Женщины, упомянутые в Библии
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы с вами поговорим о женщинах, чьи имена не так часто звучат в проповедях, но чьи поступки и вера оставили неизгладимый след в истории спасения.
Мы вспомним Иосавеф, спасшую младенца Иоаса от верной смерти, и умную женщину из Фекои, чья мудрость помогла Давиду принять важное решение.
Мы узнаем о пророчице Олдаме, не побоявшейся возвестить волю Божью царю Иосии, и об Ависаге, чья преданность и забота согрели сердце старого Давида.
Конечно же, мы не забудем и мать Самсона, которой явился ангел, и жену Соломона из Песни Песней, чей образ воспевается как идеал женственности и любви.
И, конечно, мы обратимся к Притчам Соломона, чтобы ещё раз восхититься образом добродетельной жены, чья цена выше жемчугов.
Приглашаю вас вместе с нами отправиться в это увлекательное путешествие по страницам Священного Писания, чтобы открыть для себя этих удивительных женщин, чья вера и преданность Богу служат для нас примером и вдохновением.
| Имя женщины | Роль в Библии | Характеристика |
| Иосавеф | Спасительница малолетнего принца Иоаса | Мужественная, смелая; умная |
| Умная женщина из Фекои | Помогла Авессалому вернуться из изгнания | Мудрая, красноречивая; уважительная |
| Олдама | Пророчица | Мужественная; правдивая |
| Ависага | Ухаживала за состарившимся царём Давидом | Преданная, заботливая |
| Мать Самсона | Мать героя Самсона | Благочестивая, верующая |
| Жена Соломона | Воспевается в Песне Песней | Любящая, красивая |
| Добродетельная жена | Описана в Притчах Соломона | Мудрая, благочестивая; трудолюбивая |
- Все эти женщины сыграли важную роль в истории израильского народа и в деле Божьем.
- Они являются примером веры, мудрости, смелости и преданности для нас.
- Каждая из них, несмотря на свои обстоятельства, смогла внести свой вклад в историю.
Добродетельные женщины, о которых известно немного

О некоторых женщинах в Библии упомянуто кратко, но они были на Божьей стороне и Бог использовал их для своего народа. Поэтому и нам надо знать об этих замечательных женщинах.
Давайте откроем Библию и вспомним о них!
Иосавеф, спасительница малолетнего принца
Иосавеф [евр. Йехошева, “клятва Господня”] – дочь Иорама и жена священника Иодая, которая спрятала в доме Божием Иоаса (единственно оставшегося в живых из сыновей Охозии, умертвлённых Гофолией).
Через её руки в критической обстановке Господь сохранил род Давида от физического уничтожения (4 Цар. 8.19) тогда, когда уже многие годы – на протяжении царствований Иорама и Охозии – Иудейскому царству наносились страшные удары со стороны Северного царства в духовном отношении.
Иосавеф, как полагают, была единственной представительницей царского рода, которая стала женой первосвященника.
- Прочитаем 2 Паралипоменон 22:1-3, 9-12, а также 4 Царств 10:19-21, 2 Паралипоменон 22:1-3, 9-12.
Охозия был царём Иерусалима, его мать Гофолия «была советницею ему на беззаконные дела» (ст.2).
Позже Охозию убили, и «Гофолия, мать Охозии, увидев, что умер сын её, встала и истребила всё царское племя дома Иудина» (ст.10).
11 Но Иосавеф, дочь царя, взяла Иоаса, сына Охозии, и похитила его из среды царских сыновей умерщвляемых, и поместила его и кормилицу его в спальной комнате; и таким образом Иосавеф, дочь царя Иорама, жена Иодая священника, сестра Охозии, скрыла Иоаса от Гофолии, и она не умертвила его.
12 И был он у них в доме Божием скрываем шесть лет.
Но всё закончилось хорошо…
4 Царств 10:19-21
19 И взял сотников и телохранителей и скороходов и весь народ земли, и проводили царя из дома Господня, и пришли по дороге через ворота телохранителей в дом царский; и он воссел на престоле царей.
20 И веселился весь народ земли, и город успокоился. А Гофолию умертвили мечом в царском доме.
21 Семи лет был Иоас, когда воцарился.
Женщине Иосавеф безусловно потребовалось “мужество”, смелость и ум, чтобы сохранить наследника.
