Хотите узнать историю женщины, чья вера и настойчивость изменили ход истории?
В этой статье мы погрузимся в библейское повествование об Анне, матери пророка Самуила. Её история – это не просто рассказ о древних временах, это глубокий источник мудрости и вдохновения для каждого из нас.
Что вас ждет в статье:
- История Анны: Мы подробно рассмотрим жизненный путь Анны, её испытания и победы, её веру и надежду.
- Уроки веры: Вы узнаете, как Анна справлялась с глубокой скорбью, как она научилась доверять Богу в самые трудные моменты.
- Сила молитвы: Мы разберём молитву Анны и увидим, как она обращалась к Богу в своих нуждах и как была услышана.
- Значение семьи и воспитания: История Анны поможет нам понять важность семьи и правильного воспитания детей.
- Актуальность для нашей жизни: Мы рассмотрим, как уроки Анны могут помочь в современном мире, как они могут вдохновить нас на более глубокую веру и близкие отношения с Богом.
Почему важно изучить эту историю?
История Анны – это не просто древнее сказание. Это живой пример того, как вера может преобразить жизнь человека. Изучая её опыт, мы можем:
- Укрепить свою веру: Увидеть, как Бог действует в жизни людей, даже в самых сложных ситуациях.
- Научиться преодолевать трудности: Понять, что даже в самые тёмные времена есть надежда.
- Углубить свои отношения с Богом: Понять, что молитва – это мощный инструмент, который может изменить нашу жизнь.
- Стать лучшими родителями: Научиться воспитывать детей в вере и любви к Богу.
Не пропустите эту вдохновляющую историю! Присоединяйтесь к нам и откройте для себя новые грани веры и надежды.

1. Уроки Анны, матери Самуила
1. Давайте вспомним историю Анны, матери Самуила, которая рассказывается в 1-2 главах 1-й Книги Царств.
В начале 1-й главы описывается ситуация. Жил человек Елкана, который был левитом из сыновей Каафовых, самой благородной семьи этого колена (что следует из 1-й Пар. 6:33−34).
У этого человека было две жены: Феннана и Анна. Это была набожная семья. Такими должны были быть все семьи в Израиле (особенно левитов) – примером религиозной семьи.
Во время торжественных праздников Елкана восходил в скинию в Силоме, чтобы поклониться и принести жертву Господу (ст. 3).
В этой семье были разногласия. Первопричиной этих разногласий была женитьба Елканы на двух жёнах, что по сути было нарушением первоначального постановления о браке, на что ссылался наш Спаситель (Мф. 19:5, 8): «…а сначала не было так».
Вполне возможно, что вначале Елкана женился на Анне, но так как от неё у него не было детей (о чём он очень сожалел), то он женился на Феннане, которая родила ему детей, но в других вопросах доставляла неприятности.
Две жены не могли ужиться. На них были разные благословения:
- Феннана была плодовита и имела много детей, что должно было сделать её довольной и благодарной, хотя она была всего лишь второй женой и менее любимой;
- а Анна была бесплодной, но очень любимой своим мужем, который использовал любую возможность, чтобы продемонстрировать это ей и другим. Поэтому он ей давал часть особую (ст. 5), чтобы успокоить её, сделать счастливой и благодарной.
У них были разные характеры: Феннана не могла справиться с благословением плодовитости и становилась высокомерной и заносчивой, а Анна не могла справиться со страданиями из-за своего бесплодия и становилась печальной и неудовлетворенной; Елкана был вынужден играть сложную роль миротворца между ними.
Феннана попрекала Анну её горем, презирала за то, что та была бесплодной, говорила о ней с насмешкой как о женщине, к которой небеса не благоволят.
Она продолжала это делать из года в год, а не один раз или дважды; это было её постоянной практикой; ни почтение к мужу, ни сострадание к Анне не могли изменить её (ст. 6-7).
Анна не могла слышать оскорбительные слова: она плакала и не ела (ст. 7). Она и все её родственники чувствовали себя неловко. Анна не ела во время праздника, ибо огорчение лишало её аппетита и делало неподходящей для компании; её настроение не соответствовало радостному настроению по поводу торжества.
