Смиренномудрие (смирение).
Смирение – что это такое?
В Библии под смиренномудрием понимается отсутствие гордости, стремления возвыситься над другими людьми. Однако смиренномудрие – не пассивная покорность, но активные, смелые действия.
Высокомерный считает себя выше, чем он есть на самом деле, но смиренномудрие состоит не в чрезмерном самоуничижении, а в последовательном осознании собственного ничтожества и своего положения по отношению к Богу (для Иисуса – в усвоении человеческой природы).
Смиренномудрие есть вид искренности, стояние в истине. Для того, кто не осознает и не признает своего ничтожества, Бог не может стать всем: Он “смиренным дает благодать” (1Пет 5:5; Иак 4:6; ср. Иов 22:29; Ис 57:15) и дарует успех чистым сердцем (3Цар 9:4; 1Пар 29:17).
Грех Лаодикийской церкви (Откр 3:17) – высокомерие (она считает себя богатой), разоблачаемое, однако, как самообман, ибо у Бога – иные мерила.
Ложное смиренномудрие
Существует и ложное смиренномудрие, носители которого унижают себя внешне перед людьми или пред Богом, однако этим хотят лишь показать, насколько они смиренны.
В основе своей это затаенное высокомерие, удовлетворяющее только плоть (Кол 2:23; ср. Лк 18:9-14).
Смирение это
Смирение – состояние духа человека, при котором он не высоко думает о себе (Екк 7.16) и целиком полагается на милость Божию.
16 Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?
(Еккл.7:16)
Смирение противоположно гордости (1Пет 5.5-6).
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
(1Пет.5:5,6)
Высочайшим образцом смирения является наш Господь (Флп 2.8).
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
(Фил.2:8)
Как обрести смирение?
Смиренномудрие, смирение – жизнь по правде и праведности, проявляется в четырех аспектах:

Смирение перед Богом
Смиренномудрие перед Богом (Мих 6:8): “смириться под крепкую руку Божию” (1Пет 5:6; Иак 4:10) означает осознать собственное положение пред Богом: “Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе” (Рим 7:18).
Это означает не принижение добра самого по себе (что было бы оскорблением Того, Кто даровал его нам), а лишь то, что в отношении добра нужно постоянно иметь в виду следующее: “Что ты имеешь, чего бы не получил?”
Тогда исчезнет и заносчивость по отношению к другим (1Кор 4:6 и след.; ср. 15:10).
Полное признание своей греховности перед Богом (и прежде всего честная самооценка перед Ним) дается, конечно, легче в тех обстоятельствах, когда стремятся спасти свое положение в глазах ближних, сохранить свою репутацию;
Смирение в церкви
Смиренномудрие перед братьями и сестрами внутри общины. Здесь также имеется в виду не высокомерное самоуничижение, а непритязательная скромность, когда человек ведет себя как низший, как бы утверждая этим, что пребывает пред Богом.
Благодаря смиренномудрие другого почитают “высшим себя” (Флп 2:3).
Это пребывание в истине, это “хождение во свете, подобно как Он во свете” есть условие сохранения “общения друг с другом” (1Ин 1:6-8; ср. Пс 42:3), поэтому следует “препоясать свои чресла” истиною (Еф 6:14; Флп 4:8) и “взыскивать” смиренномудрие (Соф 2:3; Кол 3:12; 1Пет 5:5).
Разумеется, призыв почитать другого высшим себя действителен и по отношению к различным церквам, к христианам других деноминаций;
Смирение перед ближним
То же смиренномудрие необходимо и перед ближними, перед миром: истина есть плод света (Еф 5:9, см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), и свидетельство перед миром приобретает достоверность только тогда, когда христиане искренни с внешним миром, не щадят себя и не оправдывают того, что заслуживает порицания.
Признание заслужит то смиренномудрие, которое не прикрывается перед ближними благочестивыми формулами, но предоставляет себя Божьему суду, которое пробуждает веру во Христа;
Смирение к самим себе
Смиренномудрие и искренность по отношению к самим себе: Бог Сам истинен (Откр 6:10), и люди, как Его дети, должны избегать лжи в любой форме – здесь лежит ключ ко всякой мудрости (Притч 11:2).
Истинное смирение обретают благодаря подвигу искупления, совершенному Христом на кресте; обладающие таким смиренномудрием отказываются от самовозвеличивания и самовосхваления (Рим 3:23,27; Гал 6:14).
Только у того, кто “смирен сердцем” (Мф 11:29), можно научиться любить страдание и отверженность (Флп 3:10,18) и говорить: “и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих” (2Цар 6:22), т.е. настолько ничтожным, насколько человек ничтожен на самом деле.
Там, у креста, учатся благодарности за страдания: “благо мне, что я пострадал” (Пс 118:71,75).
Там люди понимают, что человек, не подвергающийся унижениям, живет как лицемер: “Прежде страдания моего я заблуждался” (Пс 118:67) и что все их прежние достижения были лишь видимостью.
Христиане должны стремиться к тому, чтобы о них свидетельствовали сама истина и само добро (см. Флп 4:8; 1Ин 5:20).
Источник:
- Библия. Синодальный перевод
- Библейский словарь В.П. Вихлянцевой
- Библейский словарь Брокгауза