[vc_custom_heading text=”РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ” font_container=”tag:h2|font_size:30|text_align:left|color:%23ff6600″ google_fonts=”font_family:Roboto%20Slab%3A100%2C300%2Cregular%2C700|font_style:300%20light%20regular%3A300%3Anormal” css=”.vc_custom_1492064295286{border-top-width: 2px !important;border-bottom-width: 2px !important;padding-top: 10px !important;padding-bottom: 10px !important;border-top-color: #ff6600 !important;border-top-style: dotted !important;border-bottom-color: #ff6600 !important;border-bottom-style: dotted !important;}”]
[vc_column_text]Когда писались книги Нового Завета, весь цивилизованный мир, за исключением малоизвестных государств Дальнего Востока, находился под властью Рима.

От Атлантического океана на западе до реки Евфрат и Красного моря на востоке, от Роны, Дуная, Черного моря и Кавказских гор на севере до Сахары на юге простиралась одна гигантская держава, находившаяся под властью римского императора, которого авторы Нового Завета называли «кесарем» (Caesar) (Лк 2:1) или «царем» (basileos) (1 Пет 2:17).

Римская империя получила свое название от города Рима, расположенного в Италии, подчинившего себе громадные территории и ставшего главным городом страны. Традиция датирует основание Рима 753 г. до н.э. Вначале это был союз нескольких небольших селений на берегу Тибра. Во главе союза стоял царь. К началу V века этот союз превратился в сильную политическую организацию с республиканской формой правления.

В результате многочисленных войн с племенами, населявшими Италию, Рим к 265 г. до н.э. полностью завладел Апеннинским полуостровом. Покоренные народы были принуждены заключить с Римом союзнические договоры, которые со временем превратили их территории в часть римской державы.

Будет интересно взглянуть на события, которые тесно были связаны с Новым Заветом. Безусловно Рим повлиял на проповеди о Христе, но предшествующие события до нашей эры стали прямыми и косвенными причинами “полноты времени”.[/vc_column_text]

[vc_custom_heading text=”ИСТОРИИ ПРОИЗОШЕДШИЕ НА ЗАРЕ НАШЕЙ ЭРЫ” font_container=”tag:h2|font_size:30|text_align:left|color:%23ff6600″ google_fonts=”font_family:Roboto%20Slab%3A100%2C300%2Cregular%2C700|font_style:300%20light%20regular%3A300%3Anormal” css=”.vc_custom_1491044028796{border-top-width: 2px !important;border-bottom-width: 2px !important;padding-top: 10px !important;padding-bottom: 10px !important;border-top-color: #ff6600 !important;border-top-style: dotted !important;border-bottom-color: #ff6600 !important;border-bottom-style: dotted !important;}”]
[vc_custom_heading text=”Греческие идеалы и современная жизнь, Сэр Р. В. Ливингстон.
(Greek Ideals and Modern Life, bySir R. W. Livingstone)” font_container=”tag:h3|font_size:26|text_align:left|color:%23000000″ google_fonts=”font_family:Roboto%20Slab%3A100%2C300%2Cregular%2C700|font_style:300%20light%20regular%3A300%3Anormal” css=”.vc_custom_1492063198322{border-left-width: 15px !important;padding-top: 10px !important;padding-right: 10px !important;padding-bottom: 10px !important;padding-left: 20px !important;background-color: rgba(30,115,190,0.1) !important;*background-color: rgb(30,115,190) !important;border-left-color: #1e73be !important;border-left-style: double !important;}”][vc_column_text]Из этой книги мы узнаем об огромном влияние, которое греческий классицизм древности оказал на современных исследователей.