1.2. Случай в Храме
Далее гл. 1 переходит к описанию конкретного случая. Как-то раз, всё было также по обычному сценарию. И муж Анны, Елкана, с любовью упрекнул, обличил её: «Что ты плачешь, и отчего скорбит сердце твоё!».
Кого Бог любит, тех и обличает; так же должны поступать и мы. Он спросил о причине её скорби.
Хотя у неё была важная причина для огорчения, он побудил её задуматься: есть ли у неё основание скорбеть так сильно, что это не позволяет ей вкушать даже святыню?
Он заверяет, что со своей стороны сделает всё возможное, чтобы восполнить её скорбь:
«Не лучше ли я для тебя десяти сыновей? Ты знаешь, что вся моя любовь принадлежит тебе, так пусть это утешит тебя» (ст.8)
Елкана мягко упрекнул Анну за её чрезмерную скорбь, и далее мы читаем, что это обличение дало хороший результат.
Это побудило Анну приступить к пище. Она ела и пила (ст. 9), больше не ожесточалась в скорби и не замыкалась в себе, когда её обличали в этом. Это заставило её задуматься и побудило к молитве.
Видимо она поняла, что если кто и сможет ей помочь, то только Бог. Если она собиралась когда-либо обратиться к престолу благодати с особой просьбой, то теперь это время настало.
Елкана с Анной находились в Силоме, у дверей скинии, которая называлась домом молитвы, где Бог пообещал встретиться со Своим народом. Они недавно принесли мирную жертву в знак своего общения с Ним, чтобы обрести благоволение Бога и все блага.
Анна использовала нынешнюю скорбь и обеспокоенное состояние духа для того, чтобы пробудить и усилить свои религиозные чувства в молитве: в скорби души она молилась Господу (ст. 10).
К своим молитвам она добавляла слёзы. Это была несухая молитва: она горько плакала. Как истинная израильтянка, она плакала и умоляла (Ос. 12:4).
В своём прошении она была очень точна и скромна и просила дитя мужеского пола, чтобы ребёнок в будущем мог служить в скинии. Она дала обет Богу, что отдаст этого дитя для служения, если он появится на свет.
Всё это она говорила так тихо, что никто её не слышал. Уста еле двигались, но не было слышно голоса её (ст. 13).
В то время первосвященником и судьёй в Израиле был Илий; он восседал в храме на престоле и наблюдал за происходящим (ст. 9).
Скиния здесь названа храмом, ибо она находилась на постоянном месте и в ней проводились все религиозные обряды.
Илий восседал там, чтобы принимать обращения и давать наставления, когда заметил молящуюся Анну (возможно, находившуюся в уединенном уголке храма); по необычной манере её молитвы ему показалось, что она пьяна, и он решил поговорить с ней соответствующим образом (ст. 14): «Доколе ты будешь пьяною?».
В этом заключалась ошибка Илия. Ибо большую ошибку совершают те, которые переходят к суровым обвинениям, прежде не ознакомившись основательно с ситуацией.
Если к тому времени глаза Илии ослабели, то ему следовало бы спросить об этом окружающих.
Анна смиренно оправдала себя от выдвинутого ей обвинения. Это говорит о том, что она хотела, чтобы у него было хорошее мнение о ней. Она не хотела, чтобы он осуждал её.
«Нет, господин мой, это не так; я не пила ни вина, ни сикеры вообще ничего»
Илий искупил своё опрометчивое и недружелюбное осуждение доброжелательным и отцовским благословением (ст. 17). Получив полное удовлетворение, Анна покинула это место (ст. 18).
Она просила, чтобы Илий сохранил хорошее мнение о ней и продолжал молиться за её нужду. Затем пошла в путь свой и ела то, что осталось от мирной жертвы. И лицо её не было уже печально, как прежде.
1.3. Анна отдает ребёнка Богу
Наконец Господь вспомнил об Анне и её желании (ст. 11), о её нужде, которую она не высказала. Ибо после этого зачала и родила сына.
