Притчи Иисуса Христа
Притчи Иисуса Христа – это уникальные истории, полные глубокого смысла и мудрости. Они учат нас важным духовным истинам, помогая понять Царство Небесное, и то, как нам следует жить.
В этой статье мы рассмотрим три важных правила для изучения притч. Разберём некоторые из самых известных притч Иисуса, чтобы понять их значение и то, как они могут быть применены к нашей жизни.
Притчи Иисуса Христа — земная история с небесным смыслом
Учение Иисуса Христа было бы увековечено, даже если бы сохранились только Его притчи, эти бесценные сокровища, существующие вне времени.
Притча – это «земная история с небесным смыслом».

Предназначение притч
Притчи Иисуса Христа имеют по меньшей мере четыре предназначения.
- Притчи призваны прояснить некоторые духовные понятия для людей, искренне стремящихся к познанию истины. Например, притча о немилосердном рабе (Мат. 18:21-35) учит нас прощать других людей, как Бог простил нас.
- Притчи иногда скрывали истину от людей, которые могли неправильно ею воспользоваться (см. Мат. 13:13-15).
- Притча иногда помогала грешнику допустить правильность истины прежде, чем он осознает, каким образом она применима к нему самому (Мат. 21:33-45).
- Повествовательная форма притчи облегчала запоминание её смысла.
Как изучать притчи: три правила
Притчи – это замечательные средства обучения, но, будучи образными повествованиями, они могут подвергнуться неверному толкованию.
Как изучать Библию: 12 методов
Предметный метод изучения Библии
Нижеследующие правила помогут сделать изучение притч полезным занятием, приносящим добрые плоды.
1 Необходимо внимательно изучать контекстуальную (историческую) подоплёку притчи. Это поможет разгадать её правильное значение.
Три притчи в 15-й главе Евангелия от Луки – о потерянной овце, о потерянной драхме и блудном сыне – стали следствием того, что фарисеи осуждали Христа за Его великодушное отношение к грешникам.
2 Необходимо исследовать грамматические и лексические формы притчи, потому что в них кроются важные аспекты истины.
В притче о злых виноградарях (Мар. 12:1-9) сын (Христос) представлен как «последнее» предложение Отца (ст. 6, ПК) – другого средства для спасения людей не будет.
3 Необходимо выделить главную истину притчи. Например, «Кто мой ближний?» (Лук. 10:29). А затем обратить внимание на другие обоснования дополнительных тезисов, которые можно извлечь из повествования.
Однако следует иметь в виду, что нельзя строить учение только на основании одиночных упоминаний каких-либо вопросов в притчах.
Тематика притч
Библейская стилистика
Библейские метафоры. 10 заданий
Систематизация притч по общему принципу заголовка, который до определенной степени отражает их темы, может оказаться полезным, хотя следует признать, что такая классификация достаточно условна.
Притчи о царстве
В некоторых притчах явно прослеживается акцент на царстве. Иногда они начинаются словами: «Царство Небесное подобно… ».
Семь из них содержатся в 13-й главе Евангелия от Матфея: «Сеятель», «Плевелы», «Горчичное зерно», «Закваска», «Сокрытое сокровище», «Драгоценная жемчужина» и «Невод».
Также к этой теме относятся притчи «Работники в винограднике» (Мат. 20), «Злые виноградари» (Мат. 21), «Два сына» (Мат. 21), «Горчичное семя» (Мар. 4) и «Большой ужин» (Лук. 14).
Притчи о грешниках
Есть три притчи, которые имеют непосредственное отношение к грешникам. Все три записаны в 15-й главе Евангелия от Луки: «Потерянная овца», «Потерянная драхма» и «Блудный сын».
Притчи о прощении
Некоторые притчи раскрывают тему прощения, например: «Ничего нестоящие рабы» (Лук. 17), «Немилосердный раб» (Мат. 18) и «Два должника» (Лук. 7).