Сэр Ливингстон полагал, что Эддисон, Макуалли и другие авторы неверно воспринимали греческую античность. Он утверждает, что был не только средневековый Ренессанс эллинизма и греческой культуры, но и возрождение греческого языка в девятнадцатом столетии. Средневековое оживление интереса к богатствам греческой литературы и мысли сформировало основу высшего образования.[/vc_column_text][vc_column_text css=”.vc_custom_1492063316565{padding-top: 20px !important;padding-right: 20px !important;padding-bottom: 20px !important;padding-left: 20px !important;background-color: rgba(30,115,190,0.1) !important;*background-color: rgb(30,115,190) !important;}”]Автор говорит:

«Мыслители девятнадцатого столетия обратились к Греции по новому, признавая в ней страну, которая стала прообразом их собственной эпохи, и надеясь найти в ней если не решение своих проблем, то, хотя бы, указание пути».[/vc_column_text]

[vc_custom_heading text=”Александр Великий, Ч. А. Робинсон.
(Alexander the Great, by Charles Alexander Robinosn)” font_container=”tag:h3|font_size:26|text_align:left|color:%23000000″ google_fonts=”font_family:Roboto%20Slab%3A100%2C300%2Cregular%2C700|font_style:300%20light%20regular%3A300%3Anormal” css=”.vc_custom_1492063336499{border-left-width: 15px !important;padding-top: 10px !important;padding-right: 10px !important;padding-bottom: 10px !important;padding-left: 20px !important;background-color: rgba(30,115,190,0.1) !important;*background-color: rgb(30,115,190) !important;border-left-color: #1e73be !important;border-left-style: double !important;}”][vc_column_text]Интересная книга, в которой подчеркивается, почему Александра назвали и до сих пор называют Великим!

Автор представляет нам предысторию величия Александра, рассказывает о его отце Филиппе и матери Олимпиаде. Первая глава этой книги посвящена описанию конфликта между Грецией и Македонией. Александр стал правителем союза этих государств в возрасте двадцати лет.

Во второй главе говорится о начале военного похода против персов, которые фактически правили всей Азией. Автор сообщает нам о знаменитой фаланге Александра, которую он с таким мастерством использовал против врагов.

Вначале он захватил Малую Азию, покорение которой живописно изображено в третьей главе. Рассказывают, что перед началом завоевания Персии Александр пожелал услышать прорицание в Дельфийском оракуле при храме Аполлона в Дельфах. Жрица-пророчица не хотела подниматься в храм, и Александр решил заставить ее сделать это силой. Не в силах сопротивляться напору царя, она воскликнула: «Александр, ты непобедим». Он отпустил ее, сказав: «Это все, что я хотел услышать. Этого достаточно».

В четвертой главе автор рассказывает о покорении Тира, Египта и Персии. Особенно впечатляет описание битвы при Тире. После сражений в Малой Азии персидский царь Дарий бежал от Александра. Дарий несколько раз предлагал мир, но все эти попытки были отвергнуты. В конечном итоге, Александр разгромил персидские войска в битве при Арбелле (Гавгамеле). Но даже там Александру не удалось пленить Дария. Полное приключений преследование персидского царя привело его в Иран, но другие люди опередили Александра, убив Дария.

В пятой главе автор говорит о покорении восточного Ирана. Глава шестая посвящена походам в Индии. В седьмой главе содержится описание возвращения Александра и его войск из Индии. В последней главе Александр строит планы по исследованию Аравии. Он умер в 320 г. до н.э., и его планам в Аравии не суждено было сбыться.

Это действительно интересная история.[/vc_column_text]

[vc_custom_heading text=”Мир Нового Завета, Т. Р. Гловер.
(The World of the New Testament, by T. R. Glover)” font_container=”tag:h3|font_size:26|text_align:left|color:%23000000″ google_fonts=”font_family:Roboto%20Slab%3A100%2C300%2Cregular%2C700|font_style:300%20light%20regular%3A300%3Anormal” css=”.vc_custom_1492063505588{border-left-width: 15px !important;padding-top: 10px !important;padding-right: 10px !important;padding-bottom: 10px !important;padding-left: 20px !important;background-color: rgba(30,115,190,0.1) !important;*background-color: rgb(30,115,190) !important;border-left-color: #1e73be !important;border-left-style: double !important;}”][vc_column_text]Первая глава этой книги показывает преобладавшие в Элладе взгляды на жизнь до возникновения Нового Завета и в новозаветные времена.

