В этой статье мы поговорим о двух женщинах, сыгравших важную роль в истории еврейского народа, – Саре и Агарь (Обратите внимание, с 17-й главы Господь меняет имя Сары и Аврама).
Сара, жена Аврама, была праматерью еврейского народа. Она была бесплодна и долго не могла родить Авраму наследника. Отчаяние привело Сару к ошибке. В обход Божьего обещания она попросила мужа взять служанку Агарь в качестве наложницы, чтобы иметь от неё детей.
Агарь, служанка Сары, родила Авраму сына Измаила. Но впоследствии между Сарой и Агарью возник конфликт: Агарь вынуждена была бежать в пустыню, где Бог благословил её потомство.
Несмотря на все трудности, Сара и Агарь остались в истории как сильные и смелые женщины, сыгравшие важную роль в исполнении Божьего плана спасения человечества.
Женщины Библии: Сара и Агарь
Сегодня мы с вами поговорим о Саре, которая считается праматерью еврейского народа. Но говоря о ней, невозможно не упомянуть её мужа Аврама.
Именно с их семьи началась история обретения Земли Обетованной и расселения народа, из которого вышел наш Спаситель, Иисус Христос.
Сара
Впервые Сара, в качестве жены Аврама, упоминается в Бытие в 11-й главе 29-м стихе: «Аврам и Нахор взяли себе жён; имя жены Аврамовой – Сара…». Уже в следующем 30-м стихе даётся её первая характеристика: «неплодна и бездетна».
Далее в 12-й главе Бытия Господь повелевает Авраму оставить «родство и дом отца своего» и идти в землю, которую укажет Бог. На момент призыва Богом Авраму было 75 лет, а Саре – 66.
Ур Халдейский

Здесь следует сделать небольшое отступление и задать вполне логичный вопрос “А что, собственно, оставляли Аврам и Сара, покидая город своих предков Ур Халдейский?”.
Древний город Ур находился в юго-западной пойме рек Тигр и Евфрат в нижней Месопотамии, на территории современного Ирака.
В своё время это был крупнейший мегаполис Древнего мира (~35-50 тыс. жителей) и до сих пор по праву считается одной из колыбелью человеческой цивилизации.
При раскопках в XX в. здесь были найдены богатые гробницы, штандарт мира и войны, изображавший первые в истории человечества боевые колесницы, и арфы – первые музыкальные инструменты.
Видео История искупления 3.2 – Авраам делает шаг веры в ответ на Божий призыв
Были обнаружены дворцы и храмы, гавань, рынок, жилые кварталы и огромный зиккурат (многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры) – ныне самая известная достопримечательность города Ура – трёхступенчатый храм бога Луны.
Здесь же были найдены клинописные таблички, свидетельствующие о наличии первой письменности, которая известна сейчас как Шумерская письменность.
Принадлежа к одному из семитских племён (семиты – потомки Сима, старшего сына Ноя), которые верили во множество богов, Аврам отличался от соплеменников тем, что исповедовал Единого Бога-Творца.
Откуда он получил знания об Истинном Боге, нам достоверно не известно.
Бог, призывая Аврама покинуть Ур и идти в новую землю, возможно хотел, чтобы первые зёрна Единобожия не проросли в привычной языческой среде, а истинное почитание Бога было бы возобновлено на новой обетованной земле вдали от прежних языческих нравов и пороков.
Зов Божий
Аврам верил в Единого Бога. И Бог, видя его веру, открылся ему – дал обещание произвести от него великий народ.
Услышав зов Божий, Аврам вместе со своей женой Сарой, племянником Лотом, а также многочисленными слугами, домочадцами и стадами отправился в землю, обещанную ему Господом.
И здесь мы наблюдаем следующие качества Сары:
покорность следовать за мужем и поддержка его во всём (Быт. 12:5, 13:1)
Сара, чьё имя означает «госпожа», «знатная, уважаемая женщина», была готова оставить крупный город, свой богатый дом, комфорт, размеренную жизнь и друзей в угоду своему мужу; была готова терпеть лишения в путешествии, идя туда, не зная куда, жить в шатрах, терпеть холод и неопределённость.
Что толкало её на этот шаг? Как вы думаете?
