Должны ли христиане мыть друг другу ноги в качестве акта публичного служения?

0
319

Введение

В некоторых церквях или собраниях, бытует мнение, среди некоторых отдельных христиан, что мы должны чётко (неукоснительно, буквально) соблюдать Слово Божье и поэтому, должны мыть друг другу ноги – чтобы исполнить заповедь Господню.

Но, так ли это? Нужно ли это исполнять? Актуально ли это сегодня, в наше время? Является ли это заповедью от Бога? Давайте с вами разберём и проанализируем все эти вопросы!

Мыть или не мыть ноги?
Мыть или не мыть ноги?

Мыть друг другу ноги или не мыть, вот в чём вопрос?

Мытьё ног было старой формой личной доброты, служения и гостеприимства. Люди в те времена путешествовали в основном пешком. Они носили сандалии или ходили босиком. Поэтому для целей чистоты и комфорта необходима была вода для мытья их уставших ног.

Обычно хозяин дома приносил воду для того, чтобы его гости могли сами вымыть свои ноги [Быт 19:2; 24:32; 43:24; Суд 19:21; 2 Цар 11:8; Лук 7:44]. Но бывало и так, что обязанность мытья чьих-то ног принадлежала слугам или рабам [Быт 18:4; 1 Цар 25:41].

2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.
(Быт 19:2).

 

32 И вошел человек. [Лаван] расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним.
(Быт 24:32).

 

4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом.
(Быт 18:4).

Но однажды случилось невероятное, Сам Христос вымыл ноги своим ученикам [Ин 13:1-17]. Последнее произошло, когда они должны были вкушать Пасху. Уже отчистив их, Ему оставалось только вымыть их ноги. Иисус, будучи их Господином и Царём, встал и начал мыть их ноги.

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
(Ин 13:1-17).

Важным моментом в этом является ещё и то, что ученики Христа в это время спорили между собою, «кто будет более великим в Царстве Небесном» [Лк 22:24-30].

24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
(Лк 22:24-30).

Для того, чтобы научить их уроку смирения, Иисус вымыл их ноги и предписал им «поступать также». Он не сказал им делать это в качестве акта публичного служения, а просто как пример любви [ср. Ин 13:15-16; Лк 22:25-27].

Павел позже говорил о мытье ног, как о добром деле, наравне с воспитанием детей, гостеприимством и вспоможении нуждающимся [1 Тим 5:9-10]. Здесь, так же как и везде, это просто – личное дело служения в любви.

9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
(1 Тим 5:9-10).

Те, кто сегодня практикуют так называемое «мытьё ног» или «мыть друг другу ноги», редко в действительности моют грязные ноги, так как сегодняшние ноги, не такие грязные, как были у древних людей.

Но когда таким людям удаётся вымыть кому-то ноги, они скорее не моют их, а больше просто мочат чистые ноги, а потом вытирают их. Такие пустые церемонии вряд ли производят смирение, вряд ли выражают любовь, всё это не отвечают тем качествам, о которых учил Иисус.

В частном порядке мытьё ног, рук или всего тела того, кто реально нуждается в этом, обычно исходит от необходимости и смиренного сердца. В то время как претензии на смирение и любовь в публичном намачивании ног больше способствует появлению гордости у тех, кто делает это [ср. Кол 2:23].

23 Такие предписания, с их самодеятельным благочестием, смирением и умерщвлением плоти, конечно же, создают видимость какой-то мудрости, но грош им цена. Они ведут лишь к потворству плоти!
(Кол 2:23, СПБ).

Библия, нигде не устанавливает мытьё ног, как обязательное действие, как заповедь – публичного служения.

Ноги современного человека
Ноги современного человека

Заключение

Итак, мы увидели, должны ли мы мыть друг другу ноги сегодня или нет, в качестве акта публичного служения? Ответ очевиден – нет!

В древности, люди в силу своего эволюционно-научного, а также экономическо-социального развития, ходили или босиком, или в сандалиях, или в сапогах на босу ногу. Такая обувь не способствовала чистоте нижних конечностей.

Долгие и утомительные путешествия пешком, делали ноги людей грязными и усталыми. Таким образом, социальная обстановка того времени, диктовала то, что ноги нужно было мыть постоянно, как руки или лицо, чтобы дать им чистоту и отдых.

Когда Иисус в Евангелии или Павел в своём послании говорят о мытье ног, они говорят не о заповеди которую нужно соблюдать сегодня, а говорят о принципе «доброго-этикета», который в силу выше упомянутых обстоятельств, сложился в древнем обществе.

Они говорили конкретно не о мытье ног, а о любви к ближнему, о заботе к нему, участии и сострадании в нуждах других людей. Конечно же, по силам и возможностям каждого, и если это уместно – помочь ближнему в какой-то конкретной ситуации, как мытьё ног например.

К примеру, Иисус однажды сказал [Мф 15:20]: «что есть неумытыми руками это не скверно [не грех]». Но, можно предположить, Он не имел в виду, что руки мыть никогда вообще не нужно, перед едой.

Вероятнее всего Он говорил о принципе нужды и необходимости, а не о заповеди. Тоже самое и с мытьём ног ближнему своему, это принцип любви и участия, а не заповедь или призыв к строгому соблюдению этого действия.

Статьи по этой тематике

  1. Необходимо ли посещение церкви для того, чтобы попасть на небеса?
  2. Почему церковь Христа проводит хлебопреломление каждое воскресение?
  3. Должны ли мы давать десятину сегодня?
  4. Разве Библия говорит, что использование инструментальной музыки во время богослужения является грехом?
  5. Что плохого в использовании инструментальной музыки в богослужении, ведь она используется в Ветхом Завете?
  6. Может ли женщина проповедовать, учить и вести молитву во время общественного служения?

Литература

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Библия. Современный перевод
  3. Томас, Д. Спрашивайте и – Библия отвечает. Сеймур, Теннеси 1986. – С. 132-133.