Греки созерцали жизнь. Они подчеркивали индивидуальность. Они поддерживали торговлю с другими странами. Они особое внимание уделяли необходимости все исследовать. Христианство столкнулось с этими чертами греков.

Вторая глава в этой книге посвящена Александру Македонскому. Он представил космополитический взгляд на мир. Он помогал распространять культуру и подчеркивал любовь ко всем людям. Он с готовностью исследовал новые земли. Он расширял сферу применения науки. Он строил один мир, одну империю. Он создал новый мир для новозаветных времен, то есть, для Христа и Его евангелия.

В третьей главе рассказывается о том, что сделали римляне для новозаветной эпохи. У них были сенаторы и государственные деятели. Автор вполне уместно подчеркивает влияние Вергилия на формирование у народа более тонкого восприятия и чувств. Римляне ценили внешние проявления, стиль, свою армию и пр.

В следующей главе автор указывает на место иудейского народа в мире Нового Завета. Он показывает то влияние, которое с течением времени приобрели синагоги, ставшие форпостом проповедования евангелия.

Христос пришел в полноте времени; Бог, Сущий на небесах, знал, когда послать в мир Своего Сына:

4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
(Гал 4:4-5).

Затем автор подробно говорит о положении Римской империи на карте мира Нового Завета. По сути дела, это был единый мир Средиземноморья под единым началом. Система налогообложения была несовершенной, и нравственность была не в почете. Цезарь отправился с военным походом в Галлию (современная Франция) на девять лет. Он переделал Галлию, а Галлия переделала его. Он вернулся в Рим и переделал этот город.

Представители многих других народов стали римскими гражданами, даже иудеи. Римская империя (как и государство, созданное Александром) в значительной степени содействовала познанию внешнего мира человека. Автор указывает на то, что приюты для детей-сирот были изобретены именно в Римской империи.

Правительство слишком много делало для своих граждан.[/vc_column_text][vc_column_text css=”.vc_custom_1492063664374{padding-top: 20px !important;padding-right: 20px !important;padding-bottom: 20px !important;padding-left: 20px !important;background-color: rgba(30,115,190,0.1) !important;*background-color: rgb(30,115,190) !important;}”]«Для развития характера лучше сделать что-либо плохо самому, чем позволить другим людям сделать это за себя» (стр. 131).

«Вполне возможно, что правительство, как и церковь, придет к состоянию упоения от ощущения собственной структуры и организованности» (стр. 131).[/vc_column_text][vc_column_text]Автор утверждает, что роскошь, привезенная с востока, способствовала падению Рима.

Затем автор рассказывает о греческих городах, хорошо спланированных с точки зрения градостроительства. Небеса, которые Иоанн видел в Книге Откровения, следуют плану греческого города. В западном мире хорошо спроектированные города по прежнему в новинку. В Древней Греции были такие города. Греки вкладывали в строительство огромное количество ресурсов.[/vc_column_text][vc_column_text css=”.vc_custom_1492063714465{padding-top: 20px !important;padding-right: 20px !important;padding-bottom: 20px !important;padding-left: 20px !important;background-color: rgba(30,115,190,0.1) !important;*background-color: rgb(30,115,190) !important;}”]Иоанн Златоуст писал александрийцам:

«Мы увидели город, впавший в сумасшествие пения и лошадиных скачек. В греческих городах нравы были очень низкими. Женщины одевались непристойно. В таком безнравственном мире особенно нужны учения Христа».[/vc_column_text][vc_column_text]Географы Александра Македонского верили в то, что земля круглая. Именно у них черпали знания те люди, которые открыли Америку. Также следует отметить, что монашеский уклад жизни зародился именно во времена Александра, когда в Египет привезли идолов с берегов Черного моря и построили для них храм.

