Недобродетельные женщины Библии. Часть 2
Здравствуйте, дорогие читатели! Мы продолжаем наш разговор о женщинах в Библии, чьи истории служат для нас предостережением.
В первой части статьи мы рассмотрели несколько примеров, а сегодня углубимся в повествования о четырех женщинах, чьи поступки и их последствия ярко описаны на страницах Ветхого Завета.
Мы начнем с подробного разбора жизни Иезавели — царицы, чье имя стало нарицательным для обозначения порочности, властолюбия и отступничества от Бога.
Затем мы обратимся к менее известным, но не менее поучительным историям:
- безымянной жены царя Иеровоама, которая участвовала в обмане Божьего пророка Гомери;
- жены пророка Осии, чей образ жизни стал живой иллюстрацией неверности Израиля;
- и пророчицы Ноадии, пытавшейся помешать Божьему делу.
Эти библейские рассказы — не просто исторические записи. Они содержат вечные уроки о последствиях греха, о важности верности и о том, как наш выбор влияет не только на нашу жизнь, но и на судьбы окружающих.
Иезавель – женщина, творившая страшные вещи

Прочитаем места Писания о Иезавели: 3 Царств 18:1-4; 3 Царств 21; 4 Царств 9.
Имя Иезавели (Йезебель, в дословном переводе — «Где Его Высочество (Ваал)?») стало нарицательным для порочных женщин — гордых, властолюбивых и тщеславных богоотступниц.
Иезавель в Библии — дочь сидонского царя Ефваала (Итобаала), жена и соправительница израильского царя Ахава, мать царей Охозии и Иорама. Иезавель активно пропагандировала поклонение Ваалу и Ашере, божествам со своей родины.
Она поддерживала сотни пророков, посвящённых этим богам, при этом преследуя пророков Яхве, Бога Израиля. Библия изображает Иезавель как волевую и влиятельную женщину. Она обладала значительной властью, часто затмевая своего мужа, царя Ахава.
Иезавель оказала сильное влияние на жизнь Израиля, потому что настаивала на учреждении поклонения Ваалу и требовала полноты власти. Она поощряла распространение в Израиле культа Ваала и Астарты, во имя которых были совершены убийства пророков Господа.
Женщинам
Несчастные женщины в Библии
Её усилиями были воздвигнуты алтари Ваалу и Астарте, посажена дубрава и создан целый штат пророков Ваала (450 жрецов) и Астарты (400 жрецов).
Из-за своего идолопоклонства находилась в конфликте с пророком Илией и была им проклята на съедение собакам.
По мнению библейских авторов, этот брачный союз оказался неудачным: Ахав – был слабым и безвольным и коварная иностранка полностью подчинила его волю своим страстям и целям.
В качестве примера в Библии приводится история с Навуфеем, который отказался продать царю свой виноградник. В спор вмешалась царица Иезавель и написала старейшинам кляузу, подделав подпись Ахава.
В результате подлого навета Навуфей был осужден и побит камнями, а виноградник перешёл к царю.
После смерти мужа стала царицей-матерью при Охозии, который продолжал поклоняться Ваалу, также как и следующий царь Иорам, её второй сын.
Позже Ииуй, помазанный пророком Елисеем на царство в противовес Иораму, поднял восстание и убил его.
Иезавель по приказу Ииуя была сброшена из окна своего дворца, её тело растерзали собаки.
Уроки из жизни Иезавели
Какие основные уроки мы можем вынести из жизни Иезавели? Ответ прост:
- неправедных настигает наказание: они пожинают последствия своей греховной жизни и не смогут быть с Богом в вечности, что гораздо страшнее!
Как оказывается значимо влияние женщины. Иногда её поведение может буквально разрушить дом, если она отвернулась от Бога.
Иезавель была самым большим преступником в доме Ахава:
- именно она учредила поклонение Ваалу, убивала Господних пророков; задумала убийство Навуфея; побуждала вначале своего мужа, а затем его сыновей поступать нечестиво.
Она названа проклятой женщиной (ст. 34), которая была проклятием для страны и всех, желавших ей добра. Она владычествовала на протяжении царствования трех царей, но наконец-то, её дни подошли к концу.
Гибель Иезавели можно рассматривать как прообраз гибели идолопоклонников.
И даже на пороге смерти Иезавель не смиряется, а бросает вызов.
Она узнала, что Ииуй убил её сына за её блуд и колдовство; узнала, что он, по слову Господа, выбросил его мертвое тело на участок земли Навуфея и теперь идёт в Изреель, туда, где она должна была пасть следующей жертвой от его меча, совершающего отмщение.
