Видят ли нас мертвые?

В Писании есть несколько мест, где мы можем узнать о жизни после смерти. Мои рассуждения будут основаны на отрывке из Евангелия от Луки.

Отрывок следующий (Лук.16:19-31):

Предлагаю вашему внимание несколько вариантов перевода вышеупомянутого отрывка из Писания.19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

(Лук.16:19-31)19 Иисус сказал: «Жил однажды богач. Он одевался в самую дорогую и роскошную одежду и каждый день наслаждался своим богатством.
20 К его воротам часто приносили покрытого язвами нищего по имени Лазарь.
21 И он ожидал там, чтобы насытиться кусками еды, падавшими со стола богача. Даже собаки подходили и лизали его язвы.
22 Когда нищий умер, ангелы отнесли его к Аврааму. Умер и богач, и его похоронили.
23 И в царстве мёртвых, где истязали богача, взглянул он наверх и увидел вдали Авраама, держащего в объятиях Лазаря.
24 И закричал он: «Отец Авраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы он смочил палец водой и освежил мой язык, ибо я мучаюсь в этом огне!»
25 Но Авраам сказал: «Сын мой, вспомни, что ты получал только хорошее в жизни, а Лазарь только плохое. Здесь же он утешился, а ты страдаешь.
26 И огромная пропасть лежит между тобой и нами, никто не может перейти через неё и помочь, и никто к нам не может перейти».
27 И сказал богач: «Тогда прошу тебя, отец, пошли Лазаря в дом отца моего,
28 ибо у меня есть пятеро братьев; пусть он предупредит их, чтобы и они не попали сюда на мучения».
29 Но Авраам сказал: «У них есть Моисей и пророки. Пусть слушают их».
30 Тогда богач сказал: «Нет, отец Авраам, но если кто из мёртвых придёт к ним, они раскаются».
31 На это Авраам ответил ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то даже и тому, кто воскреснет из мёртвых, они всё равно не поверят».

(Лук.16:19-31)Эта притча написана с таким мастерством, что нет ни одной лишней фразы. Рассмотрим поближе лиц, изображенных в ней.

1. Во-первых — богач. Каждое слово, сказанное о нем, показывает роскошь, в которой он жил. Он одевался в порфиру и в тонкую красивую льняную ткань. Так описывается обычно и одежда первосвященников; которая стоила по тем временам баснословные деньги. И каждый день вкушал он роскошную пищу.

В оригинале слово пиршествовать обычно применяли к гурману, вкушающему изысканные и дорогие кушанья. Богач же делал это каждый день. Этим он несомненно нарушал четвертую заповедь. Эта заповедь не только запрещает работать в субботу, но и гласит: «шесть дней работай» (Исх. 20,9).

В стране, где простые люди были счастливы, если они имели мясо раз в неделю, и где они шесть дней недели упорно должны были трудиться богач воплощает праздность и потворство. А Лазарь лежал в ожидании крох, падавших со стола богача.

В те времена не было ни ножей, ни вилок, ни салфеток. Пищу кушали руками и в очень богатых домах руки вытирали ломтиками хлеба, которые потом выбрасывали.

Вот этих ломтиков хлеба и ждал Лазарь.

2. Во-вторых — Лазарь. Как это ни странно, но Лазарь — единственное имя, упомянутое в притчах. Лазарь латинизированная форма иудейского имени Елеазар, означающее — «Бог — моя опора и помощь«.

Он был нищим, покрыт струпьями и настолько слаб, что не мог отогнать собак, лизавших струпья его. Такова картина в этом мире. Но она меняется, и в мире грядущем Лазарь во славе на лоне Авраамовом, а богач в аду в муках.

В чем же состоит грех богача?

Ведь он же не приказывал убрать Лазаря от ворот своего дома. Он не возражал и против того, чтобы Лазарь получал хлеб, который выбрасывали с его стола. Он не ударил его ногой, когда проходил мимо. Нет, богач не был умышленно жесток к Лазарю.

Но грех богача заключался в том, что он попросту не обращал внимания на Лазаря, он принимал его положение как естественное и неизбежное: Лазарь должен лежать в страданиях и голодный, в то время как он, богач, купался в роскоши.

Кто-то сказал о нем: «Богач попал в ад не за то, что он сделал, а был обречен на муки за то, чего он не сделал».