Бог использовал её для сохранения жизни царскому наследнику.
Умная женщина из Фекои, помогавшая Авессалому
- Прочитаем 2 Царств 14:1-20
Аввесалом, сын Давида, был в бегах от своего отца. Иоав, племянник Давида, нашёл умную женщину Фекои и отправил к Давиду, чтобы она рассказала притчу, из которой царь услышал, что можно простить Авессалома и разрешить ему вернуться из изгнания.
И заметил Иоав, сын Саруи (Сын сестры Давида, Саруии, он рано стал сподвижником своего дяди) что сердце царя обратилось к Авессалому (ст.1).
Умная женщина рассказала притчу Давиду именно так, как ей сказал Иоав. Речь её была мудра и уважительна. Царь Давид уточнил у женщины, не Иоав ли послал её и ответила она:
20 чтобы притчею дать делу такой вид, раб твой Иоав научил меня; но господин мой мудр, как мудр Ангел Божий, чтобы знать всё, что на земле.
21 И сказал царь Иоаву: вот, я сделал по слову твоему; пойди же, возврати отрока Авессалома.
Давид понял, что ему хотел сказать Иоав через эту женщину, и разрешил Авессалому вернуться.
Мы видим, что эта женщина подчинилась призвавшему её Иоаву, чётко всё передала царю, была смелой. Ведь никогда не знаешь, как поведёт себя царь, а он может и рассердиться.
Фекои вела мудрые речи и помогла тем, кто на неё рассчитывал.
Олдама, произнёсшая пророчество о судьбе Израиля
Олдама (ласка, нежность) (4 Цар. 22:14) – жена Шаллума, пророчица во времена царствования Иосии (во 2 Пар. 34:22 – Олдана).
- Прочитаем 4 Царств 22:14-20
Эта история про царя Иосию, который
И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всём путём Давида, отца своего (ст.2).
При работах в Храме его священник Хелкия нашёл забытые книги закона Божьего и царь прочитал их. «Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои» (ст.11)
И сказал царь Хелкии:
«пойдите, вопросите Господа за меня и за народ, и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам» (ст.13).
И пошёл Хелкия к Олдаме пророчице и поговорил с нею. И она сказала пророчество:
16 так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, – все слова книги, которую читал царь Иудейский.
17 За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет.
18 А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь, Бог Израилев, о словах, которые ты слышал:
19 так как смягчилось сердце твоё, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрёк на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь.
20 За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие.
Так всё и случилось в дальнейшем согласно пророчеству.
Женщинам
Уроки Анны, матери Самуила − 10 выводов для христиан
Небольшая история о том, как пророчица передала волю Бога, неважно кто просил её об этом: царь или другой человек.
Она была мужественной. Не побоялось сказать то, что Бог через неё послал сказать иудеям.
Ависага, которая согревала постель Давида
Ависага [евр. Авишаг], девушка из Сунема, отличавшаяся необычайной красотой. Она ухаживала за состарившимся Давидом (3 Цар. 1:1-4).
Впоследствии старший сын Давида хотел жениться на ней, чтобы этим браком оправдать свои притязания на престол.
Соломон разгадал это намерение и приказал убить Адонию (3 Цар. 2:13-25).
- Прочитаем 3-ю Царств 1:1-4
1 Когда царь Давид состарился, вошёл в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться.
2 И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего, царя, молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему, царю.
3 И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели её к царю.
4 Девица была очень красива, и ходила она за царём и прислуживала ему; но царь не познал её.
3-я Царств 1:1-4
Просто девушка, просто послушалась, жалела старого царя и выполняла свою работу, которая может быть и была ей неприятна, но она её делала. И её имя упомянуто в Писании.
Мать Самсона, которой явился ангел
- Прочитаем Судьи 13
Это была семья человека по имени Маной. Имя жены не названо. Известно, что она была бесплодна.
3 И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнёшь и родишь сына.
Ангел дал женщине инструкции, чего в ожидании ребёнка она не должна была делать.
Женщина поспешила к своему мужу и всё ему рассказала. А «Маной помолился Господу и сказал: Господи! пусть придёт опять к нам человек Божий, которого посылал Ты, и научит нас, что нам делать с имеющим родиться младенцем» (ст.8).
И явился к ним ангел, чтобы дать инструкции по воспитанию этого младенца.
