Что значит быть хорошим родителем? Как вырастить самостоятельного и счастливого ребёнка? Эти вопросы волнуют каждого родителя.
В этой статье мы рассмотрим ключевые аспекты воспитания детей, основанные на библейских принципах и современных психологических исследованиях.
Вы узнаете, как создавать гармоничные отношения с ребенком, помогать ему развивать необходимые навыки, чтобы он смог вырасти достойным человеком.
Воспитание детей: между любовью и дисциплиной

Некоторые вопросы воспитания детей…
Дети – наша радость и гордость, так говорит Библия:
Дети – наследие от Господа, потомство – награда от Него, Псалом 127:3.
Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их, Притчи 17:6
Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нём, Притчи 23:24.
Для меня нет бо́льшей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине, 3-е Иоанна 1:4
Но многие родители согласятся, что воспитание детей не очень легкая задача. И чтобы дети стали действительно наградой, приходится немало потрудиться.
И это не только наша привилегия, но и наша обязанность:
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного.
1Тим.5:8
Давайте разберём несколько моментов, которые возможно будут полезными для воспитания детей.
Цель воспитания детей
Какова наша цель в воспитании детей?
Кто-то скажет: «Чтобы они выросли хорошим людьми» или «Чтобы они были с Богом», а кто-то скажет: «Чтобы стали лучше нас».
Да, наверное, это важные цели. Но, на мой взгляд, самая важная – чтобы они смогли жить без нас. Как бы это не звучало прямолинейно…
Чтобы они смогли продолжить жизнь, когда нас не станет, а ведь это может случиться, когда угодно… А значить, самое главное – научить их навыкам самостоятельной успешной жизни.
Почему современные дети не умеют учиться, не умеют ждать и с трудом переносят скуку?
Не только самостоятельной, но и успешной. Что такое успешной? На мой взгляд, чтобы человек смог прокормить себя и свою семью.
- Если человек не зависит ни от кого финансово, то это первая ступень свободы.
- Если человек может содержать себя, супруга (если с ним что-то случится) и детей в своей семье, значит он самостоятельный.
Напомню определение любви, данное Эрихом Фроммом. Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви.
Мы любим своих детей, если наши действия и слова помогают им расти и развиваться, и развиться настолько, чтобы они стали самостоятельными людьми. И это наша обязанность – воспитывать, учить, наставлять детей.
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится, Притчи 22:6
И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего, Втор. 8.5
Давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы научить детей жить самостоятельно?
Система ценностей. На каком месте дети?
Подумайте, на каком месте в вашей жизни находятся дети? Многие люди говорят: «Я живу ради детей» и посвящают свою жизнь им полностью. Правильно ли это?
Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною, 1 Коринфянам 6:12
Ничто не должно обладать мною, в том числе и дети, ведь они уйдут.
Иисус сказал ему: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим”, вторая же – “возлюби ближнего твоего”, Мф. 22: 37-39
Исходя из этого текста, может ли ребёнок быть на первом месте? Мы видим, что на первом месте Бог, а на втором месте – Я. Ведь ближнего надо любить как самого себя!
Значит сначала нужно любить Бога, а потом себя. Конечно и других людей, ближних, надо любить как самого себя.
Но какая иерархия среди этих близких? Кто важнее для нас после Бога и себя? Без кого мы не сможем прожить? Какие люди восполнят наши жизненные потребности?
Можно предположить, что нам с вами нужно зарабатывать на жизнь, поэтому те люди, которые помогают нам зарабатывать – это начальники, партнеры по бизнесу, клиенты. Без этих людей мы останемся без денег и не сможем поддерживать существование.
То есть на третьем месте – наш начальник (условное название). На четвертом месте, на мой взгляд, наши супруги.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть, Бытие 2:24
А о детях в Библии не говорится, что мы с ними будем «одной плотью». Значит, всё- таки, супружество первично, а материнство и отцовство вторично. И ребёнок никак не может быть важнее, ценнее супруга.
И надо контролировать себя, чтобы не общаться с детьми так, как мы общались бы с супругами. Не перекладывать на плечи детей наши невзгоды, которыми надо было бы делиться с мужем, а мы не можем, потому что его нет.