Как она готовится встретить свою судьбу? Она стояла у окна, выходившего на входные ворота, собираясь встретиться с Ииуем и бросить ему вызов.
Вместо того чтобы прятаться, как человек, боящийся божественного мщения, она открыто подвергает себя опасности, с презрением отвергает мысль о побеге, смеётся над страхом и не испытывает его.
Посмотрите, как сердце, ожесточившееся против Бога, ведёт себя вызывающе до самого последнего момента. Но никогда ещё не процветали люди, подобным образом ожесточившие своё сердце против Него.
Вместо того чтобы смириться и искренно скорбеть о сыне, она нарумянила лицо своё и украсила голову свою, чтобы выглядеть как всегда, то есть (как она думала) важной и величественной, надеясь тем самым смутить Ииуя, подчинить и остановить его.
Нет более верного предзнаменования гибели, чем гордое сердце во время смиряющих провидений. Вместо того чтобы трепетать перед Ииуем, орудием Божьей мести, она надеялась заставить его трепетать.
Она не обратила внимания на руку Бога, простёршуюся против её семьи, а бросила вызов тому, кто был всего лишь мечом в Его руке.
Оказавшись в беде, мы иногда склонны гневаться на инструменты нашей беды, в то время как должны покориться Богу и гневаться только на себя.
Иезавель так и не раскаялась перед Богом за свои злодеяния, и у неё уже никогда не будет возможности этого сделать. Но у нас такая возможность есть — смирить своё сердце и раскаяться в грехах, какими бы они ни были.
Ещё несколько злых женщин, о которых сказано немного.
Жена царя Иеровоама

Читаем 3-е Царств 14
Царь Иеровоам упорствовал в своем презрении к Богу и религии. И здесь нам рассказывается, как Бог действовал, противостоя ему. Ибо когда Бог судит, то побеждает, и грешникам придётся либо склониться, либо пасть сокрушёнными перед Ним.
Заболел сын Иеровоама (ст. 1). Возможно, это был старший сын и наследник венца, ибо после его смерти всё царство скорбело о нём (гл. 13).
Он посылает свою жену переодетой, чтобы спросить пророка Ахию, что будет с отроком (ст. 2-3). Он поступил бы более благочестиво, если бы захотел узнать, почему Бог соперничает с ним, если бы просил пророка молиться и освободить его от идолов.
Возможно, тогда сын его был бы исцелен и возвращён ему, как и его рука. Но большинство людей, скорее всего, захотело бы узнать своё будущее, а не свои ошибки или свой долг.
Он послал свою жену спросить пророка, потому что ей было легче задать вопрос, не называя имён, или так описать создавшуюся ситуацию: «Господин, мой сын заболел; выздоровеет он или нет?».
Похоже, среди всех его советников не нашлось ни одного, на кого бы он мог положиться; в таком случае больному ребенку не пришлось бы обходиться без неё, ибо матери являются наилучшими сиделками и ей было бы намного лучше остаться дома и ухаживать за ним, чем идти, чтобы спросить, что с ним будет.
И женщина согласилась с этим обманом, переоделась, постаралась быть неузнанной для того, чтобы скрыть от самого пророка кто она такая и получить от него только ответ на вопрос о сыне, но не вступать в разговор, касающийся неприятной темы отступничества мужа.
Пророк предвидел вопрос об отроке и предсказал гибель дома Иеровоама за процветавшее в нём нечестие.
Эта женщина, имя которой не названо, видимо не имела веры, раз так легко, без колебаний согласилась соврать Божьему пророку. И, скорее всего, не была слишком умна, раз подумала, что сможет утаить свою личность от пророка.
Конечно, мы сочувствуем её горю, смерти ребенка, но она ничего не сделала, чтобы его спасти, не спросила пророка, что ей и её семье делать, чтобы исправиться, и не раскаялась перед Богом, она не была женщиной верной Богу.
Гомерь, жена Осии

Читаем кн. Иосии 1:2-11
Пророк Иосия должен был показать народу грех, показать, что он чрезмерно греховен и ненавистен Богу.
Пророку было велено взять себе жену блудницу и детей блуда (ст. 2). Так он и сделал (ст. 3). Он женился на женщине с плохой репутацией — Гомеры, дочери Дивлаима.
Она не была замужем или взята при прелюбодеянии, ибо в таком случае её нужно было предать смерти, а вела постыдный образ жизни, оставаясь незамужней.
Библейская хронология патриархов (14 фактов): от Адама до Иосифа
Женитьба на такой женщине не была злом, а благоразумным проступком. Заключение такого брака принесло бы несчастье пророку. Но в данном случае это и не было грехом, раз Бог повелел ему сделать это ради святой цели.