И хотя Маной поверил не сразу, что видел ангела. Но всё прошло хорошо и семья принесла всесожжение для Бога, из пламени которого ангел покинул их.
Тогда Маной испугался, что они видели Бога и могут погибнуть из-за этого. А что сказала ему жена?
23 Жена его сказала ему: если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от рук наших всесожжения и хлебного приношения, и не показал бы нам всего того, и теперь не открыл бы нам сего.
24 И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь.
Какие уроки мы можем извлечь из этой ситуации? Женщина обсуждает всё с мужем, не таится. Это настоящая семья, когда получается всё обсуждать, даже такое необычное событие как явление ангела.
Семья была послушна Богу, принесла жертву и делала всё, что говорил ангел. А если бы супруги думали по-разному, то могла бы разразиться ссора.
Как важно, чтобы оба супруга верили в Бога.
Жена Соломона из Песни Песней
Песнь Песней – прочтите эту книгу из Библии в качестве домашнего задания!
Можно назвать эту книгу инструкцией для жён, которая показывает, как нужно обращаться с мужем, которого любишь.
Добродетельная жена
- Прочитаем Притчи 31
Мы не можем знать, теоретическое ли это описание женщины или действительно была такая женщина/женщины в ветхозаветные времена. Но, думаю, стоит брать с неё пример нам, христианкам!
Библейская стилистика
Притчи Иисуса Христа: три правила для изучения
Это часть главы представляет собой поэму-акростих (где каждый стих начинается с очередной буквы еврейского алфавита) во славу женщины, которая воплощает собой мудрость как в житейском, так и в духовном смысле.
Порядок, в котором перечисляются её добродетели, обусловлен в большей мере требованиями акростиха, нежели последовательностью изложения.
10 Кто найдёт добродетельную жену? цена её выше жемчугов;
Притчи говорят о том, что такая женщина не является предметом несбыточных мечтаний, но чтобы найти её, необходимо немало потрудиться.
11 уверено в ней сердце мужа её, и он не останется без прибытка;
Такая уверенность обоснована не только искусностью женщины в домашнем хозяйстве, но и её мудростью, т.е. верностью завету.
12 она воздаёт ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
См. также Притчи 18:22: Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо и получил благодать от Господа.
13 Добывает шерсть и лён, и с охотою работает своими руками.
Буквально – «удовольствие (она получает от) своих рук». Иначе говоря, работа не обременяет её.
14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
15 Она встаёт ещё ночью и раздаёт пищу в доме своём и урочное служанкам своим.
16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
То есть она могла умело вести дело, бизнес и пускать в оборот полученные средства.
17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
Очевидно, занималась физкультурой, укрепляла тело.
18 Она чувствует, что занятие её хорошо, и – светильник её не гаснет и ночью.
Данные слова представляют собой либо метафору благополучия, либо говорят о прилежании женщины, работавшей и по ночам. Эти слова можно трактовать и в духовном смысле.
19 Протягивает руки свои к прялке, и персты её берутся за веретено.
20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подаёт нуждающемуся.
21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья её одета в двойные одежды.
22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда её.
23 Муж её известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
Прилежание и сноровка, с которыми жена управлялась в домашнем хозяйстве, снимали с мужа все заботы о нём и освобождали ему время для служения народу израильскому.
У городских ворот жители собирались для суда и совета (Втор. 22:15; Втор. 25:7; Руфь 4:1, 11; 2 Цар. 19:8), здесь же они могли услышать слова мудрейших.
24 Она делает покрывала и продаёт, и поясы доставляет купцам Финикийским.
25 Крепость и красота – одежда её, и весело смотрит она на будущее.
Эти слова относились либо к характеру женщины, либо (что более вероятно) если исходить из содержания второй части стиха – к её благосостоянию, которое столь прочно, что ей не нужно заботиться о будущем.
26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке её.
Такая женщина исполняет всё, к чему обязывает её положение жены, матери и повелительницы слуг.
27 Она наблюдает за хозяйством в доме своём и не ест хлеба праздности.
28 Встают дети и ублажают её, – муж, и хвалит её:
29 «много было жён добродетельных, но ты превзошла всех их».
30 Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
См. также Притчи 1:7 «Начало мудрости – страх Господень».
31 Дайте ей от плода рук её, и да прославят её у ворот дела её!