И вот только на пятом месте, на мой взгляд, – дети. И не стоит переносить ребенка на то место, на котором он не должен быть, будет плохо и ребенку, и вам.
Далее мы можем на следующее место помесить своих родителей, затем членов церкви и остальных ближних.
Возможно, кто-то не согласится с такой системой ценностей. Ну что же, мировоззрение у всех разное. Но это не только моё мнение, но и некоторых известных психологов (см. М. Е. Литвак «Если хочешь быть счастливым»).
Помните, как инструктируют в самолетах: «Сначала наденьте маску на себя, потом на ребёнка». Если вы вначале наладите свою жизнь, то и ребёнку сможете помочь наладить свою.
Важные навыки для жизни – уметь подчиняться и научиться просить
Итак, мы выяснили, что мы сами для себя важнее и значительнее ребёнка. Какие практические выводы из этого можно сделать?
Мы управляем семьёй, а значит и ребёнком, а не он нами. Именно вы добытчики в семье, а ребёнок лишь потребитель. Разве он вправе указывать вам что делать, что покупать и т.д.?
Вы принимаете решение, а ребёнок может лишь попросить. Может быть вы ему дадите, что он просит, но если сочтёте нужным.
Это очень важная вещь, на мой взгляд, которая воспитывает в детях осознание общественной иерархии, учит дисциплинированности и умению подчиняться.
Это не значит, что они будут всю жизнь послушны или покорны чужой воле. Но умение подчиняться властям (и земным, и Богу) – важный навык, который скорее приблизит ребёнка к Богу, чем отдалит.
Также как и навык просить, когда ему что-то нужно: вещи, помощь…
Как много взрослых людей страдают из-за того, что не могут пересилить себя и попросить помощи у родственников, коллег, друзей, Бога. Их съедает ненужная гордость, нашептывающая, что они всё могут сделать сами без помощи других!
Итак, важные навыки для жизни, которые необходимо помочь выработать у наших детей, – навык подчиняться и навык просить. Говорит ли нам о них Библия?
Пётр и другие апостолы ответили : – Мы должны больше подчиняться Богу, чем людям! Деяния 5:29
Напоминай людям о том, что они должны подчиняться начальству и властям и быть послушными и готовыми выполнить любое доброе дело, Тит. 3:1
Так что необходимо подчиняться власти не только из страха перед наказанием, но и по совести, Рим. 13:5
Просите, и дано будет вам, Матфея 7:7
Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам, Иоанна 15:7
И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, Лука 11:9
Итак, мы сделаем хорошо, если научим детей подчиняться и просить
Многие дети не умеют просить.
Например, ко мне пришла в гости маленькая девочка. И после обеда она говорит: «Где вода?» (Она захотела пить, но её не научили просить).
Ведь это был вопрос, но не просьба. И на её вопрос я ответила: «В кране и чайнике».
Она очень удивилась, что я не побежала, чтобы налить и принести ей воды. Мне пришлось ей объяснять, чтобы получить стакан воды, надо вежливо попросить: «Дайте, пожалуйста, воды».
Постепенно нам удалось дать девочке понять, что просить – это значит конкретно сформулировать, что она от нас хочет, чтобы мы сделали.
И дети постепенно понимают. Что если они даже попросят, мы вовсе не всегда сможем для них что-то сделать.
Например, та же девочка в метро просит у меня: «Дай, пожалуйста, попить». И мне приходиться объяснять ей, что воды у меня нет и взять её в метро негде. Нужно потерпеть до тех пор, когда мы выйдем и сможем прийти домой или зайти в магазин.
Ведь таким образом мы даём детям первые уроки навыков, присущих молитве: просить и ждать, пока тебе ответят.
Многие дети не умеют подчиняться.
Пока они маленькие, это нормально. Мы иногда видим, что дети хнычут, или падают на пол и стучат ногами. Но когда уже подросший ребёнок делает только то, что он хочет, не прислушиваясь к увещеваниям родителей, становится печально.
А ещё печальнее будет, когда такой ребенок вырастет, и, не получив надлежащей тренировки этого навыка, пойдёт на работу.
- Какое начальство будет терпеть строптивого работника?
