Почему в египетских летописях нет упоминания об Исходе?

0
3395

Исхода нет в истории Египта

Одним из возражений против всей истории Исхода является то, что в летописях истории Египта, по-видимому, нет письменного упоминания об Исходе. Можно было бы подумать, что такое масштабное событие будет отмечено в исторических документах, однако Библия и еврейская традиция являются единственными источниками, которые говорят об этом.

Однако более тщательное изучение некоторых внебиблейских описаний и характера ведения египетского учета может дать объяснение.

Еврейский историк

Еврейский историк Иосиф Флавий объясняет в Книге II, главе 16 «Древности евреев», что, когда армия фараона преследовала израильтян в Красном море , их одолели воды, и никому не оставалось рассказать о том, что произошло.

Поэтому, как только вся египетская армия была в нем, море потекло на свое место и обрушилось с потоком, поднятым штормовыми ветрами, и охватило египтян. Ливневые дожди также сошли с неба, страшные громы и молнии со вспышками огня. Удары молнии также были брошены на них. Также не было ничего, что было послано Богом на людей, как указание на его гнев, которого не было в это время, потому что темная и мрачная ночь угнетала их. И так погибли все эти люди, так что не осталось ни одного человека, который бы стал посланником этого бедствия для остальных египтян.

Если не было ни одного солдата, чтобы выжить, становится более понятно, почему не может быть официального отчета о событии. Как отмечает д-р Глен Фриц в «Затерянном море Исхода» , это массовое исчезновение армии из 250 000 человек, вероятно, не было понято египетским народом.

Положение фараона

Другим фактором, который следует учитывать, является то, что в древнем Египте фараон считался божеством. Событие, подобное описанному в «Исходе» и «Древности евреев», вряд ли хорошо отражается на том, кто считается одним из богов у Египте.

Энциклопедия древней истории описывает положение фараона:

Будучи верховным правителем народа, фараон считался богом на земле, посредником между богами и людьми. Когда фараон вступил на престол, он был немедленно связан с Гором — богом, который победил силы хаоса и восстановил порядок — и когда он умер, он был связан с Осирисом, богом мертвых.

Фараона считали всемогущим и непобедимым богом на земле. Одной из его главных ролей было также поддерживать Маат или гармонию в королевстве, иногда войной, если это необходимо. Когда фараон взял своих 250 000 человек, чтобы вернуть израильтян, он вышел воином с намерением вернуть своих рабов (Исход 14).

Мысль о том, что он и его армия могут быть побеждены собранием рабов, плохо отразится на якобы божественном египетском правителе. Как историк Джеймс Робинсон написал в своей книге 1932 года «История Израиля»,

[Исход] … не был большим успехом для египетской власти, и историки этой страны редко фиксировали факты на памятниках, если их нельзя было обратить к чести царя и народа. И даже в этом случае наши знания египетской истории не настолько полны, что мы можем отважно заявить, что инцидент никогда не был записан просто потому, что мы не обнаружили повествование.

Еще больше подкрепляя эту точку зрения, Алан Шулам пишет в своей статье в журнале Американского исследовательского центра в Египте в 1987 году, что

Запись исторических фактов была только случайной целью целей королевских документов … мы должны понимать, что королевский исторический документ был частью контролируемой правительственной пропаганды, предназначенной главным образом, если не исключительно, для распространения королевского мифа.

Книга Иисуса Навина указывает на то, что известие о делах израильтян распространилось через некоторое время, поэтому, по-видимому, египтяне в конце концов выяснили, что произошло. Однако, учитывая пропагандистскую природу египетских летописей, становится очевидным, почему такое катастрофическое уничтожение египетской армии не было бы написано, и поэтому нет записей об Исходе в Египте.

Другая возможность для рассмотрения — то, что когда-то могла быть какая-то запись события, но эта запись с тех пор была потеряна. Остатки древнего Египта, которые мы можем видеть сегодня, являются лишь частью того, что фактически произвела эта группа людей. Если упомянуть об этом, особенно если автор использовал папирус, было бы очень трудно найти такую ​​запись почти 3500 лет спустя.

Ипувер Папирус

Есть одна запись, называемая «Папирус Ипувера», которая описывает довольно хаотическую сцену в Египте. Документ, который, по оценкам, был написан в 19-й династии, относится к проблемам, которые в некоторой степени отражают эпидемии, которые Бог послал египтянам.

