Содержание
Ад, преисподняя
Ад в представлении религий, мифологий и верований — ужасное, чаще посмертное место наказания грешников, в котором испытывают муки и страдания. Как правило, ад противопоставляется раю.
Античное слово «аид» использовалось в Септуагинте для передачи еврейского слова Шеол (שאול) и частично в переосмысленном значении перешло в Новый Завет.
В русский язык слово «ад» пришло из греческого языка. Древние греки верили, что после смерти человек уходит в царство мёртвых – обитель вечной тьмы, которое называли «Адэс» или «Гадэс», что по-гречески значило «невидимое».
Перевод слова Ад
В Синодальном перевода Ветхого Завета словами «ад» и «преисподняя» переведено еврейское слово шеол (3 Цар 2:6; Иов 26:6; Пс.15:10 – «царство мертвых»; Иов 24:19 – «смерть»), а в Новом Завете ими же переданы греческие слова гадес и геенна.
Статья по теме: Аваддон. Ангел бездны. Откровение 9:11
Два последних и некоторые другие слова (например, Аваддон) встречаются в тех греческих текстах, где речь идет о царстве мертвых, в котором умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. Откр. 20:13 и следующие стихи).
Обозначение слова Ад
Слова шеол и гадес обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, Ад и преисподняя – понятия тождественные.
18 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.
(Ис. 38:18)
18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
(Откр.1:18)8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
(Откр. 6:8)
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
(Откр. 20:13)
14 От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня.
(Ос.13:14)
При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли.
9 Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет,
(Иов. 7:9)
10 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
(Пс. 62:10)
15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
(Ис. 14:15)
18 сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу.
(Иез. 32:18)
Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир,
30 а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.
31 Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;
32 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество;
33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
(Чис.16:30-33)
а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (1 Цар. 28:15, еврейский глагол ала означает движение вверх).
Иисус Христос в Аду
Статья по теме: Иисус, когда был мертв — три дня проповедовал в аду?
В Новом Завете также говорится о том, что Христос «нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (1 Пет. 3:19; 4:6).
Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу, четкого разграничения с понятием «царство мертвых» здесь не существует.
35 И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.
(Быт. 37:35)38 Он сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб.
(Быт. 42:38)6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.
(3 Цар. 2:6)13 Если бы я и ожидать стал, то преисподняя – дом мой; во тьме постелю я постель мою;
14 гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя.
15 Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит?
16 В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе.
(Иов.17:13-16).
В шеоле нет:
- «ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10)
- мертвые молчат (Пс. 30:18)
- и не славят Господа (Пс. 6:6; 113:25; Ис. 38:18).
Шеол – это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует.
9 Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.
(Ис. 14:9 и след.).
В царстве мертвых пребывают не только грешники:
33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
(Чис.16:33)19 Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников.
(Иов 24:19)18 Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога.
(Пс. 9:18)14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.
15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила – жилище их.
16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:
18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;
19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,
20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.
21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.
(Пс. 48:14-21).
Но и праведники:
10 «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих.
(Ис. 38:10)
Праведники, ожидающие Божьей помощи и новой жизни (Воскресение),
6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;
(1 Цар. 2:6)10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
(Пс.15:10)16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
(Пс. 48:16).
Сравним:
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
(Пс. 72:24)12 Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней.
13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней».
(Дан.12:12,13).
Ибо и шеол открыт для Бога:
6 Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону.
(Иов. 26:6)11 Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
(Прит.15:11)2 Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их.
(Ам. 9:2).
Господь присутствует и там.
8 Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.
(Пс. 138:8)
За все время существования человека, мы всегда задаем себе вопрос, а что там, после смерти?
Статья по теме Лк. 16:22-26: Видят ли нас мертвые?
Только в Лк. 16:22-26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных «великой пропастью», что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга.
В Евангелии от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают.
Огненный Ад
Об огненном Аде (греческое слово геенна происходит от названия долины сыновей Енномовых) Иисус неоднократно говорит:
- как о месте наказания осужденных Богом грешников: Мф. 5:22, 29 и след.; 10:28; 23:15-33;
- Ад может быть обозначен и как тьма: Мф. 8:12; 22:13; 25:30.
Ад – это
- «печь огненная», где будет «плач и скрежет зубов» (Мф. 13:42, 50),
- это неугасимый, вечный огонь (Мф. 3:12; 18:8),
- где «червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:47 и след.; ср. Ис. 66:24),
- это «мука вечная» (Мф. 25:46).
Огонь Ада предназначен также в наказание дьяволу и его ангелам.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
(Матф.25:41, сравните с Откр. 19:20; 20:10,15)
Но в Библии нет указаний на Ад как на царство, где властвует сатана.
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
(Еф. 2:2)12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
(Еф. 6:12)
Трудно говорить о том, каковы временные границы адских мук.
В библейском контексте Ад связан с окончательным приговором, вечным поруганием и посрамлением грешников (Дан. 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к праведникам.
2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
(Дан.12:2)
Победа Иисуса Христа
Победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении:
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
(Деян. 2:27-31).
Распространяется и на подземный мир: Христос – Господь живых и мертвых –
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
(Рим.14:9)
он владеет ключами Ада и смерти:
18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
(Откр.1:18)
Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1 Пет. 3:19; 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
Врата Ада не одолеют Церкви Христовой,
18 и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
(Матф.16:18)
и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
(Фил. 1:23)
Смерть попрана победой Христа!
55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
56 Жало же смерти – грех; а сила греха – закон.
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
(1 Кор. 15:55-57)
В конце времен, после всеобщего воскресения, царство мертвых опустеет (Откр. 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в «озере огненном» (стих 15 и 21:8).
А вы признали Иисуса Христа своим Спасителем?
Сноски
- Википедия. Ад
- Библейский словарь Брокгауза
- Библия. Синодальный перевод