- А разве не из неумения подчиняться вырастают преступники, которые решили, что они не будут подчиняться закону?
- Не готовим ли мы для детей печальное будущее, не уча их подчиняться?
Иногда приходится дисциплинировать детей
И да, не всегда мы можем подчинить себе ребенка просто уговорами, иногда приходится и принуждать, и наказывать.
- А разве не так будет в жизни, на работе, в государстве?
- Разве за нарушение правил не следуют наказания?
На мой взгляд, одна из важнейших наших задач – дисциплинировать ребенка. Для того чтобы научить подчиняться и дать понять, что в жизни существует определённый порядок.
Я бы сказала, что порядок и дисциплина стабилизируют жизнь ребёнка, упорядоченность даёт ему спокойствие и понимание жизни, уменьшает хаос.
Что говорит Библии по поводу дисциплинированности детей?
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней, Притчи 23:12-14
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его, Притчи 13:25
Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери, Притчи 29:15
Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей, Притчи 29:16
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его, Притчи 19:18
Наверное предложение бить розгами сейчас, в наше время, звучит весьма неоднозначно… Но Библия говорит нам об обязанности дисциплинировать и при необходимости наказывать детей.
Как мы воспитываем и учим детей?
На мой взгляд, существуют способы воспитания детей словами и своим поведением, путём вовлечения их в наши дела. Давайте обсудим всё по порядку.
1. Мы воспитываем детей словом. Важность слов, которые мы произносим, в Библии подчёркивается неоднократно.
Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твоё; 2 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе, Притчи 3:1-2
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась, и вставая, Второзаконие 6:6-7
Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения, Притчи 13:1
Разговаривайте с детьми, не обязательно их поучать. Можно разговаривать обо всём – о жизни, о делах – делах ребенка и своих; о погоде, о том, что видите вокруг, когда гуляете; о своих чувствах, о своём прошлом, о Боге.
Разговаривайте как со взрослыми людьми, а не как с детьми. Ведь они тоже люди, хоть и маленькие.
В наш век гаджетов родители так мало разговаривают со своими детьми, а потом удивляются почему подростки не хотят ничем делиться.
Читайте им книги (вполне можно читать детям даже до 12 лет). Иначе как же они начнут читать, если им не читали в детстве?
Школьники читают с трудом, и делать им это неинтересно. Слишком низкая скорость чтения будет сохраняться, потому что в голове не успевают формироваться образы прочитанного.
Поэтому придётся читать вам, чтобы они смогли представлять, о чём им читают. И вместе мысленно переноситься в чудесные миры сказок и рассказов.
Ведь говорить, рассуждать, высказываться, доказывать, читать, понимать прочитанное – это тоже навыки, которые без тренировок не разовьются.
Читайте им Библию! Иначе откуда они узнают о ней?
Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное, Матфея 19:14
Некоторые родители думают: «Не буду рассказывать детям о Боге сейчас, вырастет – сам разберётся, не буду заставлять его читать и навязывать религию». Только как он узнает, нужно ли ему это или нет, если он не будет знать, о чём говорится в Библии и кто такой Бог.
Вот Дьявол не стесняется донести до подрастающего ребёнка все виды соблазнов. Он не будет ждать, пока ребенок вырастет и во всём разберётся!
И никто не покажет ребёнку другую сторону жизни, кроме нас. Не будем же медлить и сомневаться, читать ли детям истории из Библии или подождать, пока он решит сам.
Он сможет решить сам только когда будет знать Библию и понимать, что там написано.
2. Второй действенный способ воспитания – свой пример. Некоторые вещи невозможно воспитать словами.
Если вы не делаете зарядку по утрам, вы можете говорить ребёнку сколько угодно, что её надо делать, но вряд ли он будет делать.
Если вы питаетесь гамбургерам, не стоит рассказывать ребёнку о здоровом питании. Он видит, что вы едите гамбургеры, скорее всего и он будет их есть.
Не надо рассказывать ребенку, что надо читать Библию. Если он не видит, что вы её читаете, вряд ли он будет её читать.
Дети, как маленькие обезьянки копируют вашу жизнь. Чтобы ваши дети стали успешными, важно начинать с себя: показывать им, а не только рассказать, как надо жить.