Притчи об управлении
Служение подразумевает признание того, что Бог – это Верховный правитель всего и над всем, что мы имеем. Мы всего лишь «домоправители» (управляющие) имуществом Господа.
Три притчи посвящены этой теме: «Таланты», «Мины» (Лук. 19) и «Богатый безумец» (Лук. 12).
Притчи о молитве
Есть три притчи (все в Евангелии от Луки), которые дают наставление о молитве: «Друг в полночь» (Лук. 11), «Неправедный судья» (Лук. 18) и «Фарисей и мытарь» (Лук. 18).
Притча о помощи
Притча о добром самарянине (Лук. 10) стоит некоторым особняком, потому что в ней раскрывается вопрос о том, кто достоин нашей дружбы и помощи.
Притчи о готовности
В заключении есть четыре притчи, в которых разными средствами подчёркивается представление о том, что каждому из нас в конечном итоге придётся держать ответ за свои поступки. Поэтому в данных притчах говорится о необходимости быть готовыми к вечности.
Это притчи: «Бесплодная смоковница» (Лук. 13), «Неверный управитель» (Лук. 16), «Брак сына царя» (Мат. 22) и «Десять дев» (Мат. 25).
Жемчужины в притчах
Мы уже отмечали, что, как правило, в притче присутствует один основной элемент истины, но может быть несколько дополнительных ценных уроков.
В данном разделе мы попробуем рассмотреть по одной притче из приведенных выше категорий.
Отношение
Притча о сеятеле (Мат. 13) призвана показать различное отношение, с которым люди реагируют на знакомство с евангелием Христа.
- Земля «при дороге», то есть, на обочине, – холодное сердце, не проявляющее никакого интереса к учению Иисуса.
- Каменистая почва с очень тонким плодородным слоем символизирует поверхностного человека, который с готовностью принимает евангелие, но затем, когда начинаются гонения, быстро отступает от него.
- Земля, на которой произрастает зерно и тернии, можно назвать «перенасыщенной» почвой. Её плодородие заглушается эгоистичными интересами, которые становятся «более важными», чем евангелие. Вечное подчиняется преходящему.
- Наконец, добрая земля символизирует честное и доброе сердце, которое с благодарностью принимает евангелие и производит плод в соответствии со своими способностями.
Семь из всех притч содержатся в 13-й главе Евангелия от Матфея: «Сеятель», «Плевелы», «Горчичное зерно», «Закваска», «Сокрытое сокровище», «Драгоценная жемчужина» и «Невод».
Также к этой теме относятся притчи «Работники в винограднике» (Мат. 20), «Злые виноградари» (Мат. 21), «Два сына» (Мат. 21), «Горчичное семя» (Мар. 4) и «Большой ужин» (Лук. 14).
Грешники
Вероятно, самая любимая притча о грешниках – это притча о блудном сыне (Лук. 15).
Неразумный сын потребовал свою долю в наследстве. Получив то, что ему причиталось, он отправился в дальнюю страну, где проводил время в развлечениях.
Но за грех приходится платить очень высокую цену, и в конечном итоге юноша растратил все свои средства и превратился в неудачника.
Несостоявшаяся жизнь вернула его к реальности. Он подавил гордыню и вернулся домой. Любящий отец ждал его и великодушно принял к себе.
Конечно, всё это показывает сострадание Господа Иисуса, которое отлично от неприязненного отношения фарисеев.
Прощение
«Прощение» – это одно из самых удивительных слов в Писании, которое означает изменение своего отношения к обидчику. В ответ на ограниченное отношение Петра к прощению (Мат. 18:21) Христос рассказал притчу о немилосердном рабе (ст. 23-35).
Некий правитель обнаружил, что один человек задолжал ему огромную сумму денег, которую он никогда не смог бы выплатить самостоятельно.
