Медный змей, прообраз Христа. 7 фактов

0
8900

Медный змей, прообраз Христа

После многих лет странствий по каменистой пустыне иудейский народ, ведомый из Египта пророком Моисеем, стал терять веру и роптать. В результате при пересечении страны эдомитов последовало Божье наказание из змеев «огненных» (др.-евр. שרפים; «сараф»; мн. ч. серафимы; Чис. 21:6), от которых погибло много народа.

После этого израильтяне раскаялись и упросили Моисея помолиться за них Господу. Тогда по повелению Божию Моисей изготовил медного змея и закрепил его на шесте (Чис. 21:9). Всякий ужаленный змеёй, взглянув на медного змея, оставался живым (Чис. 21:4—9).

В другой книге Библии упоминается, что змей впоследствии стал для евреев кумиром, идолом для поклонения, и поэтому уничтожен среди прочих царём Езекией как святыня языческого культа. Царь назвал его «медным» (др.-евр. נחשתן), не божественным, а простым, металлическим. (4Цар. 18:4).

Видео

Образ в Священном Писании: Медный змей и образ Христа, Жигулин Константин: https://youtu.be/p8PUJWr_hWQ

Медный змей и Иисус

4 От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути,
5 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
6 И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых.
7 И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе.
8 И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив.
9 И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.
(Чис. 21:4-9)

Возвышение змея стало прообразом Христа, когда Его подняли на крест для встречи со смертью.

Иисус сказал:

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Иоан. 3:14,15)

Предсказывая Свою смерть, Иисус сказал:

32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
(Иоан. 12:32)

Таким образом, можно предположить, что есть соответствие между Христом и змеем, сделанным Моисеем.

Недовольство

Израиль жаловался на пищу для тела (манну), которую Бог давал им в пустыне. Бог послал на Израиль ядовитых змей. Змеи жалили людей, и многие умерли:

5 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
6 И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых.
7 И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе.
8 И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив.
(Чис. 21:5-8)

Как Израиль жаловался на пищу для тела, данную им Богом, так люди выражают недовольство пищей духовной (Библией), данной Богом людям для жизни сегодня:

4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
(Матф. 4:4)

Как ядовитые змеи жалили Израиль ядом, вызывающим отравление, так и дьявол поражал и поражает умы человеческие отравляющими мыслями и грехом:

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
(Иоан. 8:44)

Поиск спасения

Змеи жалили израильтян. Когда смерть постучалась к ним в дверь, они захотели, чтобы Моисей помолился Богу об удалении от них змей.

Это столь же истинно и сегодня! Ведь люди призывают Господа, только когда они в беде или на пороге смерти.

Бог услышал молитву Моисея: повелел сделать медного змея и выставить его на шесте (Числ. 21:8).

На кого смотреть

Израильтяне должны были взглянуть на змея, сделанного Моисеем, чтобы избежать смерти от укусов. У них не было выбора.

Моисей сделал только одного медного змея, на которого нужно было смотреть. И не было спасения ни в чём другом (Числ. 21:8,9).

Бог послал в мир своего Единородного Сына, и Он умер на кресте, чтобы человек мог спастись:

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
(Иоан. 3:14-17)

Как у Израиля не было выбора, как только смотреть на медного змея, так и у нас сегодня нет выбора, как только обращаться к  Спасителю:

12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
(Деян. 4:12)

10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
(2 Тим. 2:10)

Это относится и к выбору церкви.

Есть только один Господь, у Него есть только одно тело, или церковь. Господь прибавляет всех спасаемых к Его церкви:

47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян. 2:47)

22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
(Еф. 1:22,23)

4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
(Еф. 4:4,5)

18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
(Кол. 1:18)

Вера и дела

Нужно было разнести весть о сделанном Моисеем змее по всему израильскому стану, и тогда ужаленные ядовитыми змеями могли взглянуть на медного змея и исцелиться.

Израиль не получал исцеления только верою. Их не заставляли смотреть, но взгляд в сторону змея был единственным путем к исцелению (Числ. 21:8,9).

