Войдите, чтобы оставить комментарий

Среда, 26 ноября, 2025

Женщины Библии: Сарра и Агарь

ЖенщинамЖенщины Библии: Сарра и Агарь

В этой статье мы поговорим о двух женщинах, сыгравших важную роль в истории еврейского народа, – Саре и Агарь (Обратите внимание, с 17-й главы Господь меняет имя Сары и Аврама).

Сара, жена Аврама, была праматерью еврейского народа. Она была бесплодна и долго не могла родить Авраму наследника. Отчаяние привело Сару к ошибке. В обход Божьего обещания она попросила мужа взять служанку Агарь в качестве наложницы, чтобы иметь от неё детей.

Агарь, служанка Сары, родила Авраму сына Измаила. Но впоследствии между Сарой и Агарью возник конфликт: Агарь вынуждена была бежать в пустыню, где Бог благословил её потомство.

Несмотря на все трудности, Сара и Агарь остались в истории как сильные и смелые женщины, сыгравшие важную роль в исполнении Божьего плана спасения человечества.

Женщины Библии: Сара и Агарь

Сегодня мы с вами поговорим о Саре, которая считается праматерью еврейского народа. Но говоря о ней, невозможно не упомянуть её мужа Аврама.

Именно с их семьи началась история обретения Земли Обетованной и расселения народа, из которого вышел наш Спаситель, Иисус Христос.

Сара

Впервые Сара, в качестве жены Аврама, упоминается в Бытие в 11-й главе 29-м стихе: «Аврам и Нахор взяли себе жён; имя жены Аврамовой – Сара…». Уже в следующем 30-м стихе даётся её первая характеристика: «неплодна и бездетна».

Женщинам
Добродетельные женщины, упомянутые в Библии

Далее в 12-й главе Бытия Господь повелевает Авраму оставить «родство и дом отца своего» и идти в землю, которую укажет Бог. На момент призыва Богом Авраму было 75 лет, а Саре – 66.

Ур Халдейский

Аврам и Сара покидают город своих предков – Ур Халдейский
Аврам и Сара покидают город своих предков – Ур Халдейский

Здесь следует сделать небольшое отступление и задать вполне логичный вопрос “А что, собственно, оставляли Аврам и Сара, покидая город своих предков  Ур Халдейский?”.

Древний город Ур находился в юго-западной пойме рек Тигр и Евфрат в нижней Месопотамии, на территории современного Ирака.

В своё время это был крупнейший мегаполис Древнего мира (~35-50 тыс. жителей) и до сих пор по праву считается одной из колыбелью человеческой цивилизации.

При раскопках в XX в. здесь были найдены богатые гробницы, штандарт мира и войны, изображавший первые в истории человечества боевые колесницы, и арфы – первые музыкальные инструменты.

Видео История искупления 3.2 – Авраам делает шаг веры в ответ на Божий призыв

Были обнаружены дворцы и храмы, гавань, рынок, жилые кварталы и огромный зиккурат (многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры) – ныне самая известная достопримечательность города Ура – трёхступенчатый храм бога Луны.

Здесь же были найдены клинописные таблички, свидетельствующие о наличии первой письменности, которая известна сейчас как Шумерская письменность.

Принадлежа к одному из семитских племён (семиты – потомки Сима, старшего сына Ноя), которые верили во множество богов, Аврам отличался от соплеменников тем, что исповедовал Единого Бога-Творца.

Откуда он получил знания об Истинном Боге, нам достоверно не известно.

Бог, призывая Аврама покинуть Ур и идти в новую землю, возможно хотел, чтобы первые зёрна Единобожия не проросли в привычной языческой среде, а истинное почитание Бога было бы возобновлено на новой обетованной земле вдали от прежних языческих нравов и пороков.

Зов Божий

Аврам верил в Единого Бога. И Бог, видя его веру, открылся ему – дал обещание произвести от него великий народ.

Услышав зов Божий, Аврам вместе со своей женой Сарой, племянником Лотом, а также многочисленными слугами, домочадцами и стадами отправился в землю, обещанную ему Господом.

И здесь мы наблюдаем следующие качества Сары:

покорность следовать за мужем и поддержка его во всём (Быт. 12:5, 13:1)

Сара, чьё имя означает «госпожа», «знатная, уважаемая женщина», была готова оставить крупный город, свой богатый дом, комфорт, размеренную жизнь и друзей в угоду своему мужу; была готова терпеть лишения в путешествии, идя туда, не зная куда, жить в шатрах, терпеть холод и неопределённость.