Сара подтвердила своё желание следовать за мужем в 13-й главе ст. 1 («Поднялся Аврам из Египта, сам и жена его…»). Но когда они уходили от фараона, Аврам и Сара не сказали всей правды фараону, так как Аврам боялся за свою жизнь.
И тут мы видим причину, почему это происходит. Этой причиной стала ещё одна особенность Сары: ибо она «женщина прекрасная видом» (Быт. 12:11) и «Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая» (Быт. 12:14).
Аврам, боясь смерти в Египте из-за красоты Сары, сказал ей перед фараоном назвать себя не женой, а его сестрой (которой она ему и являлась, Быт. 20:12). Сара послушалась и выполнила его просьбу.
Поступив таким образом, она была взята в дом фараона в качестве жены. Но Бог не позволил нарушить узы брака между Аврамом и Сарой, и послал на дом фараона наказание.
Точно такая же ситуация произошла чуть позже, в Бытие 20-й главе. Где за Сару Бог наказал Авимилеха, царя Герарского, который посягнул на её честь.
В 15-й главе Бытия Господь подтверждает свои обетования Авраму – произвести от него великий народ.
Сара даёт Авраму свою служанку

Итак в странствиях проходит 10 лет. Саре уже 76. Невозможность родить мужу наследника породило в ней отчаяние, а отчаяние привело к ошибке.
Духовные прообразы
Иносказание об Агари и Сарре
Ошибка в том, что она пыталась «решить проблему» своим человеческим способом. В обход Божьего обещания Сара попросила мужа взять служанку Агарь в качестве наложницы, чтобы он мог иметь от неё детей (Быт. 16:1-3).
Почему Сара предложила Авраму свою служанку?
На то есть несколько причин:
- Сара считала себя виноватой в том, что не смогла родить мужу долгожданного наследника. Её терзало чувство вины за все прожитые годы в замужестве, т.к. бесплодие считалось несчастьем (Быт. 30:1), бесчестием (Быт. 30:23).
- Сара пыталась оказать содействие Аврааму, отказавшись от своих прав на мужа. Его интересы она поставила выше своих.
- Сара следовала законам той эпохи, где дети мужа, рождённые от служанки или наложницы, равно принадлежали как мужу, так и законной жене («может быть я буду иметь детей от неё», Быт. 16:2).
Последствием этого решения Сары стало нарушение Аврамом чистоты брачного союза:
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть (Быт. 2:24)
Но у Аарама были весомые извинения:
- Не страсть или похоть толкало его на то, чтобы взять служанку Сарры в наложницы, а послушание жене.
- Аврам не преследовал личные, низменные интересы, а высшие, теократические цели.
Но не сделал ли того же один, и в нём пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство… Малахия 2:15
Агарь
Служанка Сары «египтянка именем Агарь» (Быт. 16:1) скорее всего была подарена Саре фараоном, когда они спешно покидали Египет.
Имя Агарь означает «бегство». И впоследствии мы поймём почему её назвали именно так.
Агарь зачала (Быт. 16:4) (ещё даже не родила!) и уже стала презирать Сару.
В разных переводах по-разному описали поведение Агари. Она стала смотреть на госпожу свысока, возгордилась и стала считать себя лучше Сары, своей хозяйки.
Здесь лучше подходит слово “возгордилась”. Почему это происходит?
Так же есть несколько версий по этому поводу:
- Древние считали, что способность к рождению – признак Божественного благословения (Второзаконие 7:14, Лук. 1:58).
- Иметь наследников – семейная, фамильная гордость (Быт. 24:60).
А Сара была наказана за своё нетерпение, неверие и отчаяние. Не подумав о последствиях своего решения, что в доме может появиться новая жена или новая хозяйка, – обвинила своего мужа в том, что происходило между ею и служанкой.
И сказала Сара Аврааму: «В обиде моей ты виновен. Я отдала служанку мою в недро твоё, а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою (Быт. 16:5)
Как вы думаете справедливы ли её обвинения? Какова была реакция у Аврама? Он вознегодовал на её слова? Обиделся на Сару? Был оскорблён её словами?
Нас поражает ответ Аврама. В нём звучит уважение, прощение и жалость к своей жене.
Аврам пытался укротить начавшуюся ссору между Сарой и Агарью, указывая на роль законной жены и её прав по отношению к служанке:
Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно (Быт. 16:6)
Но в Саре больше не было великодушия: она сурово притесняла и пристрастно относилась к Агарь.
В разных переводах мы находим вместо «притеснять» другие слова – «Сара стала жестокой к Агари», «и причиняла ей зло» до такой степени, что Агарь не выдержала и убежала от своей госпожи.
Вот имя Агарь и оправдывает себя.
Гордая служанка не захотела переносить унижения и предпочла бегство в пустыню Сур (Быт. 16:7), лежавшую на пути между Египтом и Ассирией (Быт. 25:18; 1 Цар. 15:7, 27:8) в северо-западной части Аравийского полуострова.
Дорога через пустыню вела из Палестины в страну фараонов. По-видимому Агарь направлялась в свою родную страну.
И нашел её Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей Ангел Господень: Агарь, служанка Сарина! Быт.16:7-8
Обращение Ангела – «служанка Сарина» – лучше всякого упрека должно было привести в чувство забывшуюся рабу.
Какое качество Бога мы видим в этом обращении?
- Во-первых, Он обратился к Агарь по имени. Бог знает человека, с которым общается;
- Во-вторых, Он знает обстоятельства и ситуацию, в которой человек находился.
Хотя Ангел Господень и спросил, откуда Агарь пришла и куда идёт, но из контекста мы понимаем, что этот вопрос больше был нужен Агарь, чтобы она сама смогла сформулировать свою проблему.
Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. Быт.16:9
Здесь стоит отметить, что происходило некоторое изменение в сознании Агарь.
Мы понимаем, что как и во всём Древнем мире, так и в Египте процветало многобожие. Агарь была язычницей. В этом месте, в пустыне, будучи «в бегах», она приняла Ангела Господня и назвала Его «Ты Бог, видящий меня» (Быт. 16:13).
В этих словах было заключено исповедание веры Агарь в божественный Промысл и Божие всеведение (Пс. 138:6; Иов. 34:21).
Мы наблюдаем смену вектора её верований и духовный рост Агари, принятие Бога Аврама и Сары и покорность Ему.
Здесь же, в 16-й главе, Господь благословил её на ещё нерождённое дитя, обещая ему плодовитое потомство. Дал ему имя Измаил, что значило «слышит Бог», «услышал Господь страдание твоё» (Быт.16:11).
Измаил
Вразумленная откровением Господа, Агарь возвратилась в дом Аврама и родила сына. Аврам, согласно данному Богом повелению, назвал сына Измаил.
Этим самым подтвердилась реальность видения, которое посетило Агарь в пустыне.
Авраму на тот момент исполнилось 86 лет.
Чтобы завершить образ Агари, нужно отметить, что она была хорошей матерью, любила своего сына (Быт. 21:16). Когда Аврам отправил их от себя после очередного недовольства Сары (на протяжении всех 14 лет (Быт.17:24), пока Агарь и Измаил пребывали в доме Аврама, между Сарой и Агарь был затяжной конфликт), Агарь воспитывала Измаила одна.
Впоследствии Агарь нашла жену для сына из земли Египетской (Быт.21:21). Господь поддерживал их (Быт.21:20). «И Бог был с отроком» и исполнял Своё обещание произвести от сына рабыни ещё один народ, потому что это семя Аврама (Быт. 21:13).
Мы видим перед собой смелую, храбрую женщину, которая много страдала, многое претерпела, многое сделала для своего сына и жила только им одним и ради него.
Но у Бога был Свой план для Аврама и Сары.
Новые имена – Авраам и Сарра

В 17-й главе книги Бытия отмечается, что Авраму уже 99 лет. Далее в этой главе Господь подтверждает Своё благословение произвести от Аврама великий народ, называя себя «Богом Всемогущим».
Авраму дано новое имя – Авраам («Отец множества народов»), Сару Господь называет – Сарра («Госпожа множества»).
Господь подчёркивает, что именно Сарра должна родить Аврааму наследника «Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё»…
Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него», Быт. 17:16, 19.
С домом Авраама Господь заключает завет
И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя. И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. Бытие 17:7-8
И пал Авраам на лицо своё, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? Бытие 17:17
В 18-й главе мы читаем, что сомневался не только Авраам, но и Сарра, когда слышали что говорят пришедшие к Аврааму трое гостей: через год у Сарры родится ребенок.