Если он получал среднюю плату наёмного работника того времени (Мат. 20:2) и полностью отдавал её в уплату долга, ему понадобилось бы 200000 лет, чтобы ликвидировать задолженность!
Конечно, это символизирует наш долг перед Богом по причине наших грехов.
23 Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
(Рим. 6:23)
Человек не может «заработать» своё спасение.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Еф. 2:8,9)
Однако, вымолив прощение, этот человек разыскал своего товарища, который задолжал ему пустячную сумму. Он без сожаления заставлял его платить, не обращая внимания на просьбу потерпеть.
Когда другие люди обратили внимание на это недостойное поведение, они сообщили о нём царю, который бросил этого «немилосердного раба» в темницу!
Господь дал чёткое пояснение этой притчи. Если мы не согласны искренне прощать других людей, Бог откажет нам в помиловании.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
(Иак. 2:13)
Управление
Земля и всё, что её наполняет, принадлежит Господу (Пс. 23:1). Человек – это всего лишь «управитель» (управляющий), который в конечном итоге должен держать ответ по итогам своей работы.
… и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
(Лук. 16:2)От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
(1 Кор. 4:2)
Но алчные люди изо всех сил противятся этой концепции «управления», поэтому в Писании большое внимание уделяется опасностям, которые таит в себе материализм.
Один человек пожаловался Иисусу на своего брата, который, предположительно, обманывал его в вопросе разделения наследства.
Господь увидел в этом человеке любостяжание и предостерёг его от этого порока при помощи притчи о богатом безумце (Лук. 12).
У одного удачливого земледельца был хороший урожай зерна, который не могли вместить его «житницы» (амбары). Он не знал, что ему делать, но при этом не подумал о помощи другим людям, амбары которых были пусты.
Он решил расширить свои хранилища и радовался тому, что его благосостояние было обеспечено на многие годы.
Но Бог прервал его размышления, сказав, что той же ночью у него потребуют душу!
Он слишком поздно познал урок о том, что материальное богатство не даёт никакой уверенности. Гораздо лучше «богатеть в Бога», чем иметь полные амбары!
Молитва
Молитва была важной составной частью жизни Христа, и Он знал, что Его ученики также должны ценить это средство общения с Богом. Поэтому Иисус преподавал уроки о молитве: одним из которых был рассказ о друге, пришедшем в полночь (Лук. 11).
Однажды ночью, когда хозяин дома уже спал, в дверь вдруг постучали. Пришёл неожиданный гость, которому для встречи друга понадобилась еда (три буханки хлеба). За помощью сосед пришёл в этот дом.
Человек, которого разбудили, был недоволен и вначале отказался открыть дверь, не желая, чтобы его беспокоили. Однако сосед продолжал стучать до тех пор, пока рассерженный друг не встал с постели, чтобы дать ему просимое.
Затем Спаситель сказал, что, даже если на упрямого соседа можно повлиять «неотступностью» (то есть настойчивостью), то разве любящий Бог не проявит больший интерес к нуждам Своего народа?
Господь и дальше будет благословлять людей, имеющих достаточную веру, чтобы продолжать молиться Богу о своих нуждах.
Молитва действует вне зависимости от того, понимаем мы, как это происходит или нет.
Человечность
В одной из самых известных притч рассказывается о двух людях, которые, если можно так выразиться, были «естественными» врагами.
Один был иудеем, другой – презренным самарянином. Так исторически сложилось, что иудеи и самаряне не общались друг с другом (Иоан. 4:9). Между ними стояла “толстая” стена ненависти (Лук. 9:51-56).
Когда же один законник цинично спросил «Кто мой ближний?», пытаясь уйти от некоторых обязательств закона (ср. Лев. 19:18), Иисус рассказал эту памятную притчу о милосердном самарянине (Лук. 10).
Иудей шёл из Иерусалима в Иерихон (чуть меньше 30 км), когда на него напали разбойники, ограбили и сильно ранили.
