Войдите, чтобы оставить комментарий

Среда, 26 ноября, 2025

Женщины в жизни Моисея

ЖенщинамЖенщины в жизни Моисея

  • Слушать выпуск в телеграм-плеере, ссылка

Женщины в жизни Моисея

История Моисея, выведшего народ Израиля из египетского рабства, часто фокусируется на его пророческой миссии и противостоянии с фараоном. Но за этим величием стоят женщины, смелость, мудрость и вера которых определили судьбу не только Моисея, но и всего еврейского народа.

От Иохаведы, матери, рискнувшей спасти сына от смерти, до дочери фараона, нарушившей приказ ради младенца в корзине.

От Сепфоры, жены-иноземки, спасшей Моисея от гнева Божьей кары, до Мариам, пророчицы, чья зависть едва не разрушила единство народа.

В этой статье вы узнаете:

  • Как Иохаведа смогла воспитать в Моисее веру, несмотря на его жизнь во дворце фараона.
  • Почему дочь фараона, воспитывавшая Моисея как сына, стала ключевой фигурой в его образовании и связью между египетской мудростью и божественным призванием.
  • За что Сепфора получила прозвище “жених крови” и как её решительность спасла жизнь Моисею?
  • Как Мариам, лидер и пророчица, превратилась из спасительницы брата в мятежницу, наказанную проказой, – и какие уроки её история несёт сегодня.

Погрузитесь в истории этих женщин, чьи поступки стали частью божественного замысла, а судьбы – напоминанием о силе веры, риска и смирения.

Руфь и Ноеминь – примеры твёрдой веры

Откройте для себя библейские тексты с новой перспективой, где героизм часто скрывается в тени, но меняет ход истории навсегда.

«Без этих женщин не было бы исхода. Их смелость – это голос совести в мире, где власть пыталась диктовать свои правила»

Сегодня поговорим о женщинах, которые участвовали в жизни Моисея.

Кто эти женщины?

  1. Иохаведа – мама Моисея
  2. Дочь Фараона, которая вытащила Моисея из воды и спасла его жизнь.
  3. Сепфора – жена Моисея
  4. Сестра Моисея – Мариам.

Про мать, жену Моисея и дочь Фараона, немного написано в Библии. Поэтому кратко поговорим об этих трёх женщинах, акцентируя внимание на то, какую роль они сыграли в жизни Моисея.

Про Мариам написано в Писании больше, и на этом персонаже мы остановимся подробнее.

Женщины, воспитавшие Моисея

Женщины, воспитавшие Моисея
Женщины, воспитавшие Моисея

Мать Моисея 

Иохаведа, мать троих детей – Аароон, Мариам, Моисей. Как мы видим, все трое её детей участвовали в выходе израильтян из Египта и собственно организовали этот выход: с Божьей помощью спасли свой народ.

Какой из этого можно сделать вывод? Эта женщина так воспитала своих детей, что они не только верили в Бога, но и были мужественны в борьбе за свой народ.

Как вы помните, фараон решил истребить всех младенцев у евреев, а мать Моисея мужественно стремилась его сохранить (Исход 2:1-3):

Некто из племени Левиина пошёл и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила её асфальтом и смолою и, положив в неё младенца, поставила в тростнике у берега реки.

Сестра Моисея наблюдала за ситуацией, и когда дочь фараона нашла младенца, подсказала отдать ребенка кормилице (которой и оказалась его родная мать)!

Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у неё вместо сына (Исход 2:9-10).

Итак, Иохаведе посчастливилось сохранить сына и воспитывать его в младенчестве в качестве кормилицы.

Но она понимала, что вскоре уже не сможет воспитывать своего сына и будет вынуждена отдать его под опеку тех, кто не знает Бога. Поэтому она ещё больше старалась приблизить его к небесам.

Она стремилась вселить в его сердце любовь и верность к Богу и это поручение она выполняла достойно.

И как видим, далее, никакое влияние не могло заставить Моисея отказаться от принципов веры, воспринятых им от своей матери, для которой они были смыслом жизни.

Вскормив ребёнка, Иохаведа принесла его госпоже, дочери фараона для дальнейшего воспитания.

Дочь Фараона

Дочь Фараона привязалась к мальчику как к собственному сыну, и он стал её приёмным сыном. Она спасла младенца от верной смерти, а это значило почти то же самое, что быть его матерью.

Она назвала мальчика Моисеем, «спасённым от воды».