Хотя кажется, что Бог длительное время не вспоминает о наших бременах, бедах, беспокойствах и молитвах, но со временем Он показывает, что ничего не забывает.
Мать назвала этого сына Самуил (ст. 20).
Как заботлива и внимательна была Анна, вскармливая своего сына, но не только потому что он был дорог ей, а потому что мальчик был посвящён Богу. Для Него она взращивала сына и не отдала кормилице.
Елкана каждый год ходил поклоняться в скинию (ст. 21). И хотя Анна в высшей степени почитала дворы дома Божьего, но попросила у мужа позволения остаться дома, ибо женщины не были обязаны каждый год участвовать в трёх праздниках, как мужчины.
Хотя она привыкла каждый год ходить туда вместе с мужем, но теперь пожелала остаться, ибо не хотела на такое длительное время отказываться от кормления.
Елкана согласился с её предложением (ст. 23): «Делай, что тебе угодно». Он не хотел ни в чём перечить ей и позволил поступать так, как она считала нужным.
Позже Анна привела своего сына Самуила в скинию.
Некоторые полагают, что это произошло сразу после того, как он был отнят от груди, что, по мнению иудеев, обычно происходило после достижения ребёнком трёхлетнего возраста.
Писание говорит, что она кормила его, пока не вскормила (ст. 23). Другие считают, что это имело место лишь после того, как его отучили от детских игрушек в возрасте восьми или десяти лет.
Но я не вижу никакого противоречия в том, чтобы такого необычного ребенка, как Самуил, в три года привели в скинию, дабы он там воспитывался среди детей священников.
Сказано (ст. 24): «Отрок же был ещё дитя».
Как Анна представила Богу своего ребёнка? Она принесла в жертву три тельца вместе с хлебным приношением для каждого из них (ст. 24) с большой признательностью за Божью милость в ответ на её молитву.
Всё это она принесла Илии, ибо именно он ободрил её надеяться получить благоприятный ответ на молитву (ст. 26-27): «О сём дитяти я молилась».
Анна отдала сына Господу не на определенное количество лет, как детей отдают в учение, a durante vita − на все дни жизни его служить Господу, быть назореем всю жизнь (Числа 6:1-8).
И далее Анна обратилась к Богу с благодарственной молитвой. Библия приводит нам слова, которыми молилась Анна (глава 1: 1-10).
И, наконец, завершение истории.
Анна и Елкана продолжали поклоняться Богу и приходить как положено в Храм. Она навещала сына ежегодно на поклонении, приносила сшитую для него одежду.
И Бог через Илию благословил Анну:«Да даст тебе Господь детей вместо данного, которого ты отдала Господу».
Анна родила ещё троих сыновей и двух дочерей. А Самуил как пророк и судья был верен Господу всю жизнь. Он совершил помазание величайшего царя Давида.
И когда Самуил умер, говорится, что «все израильтяне собрались и оплакивали его» (1 Царств 25:1).
Жизнь этого великого вождя началась с горячей молитвы женщины о ребёнке.

2. Уроки, которые мы можем получить из истории с Анной
2.1. Глубокое отчаяние приблизило её к Богу
Анна была несчастна. Неспособность иметь детей − бремя многих женщин.
В иудейской культуре бесплодие воспринималось как проклятие. Из-за незнаний законов биологии это считалось виной женщин. Общество и так не наделяло женщину особой ценностью, а бесплодие ещё больше снижало её статус.
Анна тяжело переживала то, что Бог не дал ей ребёнка. Она была в отчаянии, ещё больше переживаний доставляла вторая жена Елканы, которая насмехалась над ней.
В разговоре с Илием Анна говорит о «великой боли». Боль и печаль Анны были постоянными и глубокими, такими, что она не могла есть и пить на празднике.
Она стала поистине «нишей духом», и это привело её ещё ближе к Богу.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», Матфея 5:3
Отчаяние может быть благословением, если приводит к Богу или приближает ещё ближе.
«Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силён», 2-е послание Коринфянам 12
«Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим», Псалом 118
Ценность этого урока для нас в том, что горе, печаль, скорбь могут ещё больше приблизить нас к Богу, привести к Нему за утешением, надеждой и обновлением жизни.
2.2. Анна сдержала своё обещание перед Богом
Она дала пламенный обет. После рождения Самуила, уверена, ей не легко было исполнить этот обет и отдать драгоценного для неё ребенка.
Многие люди во время горя либо проблем дают Богу обещание: «Если только поможешь, я стану таким-то и таким-то, буду делать то-то и то-то».
Например, когда болеют, говорят: «Только бы мне выздороветь и сразу буду заботиться о здоровье: делать зарядку, правильно питаться».
И выздоравливая, может быть действительно делают это какое-то время, но потом возвращаются к прежнему образу жизни.
А Анна серьезно отнеслась к своему обету. Она посвятила этого ребёнка Господу. Она сделала, как обещала: отдала свою жертву. И причем не плакала, и не сожалела об этом, а восхваляла Господа за всё.
И она нашла в себе достаточно сил отпустить ребёнка, хоть и маленького, во взрослую жизнь. Она отдала Самуила его судьбе и предназначению.
Задумайтесь об этом! Если мы что-то обещаем Господу, то должны это выполнять, и не считать это жертвой. Мы должны восхвалять Бога за то, что Он помог нам и мы можем отдать ему должное и обещанное.
И второй момент − мы должны отпускать своих детей, когда придет их время. Дети не всегда будут с нами, как бы нам этого не хотелось.
2.3. Правильное поведение при обвинении
Хочу обратить внимание ещё на один урок – это поведение Анны во время обвинения.
Илия ей сказал: «Ты что, напилась что ли?», а она не стала скандалить и обвинять его: «Ты что, не видишь и ослеп? Я молюсь здесь». Она была смиренной, она просто рассказала – «у меня такая-то ситуация».
А ведь часто бывает два варианта: либо люди начинают сразу ругаться и возмущаться, когда их обвиняют в том, что они не совершили, либо начинают замыкаться – «Ну ладно, меня поругали, я уйду и оправдываться не буду. Не видят, как мне плохо, значит и не надо».
Это тоже своего рода гордыня, думать, что кто-то должен догадаться о том, что творится в душе другого человека.
Анна же показывает нам пример, как спокойно можно объяснить свою ситуацию, переступить через гордыню и не думать, что все должны угадать её внутреннее состояние. Не думать, что все сразу должны разобраться в её ситуации и увидеть её благочестие.
А сохраняя спокойствие и выдержку, без скандала и уничижения объяснить, какая в действительности ситуация.
Конечно, Илия в ситуации с Анной тоже мог и не понять её переживаний и сказать: «Вот, ты обманываешь. Уходи!». Но мы должны делать правильно: объяснить сложившуюся ситуацию, а слушающий поймёт нас или нет – это уже будет его ответственность.
Но Илья всё понял. Ситуация разрешилась, потому что он был здравым мужем и человеком Божьим.
Такой способ ответа на обвинение мы можем перенять у Анны – спокойное объяснение без лишней гордыни, лишних эмоций и скандалов.
2.4. Правильное воспитание ребёнка
Ещё один урок, который от Анны мы можем получить, это правильное воспитание ребёнка.
В Библии не говорится, что Самуил был хорошо воспитанным ребенком. Мы можем видеть только в 18 стихе о том, что Самуил служил Господу.
От читателей
Воспитание детей, советы мамы
Читая о взрослом Самуиле, мы видим, что он был праведным и не допускал каких-то значимых ошибок. Люди праведными не рождаются, их кто-то воспитывает!
Хотя Анна и воспитывала сына недолго, наверняка она заложила правильный фундамент, основанный на послушании родителям и Богу. И самое главное − смогла его отпустить, не препятствовать его судьбе.
«Дети − наследие от Господа, потомство − награда от Него», Псалом 127:3
«Для меня нет бо́льшей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине», 3-е Иоанна 1:4
«Венец стариков − сыновья сыновей, и слава детей − родители их. У верного целого мира богатства», Притчи 17:6
2.5. Самый главный урок Анны − как нужно молиться
И, наконец, самый важный урок, который мы можем получить из этого библейского события – это важность молитвы.