В таком состоянии его увидели сначала священник, а затем левит – оба были служителями иудейской религии, но они прошли мимо, закрыв глаза на его страдания.
Наконец к месту происшествия пришёл самарянин. Можно было бы подумать, что он, будучи врагом, тоже пройдет мимо, но нет, он проявил сострадание к незнакомому человеку.
Оказал раненому необходимую помощь, а затем отвёз его в гостиницу. Дал хозяину гостиницы денег, которых по подсчётам хватило бы на три недели проживания, и обещал заплатить ещё, если в этом возникнет необходимость.
Какой удивительный пример благожелательности и заботы – подлинная религия «второго поприща»!
Затем Иисус призвал законника (который задал вопрос о ближнем) следовать примеру самарянина.
Из этой притчи мы узнаём, что быть «ближним» – это значит не иметь ничего общего с национальными и расовыми предпочтениями.
Быть ближним – это черта характера, включающая любовь ко всем людям, сотворёнными по образу Божию.
Готовность
В Новом Завете много говорится о необходимости быть готовыми к возвращению Господа. Этой теме посвящено несколько притч Спасителя.
Например, всего за несколько дней до смерти Иисус призывал учеников готовиться к вечности и рассказал им притчу о десяти девах (Мат. 25).
Десять дев были приглашены на большой свадебный пир. Они пришли в дом жениха, захватив с собой «светильники» (масляные лампы), потому что жених мог прибыть в любой час дня или ночи.
Пять дев предусмотрительно запаслись маслом на тот случай, если прибытие жениха задержится. Наступила ночь, жених задержался, и девы уснули. Вдруг их разбудил крик о том, что жених уж рядом.
Пять дев, названные «мудрыми», поднялись и добавили масла в свои светильники; другие пять дев, названные «неразумными», были вынуждены отправиться на поиски масла.
Когда жених прибыл, всех собравшихся пригласили на пир, а затем заперли дверь. Когда неразумные девы через некоторое время пришли к дому, их не пустили внутрь, потому что они не подготовились должным образом – и в этом их неподобающее отношение к хозяину пира.
Основная мысль этой притчи понятна. Люди, любящие Господа и готовящиеся к встрече с Ним, будут допущены в Его присутствие; другие же будут исключены из блаженного общения с Ним.
Обратите внимание на то, что все приготовления должны быть сделаны до наступления сна, то есть смерти. Нет никакого посмертного плана спасения (например, чистилища или крещения за мертвых).
Греческое значение притч
Даже скептики соглашаются с тем, что наш благословенный Господь Иисус был великим учителем. Люди, которые не верят в Библию как слово Божье, признают, что Иисус был величайшим учителем.
Жемчужины греческого языка
Греческий язык в Библии. История языка в Ветхом и Новом Завете
Действительно, Иисус был наилучшим из всех учителей, когда-либо живших на земле.
Он говорил о вещах, которые были понятны людям, и использовал это, чтобы научить людей тому, чего они не знали. Для этого Иисус часто использовал притчи.
«Притча» в большинстве случаев – это перевод греческого слова parabole, в котором para означает «рядом, около»; «вдоль»; «вблизи» и т.п., а ballo – «бросать; кидать»; «наносить удар». С течением времени оно приобрело значение «уподоблять; сравнивать».
Иисус часто уподоблял и сравнивал в Своём учении. По современным меркам, Иисус не придерживался формализованных методов в обучении.
Произнося Нагорную проповедь, Он сидел на горе (Мат. 5:1). Рассказывая притчу о сеятеле и многие другие, Он сидел в лодке, в то время как Его многочисленные слушатели стояли на берегу (Мат. 13:1-3).
Иисус говорил о царстве небесном, или церкви, которую Он создаст. Он сравнивал это царство со следующими жизненными ситуациями.
- Сеятель бросил семена на разные типы почв.
- Один человек посеял доброе семя на своем поле, на котором также выросли и плевелы.
