Содержание
Первосвященник
Первосвященник (ивр. הַכֹּהֵן הַגָּדוֹל, ха-коэн ха-гадол — дословно «великий священник»; иногда сокращённо ивр. הַכֹּהֵן, ха-коэн — «священник») — в иудаизме священнослужитель, возглавлявший службу в Скинии, затем в Первом и Втором Иерусалимском храме.
К первосвященникам, как и к царям, применялся эпитет «Машиах» (משיח, «помазанник», Мессия), так как посвящение в этот сан сопровождалось помазанием елеем (Лев. 4:3,5,16 и др.). Источник — Википедия.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
(Евр.4:14-16)
Очевидно, что первосвященник Ветхого Завета был прообразом Христа; не только по причине совершаемых им жертвоприношений, но по причине выдающегося положения человека, входившего в Святое святых с кровью, которую он приносил за себя и за грехи народа.
Как сам первосвященник, так и кровь символизировали Христа. Однако, в этой статье мы будем говорить только о первосвященнике как о прообразе Христа.
Обязанности
Первосвященник был полностью предан своим священным обязанностям и не принимал участия в мирских делах.
Иисус был до конца предан совершению воли Его Отца и исполнению Своего предназначения по спасению погибших духовно (Иоан. 6:38; Лук. 19:10).
Призыв
Первосвященник призывался Богом. Согласно Евр. 5:4, никто не мог сам себе присвоить эту честь.
Христос, наш первосвященник, был определен и призван Богом (Евр. 2:17; 3:1).
Недостатки
Первосвященник не мог иметь физических уродств и недостатков. Он также должен был избегать прикосновения к любому мертвому телу (Лев. 21:10-24).
Иисус, наш первосвященник, был свят, непричастен злу и отделен от грешников.
В характере Иисуса не было недостатков (Евр. 4:15; 7:26; 1 Пет. 2:22).
Посвящение
Первосвященники проходили обряд посвящения перед началом служения.
Перед тем, как войти в скинию собрания, священник должен был омыться водой.
Также его должны были помазать елеем, и за него приносилась жертва Богу (Исх. 29:4,7,10-14).
Христос принял крещение, но не для отпущения грехов подобно нашему крещению; но Он был крещен, чтобы исполнилась всякая правда.
Он был помазан Святым Духом при Его крещении, когда Дух сошел на Него в виде голубя и пребывал на Нем (Мат. 3:16; Иоан. 1:32,33; Деян. 10:38).
Иисус, прожив безгрешную жизнь, принес Себя в жертву за грехи мира (Евр. 2:9; 9:26).
Ввиду того, что Иисус принес Себя Самого в жертву, Его называют «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29).
Примирение: Святое Святых
Первосвященник входил в Святое Святых однажды в год и окроплял кровью седалище милосердия (крышку ковчега), совершая примирение за свои грехи и грехи народа.
Кровь примирения и облако от курения фимиама, покрывавшее крышку ковчега, были, конечно, ходатайством за народ, содействовали примирению, поэтому народ был благословляем (Лев. 16:3-16; Евр. 9:7-14).
Иисус, наш первосвященник, совершил примирение не за Себя Самого, ибо он был безгрешен, и не с кровью животных; но Своей Собственной кровью Он приобрел для нас вечное искупление (Евр. 9:7-14; 10:9,10).
Христос, наш первосвященник, ходатайствует теперь за нас одесную (по правую руку) Бога (Евр. 7:25; 1 Иоан. 2:1-3).
Христос благословляет нас, и наши грехи прощаются, когда мы принимаем условия примирения с Богом через Христа (Деян. 2:38; 3:26; 2 Кор. 5:17-21).
Ответственность
Согласно Ветхому Завету, на первосвященнике лежала ответственность за скинию (Евр. 9:6,7).
Иисус заботится о церкви (Еф. 1:22,23; Евр. 10:21).
Мы должны служить Христу сегодня, «исполняя волю Божию от души» (Еф. 6:6).
Таким образом, мы, будучи христианами, не по своему выбору учреждаем церкви и не поклоняемся и служим Богу, как нам угодно; но мы исполняем волю Божию от души.
Суд
Первосвященник выносил судебные приговоры и принимал решения в спорных вопросах (Иоан. 18:12-14).
Иисус имеет полную силу и власть в христианском периоде времени, и при Своем пришествии Он будет судить мир (Мат. 28:1820; 25:31-46; 2 Тим. 4:1).
Преемник
Первосвященники Ветхого Завета сменяли друг друга по причине смерти (Евр. 7:23).
Наш первосвященник, Иисус, не имеет преемников по причине жизни, ибо, когда Он восстал из мертвых, Он живет вечно (Евр. 7:24,28; Рим. 6:9).
Это являет Христа не только как совершенного первосвященника, но также как совершенную жертву за человечество.
Духовные прообразы: 9 фактов
Первосвященник
- Первосвященник не мог иметь никаких физических уродств и недостатков и должен был избегать прикосновения к любому мертвому телу (Лев. 21:9-23)
- Первосвященник не принимал участия в мирских делах
- Первосвященник проходил посвящение перед своим служением — омывание водой, помазание елеем и принесение жертвы Богу (Исх. 29:4,7,10-14)
- Первосвященник совершал ежегодное примирение за народ (Лев. 16:3-16; Евр. 9:7-14)
- Первосвященник ходатайствовал за народ (Лев. 16:3-16)
- Первосвященник благословлял народ во имя Господа
- Первосвященник осуществлял надзор над скинией (Евр. 9:6,7)
- Первосвященник выносил приговоры и принимал решения в спорных вопросах (Иоан. 18:13)
- У первосвященника появлялся преемник после смерти (Евр. 7:23)
Иисус
- Иисус, наш первосвященник, был свят, бесхитростен, непричастен злу, отделен от грешников. В Его характере не было недостатков (Евр. 4:15; 7:26; 1 Пет. 2:22).
- Иисус был занят исполнением воли Божией (Иоан. 6:38)
- Христос был крещен, помазан Святым Духом и принес Себя в жертву (Мат. 3:13-17; Евр. 9:26)
- Христос совершил одно примирение за весь мир (Евр. 9:7-14; 10:9,10)
- Христос ходатайствует за нас (Евр. 7:25; 1 Иоан. 2:1-3)
- Христос благословил нас в прощении грехов (Деян. 3:26; 2:38)
- Христос стоит во главе церкви (Евр. 10:21)
- Христос имеет всю силу и власть (Мат. 28:18)
- Христос не имеет преемников, ибо Он живет (Евр. 7:24,28)