Что толкало её на этот шаг? Как вы думаете?

Сара подтвердила своё желание следовать за мужем в 13-й главе ст. 1 («Поднялся Аврам из Египта, сам и жена его…»). Но когда они уходили от фараона, Аврам и Сара не сказали всей правды фараону, так как Аврам боялся за свою жизнь.

И тут мы видим причину, почему это происходит. Этой причиной стала ещё одна особенность Сары: ибо она «женщина прекрасная видом» (Быт. 12:11) и «Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая» (Быт. 12:14).

Аврам, боясь смерти в Египте из-за красоты Сары, сказал ей перед фараоном назвать себя не женой, а его сестрой (которой она ему и являлась, Быт. 20:12). Сара послушалась и выполнила его просьбу.

Поступив таким образом, она была взята в дом фараона в качестве жены. Но Бог не позволил нарушить узы брака между Аврамом и Сарой, и послал на дом фараона наказание.

Точно такая же ситуация произошла чуть позже, в Бытие 20-й главе. Где за Сару Бог наказал Авимилеха, царя Герарского, который посягнул на её честь.

В 15-й главе Бытия Господь подтверждает свои обетования Авраму – произвести от него великий народ.

Сара даёт Авраму свою служанку

Сара даёт Аврааму свою служанку
Сара даёт Авраму свою служанку

Итак в странствиях проходит 10 лет. Саре уже 76. Невозможность родить мужу наследника породило в ней отчаяние, а отчаяние привело к ошибке.

Духовные прообразы
Иносказание об Агари и Сарре

Ошибка в том, что она пыталась «решить проблему» своим человеческим способом. В обход Божьего обещания Сара попросила мужа взять служанку Агарь в качестве наложницы, чтобы он мог иметь от неё детей (Быт. 16:1-3).

Почему Сара предложила Авраму свою служанку?

На то есть несколько причин:

  1. Сара считала себя виноватой в том, что не смогла родить мужу долгожданного наследника. Её терзало чувство вины за все прожитые годы в замужестве, т.к. бесплодие считалось несчастьем (Быт. 30:1), бесчестием (Быт. 30:23).
  2. Сара пыталась оказать содействие Аврааму, отказавшись от своих прав на мужа. Его интересы она поставила выше своих.
  3. Сара следовала законам той эпохи, где дети мужа, рождённые от служанки или наложницы, равно принадлежали как мужу, так и законной жене («может быть я буду иметь детей от неё», Быт. 16:2).

Последствием этого решения Сары стало нарушение Аврамом чистоты брачного союза:

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть (Быт. 2:24)

Но у Аарама были весомые извинения:

  1. Не страсть или похоть толкало его на то, чтобы взять служанку Сарры в наложницы, а послушание жене.
  2. Аврам не преследовал личные, низменные интересы, а высшие, теократические цели.

Но не сделал ли того же один, и в нём пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство… Малахия 2:15

Агарь

Служанка Сары «египтянка именем Агарь» (Быт. 16:1) скорее всего была подарена Саре фараоном, когда они спешно покидали Египет.

Имя Агарь означает «бегство». И впоследствии мы поймём почему её назвали именно так.

Агарь зачала (Быт. 16:4) (ещё даже не родила!) и уже стала презирать Сару.

В разных переводах по-разному описали поведение Агари. Она стала смотреть на госпожу свысока, возгордилась и стала считать себя лучше Сары, своей хозяйки.

Здесь лучше подходит слово “возгордилась”. Почему это происходит?

Так же есть несколько версий по этому поводу:

  1. Древние считали, что способность к рождению – признак Божественного благословения (Второзаконие 7:14, Лук. 1:58).
  2. Иметь наследников – семейная, фамильная гордость (Быт. 24:60).

А Сара была наказана за своё нетерпение, неверие и отчаяние. Не подумав о последствиях своего решения, что в доме может появиться новая жена или новая хозяйка, – обвинила своего мужа в том, что происходило между ею и служанкой.

И сказала Сара Аврааму: «В обиде моей ты виновен. Я отдала служанку мою в недро твоё, а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою (Быт. 16:5)

Как вы думаете справедливы ли её обвинения? Какова была реакция у Аврама? Он вознегодовал на её слова? Обиделся на Сару? Был оскорблён её словами?

Нас поражает ответ Аврама. В нём звучит уважение, прощение и жалость к своей жене.

