Войдите, чтобы оставить комментарий

Среда, 26 ноября, 2025

Хиазм и инклюзио в Библии: литературные приёмы, раскрывающие глубину текста

БлогХиазм и инклюзио в Библии: литературные приёмы, раскрывающие глубину текста

Хиазм и инклюзио в Библии

Библейские тексты, помимо своего духовного содержания, обладают богатой литературной структурой. Два из наиболее интересных и часто встречающихся приёма — это хиазм и инклюзио.

Они не только придают тексту эстетическую завершённость, но и помогают глубже понять его смысл.

6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
(Иак. 4:6,7)

  • ο θεος υπερηφανοις αντιτασσεται ταπεινοις δε διδωσιν χαριν
  • Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
  • υποταγητε ουν τω θεω αντιστητε τω διαβολω και φευξεται αφ υμων
  • Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу…
Хиазм и инклюзио в Библии: литературные приёмы, раскрывающие глубину текста
Хиазм и инклюзио в Библии: литературные приёмы, раскрывающие глубину текста

Хиазм

Хиазм — это литературный приём, при котором элементы фразы или предложения повторяются в обратном порядке, образуя зеркальную структуру.

Типичная структура хиазма: A-B-C-C’-B’-A’, где элементы A и A’, B и B’, C и C’ параллельны друг другу.

Хиазм служит для выделения центральной идеи текста, которая располагается в его середине.

Библейская стилистика

Примеры в Библии:

  • «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека» (Быт. 9:6).
  • «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).
  • В Нагорной проповеди, в книге Матфея, так же можно проследить хиастическую структуру, где в центре повествования находится молитва “Отче Наш”.

Функции:

  • Подчёркивание ключевой мысли.
  • Создание симметрии и баланса.
  • Облегчение запоминания текста.

При чтении такой древней литературы как Библия, важно обращать внимание на эти повторения, поскольку может оказаться, что таким образом автор обозначает переход в структуре текста.

Иаков использует повторение префиксов и корневых слов в Иакова 4:6-7, а последующие стихи повторяют смысл предшествующих.

4 Прелюбодеи и прелюбодеицы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «До ревности любит дух, живущий в нас»?
6 Но тем большую даёт благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».
7 Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. 10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.

Этот литературный приём называется хиазм, потому что по виду напоминает греческую букву хи (Х).

Значение имён Бог и Господь

В стихах 6-7 перекликаются между собой идеи подчинения, гордости и противостояния; в стихах 5 и 8 видим идею того, что Бог желает общения с нами; в стихах 4 и 9-10 образ «врага Богу» противопоставляется идее о том, что Он превознесёт нас.

Так что давайте прислушаемся к Иакову и смиримся, приблизимся к Богу, подчинив себя Ему.

Инклюзио

В древней греческой и еврейской литературе как Библия, не было пунктуации и разрывов на абзацы, поэтому авторы были вынуждены оповещать читателя об изменениях в структуре текста другими методами.

Инклюзио относится к таким литературным приёмам.

Инклюзио — это приём, при котором начало и конец текста или его части повторяют один и тот же элемент (слово, фразу, предложение).

Инклюзио обозначает границы текста и выделяет его основную тему.

Примеры в Библии:

  • Многие псалмы используют инклюзио, повторяя начальную фразу в конце.
  • В книге пророка Амоса, можно наблюдать инклюзио в начале и конце провозглашения судов над народами.
  • Нагорная проповедь, в некотором смысле, имеет инклюзио, так как начинается и заканчивается тем, о чём Иисус учит.

Функции:

  • Обозначение границ текста.
  • Выделение главной темы.
  • Создание чувства завершённости.

При инклюзио конец абзаца или более длинного отрывка текста похож на его начало.

Вот пример этого приёма в Числах 4:24–28:

Вот работы семейств Гирсоновых при их служении и ношении тяжестей: они должны носить покровы скинии и скинию собрания, и покров её, и покров кожаный синий, который поверх его, и завесу входа скинии собрания, и завесы двора, и завесу входа во двор, который вокруг скинии и жертвенника, и веревки их, и все вещи, принадлежащие к ним; и всё, что делается при них, они должны работать; по повелению Аарона и сынов его должны производиться все службы сынов Гирсоновых при всяком ношении тяжестей и всякой работе их, и поручите их хранению всё, что они носят; вот службы родов сынов Гирсоновых в скинии собрания, и вот что поручается их хранению под надзором Ифамара, сына Аарона, священника.

Книга Притчи начинается так:

Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышлёность, юноше — знание и рассудительность; (послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдёт мудрые советы); чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.

Вы заметили, что эти отрывки начинаются и заканчиваются одинаково?

Жемчужины греческого языка. Доктор Овертон

Из-за подобных инклюзио современному читателю Библия кажется полной повторений, но если вспомнить, что это собрание разных книг, записанных на отдельных свитках, без глав и стихов, то понимаешь, что подобные «маркеры» помогают увидеть начало и конец отдельных частей.

Исайя 1:21 начинается словами: «Как сделалась блудницею верная столица…» — а Исайя 1:26 заканчивается так: «…тогда будут говорить о тебе: “Город правды, столица верная”». Это инклюзио.

Во 2-й главе Иакова есть два инклюзио. Первый начинается в 1:25 упоминанием совершенного закона свободы и заканчивается в 2:12–13, где снова говорится о законе свободы.

Затем 2:14 начинается «верой без дел» и 2:26 завершается «верой без дел».

Примеров инклюзио можно найти ещё очень много. Давайте стараться замечать их при индивидуальном чтении Библии!

Сравнение хиазма и инклюзио

Хиазм и инклюзио в Библии литературные приёмы, раскрывающие глубину текста
Хиазм и инклюзио в Библии литературные приёмы, раскрывающие глубину текста

Оба приёма связаны с повторением элементов, но их структура и функции различаются.

Хиазм создаёт зеркальную структуру, подчёркивая центральную идею, а инклюзио — рамку, выделяющую тему текста.

ХарактеристикаХиазмИнклюзио
СтруктураЗеркальное отражение элементов (A-B-C-C’-B’-A’)
Повторение элементов в начале и конце
ФункцияПодчёркивание центральной идеи
Обозначение границ и выделение темы
ЦельВыделить ключевую мысль
Создать целостность и завершённость

Хиазм и инклюзио — это мощные литературные инструменты, которые помогают глубже понять библейские тексты.

Они демонстрируют, что Библия — это не только священное писание, но и произведение высокого литературного искусства.

Интересные факты

  • в русской литературе приём хиазма применяли М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев и др.
  • длинные и сложные хиазмы содержатся в произведениях У. Шекспира («Подведите действие к слову, а слово к действию», «Гамлет»)
  • термин «хиазм» употребляется также в изобразительном искусстве для обозначения определённой позиции человеческого тела.

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Богословие. Хиазм и инклюзио — что это и как их найти. Автор: Пол Майлс
  3. Слова, термины и понятия на букву Х: Хиазм — что такое, определение, примеры, происхождение, распространение
Stanislav (модератор)
Stanislav (модератор)https://bible-help.ru
Изучаю Библию с 2000 года. Активно веду блог с 2012. Буду рад вашей помощи по работе над сайтом. Так же мы публикуем материал еще в лентах: ЯндексДзен и Телеграмм канал
Mastodon