Действительно, [сердца] жестоки, язвы по всей стране, кровь повсюду, смерти не хватает, и мумия говорит даже до того, как кто-то приближается к ней.

Действительно, многие мертвые похоронены в реке; поток — гроб, и место бальзамирования стало потоком.

Действительно, река — это кровь, но люди пьют ее. Люди уклоняются от людей и жаждут воды.

Действительно, золото и лазурит, серебро и бирюза, сердолик и аметист, ибет-камень и [. , .] нанизаны на шею служанок.

На первый взгляд, некоторые из папирусов Ипувера, по-видимому, представляют собой возможное описание эпидемий, а упоминания о слугах, внезапно обладающих огромными богатствами, похоже, соответствуют Исходу 12: 35-36:

35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.
36 Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян.
(Исх.12:35,36)

Однако другие факты, касающиеся папируса, вызывают по крайней мере некоторые сомнения в этих утверждениях.

Ипувер Папирус. Почему в египетских летописях нет упоминания об Исходе?
Ипувер Папирус. Почему в египетских летописях нет упоминания об Исходе?

Как отмечает Энциклопедия древней истории, этот документ точно известен как «Предостережения Ипувера» и написан так же, как литература мудрости Ветхого Завета.

Автор, возможно, делает гипотетический пример того, что происходит без сильной центральной авторитетной фигуры, что указывало бы на необходимость такого лидера в фараоне.

Тоби Уилкинсон в своей книге «Взлет и падение древнего Египта» утверждает, что это литературное произведение могло быть написано во времена правления фараона Сенусрета III, который был известен своей пропагандой. К сожалению, последняя часть папируса была потеряна для истории, поэтому мы не знаем, как закончится это письмо.

Одно большое препятствие для предполагаемого отношения этого документа к Исходу — его датировка.

Египтолог Харко Виллемс отмечает, что существует довольно твердый консенсус в отношении того, что этот документ был первоначально написан за несколько сотен лет до этого, хотя и не ранее 12-й династии. Эта династия закончилась примерно в 1800 году до нашей эры, согласно современным историческим знаниям, почти за 350 лет до Исхода.

Сохранившийся до наших дней документ — не оригинал, а копия.

Одно из самых больших утверждений, касающихся этого документа, заключается в том, что строка с надписью «река — кровь» является убедительным доказательством того, что Моисей ударил по Нилу и превратил его в кровь.

Папирус отмечает, однако, что египтяне все еще пили из воды. Исход 7:20-21, напротив, утверждает, что египтяне не могли пить воду.

20 И сделали Моисей и Аарон, как повелел Господь. И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь,
21 и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.
(Исх.7:20,21)

Будущие археологические находки могут обнаружить некоторые записи об Исходе, но, учитывая характер египетских записей, такая находка будет невероятно трудной. Мы повторно проверим, какие новые археологические находки будут обнаружены в будущем, и проанализируем, как эти записи могут или не могут относиться к отчетам об Исходе.

Пытались ли египтяне уничтожить свои записи о Моисее?

Пытались ли египтяне уничтожить свои записи о Моисее? Почему в египетских летописях нет упоминания об Исходе?
Пытались ли египтяне уничтожить свои записи о Моисее? Почему в египетских летописях нет упоминания об Исходе?

Библия указывает на то, что после того, как дочь фараона вытащила из реки Моисея, он вырос как член египетского царства и высоко поднялся в ряды египетского общества. Тем не менее, он оставил эту жизнь и вернулся к своему народу, прежде чем он вывел их из Египта.

Учитывая положение Моисея в египетском обществе, некоторые задаются вопросом, почему не может быть никаких записей о его службе или месте. Учитывая тот факт, что Моисей вывел значительную часть египетской рабочей силы из плена, а также привел к гибели более 250 000 египетских солдат в Красном море, вполне понятно, что его записи могли быть уничтожены, учитывая вышеупомянутый пропагандистский характер Египетских записей.

Статья по теме: Библейский Иосиф — выдающийся древнеегипетский зодчий Имхотеп.

Однако, могут быть некоторые оставшиеся записи о человеке, который мог быть Моисеем, которого древние египтяне не уничтожили полностью. Высокопоставленный египтянин по имени Сененмут может соответствовать библейскому описанию жизни Моисея.