Аврам пытался укротить начавшуюся ссору между Сарой и Агарью, указывая на роль законной жены и её прав по отношению к служанке:

Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно (Быт. 16:6)

Но в Саре больше не было великодушия: она сурово притесняла и пристрастно относилась к Агарь.

В разных переводах мы находим вместо «притеснять» другие слова – «Сара стала жестокой к Агари», «и причиняла ей зло» до такой степени, что Агарь не выдержала и убежала от своей госпожи.

Вот имя Агарь и оправдывает себя.

Гордая служанка не захотела переносить унижения и предпочла бегство в пустыню Сур (Быт. 16:7), лежавшую на пути между Египтом и Ассирией (Быт. 25:18; 1 Цар. 15:7, 27:8) в северо-западной части Аравийского полуострова.

Дорога через пустыню вела из Палестины в страну фараонов. По-видимому Агарь направлялась в свою родную страну.

И нашел её Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей Ангел Господень: Агарь, служанка Сарина! Быт.16:7-8

Обращение Ангела – «служанка Сарина» – лучше всякого упрека должно было привести в чувство забывшуюся рабу.

Какое качество Бога мы видим в этом обращении?

  1. Во-первых, Он обратился к Агарь по имени. Бог знает человека, с которым общается;
  2. Во-вторых, Он знает обстоятельства и ситуацию, в которой человек находился.

Хотя Ангел Господень и спросил, откуда Агарь пришла и куда идёт, но из контекста мы понимаем, что этот вопрос больше был нужен Агарь, чтобы она сама смогла сформулировать свою проблему.

Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. Быт.16:9

Здесь стоит отметить, что происходило некоторое изменение в сознании Агарь.

Мы понимаем, что как и во всём Древнем мире, так и в Египте процветало многобожие. Агарь была язычницей. В этом месте, в пустыне, будучи «в бегах», она приняла Ангела Господня и назвала Его «Ты Бог, видящий меня» (Быт. 16:13).

В этих словах было заключено исповедание веры Агарь в божественный Промысл и Божие всеведение (Пс. 138:6; Иов. 34:21).

Мы наблюдаем смену вектора её верований и духовный рост Агари, принятие Бога Аврама и Сары и покорность Ему.

Здесь же, в 16-й главе, Господь благословил её на ещё нерождённое дитя, обещая ему плодовитое потомство. Дал ему имя Измаил, что значило «слышит Бог», «услышал Господь страдание твоё» (Быт.16:11).

Измаил

Вразумленная откровением Господа, Агарь возвратилась в дом Аврама и родила сына. Аврам, согласно данному Богом повелению, назвал сына Измаил.

Этим самым подтвердилась реальность видения, которое посетило Агарь в пустыне.

Авраму на тот момент исполнилось 86 лет.

Чтобы завершить образ Агари, нужно отметить, что она была хорошей матерью, любила своего сына (Быт. 21:16). Когда Аврам отправил их от себя после очередного недовольства Сары (на протяжении всех 14 лет (Быт.17:24), пока Агарь и Измаил пребывали в доме Аврама, между Сарой и Агарь был затяжной конфликт), Агарь воспитывала Измаила одна.

Впоследствии Агарь нашла жену для сына из земли Египетской (Быт.21:21). Господь поддерживал их (Быт.21:20). «И Бог был с отроком» и исполнял Своё обещание произвести от сына рабыни ещё один народ, потому что это семя Аврама (Быт. 21:13).

Мы видим перед собой смелую, храбрую женщину, которая много страдала, многое претерпела, многое сделала для своего сына и жила только им одним и ради него.

Но у Бога был Свой план для Аврама и Сары.

Новые имена – Авраам и Сарра

Новое имя – Авраам и Сарра
Новые имена – Авраам и Сарра

В 17-й главе книги Бытия отмечается, что Авраму уже 99 лет. Далее в этой главе Господь подтверждает Своё благословение произвести от Аврама великий народ, называя себя «Богом Всемогущим».

Авраму дано новое имя – Авраам («Отец множества народов»), Сару Господь называет  – Сарра («Госпожа множества»).

Завет Бога с Авраамом

Господь подчёркивает, что именно Сарра должна родить Аврааму наследника «Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё»…

Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него», Быт. 17:16, 19.

С домом Авраама Господь заключает завет

И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя. И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. Бытие 17:7-8

И пал Авраам на лицо своё, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? Бытие 17:17

В 18-й главе мы читаем, что сомневался не только Авраам, но и Сарра, когда слышали что говорят пришедшие к Аврааму трое гостей: через год у Сарры родится ребенок.