Более того, если ему так было велено, то это был его долг, и он должен был уповать на Бога в вопросе своей репутации.
Он должен был взять в жёны блудницу и иметь от неё детей, которых каждый подозревал бы, что они дети блуда и зачаты в прелюбодеянии, хотя и рождены в браке, так как чаще всего живущие распутно до брака ведут не лучший образ жизни в замужестве.
На примере своей жены Иосия показывал народу Божьему, что, увлекаясь идолами, народ поступает также в отношении к Богу, как его неверная жена по отношению к нему.
Ноадия

Читаем кн. Неемии 6:14
«Помяни, Боже мой, Товию и Санаваллата по сим делам их, а также пророчицу Ноадию и прочих пророков, которые хотели устрашить меня!» — пишет Неемия.
Ноадия была при партии Санаваллата и старалась вместе с ним и Товией запугать Неемию, чтобы последний не восстановил иерусалимские стены после возвращения из вавилонского плена.
План Санаваллата не удался, Неемия закончил строить стены на 52-й день.
Не будем же следовать примеру Ноадии, и не будем становиться на пути людей, идущим за Богом и использующих Его волю. Лучше станем Божьими людьми!
Мнение христианина
Истории Иезавели, жены Иеровоама, Гомери и Ноадии, отделённые от нас тысячелетиями, несут в себе глубокие духовные уроки, актуальные для каждого верующего сегодня.
Рассмотрев их жизни, мы можем сделать важные выводы для своего духовного пути и укрепиться в вере. Эти повествования — не просто рассказы о «злых женщинах»; это наглядные примеры того, к чему приводит отступление от Бога и ожесточение сердца.
Какие же ключевые уроки мы можем извлечь?
Опасность идолопоклонства и разделенного сердца
Иезавель активно насаждала в Израиле поклонение Ваалу и Астарте, построив для них алтари и поддерживая сотни жрецов. Её история — это яркое предупреждение о том, как опасно ставить что-либо или кого-либо на место истинного Бога.
Для нас сегодня идолы могут выглядеть иначе — это может быть карьера, богатство, власть или даже собственное «я», — но суть остается той же.
Последствия обмана и нераскаяния
Жена царя Иеровоама согласилась на обман, чтобы узнать будущее сына, но не проявила никакого желания исправить грехи своей семьи. Она искала информацию, а не покаяние.
Это учит нас, что формальное отношение к Богу, без искреннего сокрушения и желания измениться, не приносит добрых плодов. Бог видит сердце и обмануть Его невозможно.
Грех как духовная неверность
История пророка Осии и его жены Гомери была дана Богом, чтобы наглядно показать Израилю его духовное прелюбодеяние — увлечение идолами было равносильно неверности в браке.
Этот образ помогает нам понять, насколько сильно наш грех оскорбляет Бога и ранит Его сердце, и как важна для Него наша верность.
Непротивление Божьей воле
Пророчица Ноадия вместе с другими врагами пыталась запугать Неемию и остановить восстановление стен Иерусалима — дело, которое было волей Бога.
Её пример учит нас быть очень осторожными, чтобы не оказаться в оппозиции к Божьим планам и Его служителям. Вместо этого нам следует стремиться быть Божьими людьми и соработниками на Его ниве.
Призыв к покаянию, пока есть время
Самый трагичный аспект истории Иезавели — её вызывающее поведение и нераскаянное сердце даже на пороге смерти. Она знала, что гнев Божий грядет, но вместо смирения выбрала гордость и бросила вызов Божьему суду.
Её ужасный конец — прообраз гибели всех идолопоклонников и тех, кто ожесточает своё сердце против Бога.
Иезавель так и не раскаялась в своих злодеяниях, и у неё больше не было такой возможности. Но Священное Писание подчеркивает, что у нас, в отличие от неё, эта возможность есть.
Эти ветхозаветные истории призывают каждого из нас к самоанализу. Они показывают, что неправедные люди пожинают последствия своих поступков уже в этой жизни, но гораздо страшнее — лишиться вечности с Богом.
Пусть же эти примеры побудят нас смирять свои сердца, каяться в грехах и стремиться к святости, чтобы наша жизнь была благословением, а не проклятием для окружающих.
Сноски
- Литература: Библия, Синодальный перевод
- Комментарии: Толкование Мэтью Генри, Новой Женевской Библии
- Дочери Евы. Лотти Бет Хоббз
- Редактор: Юлия Жижерина
- Дизайн и дополнение статьи – блоки: “Ведение” и “Мнение христианина”: Станислав Ч.