Необходимо сегодня проповедовать Благую Весть, чтобы люди могли спастись:

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар. 16:15,16)

13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
(Рим. 10:13-15)

Никого не заставляют повиноваться Евангелию и спастись. Но как израильтяне должны были либо взглянуть на змея, либо испытать последствия, так и люди сегодня должны повиноваться Евангелию, либо испытать последствия своей духовной потерянности:

6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
(2 Фесс. 1:6-9)

Таким образом, человек не спасается только верою:

42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
(Иоан. 12:42,43)

6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
(Гал. 5:6)

14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
(Иак. 2:14-26)

Послушание

Израиль не мог подменить взгляд в сторону змея (т.е. повиновение заповеди) молитвой. Так и сегодня нельзя подменить послушание молитвой:

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
(Матф. 7:21)

46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?
(Лук. 6:46)

9 Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость.
(Прит. 28:9)

Повиновение

Многие израильтяне умерли без спасительного средства, но это не означает, что взгляд на змея не имел действенной силы. Взглянувшие на змея исцелились.

Также тот факт, что сегодня многие умирают, неповиновавшись Евангелию, не означает, что Евангелие Христово не имеет действенной силы.

Повинующиеся Евангелию имеют обещание о спасении:

16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:16)

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян. 2:38)

Итоги сравнения:

Медный змей, прообраз Христа: Числ. 21:4-9; Иоан. 3:14,15; 12:32,33

Медный змей, прообраз Христа
Медный змей, прообраз Христа

Медный змей

Числ. 21:4-9

  1. Израильтяне были недовольны пищей для тела (манной) (Числ. 21:5)
  2. Змеи жалили израильтян ядом, вызывающим отравление (Числ. 21:8)
  3. Медный змей выставлен на шесте (Числ. 21:8)
  4. Один змей (Числ. 21:8)
  5. Спасение только в одном змее (Числ. 21:8,9)
  6. Нет выбора среди змеев (Числ. 21:8,9)
  7. Распространение вести
  8. Не было принуждения смотреть на змея и жить
  9. Нет исцеления только по вере (Числ. 21:8,9)
  10. Необходимость повиноваться (взглядом) для исцеления (Числ. 21:8,9)
  11. Нет замены послушанию молитвой (взгляд на змея)
  12. Если многие умерли без спасительного средства, это не свидетельствует о его неэффективности.

Прообраз Христа

Иоан. 3:14,15; 12:32,33

  1. Многие недовольны духовной пищей (Библией) (Мат. 4:4)
  2. Дьявол поражает людей ядовитыми идеями и грехом (Иоан. 8:44)
  3. Христос повешен на кресте (Иоан. 3:14,15)
  4. Один Спаситель и одна церковь (Еф. 4:4; 1:22,23; Кол. 1:18; Мат. 16:18)
  5. Спасение в одном Господе, или церкви, которая есть Его тело (Деян. 2:47; Кол. 1:18)
  6. Нет выбора среди спасителей или церквей (Деян. 2:47; Кол. 1:18)
  7. Евангелие должно быть проповедано (Мар. 16:15,16; Рим. 10:13-15)
  8. Нет принуждения повиноваться Евангелию и спастись (2 Фес. 1:6-9)
  9. Спасение не верою только (Иоан. 12:42,43; Гал. 5:6; Иак. 2:14-26)
  10. Должны повиноваться, чтобы спастись (Евр. 5:9; Мар. 16:16)
  11. Не можем заменить послушание молитвой (Мат. 7:21; Лук. 6:46; Прит. 28:9)
  12. Если многие умирают, не повиновавшись Евангелию, это не доказывает несостоятельность Евангелия.

Библейская стилистика: образы и прообразы

Источник

  1. Википедия. Медный змей.
  2. Изображение. ДАЙК, ЭНТОНИ ВАН
    Антверпен (Бельгия), 1599 г. − Лондон, 1641 г. − Медный Змей.
  3. Видео. Образ в Священном Писании: Медный змей и образ Христа, Константин Жигулин: https://youtu.be/p8PUJWr_hWQ
  4. Библия. Синодальный перевод
  5. В.Гэддис Рой. Образ и прообраз: Учебно-методическое пособие: Перевод с англ.- Киров: 1996.