Может быть, как раз желание воспитать детей правильно и поможет нам делать зарядку, правильно питаться и читать Библию, чтобы они поверили нам и тоже стали так делать. Заодно и нам польза будет, и мы приобретем привычку всё это делать!
Помните! Дети всё время смотрят на нас, даже когда мы этого не видим!
Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него! Притчи 20:7
3. Вовлекайте детей в свои дела, делайте дела совместно. Как часто вижу, что родители всё делают для ребенка: работают, ходят в магазины, готовят, убираются.
А ребёнка сажают смотреть мультики, или он просто бегает кругами по комнате и мешает всем подряд. А можно делать все дела вместе с ребёнком.
- Взять его с собой в магазин, заодно рассказать обо всех продуктах, откуда они берутся.
- Дать ему тряпку, чтобы мыл пол вместе с вами.
- Налить в тазик воды, чтобы тоже мыл с вами посуду.
Да, пока толку от его работы нет для вас. А для него – очень много пользы.
- Во-первых, развиваются мозг и руки. Ведь эти инструменты развиваются только при использовании.
- Во-вторых, у ребёнка появляется чувство собственной значимости. Ведь он работает вместе с вами: таким большим и сильным.
- В-третьих, он занят делом, не мешается под ногами, не растёт бездельником, который не знает, чем себя занять.
Давайте ему задания, в меру сложные, но выполнимые в соответствии с возрастом. И не позволяйте сразу отказаться, как только ребёнку надоело, пусть доделает дело до определённого конца (домоет тарелки или пол в этой комнате и т.д.).
Ведь достижение результата – это тоже навык. И с результатом от выпиленной работы приходит радость!
Ибо вы знаете, что мы обращались с каждым из вас, как отец обращается с собственными детьми, ободряя, утешая и призывая вас жить жизнью, достойной Бога, Который призывает вас в Своё Царство и славу, 1 Фессалоникийцам 2:11-12
И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего, Втор. 8,5
Только помните, один раз детям повторить недостаточно (какой бы ни был способ воспитания: словом, примером или вовлечение в совместные дела).
Дети интуитивно понимают, чтобы получить навык, нужно повторять его много раз. Только тогда можно чему-то научиться, когда делаешь что-то много раз!
Вы знаете, как дети любят читать одну и туже книжку несколько раз или делать одно и то же дело без устали. Приведите им примеры из свой жизни.
Будем помогать детям испытывать положительные эмоции
Знаете ли вы научный факт?
Для нашего благополучного существования необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей (см. М. Е. Литвак «Если хочешь быть счастливым»):
- вызывающие положительные эмоции (35%)
- вызывающие отрицательные эмоции (5 %)
- эмоционально нейтральные, или балластные (60 %).
Положительные эмоции. Их всего две: интерес и радость, которые проявляются в труде и любви.
- Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Заинтересованный человек выглядит так, как будто он прислушивается или присматривается. Отсутствие интереса разрушает мозг!
- Радость – ощущение после творческого или социального действия, которое производилось не с целью получения выгоды. Радость сопровождается удовлетворенностью окружающим и всем миром.
Отрицательные эмоции – тревога, страх, страдание, гнев, стыд, вина.
Безэмоциональные состояния – скука и удивление.
Если сделать несложные расчеты, то получается, что из 16 часов бодрствования вы должны испытывать положительные эмоции 5,6 часов, а испытывать отрицательные эмоции 0,8 часа, остальное время должны быть нейтральные чувства, то есть не холодно, не жарко, всё нормально.
Проверьте, соблюдается ли эта психологическая диета у ваших детей? Нет? А кто как не мы ответственны за то, чтобы она соблюдаюсь, так же как и пищевая диета?
Что мы можем для этого сделать? Помогать детям испытывать положительнее эмоции – радость и интерес! Находить для них занятия (о чём мы писали выше), хвалить их, поощрять и радовать.
Всегда радуйтесь,1-е послание Фессалоникийцам 5:16
Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости, Притчи 17: 22-23
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем, Ефесянам 6:4
Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали, Послание к Колоссянам 3:21
Если дети делают что-то не так
Иногда нас дети очень раздражают: плачут, ноют, пищат; не хотят делать, что им говорят; говорят не то, что нам хотелось бы. Но если дети плохо ведут себя, это повод для нас остановиться и подумать: «Что случилось?».
