РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Когда писались книги Нового Завета, весь цивилизованный мир, за исключением малоизвестных государств Дальнего Востока, находился под властью Рима.

От Атлантического океана на западе до реки Евфрат и Красного моря на востоке, от Роны, Дуная, Черного моря и Кавказских гор на севере до Сахары на юге простиралась одна гигантская держава, находившаяся под властью римского императора, которого авторы Нового Завета называли «кесарем» (Caesar) (Лк 2:1) или «царем» (basileos) (1 Пет 2:17).

Римская империя получила свое название от города Рима, расположенного в Италии, подчинившего себе громадные территории и ставшего главным городом страны. Традиция датирует основание Рима 753 г. до н.э. Вначале это был союз нескольких небольших селений на берегу Тибра. Во главе союза стоял царь. К началу V века этот союз превратился в сильную политическую организацию с республиканской формой правления.

В результате многочисленных войн с племенами, населявшими Италию, Рим к 265 г. до н.э. полностью завладел Апеннинским полуостровом. Покоренные народы были принуждены заключить с Римом союзнические договоры, которые со временем превратили их территории в часть римской державы.

Будет интересно взглянуть на события, которые тесно были связаны с Новым Заветом. Безусловно Рим повлиял на проповеди о Христе, но предшествующие события до нашей эры стали прямыми и косвенными причинами «полноты времени».

ИСТОРИИ ПРОИЗОШЕДШИЕ НА ЗАРЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Греческие идеалы и современная жизнь, Сэр Р. В. Ливингстон.
(Greek Ideals and Modern Life, bySir R. W. Livingstone)

Из этой книги мы узнаем об огромном влияние, которое греческий классицизм древности оказал на современных исследователей.

Сэр Ливингстон полагал, что Эддисон, Макуалли и другие авторы неверно воспринимали греческую античность. Он утверждает, что был не только средневековый Ренессанс эллинизма и греческой культуры, но и возрождение греческого языка в девятнадцатом столетии. Средневековое оживление интереса к богатствам греческой литературы и мысли сформировало основу высшего образования.

Автор говорит:

«Мыслители девятнадцатого столетия обратились к Греции по новому, признавая в ней страну, которая стала прообразом их собственной эпохи, и надеясь найти в ней если не решение своих проблем, то, хотя бы, указание пути».

Александр Великий, Ч. А. Робинсон.
(Alexander the Great, by Charles Alexander Robinosn)

Интересная книга, в которой подчеркивается, почему Александра назвали и до сих пор называют Великим!

Автор представляет нам предысторию величия Александра, рассказывает о его отце Филиппе и матери Олимпиаде. Первая глава этой книги посвящена описанию конфликта между Грецией и Македонией. Александр стал правителем союза этих государств в возрасте двадцати лет.

Во второй главе говорится о начале военного похода против персов, которые фактически правили всей Азией. Автор сообщает нам о знаменитой фаланге Александра, которую он с таким мастерством использовал против врагов.

Вначале он захватил Малую Азию, покорение которой живописно изображено в третьей главе. Рассказывают, что перед началом завоевания Персии Александр пожелал услышать прорицание в Дельфийском оракуле при храме Аполлона в Дельфах. Жрица-пророчица не хотела подниматься в храм, и Александр решил заставить ее сделать это силой. Не в силах сопротивляться напору царя, она воскликнула: «Александр, ты непобедим». Он отпустил ее, сказав: «Это все, что я хотел услышать. Этого достаточно».

В четвертой главе автор рассказывает о покорении Тира, Египта и Персии. Особенно впечатляет описание битвы при Тире. После сражений в Малой Азии персидский царь Дарий бежал от Александра. Дарий несколько раз предлагал мир, но все эти попытки были отвергнуты. В конечном итоге, Александр разгромил персидские войска в битве при Арбелле (Гавгамеле). Но даже там Александру не удалось пленить Дария. Полное приключений преследование персидского царя привело его в Иран, но другие люди опередили Александра, убив Дария.

В пятой главе автор говорит о покорении восточного Ирана. Глава шестая посвящена походам в Индии. В седьмой главе содержится описание возвращения Александра и его войск из Индии. В последней главе Александр строит планы по исследованию Аравии. Он умер в 320 г. до н.э., и его планам в Аравии не суждено было сбыться.

Это действительно интересная история.

Мир Нового Завета, Т. Р. Гловер.
(The World of the New Testament, by T. R. Glover)

Первая глава этой книги показывает преобладавшие в Элладе взгляды на жизнь до возникновения Нового Завета и в новозаветные времена.

Греки созерцали жизнь. Они подчеркивали индивидуальность. Они поддерживали торговлю с другими странами. Они особое внимание уделяли необходимости все исследовать. Христианство столкнулось с этими чертами греков.