Исход – Значение и описание из Библии

Дочь Фараона сама занималась воспитанием Моисея. Она ввела его в жреческую коллегию, где он познакомился с наукой, философскими знаниями – хранителями которых были египетские жрецы (Деяния 7:22)

Таким образом еврейский законодатель Моисей вырос под двойным влиянием: религиозное верование, которым он был обязан своей матери Иохаведе, и философские идеи, наука, образование, которые дала ему дочь Фараона.

Главная роль Иохаведы была дать ему веру в Бога, силу веры. А благодаря дочери Фараона он стал силён в науке.

Избранник Божий делается сильным в слове и деле, как написано в Писании.

Дочь Фараона является нам в какой-то таинственной прелести. Спасая и воспитывая основателя и законодателя народа Божия, эта благородная женщина была орудием в руках промысла, готовившего спасение человечества.

Жена Моисея – смелая женщина

Третья женщина – Сепфора, жена Моисея. Она была одной из семи дочерей Иофора, священника.

В синодальном переводе написано, что он был священником Мадиамитян.

Дело в том, что в то время, когда евреи были рабами в Египте, Моисей убил египетского надсмотрщика за то, что он бил еврея. За это Моисей был приговорён Фараоном к смерти.

Моисею пришлось бежать из Египта в землю Мадиамскую (Исход 2:15-22).

Ещё один отрывок, в котором нам встречается Сепфора:

Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию (Исход 4: 24- 26).

То есть один из её детей не был обрезан своевременно. И Господь, явившись Моисею, угрожал ему смертью за такое нарушение закона. И что тогда сделала Сепфора?

Просто каменным ножом сделала обрезание своему ребенку. Пожалуй, для этого требовалась смелось! И тем самым спасла Моисея от наказания.

И ещё одно упоминание о Сепфоре в Библии в Числах 12:1-15, когда Мариам и Аарон упрекают Моисея за то, что он взял в жёны ефиоплянку, то есть жительницу Куша или Нубии.

Сами мадионитяне имели тёмную кожу и назывались Кушим (еврейское слово, означающее темнокожих людей).

Всё, что нам нужно запомнить – то, что Сепфора была иностранкой для них, не принадлежала к еврейскому народу изначально. Однако, как мы понимаем, она стала частью еврейского народа и приняла их Бога.

4. Мариам, сестра Моисея

Мариам, сестра Моисея

Что мы знаем о Мариам

Про Мариам в Библии написано намного больше, чем про других женщин, окружавших Моисея.

Помни, что Господь, Бог твой, сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта (Второзаконие 24:9).

Мириам жила во время одного из главных переходных периодов в истории.

Её задача заключалась в том, чтобы помогать в формировании и организации молодой нации Израиля.

Женщины, о которых мы говорили ранее, жили во времена патриархов, когда Бог напрямую общался с главой каждой семьи.

Мариам стала свидетелем перехода от такой религии семейного типа к национальной религии под законом Моисея.

Мариам – лидер и деловая женщина

Мариам обладала врождёнными качествами лидера.

Впервые мы встречаем Мариам девочкой-подростком, и единственной заботой для неё в то время была безопасность её брата Моисея.

Фараон, боявшийся силы возрастающего еврейского населения, выпустил указ об убиении всех еврейских мальчиков. Однако Мариам помогла брату вернуться к матери, вовремя оказавшись около дочери Фараона.

Девора – мужественная женщина!

Уже в столь раннем возрасте в её поведении обнаружились похвальные черты характера.

На Мариам можно было положиться. Её мать, не колеблясь, отдала ей ребёнка на попечение. Те, кто с самого детства научился быть надёжным, ответственным, заслуживающим доверия, они воистину благословенны.

И как повезло Мариам, что ей родители привили такие твёрдые жизненные принципы! Она была сообразительна, могла оценить ситуацию и принять мудрое решение.

Такие качества встречаются довольно редко даже среди взрослых.

Хотя, возможно, мать и дала ей некоторые наставления, но она не могла предостеречь её о том, что младенца Моисея найдёт дочь фараона, и не могла этого знать.

Когда это произошло, многое в тот момент зависело от того, какие слова выберет Мариам.

Уверенно и со знанием дела она сказала достаточно, чтобы убедить дочь фараона принять её предложение: «Не сходить ли мне и не позвать ли тебе кормилицу из евреянок, чтобы она вскормила тебе младенца?».

Её тонкая проницательность при содействии божественного провидения позволила Моисею быть воспитанным его же матерью и узнать об истинном Боге.

Понятно, что это Божье провидение, так и должно было случиться. Но Бог не просто так выбрал именно Мариам, а потому что у неё были эти качества.