- Горчичное семечко, превращающееся в дерево.
- Женщина, заквашивающая три меры муки.
- Человек, продающий всё имущество для покупки поля, на котором он нашёл сокровище.
- Купец, ищущий большие и ценные жемчужины.
- Невод, которым поймали рыбу всякого рода.
Учение нашего Господа было простым, но в то же время понятным и убедительным!
В заключении необходимо лишь отметить, что притчи Иисуса – это шедевры наставления и воодушевления. Их внимательное изучение вознаградит вас благословением.
Обзор статьи для самостоятельного изучения
- Что такое «притча»?
- Перечислите четыре функции притчи.
- Перечислите три основные аспекта подготовки к изучению притчи.
- Какие четыре вида земли упоминаются в притче о сеятеле (Мат. 13)? Что символизирует каждый вид?
- Прочитайте притчу о драгоценной жемчужине (Мат. 13:45-46) и выразите её смысл в одном предложении.
- Какие события предшествовали трём притчам о грешниках (Лук. 15)?
- Какие две важные истины преподаются в притче о немилосердном рабе (Мат. 18)?
- Что не понимал богатый безумец в 12-й главе Евангелия от Луки?
- Что символизирует запасное масло в притче о десяти девах (Мат. 25)?
- Назовите два лжеучения, которые осуждаются истиной, изложенной в притче о десяти девах.
Таблица
| Притча | Книга | Краткое содержание | Главная мысль |
| О сеятеле | Мф. 13:3-9, 18-23 | Сеятель бросает семена на разные типы почвы. |
Разное отношение людей к учению Христа.
|
| О плевелах | Мф. 13:24-30, 36-43 | Хозяин поля сеет добрые семена, но враг подсевает плевелы. |
Царство Небесное, где добро и зло сосуществуют до Суда.
|
| О горчичном зерне | Мф. 13:31-32; Мк. 4:30-32; Лк. 13:18-19 | Маленькое горчичное зерно вырастает в большое дерево. |
Царство Небесное начинается с малого, но вырастает в великое.
|
| О закваске | Мф. 13:33; Лк. 13:20-21 | Закваска, положенная в тесто, поднимает его всё. |
Царство Небесное распространяется, проникая во все сферы жизни.
|
| О сокровище, скрытом в поле | Мф. 13:44 | Человек, нашедший сокровище, продает всё, чтобы купить это поле. |
Царство Небесное – величайшая ценность, ради которой стоит пожертвовать всем.
|
| О драгоценной жемчужине | Мф. 13:45-46 | Купец, нашедший жемчужину, продает всё, чтобы купить её. |
Царство Небесное – величайшая ценность, ради которой стоит пожертвовать всем.
|
| О неводе | Мф. 13:47-50 | Невод, заброшенный в море, собирает разную рыбу. |
Царство Небесное, где будут собраны все люди и будет произведён суд.
|
| О работниках в винограднике | Мф. 20:1-16 | Хозяин нанимает работников в разное время дня, и все получают одинаковую плату. |
Бог щедр и справедлив, и Его награда не зависит от времени обращения.
|
| О злых виноградарях | Мф. 21:33-46; Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-19 | Виноградари убивают слуг и сына хозяина виноградника. |
Отвержение Христа и последствия этого.
|
| О двух сыновьях | Мф. 21:28-32 | Отец просит сыновей пойти работать в виноградник. |
Важны не слова, а дела.
|
| О большом ужине | Лк. 14:15-24 | Хозяин зовет гостей на ужин, но они отказываются под разными предлогами. |
Приглашение в Царство Небесное, которое многие отвергают.
|
| О потерянной овце | Лк. 15:4-7 | Пастух оставляет 99 овец и идет искать одну потерявшуюся. |
Бог любит каждого человека и ищет заблудших.
|
| О потерянной драхме | Лк. 15:8-10 | Женщина ищет потерянную драхму и радуется, когда находит её. |
Бог радуется покаянию каждого грешника.