Молитва – центральная идея всей этой истории. Из библейских женщин Анна является примером молящейся женщины.
Мы можем использовать её слова из молитвы, если сами не знаем, как сказать и выразить свои мысли.
В этой молитве мы видим такие же выражения, какие есть в Псалмах, написанных Давидом и другими псалмопевцами.
Эту молитву можно использовать как пример для того, чтобы восхвалять Бога. И именно эту молитву, молитву восхваления и благодарности Анна произнесла после того, как привела сына в Храм.
Эта молитва приведена полностью в Библии в 2-й главе 1-й Книге Царств с 1 по 10 стихи.
Давайте прочитаем эту молитву:
1 И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце моё в Господе; вознёсся рог мой в Боге моём; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоём.
2 Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш.
3 Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены.
4 Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою;
5 сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает.
6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;
7 Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.
8 Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы даёт им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.
9 Стопы святых Своих Он блюдёт, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек.
10 Господь сотрёт препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесёт рог помазанника Своего.
О чём мы думаем, читая эту молитву? Чему мы можем поучиться у Анны, когда она молилась?
1) Вспомним, что молитва – это и заповедь, и привилегия одновременно. То есть и нам заповедано молиться постоянно. И мы как христиане, Божьи люди, имеем такую привилегию.
Анна верила в молитву, хотела разговаривать с Богом и обращаться к Нему постоянно.
«Непрестанно молитесь», Фессалоникийцам 5: 17
«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и получить благодать для благовременной помощи», Евреям 4:16
2) Анна узнала и поняла ценность бессловесной молитвы.
«И была она в скорби души и молилась Господу, и горько плакала и говорила в сердце своём, а только её двигались уста и не было слышно голоса её», 1 Книга Царства 1:10-1
Мы часто прибегаем к бессловесной молитве, когда нет возможности молиться в голос, когда мы заняты повседневными делами на работе либо находимся в общественных местах.
Мы видим и знаем эту ценность, но вспомним об этом ещё раз. Мы можем молиться не только вслух, не только проговаривая внутри себя слова, но даже вообще без слов.
Просто чувствуя, что даже если я не знаю, что сказать, Бог всЁ равно слышит МОЙ вопль к Нему!
3) Христос учил, что Небесный Отец возливает благословение на своих детей в ответ на их молитвы.
«Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него», Евангелие от Матфея 7:11
4) Ещё один момент – когда мы молимся, мы должны иметь правильный мотив. Мы должны просить без гордыни, имея правильное отношение к молитве.
«Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений», Иакова 4:3
И вот здесь как раз пример того, что Анна просила для добра, чтобы отдать своего ребенка на служение Богу.
Давайте подумаем, для чего мы просим у Бога то или иное? Может быть не получаем, потому что просим для своих вожделений?
5) Не забывайте, что мы должны прощать других. Если у нас какое-то затаённое зло на другого, то Бог может и не услышать нашу молитву.
«Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших», Марка 11.26
6) Кроме того, как христиане, мы знаем условия молитвы, чтобы быть услышанными: быть чадами Божьими, пребывать во Христе, быть послушными Божьему закону, молиться во имя Иисуса, молиться с верой.
7) Мы получаем от молитвы утешение. Как Анна говорила: «Изливаю душу мою перед Господом», то есть всё горе своё она выливала.
Выльешь своё горе, неприятности, несчастья, и становится легче, потому что они вылились и их больше нет.
И потом мы читаем: «И пошла она в путь свой и ела, и лицо её не было уже печально», потому что она вылила свою горечь, свою скорбь.
Анна сделала правильно, а не так, как некоторые люди: у них плохо на душе и они начинают других ругать, критиковать, проявлять свой гнев, раздражение, неудовлетворённость. Мы часто видим, когда у кого-то плохое настроение, то и плохо становится всем вокруг.
