Закваска в Библии
В этой статье мы рассмотрим притчу Иисуса Христа о закваске и её значение для христиан.
Традиционно закваска ассоциируется с чем-то негативным. Однако в притче о закваске Иисус использует этот образ для иллюстрации Царства Небесного.
Мы разберём толкования этой притчи и увидим, как она раскрывает преобразующую силу Царства Божьего, которое действует в мире невидимо, но постоянно и мощно, распространяясь по всему миру и преображая жизнь человека.
Эта статья поможет вам по-новому взглянуть на привычный символ закваски и увидеть в ней глубокий духовный смысл, который может стать вдохновением для вашей христианской жизни.
Кулинария
I. При выпечке хлеба в тесто добавляли немного старого кислого теста, оставленного от предыдущего замеса и сохраняемого в воде. От этой добавки вновь замешиваемое тесто заквашивалось.
Такое воздействие закваски стало символом незаметного, но действенного влияния, как
- в плохом (Мф. 16:6,11 и след.: Мк. 8:15; Лк. 12:1; Гал. 5:9),
- так и в хорошем смысле (Мф. 13:33; Лк. 13:21).
У иудеев
II: 1) израильтянам запрещено было добавлять закваску во все хлебные приношения, которые сжигались на жертвеннике (Лев. 2:11), но квасной хлеб входил в состав мирной жертвы (Лев. 7:13 и след.) и приносился в числе первых плодов (Лев. 23:17);
2) при Исходе из Египта у израильтян не было времени, необходимого для того, чтобы тесто закисло (Исх 12:39); в воспоминание об этом они не должны были в праздник Опресноков употреблять закваску в пищу и держать её в доме (Исх. 12:17-20; Втор. 16:3 и след.);
3) для Павла закваска означала связь со старой греховной сущностью дохристианского существования; опресноки же символизировали совершенное, новое начало, дары Иисуса (1 Кор. 5:6-8; см. 2 Кор. 5:17).
- В иудейском мышлении закваска часто символизировала влияние, чаще всего плохое, потому что иудеи отождествляли брожение с гниением.
12 мест в Библии, где можно найти слово закваска:

Закваска в притче: Матфея 13:33
33 И еще одну притчу рассказал им Иисус:
– Чему подобно Царство Небес? Представьте себе: вот горстка дрожжей, женщина их взяла и положила в целых три пуда муки – и поднялось всё тесто.
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
(Матф. 13:33)
ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА ХРИСТА
(МатФЕЯ 13:33)
Самое интересное в этой главе то, что Христос черпал Свои притчи из будничной жизни. Он начинал с примеров, хорошо известных Его слушателям, чтобы направить их мысли к более глубокому размышлению.
Библейская стилистика
Притчи Иисуса Христа: 3 правила для изучения
Притчу о сеятеле Он взял с крестьянского поля; притчу о горчичном зерне – из виноградника; притчу о пшенице и плевелах – из каждодневных проблем, с которыми крестьянин сталкивается в борьбе с сорняками; а притчу о неводе – с берегов Галилейского моря.
В притче о скрытом сокровище Он использовал пример ежедневной работы на земле по вскапыванию поля, а в притче о жемчужине – тема из области коммерции и торговли.
А притчу о закваске Иисус взял из кухни обычного дома.
В Палестине хлеб пекли дома. Три меры муки – это среднее количество муки, необходимое для выпечки хлеба для довольно большой семьи в Назарете.
Притчу о Царствии Иисус взял из того, что Он неоднократно видел у Своей матери Марии. Закваска – это маленький кусочек теста, сохранённый от предыдущей выпечки и забродивший во время хранения.
В мировоззрении иудеев закваска обычно была связана с дурным влиянием; брожение – с гниением и разложением; закваска символизировала зло (ср. Мат. 16,6; 1 Кор. 5,6-8; Гал. 5,9).
Духовные прообразы
Пасхальный агнец − прообраз Христа: 14 пунктов
Одна из церемоний подготовки к Пасхе заключалась в том, что в доме должен быть найден и сожжён каждый кусочек закваски.