Грех богача в том, что он мог спокойно видеть страдания и нужду, но они не наполняли его сердце жалостью и состраданием; он видел собрата, страдающего и голодного, и ничего не делал, чтобы что-нибудь исправить.

Он был наказан за то, что не замечал горя ближнего.

Может показаться жестоким, что Авраам отказал богачу послать Лазаря предупредить его братьев об ожидающей их участи. Но ведь совершенно ясно, что, если людям дано истинное Слово Божие и, если везде, куда бы они не посмотрели — горе, требующее утешения, нужда, в которой нужно помочь, и страдания, которые нужно облегчить, а это не вызывает у них сочувствия, помощи — им уже нечем помочь.

Какое ужасное предупреждение: богач согрешил не тем, что делал плохое, а тем, что не сделал ничего благотворного.16,19-21 Господь завершает Свою речь об управлении материальными ценностями рассказом о двух жизнях, двух смертях и двух последствиях. Следует обратить внимание, что это не притча. Мы подчеркиваем это, потому что некоторые критики стараются объяснить серьезный смысл этого рассказа ссылкой на то, что это якобы притча.

С самого начала нужно четко указать, что безымянный богач не был осужден на пребывание в аду за свое богатство. Основание спасения — это вера в Господа, и люди будут осуждены за отказ веровать в Него.

В частности, этот богатый человек показал, что не имел истинной спасающей веры, своим равнодушным презрением к нищему, который лежал у ворот его в струпьях.

Если бы в нем была любовь Божья, он не смог бы жить в роскоши, комфорте и обеспеченности в то время, когда единоплеменник лежал у ворот его дома и умолял о крошках хлеба. Он вошел бы в Царство Божье с усилием, если бы оставил любовь к деньгам.

Также истинно и то, что Лазарь был спасен не из-за своей бедности. В деле спасения своей души он доверился Господу.

А теперь обратите внимание на портрет богатого человека, которого иногда называют «богач». Он одевался только в самые дорогие и модные одежды, а его стол был уставлен самыми изысканными блюдами. Он жил для себя, потакая удовольствиям и желаниям плоти. У него не было искренней любви к Богу и заботы о другом, таком же, человеке.

Лазарь — прямая противоположность ему. Это несчастный нищий, который каждый день лежал перед домом богача, он был покрыт струпьями, истощен от голода и преследуем грязными псами, которые лизали струпья его.

16,22 Когда умер нищий, он был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Многие сомневаются, действительно ли ангелы участвуют в перенесении душ верующих на небеса. Мы не видим причины сомневаться в простой силе этих слов. Ангелы служат верующим в этой жизни, и есть, очевидно, причина, по которой они должны делать то же самое и в смертный час.

Лоно Авраамово — это образное выражение, обозначающее место блаженства. Для любого еврея мысль о пребывании в общении с Авраамом связана с невыразимым блаженством. Мы придерживаемся того, что лоно Авраамово — это то же самое, что и небеса.

Когда умер и богач, его тело похоронили — то тело, которое он ублажал и на которое истратил так много средств.

16,23-24 Но это еще не конец истории. Его душа, или обладающая самосознанием субстанция, попала в ад.

Ад (греческий перевод ветхозаветного слова «шеол«) — это место обитания умерших душ. В ветхозаветный период о нем говорили как о местонахождении и спасенных, и неспасенных. Здесь о нем сказано как о месте, предназначенном неспасенным, потому что мы читаем, что богач был в муках. Учеников, вероятно, изумили слова Иисуса о том, что богач попал в ад.

На основании Ветхого Завета их всегда учили, что богатство — это признак Божьих благословений и милости. Израильтянину, который повиновался Господу, было обещано материальное процветание. Как же тогда мог богатый еврей попасть в ад?

Господь Иисус только что провозгласил, что с проповедью Иоанна начался новый порядок вещей. Следовательно, богатство — это не знак благословения. Оно служит испытанием верности человека в домоуправлении. Кому много дано, с того много и спросится.

Стих 23 развенчивает идею о том, что «душа спит», — теорию, согласно которой в период между смертью и воскресением душа находится в бессознательном состоянии. Стих доказывает, что по ту сторону могилы есть сознательное существование.

Фактически, нас поражает обширность познания, которым обладал богач. Он увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Он мог даже общаться с Авраамом. Назвав его «отче Аврааме», он умолял его о милосердии и просил, чтобы Лазарь принес капельку воды и прохладил язык его.