Можно сказать, что Мириам – первая деловая женщина, упомянутая в Библии.

Мариам изображена как лидер одного из более волнующих и драматических событий священной истории.

Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам» (Михея 6:4).

После того, как последние израильтяне чудесным образом перешли через Чермное море, Мариам повела ликующих женщин-израильтян в победной песне.

Когда они вышли после того, как море разверзлось, они начали петь, взяв в руки инструменты.

Это была величественная сцена – могучий хор женщин. Ибо нация состояла из 600 тысяч мужчин и их семей. Они перенесли печальные испытания, тяжёлые времена в Египте, Божественное сохранение жизни их младенцам от Ангела смерти.

Их безопасность в водах Чермного моря и их освобождение от врагов – всё это послужило причиной для переполняющей сердце радости, сильного чувства хвалы и благодарности.

Это один из величественных моментов общения между созданием и Создателем. Женщины воздавали хвалу, приписывая победу Богу.

В Библии записано много песен, историю народа можно проследить в песнях, ибо в них открывается сердце и выплёскивается сильнейшая радость и печаль.

Мариам была незамужней

Немного личной информации про Мариам.

Согласно письменному источнику, Мариам никогда не была замужем. Похоже, что всю жизнь она провела в служении Богу.

Конечно, Бог знал о её способностях, ибо он назначил её для особой и важной задачи.

Без семьи она могла больше времени посвящать работе для Господа, как и говорится в стихах Писания

1 Коринфянам 7:33 –
Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

Работающая женщина сегодня – будь она замужняя или одинокая – обладает огромным количеством возможностей для выполнения Господней работы.

Почему же Мариам не была замужем?

Добродетельные женщины, упомянутые в Библии

Существует мнение, что страшные впечатления (истребление детей, испытания Мариам в детстве) заставляли её воздержаться от брака, хотя в тот исторический период женщина обязательно должна была состоять в браке.

Были ли у Мариам те проблемы, с которыми сталкиваются незамужние женщины сегодня?

Одна из проблем – это статус незамужней женщины. Незамужняя женщина часто считается в обществе изгоем.

Сейчас уже намного реже, чем ранее, в еврейском обществе того времени. Но все же ещё некоторая изоляция сохраняется.

Например, о чём она бы могла говорить, встречаясь с супружескими парами, со своими подружками, которые вышли замуж и родили детей?

Темы, о которых говорят замужние женщины для неё не представляли интереса. Ведь брак не даёт счастья автоматически.

Иногда жёны, разочаровавшиеся в браке, завидуют той свободе, которой пользуются одинокие женщины. Но как же быть с одиночеством?

Можно сказать, что одиночество – продукт ума. Обычно оно порождается склонностью жаловаться на судьбу.

Совет людям, сталкивающимся с проблемой одиночества, – примите решение не быть одиноким, занимайтесь делами, оглянитесь вокруг себя. Есть люди, имеющие больше оснований чувствовать себя более одинокими, чем вы.

Мариам была незамужней. И, скорее всего, она чувствовала и изоляцию от других женщин, и одиночество, и неловкое положение в обществе.

Но она заполняла свою жизнь духовной миссией. Была пророчицей и помогала своим братьям, осуществлявшим руководство великим народом.

Грех Мариам и уроки для нас из этой ситуации

Особенность Библии заключается в том, что она рассказывает, как и о слабых, так и о сильных сторонах людей.

Описывает Библия и слабый поступок, который совершила Мариам.

И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, – ибо он взял за себя Ефиоплянку, — и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь. Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле (Числа 12:1-3).

Мариам вместе с Аароном стали упрекать Моисея. Но действительно ли только из-за жены-иностранки?

Недобродетельные женщины Библии

При внимательном прочтении открывается настоящая причина. Это было негодование на своего брата из-за его высшего авторитета.

Возможно, она хотела быть равной с Моисеем. Она возгордилась и решила, что это несправедливо, что Бог более выделяет Моисея.

Моисей был младшим братом Мариам. Вероятно, она долгие годы лелеяла это чувство.

Может быть, чувство обиды из-за того, что её достоинства не были оценены должным образом.

И ещё в одном источнике говорится, что ещё вполне могло быть и соперничество с его женой Сепфорой.

Ведь она, как старшая сестра помогала Моисею долгие годы, была его соратницей, а появляется жена, которая, как казалось Мариам, заняла её место, и Мариам перешла на другую роль.

Повод, а не причина

Протест, с которым она выступила, вызвал предрассудки и стимулировал недовольство среди израильтян относительно их лидера, и мог ослабить его власть.