Дети (особенно маленькие) ничего не делают просто так. Иногда нам кажется, что они капризничают, «истерят», нас изводят – во всём этом есть причины, просто мы не понимаем.
- Возможно у них что-то болит, хотят есть, им холодно – то есть физические неудобства. Дети не всегда осознают, отчего им плохо, их надо спрашивать.
- Возможно они утомлены, хотят спать, поэтому расторможены или наоборот заторможены.
- Им скучно. Дети не могут сидеть даже полчаса спокойно, надо их чем-то занимать. Возможно дети хотят внимания. И лучше уделить им внимание сейчас, когда оно им нужно, тогда потом они смогут поиграть сами, без вашего внимания.
• И наконец, у них просто могут быть свои желания. Им может что-то не нравится. Можно попробовать это выяснить и показать, что мы их понимаем:
«Тебе не нравится эта еда, но у меня другой нет, к сожалению, или ешь эту, или тогда будешь без обеда». Им может не нравится эта конкретная книга, или темнота в комнате, или тесная одежда и т.д.
И когда мы не пытаемся выяснить, а просто приказываем, они могут хныкать, ругаться, кричать, убегать.
Наша задача попытаться выяснить, спросить, узнать: «Что тебе не нравиться? Что ты хочешь? Может быть мы сможем тебе с этим помочь».
А если ничего не получается, может быть нужно просто отвлечь? Ведь детей легко удивить: «А представляешь…», «А посмотри…», «А ты это видел?…».
Можно попробовать скорчить рожу, одеть на голову штаны и сказать, глядя за окно: «Вот это да, орел пролетел!» и т. д.
Важно относиться к детям, как к взрослым людям, а не как к детям. Постоянно подчеркивать, что у него уже получается многое делать самому и что вы уже это не делаете за него.
Выученная беспомощность часто видна в детях, которым родители спешат помочь в делах, которые они уже должны по возрасту делать сами.
В три года – самостоятельно кушать и одеваться, а в 10 лет делать уборку во всей квартире. Нам надо стараться, чтобы дети научились делать всё сами. Конечно, часто легче сделать всё самим, чем смотреть за ними и поправлять.
Мне очень нравиться Лозунг у педагогики Монтессори «Помоги мне сделать это самому». Не помоги мне это сделать, не сделай за меня, а помоги сделать самому.
Наверное, всем нам надо взять это на вооружение.
Должны ли дети любить родителей?
И последний момент. Иногда нам кажется, что за всё, что мы для детей сделали, они должны нас любить. А есть ли в Библии что-то о любви детей к родителям? Нет, такие цитаты мы не встречаем.
Конечно, все мы должны любить друга друга христианской любовью, как своего ближнего, но о какой-то особой любви детей к родителям в Библии не говорится.
Мы не должны нравится своим детям, и дети не обязаны нас любить. Мы говорили о любви к детям, а любовь к родителям – не обязательна. А вот про почтительное отношение к родителям в Библии говорится:
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, Исх. 20, 12
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле, Ефесянам 6:2-3.
Выводы статьи
Воспитание детей – это сложный и ответственный процесс, требующий от родителей терпения, мудрости и любви.
Ключевыми моментами успешного воспитания являются:
- Постановка ясных целей: воспитание самостоятельности и ответственности у ребёнка.
- Создание системы ценностей: приоритет Бога, семьи, личных достижений.
- Дисциплина и порядок: обучение подчинению и умению принимать решения.
- Личный пример: дети копируют поведение родителей.
- Совместная деятельность: вовлечение детей в повседневную жизнь семьи.
- Положительные эмоции: создание атмосферы радости и интереса.
- Открытый диалог: общение с ребёнком как со взрослым.
Помните: дети – это не наша собственность, а личности, которые растут и развиваются. Наша задача – помочь им стать самостоятельными и счастливыми людьми.
Сноски
- Библия. Синодальный перевод
- М. Е. Литвак «Если хочешь быть счастливым»
- Редактор статьи: Юлия Жижерина
- Дизайн статьи: Станислав Ч.