Вторая глава в этой книге посвящена Александру Македонскому. Он представил космополитический взгляд на мир. Он помогал распространять культуру и подчеркивал любовь ко всем людям. Он с готовностью исследовал новые земли. Он расширял сферу применения науки. Он строил один мир, одну империю. Он создал новый мир для новозаветных времен, то есть, для Христа и Его евангелия.

В третьей главе рассказывается о том, что сделали римляне для новозаветной эпохи. У них были сенаторы и государственные деятели. Автор вполне уместно подчеркивает влияние Вергилия на формирование у народа более тонкого восприятия и чувств. Римляне ценили внешние проявления, стиль, свою армию и пр.

В следующей главе автор указывает на место иудейского народа в мире Нового Завета. Он показывает то влияние, которое с течением времени приобрели синагоги, ставшие форпостом проповедования евангелия.

Христос пришел в полноте времени; Бог, Сущий на небесах, знал, когда послать в мир Своего Сына:

4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
(Гал 4:4-5).

Затем автор подробно говорит о положении Римской империи на карте мира Нового Завета. По сути дела, это был единый мир Средиземноморья под единым началом. Система налогообложения была несовершенной, и нравственность была не в почете. Цезарь отправился с военным походом в Галлию (современная Франция) на девять лет. Он переделал Галлию, а Галлия переделала его. Он вернулся в Рим и переделал этот город.

Представители многих других народов стали римскими гражданами, даже иудеи. Римская империя (как и государство, созданное Александром) в значительной степени содействовала познанию внешнего мира человека. Автор указывает на то, что приюты для детей-сирот были изобретены именно в Римской империи.

Правительство слишком много делало для своих граждан.

«Для развития характера лучше сделать что-либо плохо самому, чем позволить другим людям сделать это за себя» (стр. 131).

«Вполне возможно, что правительство, как и церковь, придет к состоянию упоения от ощущения собственной структуры и организованности» (стр. 131).

Автор утверждает, что роскошь, привезенная с востока, способствовала падению Рима.

Затем автор рассказывает о греческих городах, хорошо спланированных с точки зрения градостроительства. Небеса, которые Иоанн видел в Книге Откровения, следуют плану греческого города. В западном мире хорошо спроектированные города по прежнему в новинку. В Древней Греции были такие города. Греки вкладывали в строительство огромное количество ресурсов.

Иоанн Златоуст писал александрийцам:

«Мы увидели город, впавший в сумасшествие пения и лошадиных скачек. В греческих городах нравы были очень низкими. Женщины одевались непристойно. В таком безнравственном мире особенно нужны учения Христа».

Географы Александра Македонского верили в то, что земля круглая. Именно у них черпали знания те люди, которые открыли Америку. Также следует отметить, что монашеский уклад жизни зародился именно во времена Александра, когда в Египет привезли идолов с берегов Черного моря и построили для них храм.

Септуагинта, греческий перевод Ветхого Завета, оказала огромное влияние на иудеев; к ней обращались Христос и Его апостолы. Александр косвенным путем участвовал в ее создании.

Влияние Христа в древнем мире, Т. Р. Гловер.
(The Influence of Christ In the Ancient World, by T. R. Glover)

В этой книге автор отвечает на вопрос: «Почему Христос и христианство покорили мир»?

«Христианство одержало победу, потому что оно наилучшим образом соответствовало накопленному опыту человечества, потому что оно, по сути дела, освободило человеческий разум и дало ему возможность развиться в самой полной мере» (стр. 10).

«Греческая демократия изменила своим идеалам. Она отошла от образованных и думающих классов. Она предпочла дешевые развлечения возвышенным идеалам. Она потерпела поражение в мире и в войне». Можно смело сказать, что эти слова служат практическим предостережением для нашего поколения.

Римское государство принесло мир и покой, но его правители не смогли восстановить былую энергетику огромной территории. Даже многие римские граждане испытывали немало страданий.

Безразличие к делам государства привело к тому, что люди с готовностью приняли институт императорства, и тогда древний мир погрузился в рабство и отчаяние.

«В этой обстановке Христос принес принцип, который способствовал освобождению, и римское правительство хорошо понимало это, гораздо лучше, чем сами последователи Христа»! (стр. 33).

Автор также указывает на то, что в начале существования Римской империи Иисус Христос стал Освободителем разума человека.

В те времена мир звенел от социальных и расовых различий, но во Христе «нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно»:

26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
(Гал 3:26-29).

Библия учит, что время пришествия Христа было выбрано не просто так.

Христианство появилось не в духовном вакууме. Неверно было бы думать, что оно застало человечество беспомощно ожидающим во что бы ему поверить. Вера в Христа должна была пробивать дорогу к сердцам людей через толщу верований, существовавших веками. Многие из них выродились в жалкие суеверия, другие, напротив, обладали поразительной мощью и жизненностью.

Мы с вами кратно посмотрели на события до нашей эры, на особенности формирования великого государства — Рим. Безусловно накопленный культурный и духовный уровень того времени стал плацдармом для распространения Благой вести.