Возможно, упрёк касательно жены-иностранки был лишь поводом.  Как часто поводы проявляются в качестве причины для обиды и в наши дни!

Например, человек, преставший ходить в церковь, может объяснить это следующим образом:

«Прихожане недружелюбны, меня обидели; мне не нравится проповедник; слишком слабые проповеди, меня не вдохновляют».

Но если бы он был достаточно честным, чтобы назвать настоящую причину, она звучала бы приблизительно так:

«Я не хочу прикладывать усилия, вести служение, не хочу вставать в воскресенье утром», или «Я снова вернулся в мир и посещение церкви доставляет мне неудобство», или «Я утратил любовь к Господу».

Очевидно, что все эти оправдания – лишь оправдания, а не настоящая причина.

Грех Мариам состоял в бунте против Бога. Обличая, Бог ясно дал понять, что Моисей был его главным оратором, что Мариам и Аарон согрешили, подвергнув сомнению его авторитет.

Было очевидно, что Мариам была лидером в этом мятеже, и она была наказана. И вот Мариам покрылась проказой как снегом.

Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошёл. И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе» (Числа 12: 8-10).

Грех зависти

Грех был в сердце Мариам, а не Моисея, но она пыталась обвинить его, чтобы поощрить свои амбициозные желания.

Это была старая, как мир, попытка возвысить себя за счёт унижения другого. Именно так действует зависть.

«Искра зависти чахнет от радости другого, и ненавидит то совершенство, которое не может достичь» (Джеймс Томсон).

Наконец зависть расцвела вовсю, и эта пожилая женщина, которая всю свою жизнь провела в служении Богу, лишилась своего высокого положения, совершила тяжкий грех.

Нет греха более распространённого, чем зависть.

Если вы сомневаетесь в этом, то откройте Библию и посмотрите, сколько людей были виновны в этом – Каин, братья Иосифа, Рахим, Леес, Саул, религиозные лидеры, которые распяли Христа.

Бунт против власти

Почему была дано такое суровое наказание?

Бог всегда рассматривал отвержение назначенного им посланника как бунт против своей власти. А пренебрежение властью Бога является одним из смертных грехов.

Когда израильтяне отвергли Самуила, пророка Господа, сказал Господь Самуилу:”Не тебя они отвергли, но отвергли меня”.

Библейские истории о женщинах, помогавших пророкам

Вся власть принадлежит Богу, но для поддержания мира и порядка он передал власть определённым лицам.

Государственной власти предается власть над гражданами:

  • Гражданским властям над гражданами – “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога” (Римлянам  13:1)
  • старейшинам над паствой – “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно” (Евреям, 13: 17)
  • мужьям над жёнами – “Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были” (1 Петра 3:1)
  • родителям над детьми – “Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость” (Ефисянам 6 :1-3)
  • господам над слугами, предпринимателям, начальникам над работниками – “Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу” (Ефесянам 6:5).

Неуважение к этой власти – это проявление неуважения к Богу.

Однако, все они – гражданские власти, старейшины, мужья, родители или господа – сами находятся в подчинении у Бога и не имеют права неограниченно использовать данную им власть по своему произволу.

И самое главное – они лишь слуги высшей силы. И если они будут злоупотреблять своей властью, требовать чего-то противоположного закону Бога, то мы должны повиноваться больше Богу, нежели человеку.

Наш грех касается не только нас

Грех одного всегда влияет на других – очень важная тема.

Грех Мариам повлиял на весь Израиль. Деятельность более 600 тыс. семей полностью прекратилась на семь дней. Всё остановилось. Весь Божий план встал на семь дней.

Целый народ страдал не из-за вины, а из-за последствий её глупости. Ни один грешник не вредит лишь себе.

Как часто кто-то язвительно замечает:«То, что я делаю, никого не касается». Нет ничего более ошибочного, когда так говорят.

Никто не отправляется в ад или в рай в одиночестве. А поэтому, то, что делает каждый человек, касается кого-то ещё.

Воспитание детей: между любовью и дисциплиной

Об этом серьёзно должен подумать каждый, особенно родители, под попечительством которых находятся нежные молодые души.

Влияние родителей на своих детей — это неизбежный факт и огромная ответственность.

  • Может ли отец сказать: «Никого не касается то, что я хочу жить мирской жизнью, пить, курить, и менять женщин», когда знает, что дети наблюдают за ним.
  • Может ли мать сказать: «Никого не касается, если я хочу поспать подольше в воскресенье».

И маленькие дети растут без духовного воспитания и руководства. Наш грех касается не только нас!