Возникает, конечно же, вопрос, как бесплотная душа может испытывать жажду и мучения в пламени. Мы можем лишь заключить, что здесь образное выражение, однако это вовсе не означает, что страдания не настоящие.

16,25 Авраам назвал его «чадо», подтверждая тем самым, что он был его физическим потомком, хотя со всей очевидностью не духовным. Патриарх напомнил ему о жизни, проведенной в роскоши, удовольствиях и утехах. Он также вспомнил о бедности и страданиях Лазаря. Теперь, по ту сторону могилы, они поменялись местами. Неравенство на земле стало обратным.

16,26 Из этого стиха мы узнаем, что выбор, сделанный нами в этой жизни, определяет нашу вечную участь, и как только наступает смерть, — эта участь утверждена. Нет перехода из обиталища спасенных в местонахождение осужденных и наоборот.

16,27-31 После смерти богач вдруг становится евангелистом. Он хочет, чтобы кто-нибудь отправился к его пяти братьям с предупреждением, чтобы они не пришли в это место мучения.

Авраам ответил, что эти пять братьев, будучи евреями, имели ветхозаветные Писания, и их должно быть достаточно для предупреждения. Богач возразил Аврааму, сказав, что если кто из мертвых придет к ним, то они точно покаются. Однако Авраам оставил последнее слово за собой. Он заявил, что отказ от слушания Слова Божьего является окончательным. Если люди не слушают предостережений Библии, то они не поверят, даже если кто-то воскреснет из мертвых.

Убедительным доказательством этому служит то, что произошло с Самим Господом Иисусом. Он воскрес из мертвых, но люди все еще не верят этому.

Из Нового Завета мы знаем, что когда умирает верующий человек, его тело попадает в могилу, а душа идет на небеса, чтобы быть с Христом.

8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
(2Кор.5:8)

23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
(Фил.1:23)

Когда умирает неверующий, его тело точно так же попадает в могилу, однако душа его идет в ад. Для него ад — место страданий и угрызений совести.

При восхищении Церкви тела верующих восстанут из могилы и воссоединятся с духом и душой.

13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
18 Итак утешайте друг друга сими словами.
(1Фесс.4:13-18)

Тогда они будут вечно обитать с Христом.

На Суде у великого белого престола тело, дух и душа неверующих также будут вновь соединены.

12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
(Откр.20:12,13)

Затем они будут брошены в огненное озеро — место вечного наказания.

Таким образом, 16-я глава завершается чрезвычайно серьезным предупреждением фарисеям и всем тем, кто живет ради денег. Поступая так, они ставят под угрозу свои души.Это история о двух людях, из которых один был богат, а другой — беден. Показаны жизнь праведника и жизнь грешника, их смерть и дальнейшее пребывание не в нашем мире. Из истории мы видим, что после смерти есть два места, куда могут попасть люди.

Первое — «лоно Авраамово», место где ожидают праведники.
Второе — «ад», место для грешников. «Ад» внизу, а «лоно Авраамово» вверху, между ними, согласно Евангелию от Луки, пропасть.

Сегодня никто не выражается подобным образом, но история универсальна, и мысли Христа вне времени. Слова Иисуса не просто выдуманная история, а реальные события.

Бог открывает нам с Вами то, что ждет каждого после смерти.

Показывает разницу того, где ожидает суда грешник и праведник, но так же отвечает на наш вопрос: видят ли нас мертвые?

Библия отвечает нам! Мертвые переживают, но ничего не могут поделать, чтобы предотвратить ошибку.

Ранее я считал, что богач видит своих родственников из места ожидания, но прямого указания на такую картину в Библии я не нахожу. Мой брат во Христе считает, что он (богач) помнит, что у него есть близкие люди. И я согласен с этой точкой зрения.А именно:

  • после смерти тела душа находится в ожидании, при этом она все помнит и все понимает;
  • умершие видят друг друга, переживают за родственников на земле, но ничего не могут сделать;
  • пропасть отделяет живых и мертвых, праведных и грешных
  • нечестивые страдают, испытывают «боль», праведники прибывают в месте блаженства.

За все время существования человека, мы всегда задаем себе вопрос, а что там, после смерти? Иисус в маленьком отрывке Писания ответил нам.

Основываясь на местах из Писания, которые мы разобрали в этой статье я увидел для себя более актуальный вопрос: