Восстановление стен Иерусалима и возрождение церкви

0
5979

Восстановление стен Иерусалима и возрождение церкви

Израиль был приведен в Ханаан великим покорителем Иисусом, сыном Навиным. После того, как они вошли в Землю Обетованную, в течение трехсот лет единственной формой их правления были судьи.

Самуил был последним из тех израильских судей.

Израильтяне захотели царя, чтобы быть как другие народы, которые окружали их:

5 и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.
(1 Цар. 8:5)

20 и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.
21 И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа.
22 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя. И сказал Самуил Израильтянам: пойдите каждый в свой город.
(1 Цар. 8:20-22)

Первыми тремя царями были Саул, Давид и Соломон. Каждый из них царствовал по 40 лет. После смерти Соломона царство разделилось.

Такое положение разделений продолжалось примерно 253 года. И тогда Бог позволил ассирийцам увести в плен 10 северных колен за то, что они не слушали пророков, которые им проповедовали (4 Цар. 17:1–23).

По прошествии еще 235 лет было уничтожено Иудейское царство (Южное царство). Народ был уведен в Вавилонию и находился в плену 70 лет. В земле были оставлены только бедняки: виноградари и землепашцы.

Когда народ Иудеи был уведён в плен, халдеи сожгли все большие дома (что включало храм и царский дом), и были разрушены стены вокруг Иерусалима (4 Цар. 25:8–21).

По прошествии 70 лет плена Зоровавель вывел остаток евреев (примерно пятьдесят тысяч) назад в Иерусалим. Во время его правления был заново отстроен храм.

Неемия вернулся в Иерусалим и начал восстановление стен Иерусалима. При строительстве стен ему пришлось встретиться с многими трудностями и испытаниями.

Статья по теме: Библейская стилистика: образы и прообразы

Мы не будем настаивать на том, что восстановление Иерусалима было прообразом возрождения церкви после Мрачного средневековья. Однако многие трудности и обстоятельства были очень схожи.

По этой причине изучение соотвествий между двумя событиями будет очень полезным.

Иерусалим был повержен

Иерусалим был повержен. Евреи потеряли свой город и родную землю по причине греха.

Иисус Навин предупреждал израильтян, что если они преступят завет Господа и станут служить другим богам, то гнев Иеговы воспламенится против них, и они быстро сгинут с земли:

16 Если вы преступите завет Господа Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам [Господь].
(Иис.Нав. 23:16)

Иеремия просил исправить их пути и деяния, чтобы они могли и дальше жить в той земле:

3 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте.
4 Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень».
(Иер. 7:3,4)

Иеремия также записал:

16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем».
(Иер. 6:16)

Иеремия был назван плачущим пророком. Он призывал израильтян вернуться к Богу. Вместо обращения к Богу они преследовали Иеремию.

Можно встретить такое высказывание об Иеремии, что вряд ли за всё время его пророческого служения у него был хотя бы один мирный день.

Отступничество

Как предупреждали Израиль, так и церковь предупреждена об отступничестве:

28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
(Деян. 20:28-31)

1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
3 запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
(1Тим. 4:1-3)

3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
(2 Тим. 4:3,4)

Иерусалим был восстановлен, городские стены были отстроены заново под руководством Неемии, который пользовался свободой и покровительством царя Персии:

5 и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, [где] гробы отцов моих, чтоб я обстроил его.
6 И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время.
7 И сказал я царю: если царю благоугодно, то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи,
8 и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме [Божием], и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною.
(Неем. 2:5-8)

Церковь была возрождена после Мрачного средневековья, когда появилась возможность свободного вероисповедания. Появились люди, которые призывали всех говорить «как слова Божии» (1 Пет. 4:11).

11 Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
(1 Пет. 4:11)

Семя царства заключено в слове Божьем:

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
(Лук. 8:11)

Когда люди свободны в поклонении, не связаны какими-либо вероучениями и просто следуют Библии, то они становятся христианами, как это происходило в Новом Завете:

26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
(Деян. 11:26)

Противостояли враги

Когда Неемия с народом заново начали отстраивать стены Иерусалима, им противостояли враги, которые.  чрезвычайно огорчались при постройке стен:

10 Когда услышал [сие] Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, то им было весьма досадно, что пришел человек заботиться о благе сынов Израилевых.
(Неем. 2:10)

Враги презирали их и высмеивали то, что делали Неемия и еврейский народ:

19 Услышав это, Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, и Гешем Аравитянин смеялись над нами и с презрением говорили: что это за дело, которое вы делаете? уже не думаете ли возмутиться против царя?
20 Я дал им ответ и сказал им: Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме.
(Неем. 2:19,20)

3 А Товия Аммонитянин, [бывший] подле него, сказал: пусть их строят; пойдет лисица, и разрушит их каменную стену.
(Неем. 4:3)

В самом начале возрождения церкви представители различных вероисповеданий огорчались, огорчены они и по сей день, потому что церковь возрождается в имени, учении и деятельности Христа.

Нет части

Неемия сказал их врагам: «Вам нет части и права и памяти в Иерусалиме»:

20 Я дал им ответ и сказал им: Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме.
(Неем. 2:20)

В наши дни мы должны убедить людей, что в христианстве нет места человеческим именам, названиям или учениям:

21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
(Иоан.17:21,22)

 

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
(1 Кор.1:10-13)

 

17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
(Рим.16:17,18)

 

4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
(Еф. 4:4-6)

Церковь всегда останется чистой, если будет хранить чистоту в самой себе.

Имели веру

Евреи имели веру в Бога, но нужно было переложить эту веру в действия. Неемия говорил:

6 Мы однако же строили стену, и сложена была вся стена до половины ее. И у народа доставало усердия работать.
(Неем. 4:6)

Первым проповедникам пришлось затратить много труда и принести великие жертвы, чтобы дать нам чистое, подлинное евангелие и заново основать церковь после Мрачного средневековья.

Господь повелел своему народу трудиться (Мат. 20:1-16; 1 Кор. 15:58; Фил. 2:12).

Работа слишком тяжела

Среди евреев были такие, которые говорили, что работа слишком тяжела:

10 Но Иудеи сказали: ослабела сила у носильщиков, а мусору много; мы не в состоянии строить стену.
(Неем. 4:10)

Конечно, и в церкви есть люди, думающие, что сегодня мы не можем созидать.

Как евреи при восстановлении стен Иерусалима встречали сопротивление со стороны своих врагов, так же все христиане встречаются с враждебным отношением в христианской жизни:

12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
(2 Тим. 2:12)

12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
(2 Тим. 3:12)

Враги объединились

Враги евреев объединились и воевали против них:

7 Когда услышал Санаваллат и Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно.
8 И сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его.
(Неем. 4:7,8)

Неемия и народ сражались там, где было противодействие:

20 поэтому, откуда услышите вы звук трубы, в то место собирайтесь к нам: Бог наш будет сражаться за нас.
(Неем. 4:20)

Представители вероисповеданий зачастую объединяются и действуют против наших собраний и других попыток проповедовать.

Статья по теме: Библия о крещении — одно спасение

Где и кто бы ни нападал на истину Божию, церковь должна быть активна и готова встречать сопротивление. Очень много нападок происходит на крещение с полным погружением в воду, поэтому мы должны в этом случае становиться на защиту стен истины.

Враги высмеивали

Враги евреев вначале высмеивали их работу, а когда это не остановило строительство, они решили воевать:

19 Услышав это, Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, и Гешем Аравитянин смеялись над нами и с презрением говорили: что это за дело, которое вы делаете? уже не думаете ли возмутиться против царя?
(Неем. 2:19)

3 А Товия Аммонитянин, [бывший] подле него, сказал: пусть их строят; пойдет лисица, и разрушит их каменную стену.
(Неем. 4:3)

11 А неприятели наши говорили: не узнают и не увидят, как [вдруг] мы войдем в средину их и перебьем их, и остановим дело.
12 Когда приходили Иудеи, жившие подле них, и говорили нам раз десять, со всех мест, что они нападут на нас:
13 тогда в низменных местах у города, за стеною, на местах сухих поставил я народ по-племенно с мечами их, с копьями их и луками их.
14 И осмотрел я, и стал, и сказал знатнейшим и начальствующим и прочему народу: не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои.
(Неем. 4:11-14)

В начале возрождения церкви представители различных вероисповеданий высмеивали её. Затем они решили поспорить, но был эффективно использован меч Духа:

17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
(Еф. 6:17)

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
(2 Тим. 2:3)

12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
(Евр. 4:12)

3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.
(Иуд.1:3)

9 Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай,
(Прит. 25:9)

Делать свою работу как можно лучше

Неемия наставлял евреев делать свою работу как можно лучше из-за упреков врагов:

9 И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?
(Неем. 5:9)

Каждый человек в церкви должен делать всё как можно лучше, потому что недруги упрекают нас.

Все христиане обязаны трудиться и светить своим светом:

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
(Матф. 6:33)

12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению.
14 Все делайте без ропота и сомнения,
15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
(Фил. 2:12-15)

Не может быть компромиссов

Когда враги евреев увидели, что стены Иерусалима были отстроены заново, они захотели встретиться с Неемией «в одном из сел на равнине Оно» (Неем. 6:1–4). Они хотели причинить Неемии зло. Неемия знал, что в труде во имя Господа не может быть компромиссов.

В наши дни не может быть соглашательства с представителями вероучений в труде во имя Господа:

14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
(2 Кор. 6:14)

Представители вероучений иногда приглашают нас на совместные собрания с ними, но мы всегда должны быть как Неемия и отвечать: «Я занят большим делом; не могу сойти». (Неем. 6:3).

Пусть представители всех вероучений отбросят учения человеческие и придут к Библии, вот тогда будет единство. Однако, я должен признать, что соглашательство, как ничто другое, угрожает сегодня церкви нашего Господа.

Неемия и еврейский народ восстановили Иерусалим с его стенами и возрождали то, что оставили евреи, когда народ Иудеи был уведён в вавилонский плен.

Церковь вернулась к прежнему порядку и деятельности, от которых она отступила:

3 Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
(2 Фесс. 2:3)

 

3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.
(Иуд. 1:3)

Давайте все будем проповедовать Слово бескомпромиссно, не поворачиваться ни вправо, ни  влево, чтобы всё не повторилось сначала.

Итоги сравнения. 12 пунктов

Восстановление стен Иерусалима и возрождение церкви
Восстановление стен Иерусалима и возрождение церкви

22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
(Евр.12:22-24)

 

26 а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.
(Гал. 4:26)

Восстановление стен Иерусалима

  1. Иерусалим был повержен, и израильтяне потеряли свою землю по причине греха (Иис.Н. 23:16).
  2. Иерусалим был восстановлен при разрешении и под покровительством царя (Неем. 2:5-8).
  3. Неемии и евреям пришлось столкнуться с врагами (Неем. 2:10,19).
  4. Неемия сказал врагам, что им нет места в Иерусалиме (Неем. 2:20).
  5. Иудеи работали с усердием (Неем. 4:6).
  6. Враги объединились против евреев (Неем. 4:7,8).
  7. Евреи сражались там, где было противодействие (Неем. 4:20).
  8. Некоторые сказали, что работа была слишком тяжела (Неем. 4:10).
  9. Вначале враги высмеивали их, а затем решили воевать (Неем. 2:19; 4:3,11-14).
  10. Неемия наставлял их делать всё как можно лучше из-за упреков врагов (Неем. 5:9).
  11. Враги хотели, чтобы Неемия пошел на компромисс. Неемия отказался (Неем. 6:1-4).
  12. Они восстановили Иерусалим, его стены, и восстанавливали всё, что когда-то было оставлено (Неем. 8:13-18).

Возрождение церкви

  1. Церковь впала в отступничество по причине греха (2 Тим. 4:3,4; 1 Тим. 4:1-3; Деян. 20:28-31).
  2. Церковь была восстановлена людьми, которые последовали Новому Завету (1 Пет. 4:11).
  3. Представители вероучений огорчаются от того, что мы восстанавливаем церковь в имени, учении и деятельности Христа.
  4. В христианстве нет места человеческим именам, вероисповеданиям и учениям (Иоан. 17:20,21; Кор. 1:10-13; Рим. 16:17,18; Еф. 4:4-6).
  5. Мы должны трудиться (1 Кор. 15:58; Фил. 2:12).
  6. Секты зачастую объединяются и действуют против наших собраний.
  7. Мы много проповедуем о крещении, а также и по другим вопросам, когда нападают на стены истины.
  8. Некоторые говорят, что христианский труд слишком тяжёл.
  9. Представители вероучений вначале высмеивали первых проповедников, затем оспаривали учение. Мы используем меч Духа (Прит. 25:9; Еф. 6:17; 2 Тим. 2:3; Евр. 4:12; Иуд. 1:3).
  10. Мы должны делать всё как можно лучше, потому что враги упрекают нас (Фил. 2:12-15).
  11. Представители вероучений хотят, чтобы мы шли на компромисс и имели совместные с ними собрания и т.п. (2 Кор. 6:14).
  12. Мы должны вернутся к прежнему порядку и деятельности, от которых церковь отпала (2 Фес. 2:3; Иуд. 1:3).