СЛОВА БОГА

В этой небольшой статье, мы хотим показать как важно Писание Бога для человека. Что слова и отдельные словосочетания имеют логический, а не сакральный смысл в Библии и должны быть правильно поняты в контексте всей Книги Библии. А также, как нам всем важно, использовать словари и современные переводы, для правильного прочтения и толкования трудных мест Библии.

Бог возгласил

Если верно то, что Бог есть Отец человеческого рода, – а Библия говорит об этом совершенно однозначно [Деян 17:28], – и если равным образом верно то, что Он сотворил нас мыслящими существами по Своему образу, – и этот факт также утверждается в Писании [Быт 1:26], – то логично предположить, что Создатель поддерживает связь со Своими разумными творениями. Иными словами, Бог сообщается с нами посредством изречения слова. Об этом идет речь в священном повествовании:

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
(Евр 1:1-2).

Бог являет Себя человечеству можно сказать «абстрактно», посредством «чудес мироздания»:

2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
(Пс 18:2).

20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
(Рим 1:20).

Несомненно, в удивительных чудесах вселенной можно разглядеть признаки мудрости и силы Божьей. Тем не менее, человек никогда не смог бы познать волю Господа через простое созерцание вселенной, какой бы величественной она ни была. Необходимо конкретное откровение. Поэтому Создатель провозгласил Свою волю при помощи слов. Словам суждено было стать носителями истин, в которых так нуждался впавший в грех человек.

Письменное слово

В соответствии с Посланием к Евреям 1:1-2, которые мы процитировали выше, изначально Бог сообщал Свою волю разными способами (например, в непосредственном общении с человеком, посредством снов, видений и т.п.). Тем не менее, с течением времени священная истина обрела письменную форму. Во второй книге Ветхого Завета сказано:

14 И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.
(Исх 17:14).

Сам Иисус Христос упоминал это древнее письменное свидетельство истины:

46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
(Ин 5:46-47).

Таким образом, на протяжении длительного периода времени, – около 1500 лет, – божественное откровение постепенно являлось человечеству в виде шестидесяти шести совершенных документов, которые собирательно составляют Библию.

То, что Писание богодухновенно, не вызывает никаких сомнений у людей, серьезно изучающих этот вопрос. Свидетельства божественного происхождения Библии многочисленны и абсолютно надежны. Ее поразительное единство, сверхъестественная точность, пророческие предсказания, неизменная соотнесенность с реальностью, удивительная долговечность и прочие особенности указывают на то, что она не может быть результатом деятельности человека.

В этой связи необходимо упомянуть о том, что в правильном представлении о Библии «богодухновенность» не является неким неясным фактором, оказывающим своё воздействие на общее содержание текста. Правильно сказать, что богодухновенность, затрагивая как источник, так и запись божественного послания, распространяется на сами слова письменных документов. В этом заключается концепция «словесной богодухновенности», то-есть, слова в библейском повествовании, в конечном итоге, это слова, данные Богом.

Однажды Иисус спросил предводителей иудейского народа: «… не читали ли вы речённого вам Богом» [Мф 22:31]. Обратите внимание, что они читали слова Ветхого Завета, которые были изречены, то есть, сказаны Богом.

Вполне уместно напомнить о том, какое большое значение Библия придаёт «словам». Во время противостояния сатане Иисус сказал:

4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
(Мф 4:4).

Поэтому неслучайно то, что вечную жизнь мы находим в словах, исходящих от Бога. Где ещё могут содержаться эти слова, если не в книге Библии? Давайте вновь обратимся к изречениям Господа:

63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
(Ин 6:63).

В одном из писем, обращенных к церкви в Коринфе, Павел говорил о том, каким образом человечеству был явлен разум Божий. Божественные истины были открыты «Духом» [1 Кор 2:10]. Но как? Апостол отвечает на этот вопрос:

13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.
(1 Кор 2:13).

В письме к церкви в Фессалонике Павел одобряет их в следующих словах:

13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих.
(1 Фес. 2:13).

Обратите внимание в приведённом отрывке, на частоту употребления слова «слово»! Наиболее известный новозаветный отрывок, раскрывающий вопросы богодухновенности, это, конечно, 2 Послание к Тимофею 3:16-17. Там Павел в частности утверждает, что «все Писание богодухновенно»:

16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
(2 Тим 3:16-17).

«Писание» это производное от греческого глагола grapho со значением «пишу; записываю». Основополагающая истина данного отрывка заключается в том, что библейские «писания», или письмена, вдохновлены Богом. Однако необходимо отметить, что писания состоят из слов. Таким образом, совершенно очевидно, – для тех людей, которые уважительно относятся к свидетельству библейского изложения, – что слова священной книги это слова, которые стали частью святого повествования под воздействием и управлением Бога.

Слова в роли аргументов

Если слова Библии не являются богодухновенными, то невозможны любые богословские аргументы, основанные на определении слова, грамматической форме и т.п. Тем не менее, как Господь Иисус, так и Его Апостолы зачастую строили свои доказательства именно на этой основе. Давайте рассмотрим несколько примеров:

1. Разговаривая с фарисеями незадолго до Своей смерти, Иисус спросил: «Что вы думаете о Христе [то есть, ветхозаветном Мессии]? чей Он сын?» [Мф 22:42]. Фарисеи ответили, что Христос должен быть потомком Давида. Они не признали Иисуса Мессией и по-прежнему ожидали пришествия Христа. Тогда Спаситель спросил их: «По какой причине Давид, говоря по вдохновению Божьему в Псалме 109, называет своего потомка «Господом».» Они не могли ответить на этот вопрос, хотя он имеет очень простое объяснение.