Септуагинта, греческий перевод Ветхого Завета, оказала огромное влияние на иудеев; к ней обращались Христос и Его апостолы. Александр косвенным путем участвовал в ее создании.[/vc_column_text]

[vc_custom_heading text=”Влияние Христа в древнем мире, Т. Р. Гловер.
(The Influence of Christ In the Ancient World, by T. R. Glover)” font_container=”tag:h3|font_size:26|text_align:left|color:%23000000″ google_fonts=”font_family:Roboto%20Slab%3A100%2C300%2Cregular%2C700|font_style:300%20light%20regular%3A300%3Anormal” css=”.vc_custom_1492063774924{border-left-width: 15px !important;padding-top: 10px !important;padding-right: 10px !important;padding-bottom: 10px !important;padding-left: 20px !important;background-color: rgba(30,115,190,0.1) !important;*background-color: rgb(30,115,190) !important;border-left-color: #1e73be !important;border-left-style: double !important;}”][vc_column_text]В этой книге автор отвечает на вопрос: «Почему Христос и христианство покорили мир»?[/vc_column_text][vc_column_text css=”.vc_custom_1492063805782{padding-top: 20px !important;padding-right: 20px !important;padding-bottom: 20px !important;padding-left: 20px !important;background-color: rgba(30,115,190,0.1) !important;*background-color: rgb(30,115,190) !important;}”]«Христианство одержало победу, потому что оно наилучшим образом соответствовало накопленному опыту человечества, потому что оно, по сути дела, освободило человеческий разум и дало ему возможность развиться в самой полной мере» (стр. 10).[/vc_column_text][vc_column_text]«Греческая демократия изменила своим идеалам. Она отошла от образованных и думающих классов. Она предпочла дешевые развлечения возвышенным идеалам. Она потерпела поражение в мире и в войне». Можно смело сказать, что эти слова служат практическим предостережением для нашего поколения.

Римское государство принесло мир и покой, но его правители не смогли восстановить былую энергетику огромной территории. Даже многие римские граждане испытывали немало страданий.

Безразличие к делам государства привело к тому, что люди с готовностью приняли институт императорства, и тогда древний мир погрузился в рабство и отчаяние.[/vc_column_text][vc_column_text css=”.vc_custom_1492063978674{padding-top: 20px !important;padding-right: 20px !important;padding-bottom: 20px !important;padding-left: 20px !important;background-color: rgba(30,115,190,0.1) !important;*background-color: rgb(30,115,190) !important;}”]«В этой обстановке Христос принес принцип, который способствовал освобождению, и римское правительство хорошо понимало это, гораздо лучше, чем сами последователи Христа»! (стр. 33).[/vc_column_text][vc_column_text]Автор также указывает на то, что в начале существования Римской империи Иисус Христос стал Освободителем разума человека.

В те времена мир звенел от социальных и расовых различий, но во Христе «нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно»:

26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
(Гал 3:26-29).

[/vc_column_text]

[vc_custom_heading text=”Библия учит, что время пришествия Христа было выбрано не просто так.” font_container=”tag:h3|font_size:26|text_align:left|color:%23000000″ google_fonts=”font_family:Roboto%20Slab%3A100%2C300%2Cregular%2C700|font_style:300%20light%20regular%3A300%3Anormal” css=”.vc_custom_1492065764038{border-left-width: 15px !important;padding-top: 10px !important;padding-right: 10px !important;padding-bottom: 10px !important;padding-left: 20px !important;background-color: rgba(30,115,190,0.1) !important;*background-color: rgb(30,115,190) !important;border-left-color: #1e73be !important;border-left-style: double !important;}”][vc_column_text]Христианство появилось не в духовном вакууме. Неверно было бы думать, что оно застало человечество беспомощно ожидающим во что бы ему поверить. Вера в Христа должна была пробивать дорогу к сердцам людей через толщу верований, существовавших веками. Многие из них выродились в жалкие суеверия, другие, напротив, обладали поразительной мощью и жизненностью.

Мы с вами кратно посмотрели на события до нашей эры, на особенности формирования великого государства – Рим. Безусловно накопленный культурный и духовный уровень того времени стал плацдармом для распространения Благой вести.[/vc_column_text]