|
| О блудном сыне | Лк. 15:11-32 | Младший сын уходит из дома, тратит наследство и возвращается нищим. |
Любовь и прощение Бога к кающимся грешникам.
|
| О ничего не- стоящих рабах | Лк. 17:7-10 | Рабы, выполнившие свою работу, не заслуживают особой благодарности. |
Мы должны служить Богу из чувства долга и благодарности.
|
| О немилосердном рабе | Мф. 18:21-35 | Раб, прощенный господином, не прощает своего должника. |
Непрощение ближних делает невозможным прощение от Бога.
|
| О двух должниках | Лк. 7:41-43 | Два должника – один должен больше, другой меньше – оба прощены. |
Бог прощает всем. Но больше любит тот, кто больше осознаёт свою вину.
|
| О талантах | Мф. 25:14-30 | Хозяин даёт рабам таланты, и они должны их приумножить. |
Каждый человек должен использовать свои дары для служения Богу.
|
| О минах | Лк. 19:11-27 | Хозяин дает рабам мины, и они должны их приумножить. |
Каждый человек должен использовать свои дары для служения Богу.
|
| О богатом безумце | Лк. 12:16-21 | Богатый человек строит новые амбары, чтобы сохранить свой урожай. |
Нельзя полагаться на богатство, нужно богатеть в Бога.
|
| О друге в полночь | Лк. 11:5-8 | Человек просит у друга хлеба в полночь для гостя. |
Бог отвечает на настойчивые молитвы.
|
| О неправедном судье | Лк. 18:1-8 | Вдова просит у судьи защиты, и он, хотя и не хочет, помогает ей. |
Бог отвечает на настойчивые молитвы.
|
| О фарисее и мытаре | Лк. 18:9-14 | Фарисей молится о своей праведности, а мытарь о помиловании. |
Бог оправдывает смиренных и кающихся.
|
| О добром самарянине | Лк. 10:25-37 | Самарянин помогает пострадавшему на дороге, хотя и не обязан. |
Ближний – это каждый, кто нуждается в помощи.
|
| О бесплодной смоковнице | Лк. 13:6-9 | Хозяин хочет срубить смоковницу не приносящую плодов. |
Время для покаяния ограничено.
|
| О неверном управителе | Лк. 16:1-13 | Управитель, узнав о своём увольнении, хитростью обеспечивает себе будущее. |
Нужно использовать земные блага для приобретения вечных.
|
| О браке сына царя | Мф. 22:1-14 | Царь приглашает гостей на свадьбу сына, но многие отказываются. |
Приглашение в Царство Небесное, которое многие отвергают.
|
| О десяти девах | Мф. 25:1-13 | Десять дев ждут жениха, но пять из них не запаслись маслом для светильников. |
Нужно быть готовым к встрече с Христом в любой момент.
|
Библейская стилистика в толковании Писания
Изучение библейской стилистики играет ключевую роль в правильном толковании Священного Писания. Библия изобилует образными выражениями, которые необходимо уметь распознавать и правильно интерпретировать.
Неправильное понимание образного языка может привести к серьезным искажениям смысла Писания. Изучение библейской стилистики помогает раскрыть глубинный смысл текстов и понять их духовное значение.
В данном разделе мы рассмотрели основные темы, связанные с библейской стилистикой, включая введение в язык образов, распознавание образного языка, подмену буквального значения образным и наоборот, символичность Апокалипсиса, художественные сравнения, метафоры, метонимию, синекдоху, гиперболу и пролепсис, притчи Иисуса, а также образы и прообразы.
Изучение библейской стилистики – это важный шаг на пути к глубокому и правильному пониманию Священного Писания. Оно помогает увидеть за буквальным текстом его духовный смысл, избежать ошибок в толковании и обогатить своё духовное знание.
Перейти в раздел Библейская стилистика