В одной из наших статей мы рассуждали об опасности греха и задавались вопросом, а нужно ли крестить детей? Ссылка на эту статью — тут.
От нашей читательницы мы получили интересный комментарий к статье:
Мир Вам!!! У Вас очень хорошо описана статья про младенца, который умрет не крестившись. У меня вопрос, с какого возраста человек начинает понимать смысл греха или правильнее сказать: с какого возраста маленький человек в «опасном» состоянии?
P.S.Я мама двух детишек, старшей дочери 6 лет, младшему 2 годика, иногда я задумываюсь о таких вещах и мне страшно. Дочь ходит в воскресную школу, верит в Иисуса, мы дома часто изучаем Библию вместе, но детские шалости, которые считаются не очень то хорошим поведением продолжаются, хотя мы сразу же говорим что хорошо, а что плохо.
Вопрос очень интересный, давай вместе искать ответ.
Содержание
Что такое грех?
Что такое грех? Грех — это беззаконие, несправедливость, порочность, отражающаяся во взаимоотношениях в этом мире.
Человек впадает в грех, когда он ведомый своими злыми желаниями искушается сатаной, и сознательно поддаётся какой либо похоти.
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
(Иак.1:14,15)
Согласие с чем-то неправильным — есть грех, даже если этот человек никогда не совершает самого акта греха.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
(Матф.5:28)15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
(1Иоан.3:15)
Все грехи таким образом имеют свои корни в человеческом сердце.
18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
(Матф.15:18-20)
Когда человек начинает понимать грех?
Если грех это порок, несправедливость, беззаконие, то когда человек начинает его, или всё это, понимать? Наверное, тогда, когда в нём просыпается самостоятельная личность? А когда она может проснутся?
У всех по-разному! У кого-то 10-11, а у кого-то в 18 лет. Только личность наделённая сознанием может грешить на земле.
Если учесть, что человек создан по образу Бога и Его подобию, то Бог и наделил человека сознанием, которое способно различать добро и зло. Ведь сознание – это высший уровень отражения объективной реальности и он присущ только человеку как социальному существу.
С чего начинается наше сознание?
С чего начинается наше сознание? С воспитания!
Я говорю о воспитании в широком смысле этого слова. Воспитание может быть как в семье, так и в окружающем нас мире (вне семьи). Мы все впитываем, насыщаемся, вбираем в себя звуки, образы, знания окружающего нас мира и тем самым формируем свою личность.
У каждого свой путь формирования личности. Он зависит от среды, наследственности, но также и от Бога (Деян 17:28), и мне кажется в большей степени от Бога.
28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».
(Деян.17:28)
Собственно говоря, воспитание и формирует личность человека! Когда личность, скажем так – «воспиталась», она начинает проявлять самостоятельность, она становится свободной в выборе своего жизненного пути, своих поступков, желаний, мечтаний, хотений, и многого чего другого. И вот здесь, на мой взгляд начинается грех человека.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
(1Кор.13:11)
Бог говорит, что человек начинает грешить в юности. Он также говорит, что прежде чем человек станет грешить, ему нужно сначала научиться различать плохое от хорошего.
21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
(Быт.8:21)15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;
16 ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.
(Ис.7:15,16)
Пример первый: ребёнок растёт в неблагополучной семье.
Он вобрал в себя, уже большую «порцию» ненависти, как к себе, так и к этому миру. И стоит поднять на него руку, чтобы проявить ярость, он уже знает, что это не хорошо. Его хотят ударить.
Здесь стоит отметить, что:
- он воспитался относительно с раннего возраста в агрессии,
- есть большая вероятность он может применить этот опыт на других людьми: поднять на них «руку», или сделать им плохо.
Он будет знать, что делает им плохо, но при этом его сердца не будет испытывать страха — тем самым будет грешить.
Пример второй: ребёнок растёт в благополучной семье.
Он знает только любовь и ласку, его воспитывают в законе Бога. И когда он идёт в детский сад, затем в школу. Что можно ждать от него во взаимоотношениях со сверстниками, с окружающими людьми, с обществом, в котором он будет жить, когда вырастет и покинет родительский дом?
Большая вероятность, что обученный добру ребенок будет стремиться к добру, изберет путь справедливости, непорочности, богобоязненности!
Мой вывод
Судя по всему, как только человек осознает, учится понимать, что хорошо и что плохо, с этого момента он и начинает противостоять греху.
Есть дети которые рано созревают, есть те, кто позднее. Обычно, примерно, к 18 годам личность человека формируется полностью и он может взять на себя ответственность за жизнь.
Если эта личность «грешна», то она может ещё изменится. Возможно, что даже в более молодом возрасте ей будет легче это сделать. Но как это сделать (изменится), это уже другой вопрос! Это вопрос, скорее воспитания, и самовоспитания.
12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
(1Тим.4:12)
Над статьей работал: Александр из церкви Нижнего Новгорода.