Как относиться к обижающим нас

Как Моисей, брат Мариам, отреагировал, на то, как поступила Мариам с ним?

Моисей был благочестивым человеком, против которого согрешили. И он был выше мести.

Он был духовно зрелым человеком, который мог молиться за обижающих, который мог молиться как в стихе Матфея 5:44-45:

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас?

Прощать тех, кто грешит против нас – ещё один урок, который мы можем вынести из истории Мириам.

Через семь дней Господь исцелил Мариам и позволил ей вернуться в стан.

Некоторые самые замечательные отрывки из Писания показывают не только желание Отца исцелять своих заблудших детей, но и просьбу, мольбу вернуться к Нему.

Бог не желает, чтобы кто-то погиб, но чтобы все пришли к покаянию:

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Петра 3:9).

Бог ждёт всех нас, даже если мы грешим, Он ждет нашего покаяния и готов снова принять нас в свои объятия.

“Моя жизнь повлияет на дюжину жизней прежде, чем закончится день, Оставит бесчисленные отметины к добру, прежде чем скроется солнце, Вот моё постоянное желание и моя неустанная молитва: Господь, пусть моя жизнь поможет другим жизням, которые встретятся мне на пути (Неизвестный автор).

По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие его не истощилось, оно обновляется каждое утро, велика верность Твоя (Иер. 3:22,23).

Уроки веры, смирения и милости в свете Нового Завета

Истории женщин, окружавших Моисея, – это не просто страницы древней истории, а живые притчи о Божьем замысле, которые находят отражение в учении Христа и апостолов.

Через их судьбы Господь открывает ключевые истины, актуальные для каждого христианина:

  1. Вера, преодолевающая страх
    Иохаведа, спрятавшая Моисея, и дочь фараона, усыновившая его, напоминают нам слова апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).
    Их поступки – пример того, как доверие Богу ломает человеческие планы, чтобы исполнить Его волю. Даже не зная имени Христа, они действовали в духе будущего обетования: «Любящим Бога всё содействует ко благу» (Рим. 8:28).
  2. Сила в смирении
    Мариам, пророчица и лидер, пала из-за гордыни, но её история учит: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6).
    Её проказа стала видимым знаком внутренней болезни – зависти, о которой предупреждает Христос: «Ибо из сердца исходят злые помыслы… зависть» (Мф. 15:19).
    Однако даже в её падении мы видим Божью милость: «Он исцелил сокрушённых сердцем» (Пс. 146:3) – как исцелил Мариам после покаяния.
  3. Жертвенная любовь как прообраз Христа
    Сепфора, спасшая Моисея через обрезание сына, напоминает о крови завета, которая в Новом Завете обретает полноту в Жертве Христа.
    Её поступок – символ того, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26), а истинная любовь готова на жертву, «ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
  4. Женщины в Божьем плане спасения
    Эти истории подчёркивают, что Бог избирает не по статусу, а по сердцу. Как в Ветхом, так и в Новом Завете женщины становятся «соработницами у Бога» (1 Кор. 3:9): Мария Магдалина – первая благовестница Воскресения, Лидия – основательница церкви в Филиппах.
    Их пример разрушает стереотипы, подтверждая: «Нет уже мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
  5. Прощение и восстановление
    Моисей, молившийся за Мариам, предвосхищает заповедь Христа: «Любите врагов ваших, молитесь за обижающих вас» (Мф. 5:44). Его реакция показывает, что прощение – не слабость, а сила креста, где грех побеждается любовью.

Эти женщины учат нас, что Бог пишет историю через обычных людей, чьи сердца открыты Ему. Их смелость, ошибки и покаяние указывают на главное: «Не наша сила, но Его благодать» (2 Кор. 12:9).

Как и они, мы призваны:

  • Верить, даже когда надежды нет;
  • Служить, не требуя славы;
  • Каяться, когда падаем;
  • Любить, невзирая на границы.

И пусть их жизни напоминают: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:27).

В этом суть Евангелия, где последние становятся первыми, а немощные – сосудом Божьей славы. ?

Сноски

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Википедия
  3. Мегги Масгроу “Женщины в Библии”
  4. Лотти Бет Хоббоз “Дочери Евы”
  5. Автор: Светлана  Данилова
  6. Редактор: Юлия Жижерина
  7. Дизайн и автор блока “Уроки веры, смирения и милости в свете Нового Завета”: Станислав Ч.
Юлия Жижерина
С 1992 христианка Церкви Христа в Москве на Шаболовке. Эксперт по трудовым отношениям. Директор компании "Мир трудовых отношений"
Exit mobile version