Синагога — собрание служащих Богу

0
6337

Синагога

Синагога —  от греч. συναγωγή [сюнаго́гэ] — «собрание»; ивр. ‏בֵּית כְּנֶסֶת‏‎ [бейт кне́сет] — «дом собрания»; идиш ‏שול‏‎ [шул] — «школа»

Синагога после разрушения иерусалимского храма — основной институт еврейской религии; помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.

Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придаёт синагоге огромное значение в еврейской жизни. В Талмуде считается, что она уступает по святости только храму, и называется ивр. ‏מקדש מעט‏‎ микдаш меат — «малое святилище».

Греческое слово

Греческое слово сюнагоге в Синодальном переводе чаще всего передается как синагога, но иногда и как «собрание«:

2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
(Иак.2:2)

Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан (Иак 2:2 — букв. «в синагогу вашу»); иногда словом синагона именуется и собрание еретиков (см. Откр 2:9; 3:9 — в Синодальном переводе — «сборище сатанинское»).

В новозаветное время Синагоги были как в Палестине,

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
(Мар.1:21)

33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
(Лук.4:33)

так и в рассеянии,

5 и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
(Деян.13:5)

17 Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися.
(Деян.17:17)

и вообще «по всем городам»:

21 Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
(Деян.15:21)

В Септуагинте под Синагогой также чаще всего подразумевается собрание иудеев, нередко Синагога Господня.

В 4Цар 4:38 говорится о собрании пророков (в Синодальном переводе — «сыны пророческие»).

38 Елисей же возвратился в Галгал. И был голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих.
(4Цар.4:38)

Важно то, что Пс 21:17 применяет это понятие в отношении собрания людей вообще (в Синодальном переводе — «скопище»),

17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
(Пс.21:17)

а Иак 2:2 относит и к христианскому собранию (в Синодальном перевод — «собрание»).

2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
(Иак.2:2)

Синагога — особое здание?

Ни в Ветхом Завете, ни в древнейших иудейских толкованиях Закона не встречается предписаний, которые требовали бы сооружения особых зданий как мест для собраний.

Вполне возможно, что Синагиги стали возникать после вавилонского плена, так как в изгнании их необходимость оказалась очевидной. Там потребовались места, где иудеи могли бы собираться, молиться и слушать Закон.

До этого Синагог, как постоянных религиозных учреждений наряду с центральным святилищем в Иерусалиме, не существовало.

Возможно, свою роль в возникновении Синагог сыграла реформа Иосии, который разрушил капища на высотах и увел служивших там священников в Иерусалим (4Цар 23:8 и след.; в Синодальном переводе здесь еврейское коганим — «священники» передано как «жрецы»).

«Места собраний Божиих», о которых упоминается в Пс 73:8, возможно, были связаны с более строгим соблюдением предписаний о субботе, что также могло быть следствием реформы Иосии.

8 сказали в сердце своем: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле.
(Пс.73:8)

Когда по возвращении из плена были возобновлены жертвоприношения в центральном святилище, все иудеи, которые не могли прийти в Иерусалим, стали собираться по субботам в Синагонах ко времени начала богослужения в Иерусалимском храме.

Появление Синагог скорее всего и особым образом было вызвано рассеянием народа Израиля, поэтому вначале Синагоги укоренились не в Палестине.

Существование одной из Синагог в Египте засвидетельствовано в надписи времен фараона Птолемея III Эвергета (247-221 гг. до Р.Х.). В сир. Антиохии Синагога существует с периода правления Антиоха Епифана (175-164 гг. до Р.Х.).

Цицерон сообщает о щедром пожертвовании Иерусалимскому храму от синагог Малой Азии (62 г. до Р.Х.). Римские авторы пишут без дополнительных пояснений о «местах молитвы» [греч. просеухэ], т.е. о Синагогах.

Синагога — институт иудаизма

Два процесса сделали Синагогу основным институтом иудаизма:

  1. Во-первых, произошло отделение Синагог от Иерусалимского храма: после разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) это позволило иудеям сохранить религиозные традиции, поскольку Синагоги оставались единственным религиозным учреждением.
  2. Во-вторых, институт Синагог помог внедрить богослужение без жертвоприношений, что после разрушения храма стало вынужденной необходимостью. В результате Синагога приобрела статус религиозного, духовного и общественного центра иудейской общины.

Служение в Синагогах было связано с устоявшимися внешними формами и находилось под усиленным наблюдением профессиональных теологов, чего нельзя сказать о Синагогах в рассеянии, чье относительно свободное развитие отразилось прежде всего на выборе языка, на котором велась службы (сначала арамесйком, а затем греческом вместо еврейского, т.е. применялся язык мировой культуры), на толковании священных текстов (на которое также оказала влияние грееская. культура) и, наконец, на проповеди мирян (в Деян 13:15 речь идет о Синагогах диаспоры).

15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
(Деян.13:15)

Устройство Синагоги

Устройство Синагоги
Устройство Синагоги

О строительстве и устройстве Синагог существуют лишь самые общие предписания.

Каждая Синагога состоит из основного помещения для богослужения и нескольких смежных, необходимых для деятельности общины.

Часто при Синагоге находится двор для проведения особых праздников.

В основном помещении — в нише или в особом шкафчике или ларце (ковчег) — на некотором возвышении и за завесой хранятся свитки Торы (Пятикнижия Моисея, Закона). Кроме того, в Синагоге должны стоять два семисвечных светильника

2 прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник;
3 вне завесы [ковчега] откровения в скинии собрания Аарон [и сыны его] должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши;
4 на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда.
(Лев.24:2-4)

справа и слева от ларца с Торой; несколько ниже, но выше уровня всего помещения, перед свитками Торы, расположены пульт кантора молитвенных песнопений, кресла для начальников синагоги

22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его
(Мар.5:22)

и раввинов, стол для публичного чтения Закона, а у входа — умывальник для омовения рук.

Мозаика из Синагоги Бет-Альфа, на которой изображены ковчег для Торы, оба светильника, занавес и два льва, служит ярким примером того, что запрет на изображения (Исх 20:4; Втор 27:15) понимался в иудаизме как запрет на создание именно идолов, а не произведений изобразительного искусства вообще, которые встречаются относительно часто, например, известная настенная роспись по библейским сюжетам в Синагоге Дура-Европос на Евфрате (III в. по Р.Х.).

Синагога Капернаума была украшена рельефом, на котором, предположительно, был изображен ковчег для Торы, поставленный на колесницу, возможно, рельеф воссозданный — возвращение ковчега завета филистимлянами (1Цар 6:10 и след.).

Фронтон Синагоги, нередко с тремя дверями или окнами, указывал на Иерусалим, но гораздо чаще указателем на Иерусалим служил ковчег с Торой, который устанавливался при богослужении в определенном месте.

Синагога Капернаума
Синагога Капернаума

В Синагоге Капернаума уже имелось постоянное возвышение недалеко от главного входа, обращенного здесь на юг. Но стена, обращенная в сторону Иерусалима (очень часто — восточная)могла быть глухой и содержать нишу для ковчега с Торой.

Во время богослужения мужчины сидят в главном нефе Синагоги, а женщины — на хорах или в отгороженных стенами, решетками или завесами помещении.

Мужчины и женщины приходят в Синагогу с покрытой головой. Для начала богослужения необходимо присутствие по крайней мере десяти взрослых мужчин.

Молитвенное собрание проходит под руководством начальника Синагоги (Деян 13:15), кантора и раввина.

15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
(Деян.13:15)

Богослужение в Синагоге

Синагогальное богослужение состоит из благодарственных и покаянных молитв, наставлений (чтение Писания, произнесение проповедей), а также пения хвалебных псалмов (напр., Халлел — Пс 112-117).

Богослужение в Синагоге всегда носило народный характер: каждый израильтянин имел право принять участие в молитве, в чтении и толковании Писания.

Это были наставления и назидания в сочетании с восхвалением и молитвой.

Кульминационным моментом богослужения, в котором основное время отводится чтению Торы (Закона), является молитва Шема Израэль — «Слушай, Израиль», состоящая из Втор 6:4-9; 11:13-21; Чис 15:37-41; она представляет как бы резюме всего Закона, то есть Пятикнижия, причем чтение книг Пророков и Писаний задумано как дополнение и толкование к регулярно читаемому и изучаемому Закону.

В богослужении не совершается никаких священнодействий. Оно является чисто вербальной службой, и вместе с тем — своего рода заменой собственно храмового богослужения, утраченного после разрушения Иерусалима.

В новозаветное время Синагога служит местом как богослужения, так и обучения посредством проповеди (ср. Мф 4:23; Лк 4:15) и изучения Закона (Деян 15:21), а также местом судебного разбирательства (ср. Мф 10:17; Мк 13:9; Лк 12:11).

Синагога — источник проповеди Евангелия

Как и Иисус (Мк 1:39; Лк 4:15-30), древняя Церковь часто использовала синагогальные собрания как возможность для проповеди Евангелия (ср. Деян 6:9).

39 И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.
(Мар.1:39)

15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30 но Он, пройдя посреди них, удалился.
(Лук.4:15-30)

9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
(Деян.6:9)

Павел регулярно ходил в Синагогу (Деян 9:20; 13:5,14 и след.; 14:1; 17:1,10, 17; 18:4,19; 19:8) или в молельные дома, если в городе не было Синагог. Но сопротивление неуверовавших иудеев неизбежно заставляло его покидать Синагогу (Деян 13:45 и след.; 17:5 и след.; 18:6; 19:9), причем уверовавшие следовали за ним.

Подводя итоги изучения вопроса этого поста, можно сделать вывод, что для Богослужения в Ветхом Завете — место для поклонения иудеев называлось синагогой. Именно в ней было проповедано Евангелие. И именно подобный образ служения был выбран для будущего поклонения Богу христианами.

Образы, которые часто встречаются в Библии, как «Горящий куст и церковь«, «Иерусалим – прообраз церкви» и  «Ноев ковчег, прообраз церкви» открывают перед нами тайну, которая была сокрыта от всех до определенного времени и была, как тень от тела в солнечный день.

Синагога — прообраз Церкви.

В первом случае было здание из камней и называлось Синагогой, а сегодня место Богослужения — Церковь, здание, где каждый христианин живой камень в этом доме любви!

5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
(1Пет.2:5,6