Содержание
Введение
В некоторых церквях или собраниях, бытует мнение, среди некоторых отдельных христиан, что мы должны чётко (неукоснительно, буквально) соблюдать Слово Божье и поэтому, должны мыть друг другу ноги – чтобы исполнить заповедь Господню.
Но, так ли это? Нужно ли это исполнять? Актуально ли это сегодня, в наше время? Является ли это заповедью от Бога? Давайте с вами разберём и проанализируем все эти вопросы!
Мыть друг другу ноги или не мыть, вот в чём вопрос?
Мытьё ног было старой формой личной доброты, служения и гостеприимства. Люди в те времена путешествовали в основном пешком. Они носили сандалии или ходили босиком. Поэтому для целей чистоты и комфорта необходима была вода для мытья их уставших ног.
Обычно хозяин дома приносил воду для того, чтобы его гости могли сами вымыть свои ноги [Быт 19:2; 24:32; 43:24; Суд 19:21; 2 Цар 11:8; Лук 7:44]. Но бывало и так, что обязанность мытья чьих-то ног принадлежала слугам или рабам [Быт 18:4; 1 Цар 25:41].
2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.
(Быт 19:2).
32 И вошел человек. [Лаван] расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним.
(Быт 24:32).
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом.
(Быт 18:4).
Но однажды случилось невероятное, Сам Христос вымыл ноги своим ученикам [Ин 13:1-17]. Последнее произошло, когда они должны были вкушать Пасху. Уже отчистив их, Ему оставалось только вымыть их ноги. Иисус, будучи их Господином и Царём, встал и начал мыть их ноги.
1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
(Ин 13:1-17).
Важным моментом в этом является ещё и то, что ученики Христа в это время спорили между собою, «кто будет более великим в Царстве Небесном» [Лк 22:24-30].
24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
(Лк 22:24-30).
Для того, чтобы научить их уроку смирения, Иисус вымыл их ноги и предписал им «поступать также». Он не сказал им делать это в качестве акта публичного служения, а просто как пример любви [ср. Ин 13:15-16; Лк 22:25-27].
Павел позже говорил о мытье ног, как о добром деле, наравне с воспитанием детей, гостеприимством и вспоможении нуждающимся [1 Тим 5:9-10]. Здесь, так же как и везде, это просто – личное дело служения в любви.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
(1 Тим 5:9-10).
Те, кто сегодня практикуют так называемое «мытьё ног» или «мыть друг другу ноги», редко в действительности моют грязные ноги, так как сегодняшние ноги, не такие грязные, как были у древних людей.
Но когда таким людям удаётся вымыть кому-то ноги, они скорее не моют их, а больше просто мочат чистые ноги, а потом вытирают их. Такие пустые церемонии вряд ли производят смирение, вряд ли выражают любовь, всё это не отвечают тем качествам, о которых учил Иисус.
В частном порядке мытьё ног, рук или всего тела того, кто реально нуждается в этом, обычно исходит от необходимости и смиренного сердца. В то время как претензии на смирение и любовь в публичном намачивании ног больше способствует появлению гордости у тех, кто делает это [ср. Кол 2:23].
23 Такие предписания, с их самодеятельным благочестием, смирением и умерщвлением плоти, конечно же, создают видимость какой-то мудрости, но грош им цена. Они ведут лишь к потворству плоти!
(Кол 2:23, СПБ).
Библия, нигде не устанавливает мытьё ног, как обязательное действие, как заповедь – публичного служения.
Заключение
Итак, мы увидели, должны ли мы мыть друг другу ноги сегодня или нет, в качестве акта публичного служения? Ответ очевиден – нет!
В древности, люди в силу своего эволюционно-научного, а также экономическо-социального развития, ходили или босиком, или в сандалиях, или в сапогах на босу ногу. Такая обувь не способствовала чистоте нижних конечностей.
Долгие и утомительные путешествия пешком, делали ноги людей грязными и усталыми. Таким образом, социальная обстановка того времени, диктовала то, что ноги нужно было мыть постоянно, как руки или лицо, чтобы дать им чистоту и отдых.
Когда Иисус в Евангелии или Павел в своём послании говорят о мытье ног, они говорят не о заповеди которую нужно соблюдать сегодня, а говорят о принципе «доброго-этикета», который в силу выше упомянутых обстоятельств, сложился в древнем обществе.
Они говорили конкретно не о мытье ног, а о любви к ближнему, о заботе к нему, участии и сострадании в нуждах других людей. Конечно же, по силам и возможностям каждого, и если это уместно – помочь ближнему в какой-то конкретной ситуации, как мытьё ног например.
К примеру, Иисус однажды сказал [Мф 15:20]: «что есть неумытыми руками это не скверно [не грех]». Но, можно предположить, Он не имел в виду, что руки мыть никогда вообще не нужно, перед едой.
Вероятнее всего Он говорил о принципе нужды и необходимости, а не о заповеди. Тоже самое и с мытьём ног ближнему своему, это принцип любви и участия, а не заповедь или призыв к строгому соблюдению этого действия.
Статьи по этой тематике
- Необходимо ли посещение церкви для того, чтобы попасть на небеса?
- Почему церковь Христа проводит хлебопреломление каждое воскресение?
- Должны ли мы давать десятину сегодня?
- Разве Библия говорит, что использование инструментальной музыки во время богослужения является грехом?
- Что плохого в использовании инструментальной музыки в богослужении, ведь она используется в Ветхом Завете?
- Может ли женщина проповедовать, учить и вести молитву во время общественного служения?
Литература
- Библия. Синодальный перевод
- Библия. Современный перевод
- Томас, Д. Спрашивайте и – Библия отвечает. Сеймур, Теннеси 1986. – С. 132-133.