Анна поступила правильно: отдала свои проблемы и неприятности Богу и получила утешение.
8) Она молилась и горько плакала, она была честна в молитве. Вместо того чтобы прятаться за благочестием, как делали фарисеи и некоторые люди делают сейчас, Анна молилась с чувством, с искренностью, а не формально.
Обратите внимание, в этой молитве нет ни слова о том, что «я такая молодец, привела сына» или «почему я должна отдать сына…».
Нет никакого ропота со стороны Анны, а только благодарность и хвала Богу.
9) Мы часто молимся в общем – за благополучие, успешное решение наших жизненных вопросов, за мир и покой и т.д. Но важна и просьба определённая, конкретная.
В данном случае Анна точно знала, чего хочет от Бога (сына, чтобы потом отдать его на служение), об этом и молилась.
Конечно, уверена, она молилась – «если на то будет Воля Твоя». Но иногда мы должны говорить конкретно: помоги мне решить вот это дело; чтобы этот человек меня не обманул; сейчас я пойду в эту организацию, чтобы у меня там всё получилось.
То есть кроме общих молитв за благополучие, мир и покой, нам важны и конкретные молитвы.
10) Мы не должны прекращать молиться. Анна не переставала, она молилась постоянно. Молилась и в страданиях, и в благодарности.
У прежних поколений христиан было выражение «домолиться»: имелось в виду то, что они продолжали молиться до тех пор, пока их сердца не наполнялись уверенностью, что Бог их услышит.
Если мы видим, что Бог долго не отвечает, то, может быть, нам нужно спрашивать: «Какая Твоя воля?» или «Дай нам понять, дай нам услышать, может быть я не то прошу».
Мы можем просить разрешить эту проблему не так как мы просим, но каким-то другим способом, путём, угодным Богу.
Анна продолжила молиться, и когда Бог ей уже помог. Она могла сказать:«Ну всё, Бог помог, уже можно и не молиться», а она продолжала.
Давайте учиться на примере Анны, прежде всего на примере её молитвы, и на других уроках, которые мы можем извлечь из её ситуации.

Самуил в Библии
Самуил (имя Бога) – сын Елканы, левита из рода Каафа, и Анны, рожденный по обету его матери и отданный ею на служение Господу на всю его жизнь (1Цар. 1:11, 20, 26-28).
Своё служение он начал при Илии в Силоме. Там явился ему Господь, он услышал Его голос и стал Его пророком (1 Цар. 3:19-21).
Всё “самое-самое” в Ветхом Завете.
Истина Сегодня. Журнал
Позже он переселился в Раму, построил там жертвенник и оттуда обходил и судил Израиля (1Цар. 7:16-17).
Ковчег во все дни жизни Самуила находился в Кириафиариме.
Состарившись, Самуил поставил судьями своих сыновей (1Цар. 8:1-2), но они не ходили его путями и народ потребовал себе царя. Хотя это требование не понравилось Самуилу, он по слову Божию помазал им в царя Саула.
В 1Цар. 12 Самуил подводит итог своей деятельности и предостерегает Израиль и его царя от непослушания Господу и своеволия. Но именно за эти грехи Саул был отвергнут и Господь повелел престарелому Самуилу помазать в царя Давида, младшего сына Иессея.
Самуил, судя по 1Цар. 19:20, организовал пророческую школу. В 1Пар. 29:29 упоминается о том, что он оставил некоторые записи о делах Давида.
Умер Самуил, по-видимому, за несколько лет до гибели Саула (1Цар. 25:1, 28).
Самуил во все дни своей жизни был полностью предан Господу (Иер. 15:1; Евр. 11:32) и оставался мужем молитвы (1Цар. 12:23; Пс. 98:6).
Сноски
- Библия, Синодальный перевод
- Данна Грабб «Избранные Богом»
- Лотти Бет Хоббоз «Дочери Евы»
- Пегги Масгроу «Женщины в Библии»
- Библейский словарь В. П. Вихлянцева
- Редактор статьи: Юлия Жижерина
- Дизайн статьи: Станислав Ч.





