повеление о том, что делать в поклонении — петь.
Эта заповедь исключает свист, гудение, бой в барабаны, выступление клоунов, игру на пианино, неоновые огни и любое другое нововведение человека.
Мы просто принимаем власть слова Божьего.
ЦЕЛЬ ПЕНИЯ НА БОГОСЛУЖЕНИИ
В своём призыве к церкви в Коринфе, касавшемся их богослужения Павел сказал, что необходимо петь с пониманием.
15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
(1Кор.14:15)
Пение с пониманием исключает использование в поклонении Богу таких «форм» пения, как свист и т.п. Это более понятно в отрывках, которые дают нам заповедь петь.
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
(Еф.5:19)16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
(Кол.3:16)
!Целью пения является, во-первых, восхваление Бога; а, во-вторых — вдохновение, поучение и увещевание друг друга.
Этого можно достичь только в общении с использованием слов — в псалмах, гимнах и духовных песнопениях.
В значении этих слов существуют некоторые различия.
Псалмы
Псалмы — это песни, которые использовались во время поклонения в храме и синагогах во времена Ветхого завета.
Слово «псалом» буквально значит «песня хвалы». Слово «гимн» — это перевод на греческий язык древнееврейского слова halal, которое значит «восхвалять«. Это слово также переводится «аллилуйя«. Слово «песня» в греческом языке может относиться как к религиозному, так и к светскому пению.
Поэтому богодухновенный автор добавил слово «духовные» (песнопения), чтобы было ясно, что Церковь должна петь на богослужении только религиозные песни.
Инструмент пения
Бог конкретно назвал инструмент нашего пения — наше сердце.
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
(Еф.5:19)
Греческое слово psaho переводится «создавать мелодию». Это слово буквально значит «перебирать струны«, например, перебирать струны гитары.
Бог конкретно определил инструмент, на котором следует играть — сердце. Это не физическое сердце, перекачивающее кровь, но глубина нашей души.
Сердце является центром всей нашей жизнедеятельности. Всё в нас начинается с сердца.
Бог хочет, чтобы мы вкладывали в пение всю глубину нашей души, наши самые сокровенные и искренние чувства и мысли. Такое отношение понятно, потому что христианство — это не религия церемоний или внешней формы, но религия сердца.
Религия сердца
Мы поверили в Иисуса нашим сердцем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
(Рим.10:9,10)
Мы стали христианами, повиновавшись от сердца.
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
(Рим.6:17)
Мы жертвуем от сердца
7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
(2Кор.9:7)
и исполняем Божью волю от сердца.
6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
(Еф.6:6)
Бог смотрит на наши сердца.
7 Но чрез Иуя, сына Ананиева, уже было [сказано] слово Господне о Ваасе и о доме его и о всем зле, какое он делал пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих, подражая дому Иеровоамову, за что он истреблен был.
(3Цар.16:7)
!Поэтому если наши сердца не принимают участия в пении, то это тщетное поклонение, и оно ничего не значит для Бога.
Павел сказал: «Буду петь духом (с искренним отношением), буду петь и умом» (1 Кор 14:15).
Пойте во славу Божию!
ОБЛАСТЬ МНЕНИЙ
Вид вокальной музыки, которую мы используем на богослужении, относится к области мнений. Исполняем ли мы песнопения, мелодии из классической музыки или народные песни — остается на наше усмотрение.
Однако, если красота пения становится более важной, чем его послание, то у нас неправильный настрой. Если во время пения центром нашего внимания становятся ноты, сочиненные композитором, а не послание песни, то мы стремимся к развлечению, а не к поклонению Богу.
Мы хотим больше угодить собственным ушам, а не нашему Господу.
Я наблюдал, как ведущие пение часто говорят: «Сегодня красиво поёте». Но я редко слышу: «В этой песне прекрасное (или наставляющее) послание».
Также представляется, что подобные замечания отражают заботу об эстетических качествах пения, а не о его послании. Они говорят о том, что мы мало задумываемся о том, где во время поклонения находятся сердца.