Сарра внутренне рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. Быт. 18:12

Но Бог не просто так называет себя в 17-й главе Бытия Богом Всемогущим, т.е. могущий (сделать) всё.

В 18-й главе ст.14 Он продолжает эту мысль: «Есть ли что трудное для Господа?».

Через эту ситуацию: рождение позднего, долгожданного ребёнка, когда все физические законы уже не работают («и обыкновенное у женщин, у Сарры прекратилось», 18:11), Господь хочет показать Свою силу, которая не поддается нашему человеческому пониманию. Хочет научить и Авраама, и Сарру доверию и послушанию, уверенности в том, что Господни обещания всегда исполняются.

Также в 18-й главе, когда Авраам принимает гостей, Сара показана как хорошая гостеприимная хозяйка.

И поспешил Авраам в шатёр к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. Быт 18:6

Исаак

Сарра рожает Аврааму наследника
Сарра рожает Аврааму наследника

Ровно через год, как и обещал Господь, Сарра родила Аврааму наследника. Как и повелел Господь, его нарекают Исааком, что значит «смех, радость».

Значение имени Исаак в Библии происходит от глагола «цахак» – смеяться, играть, радоваться.

Духовные прообразы
Исаак и Христос: 11 прообразов

Некоторые исследователи полагали, что имя Исаак говорит о радости отца при рождении сына. Однако подавляющее большинство считали, что это сокращённая форма имени «йицхак-эль» – «Бог смеётся (играет, радуется)».

Имя Исаак связано с понятиями «смех», «радость» и «игра». И Авраам и Сарра, услышав от Бога обещание, что через год родится сын, рассмеялись внутри себя.

И каждый из них задавал себе вопрос: как такое возможно?

Но Господь верен своим обещаниям. Через год на свет появился Исаак. Радости Авраама и Сарры не было пределов.

Наконец-то клеймо неплодной жены было стёрто, её женская природа восторжествовала. Но при этом слышится горечь в её словах:

И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеётся. И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. (Быт. 21:6-7)

Сарра умерла в возрасте 127 лет, Быт. 23:1. Таким образом, мы понимаем, что она прослужила Аврааму и своему сыну Исааку как минимум еще около 37 лет после рождения сына.

Очень трогательны слова, когда Авраам рыдал, оплакивая Сарру, Быт.21:2.

Мы видим в этом проявление великой любви между мужчиной и женщиной, которые пронесли многие испытания, будучи рядом и поддерживая друг друга.

Выводы

Дорогие читатели!

Сегодня мы с вами рассмотрели удивительную историю двух женщин, Сарры и Агарь, чьи судьбы неразрывно связаны с историей нашего спасения.

Сарра, жена Авраама, прародительница еврейского народа, явила нам пример веры и терпения. Её долгое бесплодие и последующее чудесное рождение Исаака напоминают нам о том, что для Бога нет ничего невозможного.

Даже в самых трудных обстоятельствах мы должны уповать на Его милость и верить в исполнение Его обещаний.

Агарь, служанка Сарры, также сыграла важную роль в Божьем плане. Её история полна горечи и страданий, но и она встретилась с Богом, который услышал её молитву и благословил её потомство.

Мы видим в ней пример смирения и покорности воле Божьей.

Несмотря на то, что отношения между Саррой и Агарью были сложными и полны конфликтов, обе эти женщины оставили неизгладимый след в истории. Они напоминают нам о том, что даже в самых трудных ситуациях мы можем найти утешение и надежду в Боге.

Как христиане, мы можем извлечь много уроков из жизни Сарры и Агари. Они учат нас вере, терпению, смирению и упованию на Бога.

Их истории напоминают нам о том, что Бог верен Своим обещаниям и всегда рядом с нами, даже в самые трудные времена.

Давайте будем помнить об этих великих женщинах веры и стремиться подражать их примеру в нашей жизни.

Раздел Женщинам
Раздел Женщинам

Раздел Женщинам

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Литература: Дана Грабб «Избранные Богом»
  3. Пегги Масгру «Женщины в Библии»
  4. Лотти Бет Хоббз «Дочери Евы»
  5. Автор: Людмила Судина
  6. Редактор: Юлия Жижерина
  7. Дизайн статьи: Станислав Ч.
Юлия Жижерина
Юлия Жижерина
С 1992 христианка Церкви Христа в Москве на Шаболовке. Эксперт по трудовым отношениям. Директор компании "Мир трудовых отношений"
Mastodon