- Слушать в плеере-телеграм, ссылка
Как Иисус относился к сектантам: уроки из Евангелия для современности
Тема “сектантов” или людей, придерживающихся иных религиозных взглядов, часто вызывает напряжение и споры в христианской среде.
- Как нам, верующим, относиться к тем, чьи учения или практики отличаются от общепринятых в нашей церкви или конфессии?
- Должны ли мы избегать их, осуждать или как-то иначе взаимодействовать?
Чтобы найти правильный подход, нет лучшего источника, чем пример Самого Иисуса Христа.
В Евангелиях мы видим, как Он относился к различным группам людей, в том числе к тем, кто считался “чужим” или “отступником” с точки зрения религиозной элиты Его времени.
Особо поучительны Его взаимодействия с самарянами.
Важно сразу отметить: в этой статье мы не будем касаться темы деструктивных культов или организаций, запрещенных законодательством.
Речь идет об отличиях в догмах, учениях и практиках, которые существуют между различными религиозными группами или даже внутри самого христианства, и о том, как христианин может строить своё личное отношение и взаимодействие с людьми, придерживающихся этих взглядов.
Самаритяне как религиозное ответвление

Чтобы понять отношение Иисуса к самарянам, необходимо кратко вспомнить историю их взаимоотношений с иудеями.
Самаряне были потомками смешанного населения Северного Израильского царства после ассирийского пленения (722 г. до н.э.). Они приняли элементы иудаизма, но смешали их с языческими верованиями и практиками.
Их главным религиозным отличием от иудеев было:
- Место поклонения: они отвергали Иерусалимский Храм как единственное законное место поклонения, считая таковым гору Гризим (Гаризим) в Самарии.
- Священное Писание: они признавали только Пятикнижие Моисеево (Тору) как Священное Писание, отвергая книги Пророков и Писания.
- Поклонение Богу: хотя они поклонялись Богу Авраама, Исаака и Иакова, но их ритуалы и интерпретации Торы отличались.
Со временем между иудеями и самарянами сложилась глубокая вражда и взаимное презрение. Иудеи считали самарян “полукровками”, отступниками и еретиками.
Они избегали любых контактов с ними: не разговаривали, не ели вместе, не путешествовали через Самарию, и если была возможность, то обходили эту территорию.
Иисус разрушает стереотипы
На этом фоне отношения Иисуса с самарянами выглядят особенно радикальными и поучительными для нас.
Разговор с Самарянкой у колодца (Иоанна 4)

Это, пожалуй, самый яркий пример. Иисус целенаправленно идёт через Самарию, несмотря на иудейские предрассудки.
У колодца Он вступает в разговор с самарянской женщиной – не только самарянкой, но и женщиной с сомнительной репутацией.
Библейская стилистика
Притчи Иисуса Христа: три правила для изучения
Уже само по себе это было нарушением социальных и религиозных норм.
Иисус не просто разговаривает с ней, но поднимает тему истинного поклонения, прямо указывая на различие между поклонением на горе Гризим и в Иерусалиме. Затем смещает фокус на духовную суть поклонения:
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Иоан. 4:23).
Он не осуждает самарянку за её веру или образ жизни, а предлагает ей “воду живую” и открывает Свою мессианскую сущность.
Пребывание в Самарии (Иоанна 4)
После разговора с женщиной, многие самаряне из её города уверовали в Иисуса. Они просили Его остаться, и Он провёл у них два дня.
Это не было мимолетным визитом; это было время глубокого общения, совместных трапез и жизни среди людей, которых иудеи презирали и избегали.
Для иудеев, наблюдавших поведение Иисуса (включая учеников), это было шокирующим и вызвало упрёки.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чём говоришь с нею?
(Иоан.4:27)
Притча о Добром Самарянине (Лука 10)

Эта притча была ответом на вопрос законника: “кто мой ближний?”.
Иисус рассказывает историю о человеке, избитом и ограбленном на дороге.
Мимо проходят священник и левит – люди, глубоко знающие Закон и занимающие высокое положение в религиозной иерархии иудаизма. Они видят страдающего и проходят мимо.
Затем появляется самарянин. Человек, который был религиозно “неправильным” с точки зрения законника, человек, которого презирали. Но именно он останавливается, перевязывает раны, везёт в гостиницу и оплачивает уход.
Иисус прямо противопоставляет действия религиозных лидеров действиям “еретика”– самарянина, ставя последнего в пример истинного милосердия и исполнения Закона: любви к ближнему.
Смысл притчи разрушителен для самоправедности: истинная вера проявляется не в формальном соблюдении ритуалов или знании догм, а в делах милосердия к ближнему, независимо от его религиозной или национальной принадлежности.
Исцеление десяти прокажённых (Лука 17)