Не может быть, чтобы Иисус умышленно выбрал эту иллюстрацию к Царствию. Такое сравнение Царствия с закваской должно было прямо-таки шокировать слушателей. И такой шок мог пробудить интерес и привлечь внимание, что всегда происходит от неожиданного, необычного сравнения.
Весь смысл притчи сводится к одному – преобразующему воздействию закваски.
Закваска меняет весь характер процесса хлебопечения. Пресный хлеб подобен сухому печенью – твердый, сухой, невкусный; а кислый хлеб, испечённый из теста и на дрожжах (закваске), получается мягкий, пористый, вкусный и его приятно есть.
Замешивание закваски полностью преображает тесто. И приход Царствия преображает жизнь.
Подытожим особенности этого преобразования.
Особенности преображения
1. Христианство изменило жизнь отдельного человека. В 1 Кор. 6:9,10 Павел приводит перечень самых ужасных и отвратительных грехов, а потом, в следующем стихе, идёт потрясающее заявление:
И такими были некоторые из вас.
Мы никогда не должны забывать, что сила и власть Христовы могут сделать из порочных людей добрых. В христианстве преобразование начинается с частной жизни отдельного человека – через Иисуса Христа каждый может стать победителем.
2. Христианство преобразует жизнь людей в четырех важных социальных аспектах. Христианство изменило жизнь женщины.
В своей утренней молитве иудей благодарил Бога за то, что Он не сотворил его язычником, рабом или женщиной.
В греческом обществе женщина вела крайне уединённый образ жизни и занималась только домашним хозяйством.
К. Фримэн так описывает жизнь ребенка или молодого человека даже в дни могущества и славы Афин:
“Когда он приходил домой, там не было домашнего очага: отец редко бывал дома; мать была “пустым местом”, она жила в женской половине, и он, видимо, видел её очень редко”.
На Востоке часто можно было видеть семью в дороге в таком виде: муж ехал верхом на осле, а женщина шла пешком и, может быть, даже сгибалась под тяжелой ношей.
История ясно показывает, что христианство изменило жизнь женщины.
3. Христианство изменило жизнь слабых и больных. В языческом мире на слабых и больных всегда смотрели как на помеху.
В Спарте новорождённого тщательно обследовали: если он был здоров и пригож, он мог жить; если он был слаб или с физическими недостатками, его оставляли умирать на склоне горы.
Систематическое богословие
Почему Бог позволяет страданиям присутствовать в этом мире?
Сообщается, что
- первый приют для слепых был организован христианским монахом Фаласием;
- первая бесплатная аптека для бедных была создана христианином купцом Аполлонием;
- первая больница, о которой до нас дошло письменное свидетельство, была основана христианкой Фабиолой, женщиной аристократического происхождения.
Христианство было первой религией, проявившей интерес к больным и слабым.
4. Христианство изменило жизнь престарелых. Престарелые, подобно слабым, тоже были помехой.
Римский писатель Катон даёт в трактате “О земледелии” такой совет фермерам:
“Смотри за домашним скотом, ходи на аукционы; продавай твоё масло, если цены
удовлетворительны, и продавай избыток вина и зерна. Продавай измученных волов, скот с пороками, овец с пороками, шерсть, шкуры, старые тележки, старые орудия, старых рабов, больных рабов и всё прочее, что имеешь в избытке”.
Старые, выполнившие свою каждодневную работу, были пригодны теперь лишь для того, чтобы быть выброшенными за ненадобностью на свалку жизни.
Христианство было первой религией, увидевшей в людях личности, а не орудия, способные выполнять определенное количество работы.
5. Христианство изменило жизнь ребёнка. Незадолго до возникновения христианства в античном мире начали рушиться брачные отношения, а само существование семьи и дома находилось в опасности.
Разводы были столь типичными, что не было уже ничего необычного и предосудительного, если у женщины каждый год был новый муж.
В таких обстоятельствах само существование детей было катастрофой. Обычай оставлять детей на произвол судьбы принял трагические размеры.
Есть такое известное письмо некоего Хилариона, находившегося временно в Александрии, своей жене Алис, которая оставалась дома.
Он пишет так: “Если – да сопутствует тебе в том удача – ты родишь ребёнка, если это будет мальчик, оставь его жить; если это будет девочка, выбрось её”.
Вв античном мире у ребёнка были все шансы умереть ещё до того, как он начал жить. В современной цивилизации вся жизнь родителей построена вокруг ребёнка.
Всякий человек, задающий вопрос “Что христианство дало миру?“, опровергает самого себя.
История неопровержимо и убедительно показывает преобразующее воздействие христианства и Иисуса на жизнь отдельного человека и всего общества.
Уроки притчи
ДЕЙСТВИЕ ЗАКВАСКИ: МатФЕЯ 13:33
В связи с притчей о закваске встаёт ещё один вопрос.
Почти все богословы и учёные соглашаются с тем, что в ней говорится о преобразующей силе Христа и Его Царствия на жизнь каждого отдельного человека и в мире. Но между ними существует разногласие относительно того, как эта сила действует.
1. Иные говорят, что урок притчи заключается в том, что Царствие нельзя видеть. Да, мы не можем видеть, как действует закваска в тесте, также как не можем видеть, как растёт цветок. Но закваска действует постоянно и непрерывно!
И некоторые утверждают, что мы точно также не можем видеть, как действует и влияет Царствие. Но Царствие действует постоянно, непрерывно и ведёт людей и мир всё ближе и ближе к Богу!
Систематическое богословие
Что такое Царство Божье?
Таким образом, в этой притче заложена вдохновляющая идея и весть: мы всегда должны смотреть на вещи в широкой перспективе; мы не должны сравнивать сегодняшнее положение вещей с прошлой неделей, с прошлым месяцем или даже с прошлым годом. Нужно обратиться назад на целые столетия и тогда будет виден постоянный рост Царствия.
Если смотреть в таком ракурсе, то притча учит, что Иисус Христос и Его Евангелие освободили в мире новую силу, которая тихо и неотвратимо содействует распространению праведности в мире. Бог с каждым годом постепенно реализует Своё провидение.
2. Некоторые говорили, что в притче заложён как раз противоположный урок – воздействие Царствия совершенно очевидно. Работа закваски ясно видна каждому.
Положи закваску в тесто, и она обратит пассивный кусок теста в кипящую, бурлящую, поднимающуюся массу. Таково же действие Царства: неистовое и нарушающее покой, – и это ясно видно каждому.
Когда христианство пришло в Фессалоники люди кричали:
Всесветные возмутители пришли и сюда (Деян. 17,6)
Если подумать, то выбирать между этими двумя точками зрения на притчу не нужно, потому что они обе верны.
В некотором смысле Царствие – сила Христова, Дух Божий – всегда находится в действии, независимо от того, видим ли мы эту работу или нет. В некотором смысле эта работа неоспорима.
Христос очевидно и радикально меняет жизнь очень многих людей. И в то же время на протяжении долгой истории человечества тихо воплощаются в жизнь Божьи предназначения.
Это можно проиллюстрировать на таком примере.
Царствие – сила Христова, Дух Божий – подобно большой реке, немалая часть которой течёт невидимо под поверхностью земли, но вновь и вновь поднимается во всём своём величии на поверхность и только тогда его (Царствие) могут видеть все.
Эта притча учит и тому, что Царствие всегда действует невидимо, и тому, что в жизни каждого и в истории есть моменты, когда действие Царствия совершенно очевидно, и оно так ясно демонстрирует свою силу, что это может видеть каждый.
Сравнительная таблица
Духовное значение закваски в понимании Царства Божия:
| Аспект | Первое толкование |
Второе толкование
|
| Источник Царствия Божия |
Незначительное начало (малая закваска)
|
|
| Действие Царствия Божия | Невидимое, но постоянное и непрерывное |
Незаметное для наблюдателя, но результат очевиден (тесто поднимается)
|
| Развитие Царствия Божия |
Изнутри (закваска должна проникнуть в тесто)
|
|
| Сила Царствия Божия |
Извне (нужна сила свыше)
|
|
| Символ | Отдельные верующие, изменяющие мир своим присутствием |
Бурлящая энергия христианства, производящая изменения в мире
|
| Характеристика | Медленное, но неизбежное распространение |
Активное, преобразующее влияние
|
| Примеры |
Изменение отношения к слабым и неполноценным детям в обществе
|
|
| Церковь |
Кузница, где создаются новые люди
|
|
| Христианство | Создает новых людей, изменяя мир |
Самое действенное учение, изменяющее жизнь отдельных людей и общество в целом
|
| Бог |
Примиряет с собой и вселяет беспокойство, пока зло не будет изгнано
|
Закваска: символ преображения в христианстве
В христианской традиции закваска, как правило, ассоциируется с чем-то негативным. Однако, притча о закваске в Евангелии от Матфея (Мф. 13:33) предлагает иное толкование, раскрывая позитивный аспект этого символа.
Традиционное толкование закваски
В иудейской культуре закваска часто символизировала влияние, чаще всего плохое, поскольку иудеи отождествляли брожение с гниением. В связи с этим, закваска упоминается в нескольких негативных контекстах в Новом Завете (Мф. 16:6,11; Мк. 8:15; Лк. 12:1; Гал. 5:9).
Притча о закваске: новое толкование
В притче о закваске Иисус использует этот образ для иллюстрации Царства Небесного. Он говорит, что Царство подобно закваске, которую женщина положила в три меры муки, пока всё не вскисло (Мф. 13:33).
Этот образ вызывает удивление, поскольку закваска обычно ассоциируется с чем-то нечистым и нежелательным. Однако Иисус намеренно выбирает этот неоднозначный символ, чтобы подчеркнуть преобразующую силу Царства Божьего.
Значение притчи
Притча о закваске имеет несколько толкований:
- Невидимое, но действенное влияние: подобно тому, как закваска незаметно проникает в тесто и преображает его, так и Царство Божье действует в мире невидимо, но постоянно и мощно.
- Преобразующая сила: закваска превращает безвкусное тесто в пышный и вкусный хлеб. Точно так же Царство Божие преображает жизнь человека, делая его лучше и полноценнее.
- Распространение Царства: подобно тому, как небольшое количество закваски вызывает брожение и увеличивает количество теста, так и Царство Божие начинается с малого, но постепенно распространяется по всему миру, преображая его.
Вывод для христианина
Для христианина эта притча может стать напоминанием о том, что даже в самых обыденных вещах можно увидеть глубокий духовный смысл.
Закваска, которая ранее воспринималась исключительно в негативном ключе, благодаря притче Иисуса Христа приобретает новое значение, символизируя преобразующую силу Царства Божьего.
Христианин может извлечь из этой притчи урок о том, что его вера, подобно закваске, может проникнуть в его жизнь и преобразить его изнутри, делая его лучше и приближая к Богу.
Закваска в словаре
13 кроме лепёшек пусть он приносит в приношение своё квасный хлеб, при мирной жертве благодарной;
14 одно что-нибудь из всего приношения своего пусть принесёт он в возношение Господу: это принадлежит священнику, кропящему кровью мирной жертвы;
(Лев. 7:13,14)
– см. {C} в Лев 7:13
– вещество, вызывающее брожение
- А. Закваска и жертвоприношения
- разрешена в некоторых приношениях => Лев. 7:13 {C} ; Лев. 23:17
- не разрешена в других приношениях => Исх. 23:15 ; Лев. 2:11 ; Втор. 16:1-8
- праздник опресноков, см. ПРАЗДНИКИ
- Б. Закваска как символ
- разложения и зла => Мф. 16:6,12 ; Гал. 5:7-9 ; 1Кор. 5:6-8
- проникающего влияния царства => Мф. 13:33 ; Лк. 13:21.
Сноски
- Библия. Синодальный перевод
- Радостная весть. Совр. перевод НЗ на русский язык РБО
- Справочник Г. Геллея
- Комментарии Баркли к Новому Завету
- Тематический словарь NIV (с) Zondervan/IBS