Итоги
В этой статье мы вспомнили нескольких замечательных женщин, которые упоминаются в Библии. Несмотря на то, что они не всегда были в центре внимания, их вклад в историю израильского народа и в дело Божье был неоценимым.
Иосавеф, рискуя своей жизнью, спасла царский род от истребления. Умная женщина из Фекои своим красноречием и мудростью помогла восстановить мир в стране.
Пророчица Олдама смело провозгласила волю Божью, не боясь гнева царя. Ависага своей заботой и любовью служила стареющему царю Давиду.
Мать Самсона, несмотря на свое бесплодие, по вере зачала и родила героя Израиля. Жена Соломона из Песни Песней стала символом идеальной любви и красоты.
И, конечно же, добродетельная жена из Притчей Соломона – это образец мудрости, трудолюбия и благочестия.
Все эти женщины, такие разные и удивительные, объединяет одно – их вера в Бога и готовность служить Ему.
Они показывают нам, что каждая женщина, независимо от своего положения и обстоятельств, может внести свой вклад в дело Божье и оставить след в истории.
Давайте будем учиться у них мудрости, смелости, преданности и любви, чтобы и наша жизнь была наполнена смыслом и приносила плоды, достойные Царства Небесного!
Женщины в Ветхом Завете
| Имя женщины | Роль в Библии | Характеристика |
| Ева | Первая женщина, жена Адама | Любопытная, поддалась искушению |
| Сарра | Жена Авраама, мать Исаака | Верная, красивая; долго ждала ребенка |
| Агарь | Служанка Сарры, мать Измаила | Гордая, независимая |
| Ревекка | Жена Исаака, мать Иакова и Исава | Умная; хитрая; любила Иакова больше |
| Рахиль | Жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина | Красивая, любимая Иаковом, умерла при родах |
| Лия | Жена Иакова, мать Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара и Завулона | Плодовитая, менее любимая Иаковом |
| Дина | Дочь Иакова и Лии | Пострадала от насилия |
| Фамарь | Невестка Иуды | Хитрая, настойчивая, добилась своего |
| Асенефа | Жена Иосифа, мать Манассии и Ефрема | Египтянка (подробно не описывается) |
| Мириам | Сестра Моисея и Аарона, пророчица | Смелая; ревнивая; наказана за непослушание |
| Сепфора | Жена Моисея | Мадианитянка, помогала мужу |
| Раав | Блудница из Иерихона, спасшая лазутчиков | Хитрая; смелая; верующая |
| Девора | Пророчица и судья Израиля | Мудрая, сильная, вдохновляла народ |
| Иаиль | Жена Хевера, убившая Сисару | Хитрая; смелая |
| Руфь | Моавитянка, прабабушка царя Давида | Верная, любящая; трудолюбивая |
| Ноеминь | Свекровь Руфи | Мудрая, заботливая |
| Анна | Мать пророка Самуила | Благочестивая, молилась о ребёнке |
| Авигея | Жена Навала, позже – жена Давида | Умная, миролюбивая, предотвратила войну |
| Вирсавия | Жена Урии, позже – жена Давида, мать Соломона | Красивая, стала царицей |
| Иезавель | Жена царя Ахава | Жестокая, властолюбивая; поклонялась Ваалу |
| Гофолия | Царица Иудеи | Жестокая, захватила власть |
| Иосавеф | Спасительница царевича Иоаса | Мужественная, смелая; умная |
| Олдама | Пророчица | Мужественная; правдивая |
| Ависага | Ухаживала за царём Давидом | Красивая, преданная |
| Мааха | Жена царя Ровоама | Нечестивая, идолопоклонница |
| Иевосфея | Дочь царя Саула | Упоминается кратко |
| Есфирь | Царица Персии, спасшая евреев от истребления | Красивая; умная; смелая |
| Иоанна | Жена Хузы, домоправителя Ирода | Упоминается кратко |
| Сусанна | Благочестивая еврейка, обвинённая в прелюбодеянии | Невинная, праведная |
Сноски
- Литература: Дана Грабб «Избранные Богом»
- Пегги Масгру «Женщины в Библии»
- Лотти Бет Хоббз «Дочери Евы»
- Комментарии Новой Женевской Библии
- Библейский словарь Брокгауза
- Библейский словарь В. П. Вихлянцева
- Автор: Юлия Жижерина
- Дизайн статьи: Станислав Ч.