Иисус исцеляет десять прокажённых, которые просили Его о милости. Все они, вероятно, были иудеями (прокаженные жили отдельно, но могли объединяться).
После исцеления только один возвращается, чтобы воздать славу Богу и поблагодарить Иисуса.
Иисус спрашивает: “Не десять ли очистились? Где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?” (Луки 17:17-18).
Этот “иноплеменник” был самарянином.
Вновь человек из группы, считавшейся религиозно неполноценной, проявляет большую веру, благодарность и правильное отношение к Богу, чем девять “ортодоксальных” иудеев.
Иисус хвалит его веру: “Встань, иди; вера твоя спасла тебя” (Лука 17:19).
Христиане сегодня
Как и самаритяне, современные религиозные группы могут искажать библейские истины (например, отрицать Триединство Бога или авторитет Писания). Однако Иисус учил отделять заблуждения от самих людей.
Святитель Иоанн Златоуст наставлял: «Еретические учения должно обличать, но людей щадить и молиться об их спасении».
Иисус не шёл на компромисс в вопросах веры (например, подчёркивая, что «спасение от иудеев» (Ин. 4:22), но при этом проявлял сострадание к заблуждающимся.
Сегодня это означает сочетать твёрдость в защите догматов (например, исторического христианства) с готовностью диалога и помощи тем, кто оказался в сектах.
В притче о фарисее и мытаре (Лк. 18:9–14) Иисус показал, что формальная «правильность» веры без смирения губительна.
Современным христианам важно избегать чувство превосходства над теми, кто находится в заблуждении, помня, что «Бог гордым противится» (Иак. 4:6).
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (1994) призывал противостоять лжеучениям, но делать это без ненависти: «Помогать тем, кто временно оступился… молиться о просвещении одержимых ложными учениями».
Это созвучно примеру Иисуса, Который обличал фарисеев, но плакал о Иерусалиме (Лк. 19:41).
Урок самаритянина
Не избегать и не презирать: Иисус не избегал самарян, не относился к ним свысока. Он видел в них людей, нуждающихся в Спасителе, способных к вере, благодарности и милосердию.
Как иудеи презирали самарян, так и сегодня христиане иногда могут презирать или избегать тех, кто верит иначе.
Пример Христа призывает нас видеть в каждом человеке творение Божье, независимо от его религиозных взглядов.
Переходить через барьеры:Иисус сознательно ломал социальные, этнические и религиозные барьеры, установленные обществом. Он говорил с самарянкой, ел с самарянами, оставался в их городе.
Если мы хотим следовать Ему, мы должны быть готовы выходить из своей “зоны комфорта” и искать возможности для контактов и диалога.
Сосредотачиваться на милосердии и истине: Иисус в притче о Добром самарянине показал, что истинная религиозность проявляется в милосердии и любви к ближнему.
Он противопоставил ритуальное соблюдение священника и левита живому милосердию самарянина.
Мы можем обладать глубокими богословскими знаниями и считать, что наша доктрина безупречна, но если в нашем сердце нет милосердия и любви к ближнему, мы рискуем стать подобными священнику и левиту из притчи.
Иисус также говорил истину (например, самарянке о поклонении), но делал это в контексте личного общения и предложения спасения.
Наставлять в смирении и мудрости: Иисус не осуждал самарян, но предлагал им истину о Себе и об истинном поклонении.
Мы призваны делиться своей верой и тем, что считаем истиной, но делать это “со кротостью и благоговением” (1 Петра 3:15).
Наше свидетельство должно быть основано на любви и желании блага человеку, а не на высокомерии или желании “выиграть” спор.
Подобно Иисусу, мы должны стремиться привести человека к живому познанию Бога, а не просто убедить его в “правильности” нашей доктрины.
Мудрость здесь означает понимание человека, его вопросов и боли, а смирение – осознание того, что наша собственная “правильность” не является основанием для гордости, но даром Божьим.
Остерегаться собственной самоправедности: примеры священника/левита и девяти прокаженных иудеев – это строгое предупреждение для нас.
Мы можем быть “внутри” церкви, знать Библию лучше других, иметь “правильные” догмы, но при этом быть духовно слепыми, неблагодарными или лишёнными милосердия.
Иногда люди “вне” наших привычных рамок могут проявлять качества (искренний поиск, благодарность, готовность помочь), которые должны были бы быть свойственны нам в полной мере.
Иисус использовал самарян как зеркало, чтобы показать иудеям их собственную духовную слепоту и самоправедность.
Мы тоже должны позволять Богу исследовать наше сердце.
Итоги
Пример Иисуса Христа в Его отношении к самарянам – это мощный призыв к нам сегодня.
- Он учит нас выходить за рамки предрассудков и стереотипов, видеть в каждом человеке душу, нуждающуюся в Боге.
- Он призывает нас балансировать истину и милосердие, знание Писания и готовность служить ближнему, даже если этот ближний верит иначе, чем мы.
Мы можем быть глубоко убеждены в истинности наших догм и учений, и это важно. Но не менее важно помнить слова Апостола Павла:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий… И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, никакой пользы мне нет (1 Коринфянам 13:1-3).
Иисус показал, что Бог ищет не только тех, кто “правильно” поклоняется географически или доктринально, но тех, кто поклоняется “в духе и истине”, проявляя веру, благодарность и милосердие.
Наша задача как христиан – следовать Его примеру: иметь милость в сердце к людям, независимо от их убеждений, и в смирении и мудрости нести им весть о Христе, Который есть Путь, Истина и Жизнь.
Сноски
- Библия. Синодальный перевод
- Википедия. Гризим
- Азбука Веры. Священник Олег Стеняев. Учение Иисуса Христа об отношении к сектантам