Как человек, Мессия был потомком Давида; как божество, Он был «Господом» великого царя древности. Доводы Иисуса о божественном происхождении Мессии основаны на конкретном слове, употребленном в Ветхом Завете. Это слово имело очень большое значение.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
(Мф 22:41-46).

1 Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих…
(Пс 109:1-…).

2. В аналогичной ситуации Христос провозгласил Свою божественную сущность. Он сказал: «Я и Отец – одно» [Ин 10:30]. После этих слов иудеи схватили камни, чтобы убить Иисуса; им казалось, что Он богохульствует. Тогда Иисус применил довод, апеллирующий к чувствам и предубеждениям Своих собеседников. Цитируя Ветхий Завет, где некоторые назначенные Богом судьи были названы «богами», Христос сказал: «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?» [Ин 10:35-36]. И в этом случае аргумент Господа был основан на одном ветхозаветном слове, «боги». Это, несомненно, раскрывает значимость библейских слов.

30 Я и Отец — одно.
31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, —
36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
(Ин 10:30-38).

6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы.
(Пс 81:6).

3. Другая ситуация, в которой оказался Иисус, производит еще большее впечатление. Во время спора с саддукеями, – членами иудейской секты, отрицавшей будущее воскресение мёртвых, – Иисус вновь построил Свои доводы на основе ветхозаветного текста. Господь сказал: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? [Мф 22:31-32]. Обратите внимание на то, что Бог не говорит об Аврааме, Исааке и Иакове в прошедшем времени. Эти слова были произнесены спустя значительное время после смерти патриархов [ср. Исх 3:6], однако Бог сказал: «Я их Бог!» Затем Христос добавил: «Бог не есть Бог мертвых, но живых».

Вывод очевиден. Авраам, Исаак и Иаков в свете будущего воскресения были живыми, хотя их тела были похоронены за много лет до этого. Аргумент Спасителя основан на ветхозаветных словах или, вернее, на их грамматической форме. Это служит наглядным примером того, что грамматические формы священного текста, также имеют особое значение.

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его…
29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
(Мф 22:23; 29-32).

6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.
(Исх 3:6).

4. В Нагорной проповеди Иисус привел убедительное свидетельство того, что Писание было богодухновенным в мельчайших деталях. «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» [Мф 5:18]. «Иота» это буква yod, самая маленькая в древнееврейском алфавите, а «черта» это, вероятно, диакритический знак, применяемый на письме для различения сходных в написании букв, наподобие точек над буквой «е» в «ё». Смысл этого в том, что Писание есть истина в последней инстанции, вплоть до «малейшего росчерка пера». Сын Божий утверждает, что слова Библии священны во всех их тонкостях и деталях.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
(Мф 5:17-18).

Несомненно, всё это показывает, что порой человеку открывшему Библию и начавшему Её читать, нужно использовать различную справочную литературу, которая имеет в своём арсенале более точные грамматические и лексические переводы. Это нужно для того, чтобы какое либо слово или предложение в Библии, не заставило человека неправильно понять сказанное Богом в Своём Слове.

image_pdfСохранитьimage_printРаспечатать
  • https://plus.google.com/+ЮрийЯлинич Юрий Ялинич

    Вы пишите:
    «Во время спора с саддукеями, – членами иудейской секты, отрицавшей будущее воскресение мёртвых, – Иисус вновь построил Свои доводы на основе ветхозаветного текста. Господь сказал: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? [Мф 22:31-32]. Обратите внимание на то, что Бог не говорит об Аврааме, Исааке и Иакове в прошедшем времени. Эти слова были произнесены спустя значительное время после смерти патриархов [ср. Исх 3:6], однако Бог сказал: «Я их Бог!» Затем Христос добавил: «Бог не есть Бог мертвых, но живых».
    Вывод очевиден. Авраам, Исаак и Иаков в свете будущего воскресения были живыми, хотя их тела были похоронены за много лет до этого».

    Здесь Иисус имеет в виду не только то, что “Авраам, Исаак и Иаков в свете будущего воскресения были живыми”, но и то, что они ЖИВЫ и после смерти их тел, ибо их бестелесные духи пребывают с Богом в Небесном Иерусалиме (Евр. 12:22-24), а у Бога ВСЕ ЖИВЫ (Луки 20:38). Вспомним, как Иисус Христос сказал: “Авраам, отец ваш, возликовал, что он увидит день Мой, и он увидел и возрадовался” (Иоан. 8:56), то есть Авраам ЖИВ, он увидел пребывание Иисуса Христа на земле и возрадовался. О том, что Авраам ЖИВ, Иисус Христос говорит и в рассказе о богаче и нищем Лазаре: “Авраам же сказал [богачу]: чадо ! вспомни, что ты получил добро твоё в жизни твоей, а Лазарь – зло; теперь же здесь утешается, а ты мучишься” (Луки 16:25).

    • https://plus.google.com/+StanislavChepurnoy Stanislav Chepurnoy

      Мне понравился комментарий про «день Мой» (Иоан. 8:56): вера Авраама основывалась на приходе Христа, верой он увидел «день Мой».