Это типичная черта формального соблюдения закона, которая привела к фарисейству во время жизни Христа. Фарисеи больше заботились о форме, чем о состоянии сердца.
!Нам нравится красота мелодий, но она становится помехой для правильного поклонения, если мы позволяем мелодии отвлекать нас от послания.
У нас есть некоторые свидетельства об отношении ранней Церкви к пению на богослужении.
СВИДЕТЕЛЬСТВА РАННЕЙ ЦЕРКВИ
Проконсул Плиний Секунд Младший в письме Римскому императору Траяну в 104 г. н.э. писал о своих исследованиях христиан и их религии и упомянул об их «пении с эховтором«.
Пение с эховтором представляло из себя серию ответов двух поющих групп на одном собрании. Так как этим исполнительским стилем пользовались в языческих театрах и храмах, эховтор не был широко принят в Церкви в течение трёх первых столетий. Однако, он был представлен в Церкви в Сирии в IV в.
Считается, что эта «перекличка» исполнялась в монотонной манере. Нам повезло, что у нас есть собрание псалмов в форме песенника — псалмодия, который дошел до нас в сочинениях Климента Александрийского (240 г н.э.).
Псалмодий написан очень простыми словами (для легкого запоминания). Стиль псалмодия похож на иудейское пение — простое, поэтичное и не очень мелодичное. До четвертого века стихи были в основном цитатами из Писания.
В IV в. н.э. нововведениями стали «мирская музыка» (сочиненная человеком), а также группа церковных служащих, («певчих»), которые пели в театральном музыкальном стиле (вероотступничества всегда стоит у дверей Церкви). К этому времени церковное управление сформировалось по образцу Римского государства.
Сама Церковь раскололась на две церкви — восточную, которая впоследствии стала называться Восточной православной (с управлением в Константинополе) и западную, которая стала называться Римской католической (с управлением в Риме).
В обеих церквах музыка стала искусственной и театральной и далеко ушла от свойственной ей в первом веке простоты.
Неясно, когда было введено пение по нотам, но Римская церковь практиковала его уже к началу движения Реформации (XVI в.).
В большинстве католических церквей в Европе и Америке пели в театральном стиле и использовали хоралы. В начале девятнадцатого столетия в основном отказались от хоралов или изменили их в преддверии появления классической музыки начала ХIХ в.
В пении большинства людей в мире, которые верят в Библию, в основном используется музыка композиторов-классиков — Баха, Моцарта и др.. Когда в церкви были представлены классические мелодии, ей было предъявлено обвинение в том, что она направляется в ад.
Это является поводом задуматься о неразумном влечении мелодией, вместо послания нашего пения.
Мы должны сосредоточиться на послании и стремиться сердцами угодить Богу, а не нашим ушам (себе).
Речитативное пение было введено в западной церкви в IV в. Амвросием.
Песнопение строилось на четырех нотах. В песнопении центральное место занимает содержание, тогда как в большинстве религиозных песен — мелодия.
Мы должны оценить свое отношение к пению. Мы должны думать о смысле, а не о мелодии.
Перед нами стоит трудная задача преодолеть условности обучения, которые заключаются в том, чтобы мы пели в ключе и с четырехголосой гармонией, и которые кажутся чрезвычайно важными для послания.
!При исполнении песен ведущим пение следует ввести обычай перед каждой песней говорить несколько слов о послании, выраженном в этой песне.
Это сконцентрирует наше внимание на сути нашего пения (желание Бога).
Историческая заметка об инструментальной музыке.
В Х в. Римская католическая церковь сделала попытку использовать на богослужении орган. Противостояние было настолько велико, что прошло еще 200 лет, прежде чем орган начали использовать в поклонении. Мартин Лютер, монах-католик, восставший против католической церкви и ставший движущей силой движения Реформации и отцом Лютеранской церкви, назвал орган «инструментом Ваала» (языческого бога соседей древнего Израиля).
До введения католической церковью музыкальных инструментов в X в., о них очень мало говориться в различных трудах по истории церкви.