Какая была дата исхода? 3Цар.6:1

0
192

Дата исхода

Установление окончательной даты Исхода — сложная задача, учитывая тот факт, что после событий прошло несколько тысяч лет. Тем не менее, Писание и внебиблейские ресурсы предлагают некоторые указания относительно того, когда это могло произойти, поэтому мы будем использовать эту информацию для оценки.

Существует несколько предполагаемых дат Исхода, начиная с 2000 г. до н.э. и до более общепринятой даты около 1290-1250 гг. до н.э. Многие библейские ученые помещают Исход в 13 веке до н.э..

Какой была дата исхода?
Какой была дата исхода?

Одним из аргументов в пользу даты 13-го века является утверждение, что евреи построили город Раамсес. Как рассказывает Исход 1:11:

11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов.
(Исх.1:11)

Часто делается вывод, что, поскольку этот город Раамсес был построен по приказу фараона, он был назван в честь нынешнего фараона; тогда можно разумно полагать, что фараоном был Рамсес II.

Тем не менее, город под названием Рамсес существовал за столетия до того, как Рамсес II стал фараоном. Когда Иосиф еще жил, его семья обосновалась в Египте во время великого голода. Когда его отец Иаков и его братья пришли в Египет, в Бытии 47:11 рассказывается, что они поселились в земле Рамсеса.

11 И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон.
(Быт.47:11)

Эта земля уже носила имя Рамсес задолго до Рамсеса II или его деда Рамсеса I. Возможно, произошло то, что эта часть Египта была заселена в течение некоторого времени, но фараон Рамсес II построил из нее нечто большее во время своего правления — в очень важный центр силы, центр Египта.

Однако, город хранения не обязательно соответствует описаниям города, который построил Рамсес II. Возможно, он построил существующий город, который, возможно, был городом-хранилищем Рамсеса.

Другая потенциальная проблема для более поздней даты Исхода заключается в том, что она устанавливает конфликт со сроками для Эры Судей. Эта эпоха охватывала 15 судей в течение примерно 350 лет. Если Исход произошел в 13-м веке, это ставит начало правления царя Саула в 11-м веке до нашей эры.

Однако правление Саула и Давида составило 80 лет, что дало бы царствование Соломона в 9 веке до нашей эры, спустя десятилетия после его смерти. Довольно определенная дата начала его правления — 10 век, около 970 г. до н.э., и его правление длилось 40 лет.

Вторая популярная дата Исхода — 1446 г. до н. э.. Автор статьи утверждает, что это правильная дата. Дата 13-го века тоже возможна, но, учитывая современные знания древней израильской истории, мы считаем, что дата 1446 года лучше соответствует критериям.

Залив Акаба / Красное море
Залив Акаба / Красное море

Библейская хронология

Писание предлагает несколько ориентиров для знакомства с Исходом. Один из самых ясных в 3 Царств 6: 1.

1 В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу.
(3Цар.6:1)

Царствование царя Соломона, как полагают большинство ученых, началось в 970 году до н.э. Четвертый год его правления был бы 966 годом до н.э. С 966 года до н.э., 480 лет назад было бы 1446 до н.э.

Д-р Глен Фриц, автор книги «Затерянное море Исхода», также считает, что Исход произошел примерно в 1446 году до нашей эры. Он также цитирует 3 Царств 6 в качестве важного доказательства, но подчеркивает некоторые ключевые моменты этого конкретного отрывка.

Библейский ученый Умберто Кассуто обнаружил, что автор записал прошедшее время в порядке возрастания, а не по убыванию. Измерения, сделанные таким образом, были разработаны, чтобы быть очень точными, не оцененными или фигуративными.

Автор (ы) Книги Царей были не просто переписчиками, но были пророками, людьми, которых придерживались высочайших стандартов истины. Ложь была преступлением, наказуемым смертью, согласно Второзаконию 18:20. Тот факт, что были использованы такие точные измерения, указывает на то, что это не было неадекватной записью.

В книге Деяний апостол Павел рассказал о последовательности событий от еврейского входа в Египет, вплоть до рождения Иисуса в его попытке доказать статус Иисуса как Мессии.

Павел, который был фарисеем и очень хорошо осведомлен в еврейской истории, заявил, что от переезда Иакова в Египет до времен пророка Самуила общее время, прошедшее с начала, составило около 450 лет. Деяния 13: 17-20 гласят:

17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,
18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.
19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
20 И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.
(Деян.13:17-20)

Пророк Самуил жил в 11-м веке до нашей эры. 450 лет во времени помещают Исход в 15-м веке до нашей эры. Поскольку сроки Павла являются приблизительными, есть некоторые компромиссы, но дата 1446 года находится в пределах диапазона, который он дал.

Павел предлагает еще один ориентир в Послании к Галатам. Там он рассказал, сколько лет Бог дал свое обещание Аврааму на дачу Закона на горе Синай.

Галатам 3:16-17 говорит:

16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
(Гал.3:16,17)

Обещания были сказаны Аврааму и его семени. Писание не говорит «и семенам», означая многих людей, но «и вашему семени», означая одного человека, который есть Христос.

Я имею в виду следующее: закон, введенный 430 лет спустя, не отменяет завет, ранее установленный Богом, и, следовательно, не отменяет обетование.

Временные рамки Павла отмечают два разных момента в еврейской истории: жертва Авраама Исааком и принятие закона на горе Синай после Исхода.

Многие библейские переводы Исхода 12:40-41 говорят о том, что евреи были рабами в Египте в течение 430 лет. Однако авторы перевода Септуагинты в 250 г. до н.э. заявили, что в это время они жили в Египте и Ханаане, а не только в одном Египте.

Синодальный перевод:

40 Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет.
41 По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью.
(Исх.12:40-41)

Тора перевод с издания Сочино:

12:40 времени же пребывания сынов израиля в египте — четыреста тридцать лет.
41 по прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение господне из земли египетской ночью.

Новая Американская Стандартная Библия, Библия Короля Иакова, Еврейские Писания (перевод архимадрита Макария)  переводит Исход 12:40-41 как: все войска Господни вышли из земли Египетской.

Септуагинта, в прямом переводе, гласит:

И время пребывания сынов Израилевых во время пребывания их на земле Египетской и на земле Ханаанской четыреста тридцать лет. И было, что через четыреста тридцать лет все войска Господни вышли из земли Египетской ночью.

Через 430 лет после Исхода (предполагая дату 1446 г. до н.э.) жертва Исаака должна была состояться примерно в 1876 г. до н.

Мы полагаем, что ученые из Септуагинты в Александрии поняли, что период времени, упомянутый Аврааму, охватывал эпоху патриархов в Ханаане и время рабства в Египте после смерти Иосифа. Эта хронология помещает Исход приблизительно в середине 15-го века до нашей эры и связывает это с точным описанием 3 Царств 6, в частности, к 1446 году до н.э.

Однако эта дата не является для нас догмой, и когда нам будет представлена ​​новая информация о дате этого события, мы пересмотрим свою позицию, стремясь к истине, куда бы она ни шла.

Последняя проверка 18 июля 2019 г.

Список используемой литературы

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Тора перевод с издания Сочино
  3. Новая Американская Стандартная Библия
  4. Библия Короля Иакова
  5. Еврейские Писания (перевод архимадрита Макария)
  6. Исследовательский фонд «Сомневающийся Томас»