Египтянин по имени Сененмут

Автор истории Анна Дакворт считает, что Сененмут, который был приемным сыном фараона Хатшепсута, хорошо соответствует критериям. Senenmut, в буквальном переводе, означает «брат матери». Хатшепсут была первой женщиной-фараоном в Древнем Египте и находилась в совместном управлении со своим сыном Тутмосом III в течение более двух десятилетий до ее смерти.

Вероятно, она была похоронена в KV 20, двойной погребальной камере, но спустя несколько десятилетий после ее смерти ее записи подверглись нападению по неизвестной причине.

Как объясняет Дакворт:

… через 30 лет после ее смерти все записи Хатшепсут подверглись нападению. Ее статуи были сняты с храмов, разбиты и похоронены в яме, а ее рельефы вырезаны со стен храмов. В последующие годы имя Хатшепсут было исключено из Списков Короля , что не было сделано ни для какого другого фараона, кроме великого еретического фараона Акенатена, но не для одной предыдущей женщины-фараона Собекнеферу, которая кратко царствовала в конце 12-й династии.

Она была забыта почти на 1000 лет, пока греческий Манефон не открыл ее заново примерно в 300 году до нашей эры. Он якобы обнаружил ссылки на женщину-фараона по имени Аменсис, которую египтологи позже определили как Хатшепсут. Мало что было известно о ней, пока ученые не перевели иероглифы в Дейр-эль-Бахри.

Ее мама была обнаружена в 2007 году и в настоящее время хранится в египетском музее в Каире.

Дакворт считает, что Хатшепсут является приемной матерью Моисея по нескольким причинам.

Когда ее записи были стерты и уничтожены, в яме было также похоронено много статуй. Рядом с этой ямой были найдены другие статуи Сененмута; более 20 были найдены в этой яме, и на сегодняшний день существует 26 известных статуй Сененмута.

Сененмут иногда изображается в этих статуях маленьким мальчиком, ласково держащим старшую дочь Хатшепсут, принцессу Неферуре. Это аномалия в египетском искусстве, так как не-королевам не разрешалось трогать королевских особ. Несмотря на известное скромное происхождение Сененмута, включая тот факт, что в одной из его гробниц его родители не имеют титула (признак статуса низшего сословия), он все еще считался членом египетской королевской семьи.

Сененмут построил для себя гробницу ТТ 353, но его там не похоронили. В другой могиле, TT 71, ученые обнаружили саркофаг, принадлежащий Сененмуту, который был сделан из материалов, специально предназначенных для высших чинов.

Его могилы и могилы Хатшепсут были сильно разрушены после их создания, вероятно, в рамках более широких усилий по удалению Хатшепсут из записи. Запись Сененмута также может быть удалена, что может привести к появлению сцены из фильма «Десять заповедей», в котором все упоминания о Моисее упорядочены.

Интересным фактом о гробнице Сененмута является тот факт, что в гробнице его изображают холостяком, без жены и детей. Кристина Мейер отметила это в своем исследовании Сененмута в 1982 году. Библия говорит, что Моисей не женился, пока он не сбежал в Мадиан, где он присоединился к семье Джетро и женился на своей старшей дочери Сеппоре.

Дакворт заключает, что Сененмут был Моисеем.

Высокий авторитет Сенемута в суде во время правления Хатшепсута, в сочетании с тем, что он был стерт с египетского исторического повествования, и корреляция между библейскими и египетскими датировками, предполагает, что он был человеком, которого мы знаем из Библии как Моисей.

Дакворт опубликовал свою теорию в форме исторического романа «Король и ее дети» в 2018 году.

Исходя из графика Исхода, параллельных атрибутов между Сененмутом и Моисеем, мы считаем, что Сененмут является очень сильным кандидатом на роль библейского Моисея в истории Египта.

Последняя проверка 17 июля 2019 г.

Источники

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Ancient History Encyclopedia — Pharaoh
  3. Ancient History Encyclopedia — The Admonitions of Ipuwer
  4. Ancient Origins — Has the Biblical Moses Been Identified in Secular Egyptian Records?
  5. Youtube.com — Erased from History: Hatshepsut, The Bearded Female King of Egypt
  6. History.com — Hatshepsut
  7. Исследовательский фонд «Сомневающийся Томас»