Сарра внутренне рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. Быт. 18:12
Но Бог не просто так называет себя в 17-й главе Бытия Богом Всемогущим, т.е. могущий (сделать) всё.
В 18-й главе ст.14 Он продолжает эту мысль: «Есть ли что трудное для Господа?».
Через эту ситуацию: рождение позднего, долгожданного ребёнка, когда все физические законы уже не работают («и обыкновенное у женщин, у Сарры прекратилось», 18:11), Господь хочет показать Свою силу, которая не поддается нашему человеческому пониманию. Хочет научить и Авраама, и Сарру доверию и послушанию, уверенности в том, что Господни обещания всегда исполняются.
Также в 18-й главе, когда Авраам принимает гостей, Сара показана как хорошая гостеприимная хозяйка.
И поспешил Авраам в шатёр к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. Быт 18:6
Исаак

Ровно через год, как и обещал Господь, Сарра родила Аврааму наследника. Как и повелел Господь, его нарекают Исааком, что значит «смех, радость».
Значение имени Исаак в Библии происходит от глагола «цахак» – смеяться, играть, радоваться.
Духовные прообразы
Исаак и Христос: 11 прообразов
Некоторые исследователи полагали, что имя Исаак говорит о радости отца при рождении сына. Однако подавляющее большинство считали, что это сокращённая форма имени «йицхак-эль» – «Бог смеётся (играет, радуется)».
Имя Исаак связано с понятиями «смех», «радость» и «игра». И Авраам и Сарра, услышав от Бога обещание, что через год родится сын, рассмеялись внутри себя.
И каждый из них задавал себе вопрос: как такое возможно?
Но Господь верен своим обещаниям. Через год на свет появился Исаак. Радости Авраама и Сарры не было пределов.
Наконец-то клеймо неплодной жены было стёрто, её женская природа восторжествовала. Но при этом слышится горечь в её словах:
И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеётся. И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. (Быт. 21:6-7)
Сарра умерла в возрасте 127 лет, Быт. 23:1. Таким образом, мы понимаем, что она прослужила Аврааму и своему сыну Исааку как минимум еще около 37 лет после рождения сына.
Очень трогательны слова, когда Авраам рыдал, оплакивая Сарру, Быт.21:2.
Мы видим в этом проявление великой любви между мужчиной и женщиной, которые пронесли многие испытания, будучи рядом и поддерживая друг друга.
Выводы
Дорогие читатели!
Сегодня мы с вами рассмотрели удивительную историю двух женщин, Сарры и Агарь, чьи судьбы неразрывно связаны с историей нашего спасения.
Сарра, жена Авраама, прародительница еврейского народа, явила нам пример веры и терпения. Её долгое бесплодие и последующее чудесное рождение Исаака напоминают нам о том, что для Бога нет ничего невозможного.
Даже в самых трудных обстоятельствах мы должны уповать на Его милость и верить в исполнение Его обещаний.
Агарь, служанка Сарры, также сыграла важную роль в Божьем плане. Её история полна горечи и страданий, но и она встретилась с Богом, который услышал её молитву и благословил её потомство.
Мы видим в ней пример смирения и покорности воле Божьей.
Несмотря на то, что отношения между Саррой и Агарью были сложными и полны конфликтов, обе эти женщины оставили неизгладимый след в истории. Они напоминают нам о том, что даже в самых трудных ситуациях мы можем найти утешение и надежду в Боге.
Как христиане, мы можем извлечь много уроков из жизни Сарры и Агари. Они учат нас вере, терпению, смирению и упованию на Бога.
Их истории напоминают нам о том, что Бог верен Своим обещаниям и всегда рядом с нами, даже в самые трудные времена.
Давайте будем помнить об этих великих женщинах веры и стремиться подражать их примеру в нашей жизни.

Сноски
- Библия. Синодальный перевод
- Литература: Дана Грабб «Избранные Богом»
- Пегги Масгру «Женщины в Библии»
- Лотти Бет Хоббз «Дочери Евы»
- Автор: Людмила Судина
- Редактор: Юлия Жижерина
- Дизайн статьи: Станислав Ч.




